АДАПТИВНЫЙ ПРОФЕССИОГЕНЕЗ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ ВРАЧА П. И. Сидоров, академик РАМН Институт ментальной медицины СГМУ, г. Архангельск Всероссийская научно-практическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Advertisements

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Чудина Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы МОУ Дмитриевщинской ООШ 2010г. Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания.
Реализация гражданского и патриотического воспитания учащихся в условиях образовательного учреждения Факультет повышения квалификации руководителей образовательных.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
1. Всеобщая декларация прав человека; 2. Конвенция о правах ребенка; 3. Конституция Российской Федерации; 4. Закон РФ "Об образовании"; 5. Закон РФ "Об.
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА В НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ проф.
МГОСГИ МГОСГИ Из опыта организации сопровождения деятельности психологической службы образовательных учреждений.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
«Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». «Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов»
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Социальная политика региона Курс осуществляет: кандидат исторических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Бауэр Елена Александровна Трудоемкость.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
ГОУ ВПО Волго – Вятская Академия государственной службы НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА.
Система социальной защиты детства Цикл Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Цикл Б.3. Профессиональный цикл Курс осуществляет: кандидат исторических.
Правовые основы организации школьного ученического самоуправления.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Подготовка педагогов для инклюзивного образования В.В. Рубцов ректор ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Транксрипт:

АДАПТИВНЫЙ ПРОФЕССИОГЕНЕЗ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ ВРАЧА П. И. Сидоров, академик РАМН Институт ментальной медицины СГМУ, г. Архангельск Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии», 22 – г., г. Москва

Российское общество в настоящее время переживает духовно- нравственный кризис. Государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Россия начала ХХI века

Традиционные основы воспитания и образования подменяются более современными, западными: христианские добродетелихристианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного трудапедагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничениецеломудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвованиелюбовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуреинтерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

АДАПТИВНЫЙ ПРОФЕССИОГЕНЕЗ АДАПТИВНЫЙ ПРОФЕССИОГЕНЕЗ – это нормативное биопсихосоциальное профессиональное развитие личности (П. И. Сидоров, И. А. Новикова, 2010). СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ – долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности (H. Frendenberger, 1974). НЕВРАСТЕНИЯ НЕВРАСТЕНИЯ – невротическое расстройство, характеризующееся повышенной утомляемостью, раздражительностью, головной болью, депрессией, бессонницей, затруднением концентрации внимания и утратой способности радоваться (G. Beard, 1868). ДЕСТРУКТИВНЫЙ ПРОФЕССИОГЕНЕЗ ДЕСТРУКТИВНЫЙ ПРОФЕССИОГЕНЕЗ – это психосоматосоциальные нарушения, вызванные негативным влиянием профессиональных факторов (П. И. Сидоров, Ю. К. Родыгина, 2009). Диагностическая эволюция профессиональной деформации

«Семь лет я врачом. С каждым годом все больше обращаешься в развалину-неврастеника; пропадает радость жизни и любви к ней; пропадает, еще страшнее, отзывчивость и способность горячо чувствовать … На душе смутно и как-то жутко пусто. С ужасом чувствую, что я болен, болен тяжело и серьезно. Уже два последних года я замечал, как у меня все больше выматываются нервы, но теперь только ясно понял, до чего я дошел.» Записки врача г. В.В. Вересаев (1867 – 1945)

ДЕСТРУКТИВНЫЙ ПРОФЕССИОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ острые стрессовые расстройства посттравматические расстройства депрессивные расстройства соматоформные расстройства неврастения тревожно-фобические расстройства зависимые расстройства профессиональная деформация личности СОМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ психосоматические заболевания профессиональные заболевания (сердечно-сосудистые заболевания, гепатит и др.) острые и хронические интоксикации анестетиками и другими препаратами заболевания опорно-двигательного аппарата СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ моббинг нарушения социализации и развития личности трудоголизм социальные нарушения, вызванные зависимыми расстройствами преходящая социальная дисфункция социальная дезадаптация (легкая, умеренная, выраженная) социальная деградация

