Социокультурная природа образования, его общечеловеческий и конкретно-исторический характер 1.Смыслы понятия «образование» и основные определения. 2. Социокультурная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Advertisements

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Федеральный государственный.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
«Формирование нравственных ценностей и жизненных ориентиров у обучающихся в контексте новых нормативных документов» ( закон «Об образовании» принят Государственной.
Правовое регулирование отношений в сфере образования Гептина О.С., методист КГБОУ НПО ПЛ 2.
Сравнительная характеристика основных понятий «Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ»
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Воспитание как педагогический процесс.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Ф едеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Заведующий П.А. Харюшина Старший воспитатель Т.А. Григорьева.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Транксрипт:

Социокультурная природа образования, его общечеловеческий и конкретно-исторический характер 1.Смыслы понятия «образование» и основные определения. 2. Социокультурная природа образования. 3. Основные направления в философии образования. 4. Конкретно-исторический характер образовательных систем. 5. Образование как преодоление отчуждения.

Гессен … каждой философской дисциплине соответствует особый отдел педагогики в виде как бы прикладной ее части. … борьба различных педагогических течений между собою есть только отражение более глубоких философских противоречий. … изложить философские основы педагогики – значит … вскрыть заложенный в них философский смысл. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ онтология образования логика и методология образования феноменология образования аксиология образования этика образования

Наторп Глубокий синтез знаний о человеке как субъекте образования способствует развитию подлинного «философского педагогического мышления», способности увидеть специфически человеческое в каждом ученике, в многообразных формах отношений к миру, в развитии способности оценивать уникальность сознания и личности в целом. … в концепциях многих известных педагогов педагогика и философия остаются одна возле другой, никак не дополняя друг друга.

Философия образования – это ответ на кризис образования, кризис традиционных научных форм его осмысления и интеллектуального обеспечения, исчерпанность основной педагогической парадигмы. Объективный вектор формирования образовательной парадигмы задается современным историческим контекстом, суть которого в переходе от техногенной к антропогенной цивилизации, иными словами – к информационному (постиндустриальному) обществу.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Контекстуальное (смысл понятия выясняется благодаря его неоднократному употреблению вместе с другими, известными словами и выражениями) Образование – это достояние личности; это процесс обретения личностью своего достояния; это социальный институт, существующий для того, чтобы помогать всем гражданам обрести такое достояние. Классическое (указывает, к какому роду принадлежит объект, и дает видовое отличие) Образование как достояние личности является подсистемой индивидуальной культуры личности. Операциональное (предлагает измерительные процедуры, посредством которых можно найти значение измеряемой величины) Например, определение образования в Законе РФ «Об образовании».

«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правовое регулирование отношений в сфере образования 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства; 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования РФ с системой образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим ФЗ, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Образование предполагает преднамеренную передачу действительно ценного знания нравственно приемлемыми способами. Быть образованным – значит: 1) владеть неким целостным объемом знаний и представлений; 2) быть преобразованным этими знаниями и представлениями; 3) предпочитать определенные стандарты или нормы, неявно заложенные в освоенных им способах понимания мира; 4) иметь собственную познавательную позицию. Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается. Макс фон Лауэ

Объектом исследования философии образования является становление и развитие индивидуальной культуры в поле культуры сообщества. Любое взаимодействие потенциально образовательно, но на деле по- настоящему оказывают влияние только те из них, которые становятся значимыми для личности. Посредством общения с очень многими текстами, а стало быть, с людьми, их породившими или перетолковавшими, человек формирует индивидуальную культуру. «Эти стремительные взмахи рук, которыми человек отвечает на свое бедствие, и есть культура – плавательное движение. Только в таком смысле культура отвечает своему назначению – и человек спасается из своей бездны… Необходимо, чтобы все привычные средства спасения вышли из строя, и человек понял: ухватиться не за что. Лишь тогда руки снова придут в движение, спасая его». Ортега-и-Гассет

Смысл любого высказывания опосредован всем контекстом культуры: сам язык неявно выражает то понимание мира (тоже во многом неявное), которое в ней содержится. Освоение строя родного языка совершается бессознательно. Бессознательно усваиваемая структура родного языка определяет способ восприятия мира и познавательный стиль. Гипотеза лингвистической относительности Сепира – Уорфа, утверждает, что различия во взглядах на реальный мир, существующие у разных народов, определяются разницей в структуре языков. Спонтанная составляющая всегда присутствует в образовании, поскольку всегда есть личный интерес и случайности жизни. СепирУорф

Появление в истории системы образования связано с необходимостью сохранения культуры. Зарождение образовательных учреждений было связано с необходимостью организации встречи активных носителей культуры с теми, кто призван был ее унаследовать.

Оригинальные тексты уходят из школьной жизни, их место занимают всякого рода толкования, комментарии, интерпретации. Дифференциация наук стимулировала предметность в преподавании, что со временем нашло свое отражение в системе педагогического образования.

