Интеграция как проявление коллективной дипломатии в Латинской Америке. Борзова А.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) объединение экономического сотрудничества 11 государств Латинской Америки Целью организации является развитие.
Advertisements

СТАНОВЛЕНИЕ,СУЩНО СТЬИ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА.
ОБЪЕДИНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 11 ГОСУДАРСТВ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ. ЦЕЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.
Внешнеторговая политика зарубежных стран: цели, основные направления развития.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
В экономической сфере государства ставили перед собой определённые задачи, а именно: 1. стимулирование притока прямых иностранных инвестиций;2. повышение.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Выполнила ученица 11 А класса Попова Мария.
Международные отношения Международные организации.
1 Республика Казахстан, 2009 г. О процессе формирования Таможенного союза.
Европейский Союз Мировая экономика. Экономическая интеграция Начальная форма экономической интеграции - это зоны свободной торговли Европейский Союз стал.
Организация экономического сотрудничества и развития ( ОЭСР )
Международные отношения Международные организации.
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ.
Тема 15.Страны с переходной экономикой в мировом хозяйстве.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЕС 1951 Г. – СОЗДАНИЕ ЕОУС ГГ. – СОЗДАНИЕ ТАМОЖЕННОГО.
17 мая 2005 года Петрозаводск Экономический Совет при Главе Республики Карелия Доклад Министра экономического развития Республики Карелия А.В. Грищенкова.
Функционирование Таможенного союза и формирование Единого экономического пространства 722 группа.
Транксрипт:

Интеграция как проявление коллективной дипломатии в Латинской Америке. Борзова А.Ю.

Интеграционные процессы разной интенсивности охватили все континенты и регионы. По данным ВТО, в начале ХХI века в мире насчитывалось более 200 региональных торговых соглашений, которые контролировали практически всю мировую торговлю. Глобализация экономики приводит к совершенствованию форм и методов реализации международной интеграции. Ускорение интеграционных процессов связано с окончанием «холодной войны» и консолидацией мирового сообщества, восприятием мира как целостной системы. Создание качественно новой мировой инфраструктуры, международной транспортной сети и средств связи сокращение издержек на перемещение товаров и факторов производства, снижение степени экономических рисков, реальное перемещение рабочей силы, технологий и товаров в масштабах всего мира содействует развитию интеграции. Формы интеграции, зависящие от уровня, стратегии интеграции и ее конечной цели: Преференциальная зона, Зона свободной торговли (ЗСТ Таможенный союз, общий рынок, Экономическое сообщество, Экономический и валютный союз.

Международная экономическая интеграция нередко дополняется интеграцией политической, означающей создание наднациональных органов власти. Создание преференциальной зоны двух или более стран означает взаимное предоставление льгот. ЗСТ предполагает постепенное осуществление отмены ограничений на взаимное передвижение промышленных товаров при сохранении национального внешнеторгового режима в отношении третьих стран. Таможенный союз – поэтапная либерализация взаимной торговли и введение единого тарифа в отношении третьих стран. Общий рынок – отмена всех ограничений на взаимное перемещение товаров, капиталов, услуг, рабочей силы и введение единого внешнего тарифа (ТС и либерализация обмена услугами, капиталами и трудовыми ресурсами. Экономическое сообщество – это создание общего рынка и проведение единой политики в области сельского хозяйства, энергетики, промышленности, региональных проблем. Экономический и валютный союз – создание единого внутреннего рынка, полная гармонизация и унификация экономической и валютной политики вплоть до введения единой валюты, создания единого банка, осуществления единой внешнеторговой политик в отношении третьих стран Цели и методы осуществления интеграции формулируются в зависимости от формы объединения.

Экономическая роль интеграции: - расширяет экономическое пространство, -создает благоприятные условия для эффективного размещения производительных сил, - углубляет региональное разделение труда на основе сравнительных преимуществ отдельных стран, - создает возможности для производственного и научно-технического сотрудничества, - объединяет усилия стран –участниц в решении социально-экономических проблем и определении внешнеэкономической политики в отношении третьих стран Интеграционные процессы в Латинской Америке. Необходимость отхода от однобокой аграрно-сырьевой специализации, диверсификации хозяйства и развития промышленности в Латинской Америке стала особенно ясна в результате глубокого кризиса в начале 50-х годов. Для улучшения платежного баланса большинство стран значительно повысили таможенные барьеры, особенно на ввоз потребительских товаров, и провозгласили политику импортозамещающего производства.