ДЕСТРУКТИВНЫЙ ПРОФЕССИОГЕНЕЗ НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Деэтизация и дегуманизация профессионального сознания: обеднение внутреннего мира врача; утрата осознания себя и своего пациента духовной личностью; овеществление восприятия больного как совокупности анализов; утилитарно-потребительское отношение к больному; деформация клинического мышления врача (фельдшеризм, психологизм, биологизм); нивелирование психотерапевтического воздействия и синтонности; подмена общения техническими манипуляциями; клиническая картина болезни вытесняет личность больного из сознания врача; сведение этики делового общения с больным к профессиональным шаблонам и штампам; истеродемонический ренессанс с отказом от традиционной медицины в пользу оккультных и парапсихологических учений; формирование экономической зависимости от агрессивной экспансии фарминдустрии; трансформация врачебной практики в циничный бизнес.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Профиль специальности Автор, годРаспространенность (средние значения) Стоматология Ларенцова Л.И., 2002; Врагина С.А.,2007; Фокина Т.Ю., % - 90 % 81 % Психиатрия, наркология психотерапия Скугаревская М.М., 2002; Юрьева Л.Н., 2004; Макарова Г.А., 2006; Малыгин В.Л. и соавт., 2006; Лукьянов В.В., 2007; Гафарова Н.В., % % 66,0 % Интенсивная терапия Миронов П.И., Асафьева Н.В., 2007; Назаров И.П., 2008; Гафарова Н.В., ,0 % - 82,3 % 65,2 % Онкология Ramirez A.J. et al., 1995; Taylor C. et al., 2005; Соболева Е.А., Глобенко Г.М., 2006; Косимовская Н.А., 2008; Оленникова М.Е., % - 96 % 54,6 % Общесоматичес- кая медицина Deckard G.J. et al., 1992; Крячкова О.В. и соавт., 2006; Парпалей И.А., Володий М.А.,2007; Золотухина Л.В., Шадрина И.В., % - 80 % 53,2 % Преподаватели Беребин М.А., 1996; Кутузова Д.А., 2006; Сидоров П.И., Новикова И.А., 2008; Курапова И.А ,0 % - 72,1 % 48,6% ХирургияГафарова Н.В., 2008; Губин А.И., Евдокимов В.И., ,0 % - 45,0 % 30,0 %

Сегодня очевидно, сколь несостоятельна псевдо-гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все проблемы. Главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала России является возрождение системы духовно-нравственного воспитания.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009) «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – … процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей».

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности); - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); - нравственной позиции (способности различения добра и зла, проявления самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли). Духовно-нравственное воспитание, это формирование у студента и врача:

16 марта 2011года на заседании Ученого совета СГМУ было принято решение о создании Общественного факультета ментального здоровья Сопредседатели попечительского совета: митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил и академик РАМН, Почетный доктор СГМУ А.Г. Чучалин

Факультет аккумулировал мультидисциплинарные подходы к духовно- нравственному воспитанию в рамках общественно-государственного и государственно- частного партнерства с Архангельской митрополией и бизнес-сообществом В составе факультета работают 5 отделений: 1. Духовного образования, 2. Православной медицины, 3. Демографической политики, 4. Защиты общественного здоровья и противостояния социальным недугам, 5. Православной психологии и психотерапии

Ментальное здоровье - состояние психического благополучия человека, которое позволяет ему реализовать собственный потенциал, помогает противостоять стрессу, продуктивно работать и вносить свой вклад в развитие общества (ВОЗ, 2001) Ментальность – способ видения мира, сформированный в процессе воспитания, образования и обретения жизненного опыта в конкретной культурной среде. Ментальность – матрица (мишень) в сознании, на которую и направлено духовно-нравственное воспитание и образование по программам медицинской этики. Измеряется «Индексом ментальной экологии личности».

Факторы Автор Образ жизни Среда обитания Генети- ческие Здраво- охранение Мента- льность Лисицын Ю.П. (1987) 49–5317–2018–208–10- Алексеев С.В. (1991) 50–5210–2018–2510–20- ВОЗ (1992) Петленко В.П. (1996) 40– Рубцов А. В. (2005) Коренева М. Р. (2005) Сидоров П.И., Новикова И.А. (2008) Составляющие здоровья, %

Программа НИР: научное обоснование системы показателей учета и анализа деятельности образовательных медицинских учреждений для разработки государственных прогнозов развития медицинского образования Научный руководитель – академик РАМН В.И. Стародубов Руководитель – д.м.н. И.Л. Андреева Исполнители: «ГЭОТАР-Медиа», Сам.ГМУ,Сев.ГМУ.