Образование – это особая сфера социокультурной практики, обеспечивающей передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как компонент становления личности. Это не только деятельность, направленная на достижение различных прагматических целей, т.е. развитие интеллекта, но и способность свободно выбирать такие нравственные цели, которые по необходимости одобряются всеми и могут быть в то же время целями каждого. Свобода есть субстанция духа, а дух есть результат развития логического понятия – спекулятивного единства субъективного и объективного – высшей формы человеческого знания. Достижение этой точки есть цели и завершенность всякого образования. Кант Гегель

Человек разрывает с непосредственным и природным. «Взятый с этой стороны, он не бывает от природы тем, чем он должен быть», и поэтому он нуждается в образовании. Общая сущность человеческого образования состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом. Образование как подъем ко всеобщему является тем самым задачей человека. Эта задача требует пожертвовать ради общего особенным.

Образовывать – значит, прежде всего, выставлять образец и устанавливать предписание или формировать уже имеющиеся задатки… Но это условие должно иметь своей основой веру в непререкаемое могущество неколебимого разума и его основоположений. Выступая способом человеческого существования, образование, с одной стороны, способствует утверждению субъективности, а с другой – обеспечивает возможность достижения согласия и солидарности с другими людьми. Гадамер Хайдеггер

Просвещение с самого начала было обременено роковым для него стремлением к господству – к господству над природой и господству над другими людьми. Эти два типа господства взаимосвязаны, и именно они, поставив себе на службу разум, превратили его в неразумие, а свободу – в порабощение. …анимизм одушевлял предметы, индустриализм опредмечивает души… «Диалектика Просвещения» (1947) Хоркхаймер Адорно

Фуко «методологической» предпосылкой гуманитарных наук было ни что иное, как прямое карательное воздействие на тело (природу) – практики инквизиции, и технологически опосредованный контроль за телом (природой) – пенитенциарные практики. «Надзирать и наказывать» (1975) ДопросОпрос, зачет-экзамен Постоянный надзор, открытость для досмотра Контроль за получением, усвоением и трансляцией знаний. Классно-урочная система, школьная регламентация Наказание Классификация учащихся в зависимости от уровня усвоения знаний (успешные – неуспешные). Образовательный ценз ПриговорОценка

Модель героя Стремление использовать знания для достижения власти над людьми, управления людьми или безоговорочного принятия власти знания. Культ «отличника». Модель святого Путь личности – это путь максимального приближения к Богу, очищения и просветления человеческой души. Знание используется для утверждения власти над людьми и над собой от имени Бога. Модель индивидуалиста Личностью является не только герой или святой, но и каждый человек только благодаря своей неповторимой индивидуальности. Главная характеристика личности – умение делать индивидуальный выбор. Образовательные последствия этого связаны с приданием образованию максимальной вариативности

Образование, понятое во всей полноте его форм и смыслов, реализуется как бесконечный процесс соотнесения теоретического и практического. МендельсонКант «Что такое Просвещение?» Свидетельство недостатка Просвещения – это лишь частное применение разума (ограниченное профессией или должностными обязанностями). Истинное же Просвещение – это общественное (публичное) применение разума, вследствие чего происходящее может стать предметом критического переосмысления.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: Н. Винер М. Кастельс 1) Цифровые технологии; 2) Электронная микроинженерия; 3) Новые коммуникационные технологии. + Достижения в области бионаук и медицины (молекулярной биологии, генетике, биомедицине и т.д.)

Строя свои отношения с информацией на новых принципах, человек информационного общества выходит на новый уровень эволюции, когда физическое и интеллектуальное развитие разделяются в пространстве-времени и перестают быть связанными между собой. Источник информации1985 г.Сейчас ТелевидениеОт 3 до 10 программБолее 150 программ Радиостанции УКВ-Более 30 Интернет-От 10 до 100 Мбит/с ТелефоныВ среднем 10 на 100 человек Более 150 на 100 человек (с учетом мобильных) Домашние средства просмотра фильмов -Практически в каждой семье Компьютеры-Практически в каждой семье

С новыми информационными технологиями индивид сталкивается в самом раннем детстве, когда, еще не умея ходить, он воспринимает информационные потоки телевидения, радио, телефонов, компьютеров и т.д. ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА Для «экранного» мышления характерно сращение логического и образного, понятийного и чувственно- наглядного. «Экранная страница» – это то, что подвижно, многозначно, управляемо. Постоянно включенный диалог с экраном.

Постфигуративная культура: дети учатся у своих предшественников. В такой культуре каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими – это схема будущего для их детей. Маргарет Мид Кофигуративная культура: и дети, и взрослые учатся у сверстников. Появление нового признается полезным и становится узаконенным, разрабатываются специальные процедуры внедрения новшеств. Префигуративная культура: взрослые учатся у своих детей. Ускорение развития приводит к тому, что на протяжении жизни одного поколения появляются новые технологии, которые взрослые вынуждены перенимать у своих детей, если хотят не отстать от жизни.

Новое отношение к знанию имеет форму отношения производителей и потребителей товаров, т.е. стоимостную форму. РаньшеТеперь Дидактика обеспечивала воспроизводство знания: 1) Студент – не выбирает. 2) Эксперт владеет достаточной информацией и передает ее. 3) Выпускник становится экспертом, владеющим информацией. Дидактика обеспечивает циркуляцию знания: 1) Студент выбирает. 2) Эксперт предлагает модели работы с информацией. 3) Выпускник приобретает компетенцию обработки и организации информации.