Многочисленные теории и концепции международных отношений, господствовавшие в латиноамериканских странах, оказали влияние на формирование стратегии региональной интеграции, рассматривавшейся в качестве инструмента хозяйственного развития, укрепления экономической самостоятельности и обеспечения равноправного участия в мировом хозяйстве. Латинскую Америку называют экспериментальным полем, где были опробованы различные варианты и модели «догоняющего развития», как навязанные внешними рыночными силами, так и сформированные на основе позаимствованных идей кейнсианства (модель государственного капитализма или импортозамещающей индустриализации). Важным импульсом в развитии интеграции стало создание в 1948 году Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (ЭКЛА). В работах, посвященных интеграции, эксперты ЭКЛА разрабатывали схемы латиноамериканского сотрудничества, которое должно укрепить хозяйственную самостоятельность региона. Аналитики ЭКЛА во главе с Р. Пребишем разработали в 50-е годы «теорию развития», которая рассматривала слаборазвитость латиноамериканских стран как результат сложившегося к тому времени международного разделения труда, асимметричных связей между центром и периферией и ухудшения условий торговли.

Нейтрализация этих неблагоприятных для стран Латинской Америки факторов связывалась с реализацией стратегии импортозамещающей индустриализации и расширением внутрирегиональной торговли путем создания общего латиноамериканского рынка, который должен был стимулировать прогрессирующее развитие региональной торговли – ЭКЛА подготовила проект общего рынка для Латинской Америки, однако развитие интеграции пошло по пути создания субрегиональных экономических группировок. Ряд договоров с целью формирования ЗСТ или общего рынка. ЛАСТ – 11 стран, ЦАОР- 5 стран, Андский пакт – 5 стран, Карибская зона свободной торговли – 11 стран. «Теория зависимости», распространившаяся в 60-е годы, возлагала ответственность за сложившуюся систему господства и зависимости и усиливающееся неравноправие государств на мировую капиталистическую систему и ее центры силы. Был сделан вывод, что асимметрия в отношениях и слаборазвитость латиноамериканских стран стали результатом их включения в мировую капиталистическую систему.

Из этого вытекала необходимость изменения условий такой включенности посредством реализации «стратегии агрегированной мощи» (интеграция плюс совместные действия на международной экономической арене), что позволило бы добиться странам региона большей самостоятельности. Для «стратегии выживания» (конец 70-х -80-е годы), которая имела ярко выраженное политико-стратегическое содержание, вхождение латиноамериканских стран в иерархизированную международную систему представлялось возможным при следующих условиях: обладании необходимыми ресурсами; наличии стремящихся к независимости политических элит; благоприятной международной обстановке. Наличие всех трех элементов рассматривалось авторами «стратегии выживания» как необходимое условие для того, чтобы какая-либо социальная система могла рассчитывать на достижение реального самоопределения и самостоятельности. На основе этой стратегии возникают различные проекты создания интеграционных структур более высокого уровня, нежели прежние, предполагающие проведение общей согласованной политики, нацеленной не только на достижение экономического роста, но и на укрепление демократии, мира в регионе и наиболее благоприятное включение Латинской Америки в международную систему

На новом этапе интеграции, с начала 90-х годов, меняются не только условия ее осуществления, но и концептуальные подходы к этому процессу, его стратегия и направленность. Если раньше интеграция была ориентирована «внутрь», на регион, то теперь она больше направлена на мировой рынок, на создание условий для повышения конкурентоспособности национальных экономик в мировом хозяйстве. Новое понимание региональной интеграции в разработках ЭКЛАК представляло собой не альтернативу включения в мировое хозяйство, а основу для развития связей стран Латинской Америки с другими частями мира. Принцип «открытого регионализма», лежавший в основе АТЭС, поддержанный затем и ВТО, привлек внимание латиноамериканцев. Этот принцип предполагает развитие регионального сотрудничества, основанного на низких таможенных барьерах и открытости для мирового рынка.