Для повышения эффективности нравственного воспитания студентов необходима разработка «Инновационной комплексной блочно-модульной программы медицинской этики» для медвузов страны. Глобальная платформа программы – «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека» ЮНЕСКО (2005), с принципами которой согласились 191 государство. Матрица программы – «Базовая учебная программа по биоэтике» ЮНЕСКО.

Цель программы: организация целенаправленного и систематического обучения медицинской этике в процессе непрерывного образования и врачебной деятельности для применения этических принципов Всеобщей декларации об этике и правах человека. Основная идея: блочно-модульный принцип построения программы с целью учета специфики этапа медицинского образования и особенностей целевых групп.

Блоки программы выделяются исходя из определения целевых групп для: – студентов-медиков – студентов, участвующих в исследованиях, объектом которых является человек (лабораторные животные) – медсестер – аспирантов – ординаторов – врачей – врачей, участвующих в клинических исследованиях новых препаратов – членов этических комитетов – и др. Модули входят в состав блоков и их число определяется в зависимости от цели и содержания, а также целевой группы.

Признаки инновационности программы 1.Наличие инвариантного модуля: обучение строится вокруг провозглашенных в Декларации принципов биоэтики, которые не вызывают разногласий. 2.Наличие вариативной части программы, включающей модули, где обучение может строится вокруг конкретных медицинских проблем, которые по-разному решаются в различных государствах. 3.Наличие дополнительных модулей, содержание которых значительно расширяет рамки биоэтики. 4.Наличие синергетической методологии системного мониторинга образовательной среды, оценивающей эффективность программы

ФГОС ВПО «Общественное здравоохранение» Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: ОК-8 «способность и готовность к организации продуктивного взаимодействия с представителями различных слоев населения, в том числе, и группами риска».

Общенаучный цикл – 36 ч. / 1 з.ед. Профессиональный цикл – 36 ч. / 1 з.ед. Всего по магистратуре «Общественное здравоохранение» - 72ч. / 2 з.ед. Всего по международной магистерской программе «Общественное здравоохранение» в АМШОЗ (с 2007г. Университет Тромсе, Норвегия) – 180 ч. / 5 з.ед.

ФГОС ВПО «Лечебное дело» Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: ОК-8 «способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну».

Гуманитарный, социальный и экономический цикл (20% трудоемкости) Базовая часть –Философия (36 ч.) –Биоэтика (72 ч.) –История медицины (23 ч.) –Психология и педагогика (22 ч.) Вариативная часть –Деловое общение (72ч.) Всего по циклу: 225ч. / 6,25 з.ед.

Математический, естественнонаучный цикл (5% трудоемкости) Базовая часть –Нормальная физиология (12 ч.) –Фармакология (12 ч.) –Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия (15 ч.) Вариативная часть –Экология (6 ч.) Всего по циклу: 45ч. / 1,25 з.ед.

Профессиональный цикл (10% трудоемкости) Базовая часть ч. Вариативная часть – 64 ч. Всего по циклу: 684ч. / 19 з.ед. Дисциплины –Клиническая фармакология –Психиатрия, медицинская психология –Акушерство и гинекология –Педиатрия –Онкология, лучевая терапия –… Всего по специальности «Лечебное дело» ч. / 26,5 з.ед.

ФГОС ВПО «Сестринское дело» Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: ОК-8 «осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности».

Гуманитарный, социальный и экономический цикл (20% трудоемкости) Базовая часть –Философия (22 ч.) –Психология (36 ч.) Вариативная часть –История медицины и сестринского дела (14 ч.) –Медбиоэтика (72 ч.) Всего по циклу: 144ч. / 4 з.ед.

Математический, естественнонаучный цикл (5% трудоемкости) Дисциплины (базовая часть) –Нормальная физиология (8 ч.) –Фармакология (6 ч.) –Общая патология (8 ч.) Всего по циклу: 45ч. / 1,25 з.ед.

Профессиональный цикл (10% трудоемкости) Базовая часть ч. Вариативная часть – 126 ч. Всего по циклу: 450ч. / 12,5 з.ед. Дисциплины –Здоровый человек и его окружение –Психология в профессиональной деятельности –Педагогика с методикой преподавания –Сестринское дело Всего по специальности «Сестринское дело» ч. / 17,75 з.ед.

Медицинская этика, формирующая этическую модальность ментальности врача и «этическую диагностику» состояния больного, становится новой парадигмой развития медицинской науки и клинической практики

Спасибо за внимание!