Три периода в развитии интеграционных процессов в Латинской Америке. Первый период - замкнутый, «чисто латиноамериканский», включает 50-е – 70-е годы. Разработанные экспертами ЭКЛА концепции касались непосредственно только латиноамериканского региона, а в конце периода - упор делался даже преимущественно на национальных предпринимателей или на объединения госкомпаний, например, в сфере энергетики и энергоресурсов. Своеобразным итогом данного этапа может служить появление Латиноамериканской экономической системы (ЛАЭС) - нового мозгового центра региона, включавшего и Кубу. Второй «концептуальный» период, берущий начало с середины 70-х годов и охватывающий 80-е годы, связан с некоторым новым видением интеграции, так называемым «открытым регионализмом». Отныне ориентация на развитие «вовнутрь» сочетается с концепцией сотрудничества со странами других регионов и континентов и даже где-то оттесняется последней. Данная концепция нашла поддержку в системе ВТО, где лидирующую роль играли США и их основные экономические партнеры. Идею «открытого регионализма», предусматривавшую более широкую маневренность в интеграционных приоритетах и «скоростях» объединительных проектов, подхватили и аналитики ЭКЛАК.

Третий период - десятилетие 90-х годов, особенно его последний период - это время переосмыслений концепций «открытого регионализма» в Латинской Америке, причем не только в аналитических трудах экспертов ЭКЛАК и ЛАЭС, полагавших, что эффективное и устойчивое развитие региона невозможно без внутреннего взаимосцепления, но и практических действиях руководящих органов основных блоков. Этот процесс проходил параллельно тем изменениям в общих взглядах, которые касались глобальной неолиберальной концепции, сопряженной с немалыми негативными последствиями для стран региона (проблема внешней задолженности, рост безработицы, преступности, криминализация предпринимательской деятельности и т.д.). Региональная интеграция стала во многом вновь приобретать черты «латиноамериканской направленности». Обозначилась тенденция к сотрудничеству различных блоков непосредственно или путем подключения к блокам отдельных стран.

На многих межамериканских встречах и совещаниях, состоявшихся, в конце 60-х - начале 70-х годов отчетливо проявилась тенденция к созданию единого латиноамериканского блока против северного соседа. Так, например, в 1969г. на очередной сессии Специальной латиноамериканской координационной комиссии была разработана "Латиноамериканская хартия согласия", в которой были сформулированы требования стран региона к правительству США. Они включали увеличение объема американской помощи прежде всего на многосторонней основе с признанием права за страной-получателем самой определять очередность задач и цели ее использования; снижение процентной ставки по займам; подчинение национальным законам и интересам деятельности частных иностранных предприятий; установление справедливых цен на товары, экспортируемые Латинской Америкой. Первым практическим шагом реализации теоретических разработок ЭКЛА стало создание субрегиональной экономической группировки стран Центральной Америки. Экономическая группировка в составе Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Сальвадора, получившая название Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), начала функционировать с 1961 г., а в 1962 г. к ней присоединилась Коста-Рика, что и завершило организационное оформление группировки стран Центральной Америки.

В 1960 г. была создана самая крупная субрегиональная экономическая группировка - Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), участниками которой стали 11 государств - Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Чили, Эквадор и Уругвай. Эта субрегиональная группировка поставила перед собой задачу содействовать интеграции всех стран - участниц в сфере торговли, промышленности, расчетного и кредитного обслуживания. В 1980 г. ЛАСТ была упразднена, и вместо нее создалась новая организация - Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ). Причиной реорганизации ЛАСТ явилось отсутствие стимулов к региональному сотрудничеству. Страны-члены организации больше взаимодействовали с США, чем со странами региона. Однако ЛАИ, так же как и ЛАСТ, ориентировался почти на 90% на торговлю с третьими странами. На внутрирегиональную торговлю приходилось лишь 11% суммарного товарооборота стран-членов ЛАИ. В 1967 г. 14 небольших островных государств Карибского бассейна (кроме Кубы, Доминиканской Республики и Гаити) учредили Карибскую зону свободной торговли (КАРИКОМ), которая в 1973 г. была преобразована в Карибское сообщество с целью образования общего рынка стран-участниц. Карибское сообщество ("Кариком") было создано на основании Договора Чагуарамос. Он предусматривает политическое и экономическое сотрудничество суверенных членов сообщества, согласование их позиций по важнейшим международным политическим и экономическим вопросам, совместные выступле­ния на международной арене.

В экономической области намечено обеспечить хозяйственное сближение членов "Кариком" путем либерализации взаимной торговли, установления совместного внешнего таможенного режима (достижение общего рынка), проведение координации политики в области сельского хозяйства, инфраструктуры, туризма, валютной и кредитной сферах. В рам­ках "Кариком" действует ряд самостоятельных организаций: по торговому сотрудничеству - Карибский общий рынок (КОР); по кредитному -Карибский банк развития и Карибская корпорация развития и др. В мае 1969 г. создается Андский пакт (АП), в который первоначально вошли Боливия, Колумбия, Чили (вышла из АП в 1976 г.), Перу, Эквадор, а в 1973 г. присоединилась Венесуэла. Эта группа стран (примерно одинакового уровня развития), убедившись в том, что основные выгоды в ЛАСТ приходятся на долю наиболее развитых и крупных государств - Аргентину, Бразилию и Мексику, решила положить начало более узкому, субрегиональному процессу интеграции, который должен был гарантировать большую справедливость в распределении благ, получаемых от интеграции. Так, в апреле 1969г. министры иностранных дел Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая подписали соглашение о создании Объединения стран бассейна Ла-Платы. К ним присоединилась и Боливия. Внутри новой группировки не было единства, поскольку за господство в этом важном стратегическом и экономическом районе, боролись между собой Бразилия и Аргентина.

На совещании в Лиме в ноябре 1969г. страны - участницы Андской группы приняли декларацию, в которой заявили о своем суверенном праве на национальные природные ресурсы, осудили всякое вмешательство других государств во внутренние дела латиноамериканских стран, что имело очевидную антиамериканскую направленность. Андская субрегиональная группа предусматривала введение единых внешних тарифов, согласование экономической политики в отношении иностранного капитала посредством совместного программирования, развития производственных отраслей и инфраструктуры, мобилизацию внутренних и внешних финансовых ресурсов, предоставление специальных льгот менее развитым членам союза - Боливии и Эквадору и др. Однако региональные политические и экономические проблемы не позволили группе воспользоваться в полной мере преимуществами интеграции, поскольку на внутрирегиональную торговлю приходилось лишь 5% суммарного товарооборота стран - членов группы. Дальнейшим шагом в развитии интеграционных процессов можно рассматривать создание в октябре 1975 г. новой, региональной по своему характеру, организации - Латиноамериканской экономической системы (ЛАЭС), объединившей 25 стран региона, включая Кубу. Из 26 независимых стран региона на дату учреждения в ЛАЭС не приняло участия только Содружество Багамских островов

Основная задача ЛАЭС состояла в том, чтобы добиваться выработки общей позиции и проведения единых и согласованных действий латиноамериканских стран по вопросам, затрагивающим их интересы. Важным направлением деятельности ЛАЭС рассматривалась поддержка интеграционных процессов в регионе путем всемерного поощрения и развития коллективных акций, способствующих сближению и конвергенции различных интеграционных группировок. ЛАЭС - первая общерегиональная организация латиноамериканских стран, членом которой не стали США. Создание ЛАЭС отразило растущее стремление латиноамериканских государств к единству действий в защиту национальных интересов. Таким образом, интеграционные процессы в регионе на рубежи 70-х годов объективно имели своей целью видоизменить периферийный характер латиноамериканской экономики, модернизировать и включить ее в процесс мирового разделения труда на качественно иной – более симметричной (равноправной) основе. Однако из-за непоследовательности экономического курса правительств, неблагоприятной мировой конъюнктуры и вмешательства империалистических сил указанные процессы не получили завершенной формы.

Процесс экономической интеграции в регионе сопровождался серьезными трудностями и противоречиями и даже резко застопорился в 80-е годы – в период, получивший название «потерянное десятилетие». Кризис внешней задолженности и резкое ухудшение экономической ситуации вынудили латиноамериканские страны отложить реализацию новых идей. Возврат к ним произошел лишь в конце 80-х - начале 90-х годов, но уже в совершенно новой социально-экономической и политической обстановке. Сложность возникающих проблем в странах региона стала катализатором возрождения и активизации совместных действий. Последующее интеграционное десятилетие характеризуется не только количественными, но и качественными изменениями, серьезными структурными реформами. глубокой трансформацией политической и экономической ситуации в странах Латинской Америки. Во внутриполитической жизни стран региона большое значение имели происходившие почти одновременно процессы демократизации, переход от авторитаризма к демократическим формам правления. В экономическом плане на смену государственному регулированию экономики пришла модель открытой рыночной экономики, благодаря чему в Латинской Америке сложились более благоприятные условия для нейтрализации действия тех факторов, которые дали основание говорить о «потерянном десятилетии» 80-х годов.

Страны Латинской Америки, осознав, что экономическая модель, которая так долго применялась, провалилась, начали в одностороннем порядке осуществлять политику «открытия» своих экономик внешнему миру и стимулирования экономического роста, базирующегося на экспорте. Эта тенденция продолжалась на протяжении 90-х гг. ХХ века и имеет место по сегодняшний день. Выдвигается новая концепция региональной интеграции. Для этого была поставлена задача изменения прежнего стиля интеграции, нацеленной первоначально на замену импорта в рамках региональных рынков, что не соответствовало новой модели развития латиноамериканских стран. Разрабатывается четко сформулированная концепция «открытого регионализма». 90- е годы ознаменовались оживлением интеграционных процессов, реструктуризацией блоков с учетом появления новых мирохозяйственных реалий. Неолиберальная волна, охватившая страны региона, проявилась в усилении открытости экономики, в активном привлечении иностранных инвестиций. Либерализация внешнеэкономических связей была крупномасштабной. В политическом лексиконе латиноамериканцев, во внешнеполитических документах латиноамериканских стран постоянно фигурируют термины «латиноамериканская интеграция» и «освободительный латиноамериканизм». Эти понятия знаменуют новый подход латиноамериканцев к решению международных вопросов на основе общих интересов, отражают кризис панамериканизма, как идеологического постулата, направленного на обоснование доминирующего положения США в Западном полушарии, институционализируют создание ряда политических и экономических организаций латиноамериканских стран без участия США.

Новая интеграционная политика на континенте дала положительные результаты. Торговый обмен между наиболее развитыми странами региона стал расти, и создавались условия для подписания субрегиональных соглашений. Континентальная интеграция углублялась, т.к. частичные соглашения о либерализации делали более привлекательными рынки южноамериканских партнеров. Успехи, достигнутые в плане торгово- экономического сближения, заложили основу интеграции, охватившей весь регион. В 1990 г. создается «Группа трех», куда вошли Венесуэла, Колумбия и Мексика; возобновляет деятельность Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР); Андское сообщество наций, возникшее в результате преобразования Андского пакта; Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ). Кроме того, был заключен ряд двусторонних соглашений, которые оказали стимулирующее влияние на рост торговли и инвестиционных потоков между латиноамериканскими странами. В 1991 г. Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай подписали Договор Асунсьона, целями которого провозглашались создание единого рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР) со свободным перемещением в его пределах товаров, услуг и факторов производства, а также повышение конкурентоспособности блока в мировой экономике. Процесс становления МЕРКОСУР оказался длительным.

В июле 1986 г. Аргентина и Бразилия подписали Программу интеграции и экономического сотрудничества, которая была охарактеризована как «новая модель экономической интеграции», нацеленная на достижение более высокого уровня развития обеих стран. Программа экономического сотрудничества между Аргентиной и Бразилией стала качественно новой для Латинской Америки. Ее отличают комплексный характер и акцент не на торговом сотрудничестве, а на производственной кооперации, в первую очередь, в передовых наукоемких отраслях. За период гг. Аргентина и Бразилия подписали 24 двусторонних торговых протокола, а в декабре 1990 г. заключили в рамках ЛАИ Соглашение об экономическом сотрудничестве, систематизирующее все предшествующие двусторонние торговые соглашения. Большую заинтересованность в участии в интеграционных программах Аргентины и Бразилии наряду с Уругваем проявил Парагвай, тесно связанный экономически с этими странами. Парагвай становится участником интеграционного объединения стран Южного конуса после падения диктаторского режима в 1989 г.

Развитие субрегионального сотрудничества получило дополнительный импульс после провозглашения Дж.Бушем «Инициативы для Америк» на Саммите Америк-94, в котором приняли участие 22 президента и 12 глав правительств из 34 стран Западного полушария (все страны, кроме Кубы). Этот саммит единодушно одобрил создание к 2005 году Межамериканской зоны свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли», где, как отмечалось в принятой Декларации принципов, «будут постепенно ликвидированы барьеры на пути торговли и инвестиций». Эта инициатива была призвана укрепить позиции США в Латинской Америке, дать своего рода ответ на укрепление интеграционных тенденций и процессов в других регионах мира. «Инициатива для Америк» предусматривала структурирование новых внутриконтинентальных отношений, основывающихся на экономической ассоциации, нацеленной на содействие капиталовложениям, развитие взаимной торговли между странами континента и сокращение долгов латиноамериканских стран американскому правительству. В сфере торговли в долгосрочном плане планировалось создать континентальную зону свободой торговли АЛКА, а в кратко- и среднесрочном планах - постепенно либерализовать торговлю путем подписания между США и странами Латинской Америки двусторонних рамочных соглашений о торговле и инвестициях

Двухполюсная модель интеграции, где с одной стороны выступали США и НАФТА, а с другой – страны региона во главе с Бразилией, признанным лидером МЕРКОСУР, породила два различных подхода к проблеме формирования АЛКА. НАФТА превосходит МЕРКОСУР в 1,6 раза по размеру территории, в 1,8 раза по численности населения, в 8 раз по совокупному ВВП и в 9 раз по объему товарооборота. Такое превосходство позволяло США продвигать стратегию «НАФТА+», т.е индивидуальному присоединению латиноамериканских стран к НАФТА и распространению неолиберальных принципов на все страны региона. США выступали за ускорение переговорного процесса и в качестве нового варианта предложили «секторальный принцип» создания АЛКА, т.е. введение режима ЗСТ по отдельным секторам торгово-экономической деятельности. Это давало возможность не ждать заключения общего соглашения, добиваясь открытия тех секторов, которые представляли наибольший интерес для США. Одновременно откладывалось решение проблем, которые требовали уступок со стороны США (торговля аграрной продукцией, гарантии малым экономикам и т.д.) Основной преградой для воплощения надежд США стала Бразилия. В 2003 году эта страна на переговорах с США стала представлять все латиноамериканские страны. Бразилии удалось воспрепятствовать США заключить договор о создании АЛКА форсированными темпами, обеспечить выступление стран-членов МЕРКОСУР единым блоком на переговорах и настоять на «разноскоростном» процессе интеграции, где можно было учитывать различный уровень развития стран.

Бразилия предложила формулу «АЛКА - союз союзов», где конечная цель достигалась за счет всемерного развития субрегиональных интеграционных блоков, создания на основе МЕРКОСУР ЗСТ Южной Америки и впоследствии объединения с НАФТА. Для Бразилии американский проект АЛКА не выгоден, так как подразумевает потерю ее лидерства в регионе, или, как выражаются бразильские лидеры, потерю «роли, сопоставимой с ее территориями и размерами рынка». Аргентина и Бразилия, как и все латиноамериканские страны, в целом поддержали идею континентальной зоны свободной торговли. Но, опасаясь подрыва своего лидерства в Южной Америке, а также конкуренции со стороны товаров США в случае полного открытия национальных рынков, активизировали развитие МЕРКОСУР для укрепления своей экономики и усиления позиции в переговорах с США. Соединенные Штаты стали заключать Договора о свободной торговле с отдельными странами (Колумбия, Перу, Чили). Американской стратегии разобщения латиноамериканских стран Бразилия противопоставила политику ускорения сотрудничества стран Южной Америки в сфере интеграции. Энергичные действия Аргентины и Бразилии позволили остановить кризисные явления в МЕРКОСУР и начать стабилизацию в регионе. Президенты 12 стран региона одобрили курс на создание «зоны свободной торговли Южной Америки», а в 2003 году АСН и МЕРКОСУР подписывают соглашение об экономическом взаимодополнении с целью создания ЗСТ.

В 21 веке латиноамериканская региональная интеграция приобретает новые черты. Такие новые формы мировых потрясений, как региональные валютно-финансовые кризисы, порождают необходимость коллективного противодействия. Здесь следует отметить проведение декабря 2008 года (г.Коста-ду-Сауипе, Бразилия) первого в истории саммита государств Латинской Америки и Карибского бассейна, в котором приняли участие представители 33 стран региона, включая и Кубу. Впервые почти за 200 лет независимости Латинской Америки на встречу такого уровня не были приглашены представители ЕС и США. Этот региональный форум, состоявшийся без участия США, но при участии Кубы, ознаменовал начало нового этапа межгосударственных отношений среди стран Латинской Америки и Карибского бассейна и дало новый импульс развитию региональных интеграционных процессов. Экономический кризис прервал пятилетний экономический устойчивый рост стран региона, который составлял в среднем 5,3% в год, и проведение социально ответственной экономической политики. За период годов около 52 миллионов человек в Латинской Америке смогли улучшить уровень жизни и отойти от черты бедности, но кризис может отбросить регион от достигнутой макроэкономической стабильности.

Для защиты экономических и социальных достижений латиноамериканские банки (Межамериканский Банк Развития (МАБР), Межамериканская Инвестиционная Корпорация (IDB/IIC), Карибский Банк Развития (CDB), Андская Корпорация Развития (СAF), Центральноамериканский Банк Экономической Интеграции (CABEI) объединили свои усилия, чтобы совместно предоставить кредит в 90 млрд долларов странам региона. Совет директоров МАБР одобрил 15 апреля 2009 года грант в 1,5 млн евро на разработку программ по улучшению инвестиционного климата и ускорения промышленного процветания в Латино-Карибской Америке Процесс интеграции в МЕРКОСУР стал самым динамичным в регионе. МЕРКОСУР оказал положительное воздействие на качественные показатели внешней торговли стран – членов, способствовал росту промышленного экспорта. Одна из основополагающих идей МЕРКОСУР – всемерное повышение эффективности торгово-производственной сферы, технологическое обновление отраслей производства. В МЕРКОСУР в последние годы значительное внимание стало уделяться проблеме асимметричного развития. В 2006 году было одобрено создание Структурного Координационного Фонда МЕРКОСУР (FOCEM). В рамках FOCEM принимаются 4 программы по развитию малых экономик, а также неблагополучных районов Бразилии и Аргентины. Новым шагом в развитии интеграционных процессов становится создание Южноамериканского Союза Наций (УНАСУР) (2004).

В конституции УНАСУР (2008) подчеркивается, что интеграция является решающим шагом для укрепления многостороннего сотрудничества и господства права в международных отношениях при создании многополярного мира, где будут господствовать равенство, суверенитет и культура мира в пространстве, свободном от ядерного оружия и оружия массового уничтожения. Венесуэла предложила свое видение интеграции в регионе – проект АЛЬБА (ALBA) – Боливарианскую Альтернативу для Латинской Америки. Вокруг проекта Альба объединились пять латиноамериканских стран – Венесуэла, Боливия, Никарагуа, Куба и Доминика. Этот проект ориентирован на такую модель интеграции, где ее механизмы должны содействовать экономическому и социальному развитию, направленному на искоренение бедности и выравнивание уровня жизни латиноамериканских народов. АЛЬБА представляет собой альтернативу договорам о свободной торговле, в основе которой лежат три основных принципа – оппозиция реформам свободного рынка, отсутствие ограничения для регулирующей роли государства в процессе либерализации экономики, гармонизации отношений между государством и рынком. В рамках этого проекта создано региональное телевидение ТЕЛЕСУР для укрепления взаимодействия Венесуэлы, Аргентины, Уругвая и Кубы и присоединения новых членов.

Второе направление проекта предусматривает создание концернов Петрокарибе, Петроандина, Петросур для использования нефтяных ресурсов на благо стран региона. С подписанием Энергетического Договора в 2001 году в Каракасе, проведения Первого Энергетического саммита Южной Америки в 2007 году формируется новый сценарий для региональной интеграции. Таким образом, в среде латиноамериканских стран на современном этапе можно выделить три различных взгляда на либерализацию торговых отношений и формирование интеграционных объединений. Первый выражают те страны, кто имеет заключенные торговые соглашения с США (Колумбия, Перу, Чили), и выступают за создание зоны свободной торговли, принимая в качестве образца модель НАФТА и /или присоединение к НАФТА по принципу «НАФТА+1». Вторую точку зрения отражают те, кто выступает за более умеренную модель либерализации торговли. Эту точку зрения поддерживают и страны-члены МЕРКОСУР, К третьей группе относятся страны, которые не проявляют интереса к либерализации торговой политики и выступают за альтернативный вариант региональной интеграции. Это, прежде всего слабые в экономическом плане страны Карибского бассейна.