Цель образования осталась прежней (подготовить к будущей профессиональной деятельности ), но задачи и средства изменились. РаньшеТеперь Знания как самоценность, безотносительно к их непосредственному, утилитарному, приложению. Знание есть лишь инструмент для применения, для достижения жизненного успеха. Знание исходило из необходимости целостного видения мира, общества, природы. Образование дает частные технологии решения конкретных проблем. Подготовка, исходя из прежнего опыта. Подготовка, исходя из прогнозов будущего. Ориентация человека на удовлетворение своих потребностей через «человеческие качества», прежде всего общение. Удовлетворение потребностей через социальные, технологические и технические «сверхчеловеческие» средства, т.е. технологии.

Если совокупность всего материального называется в философии материей, то совокупность всего идеального называется, как правило, сознанием. Философский идеализм говорит о том, что человеческое сознание – это маленькая часть мирового сознания. Этот термин обозначает некое духовное, разумное начало, находящееся вне человека и не зависящее от него. Это мировое сознание можно назвать божественным, т.е. сознанием Бога, его также можно назвать мировым разумом или абсолютной идеей. Все материальное – это проявление, воплощение или инобытие (иная форма существования) идеального. Познание мира, представляющее собой бесконечное сознание, вполне возможно, ведь в нас представлена его частица, с помощью которой мы можем приобщиться к нему. Платон Гегель

Идеализм в образовании Цель жизни и обучения – преобразовать обычного человека в человека идеального. И этот идеал достигается деятельностью Всеобщего разума. Согласно идеализму разум существует независимо от окружающей среды, но среда стимулирует его деятельность. Разум подчиняется своим собственным законам, живет собственной жизнью. Мозг – инструмент разума, его слуга, но не хозяин. Объяснить деятельность разума можно не с помощью психологических или материальных законов, а с помощью анализа его творений. Педагог пытается побудить, стимулировать деятельность разума ученика посредством собственной личности. Задача учителя состоит в том, чтобы «дать старт поезду разума». Чувства долга и ответственности, не создаются в человеке, а пробуждаются в нем. Для человека нравственность – это выбор, который подразумевает свободу.

…понятия поясняются на основе представления об их возможных следствиях. …истина – это кредитный билет, который имеет силу только в определенных условиях. …познание есть инструмент успешной деятельности. Пирс Джеймс Дьюи

Прагматизм в образовании Человек познает не внешний мир, а закономерности его развития. Процесс познания ограничен личным опытом индивидуума. Личный опыт ребенка составляет основу учебного процесса в школе. Посредством опыта происходит постоянная реконструкция мира во внутренней активности и реакциях, которые базируются на выборе. Выбор же диктуется определенными потребностями человека. В глубинах Я таится источник творчества, уникальность индивидуума. Внутреннее Я должно свободно выявляться. Познание – это формирование своего собственного взгляда на мир. Поскольку учение – это сугубо индивидуальный процесс, идущий в глубинах Я, то и содержание учебного материала должно определяться учеником. Поэтому в школе не должно быть деления обучения на предметы. Такое деление мешает интеграции теории и практики. Для каждого года обучения выбирается интегральная тема.

Религиозная философия в образовании Маритен Постоянное и неизменное записано в тех великих книгах, которые сопровождают людей с древних времен. Их изучение – первая задача учебных заведений. Не отрицая пользу научных данных о человеке и мире, образование не может целиком на них основываться. Наука не отвечает на вопросы: что такое человек, какова его сущность и ценности. Школа слишком рациональна без духовности, а обыденная жизнь – слишком иррациональна без веры и разума. Необходим синтез веры и разума, дающий чистый духовный мир. Именно в нем следует искать источник знания, любви, жизни и свободы. Область воспитания – это «естественная мораль», которая удовлетворила бы как верующих, так и не верующих. Это моральный опыт человечества, вечные ценности, получившие отражение в работах величайших поэтов, писателей, философов.

Человек потому и не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Человек – это, прежде всего, проект, который переживается субъективно. Сартр В-себе-бытие Для-себя-бытие Негация (Проект) настоящеебудущее

Иммануил Кант – создал трансцендентальный идеализм, написал книгу «Критика чистого разума» Студентка – прочитала русский перевод книги Канта, кое-что поняла, а большую часть – нет Но можем ли мы считать (в экзистенциальном смысле), что Кант – великий философ, а она – нет?

Экзистенциализм в образовании Личность растворяется в толпе. Толпа стирает, размывает Я личности, навязывает чуждые ей стандарты и ценности. Чтобы обрести свободу, личность должна иметь свой ориентир и большой духовный потенциал. Ощущение «пограничности» существования освободит личность, даст ей возможность осознать значимость жизненного выбора. Если мы ищем истину, то мы должны обратиться к нашим собственным чувствам, нашей собственной ситуации, нашей собственной душе. Истина – это то, что уникально в конкретном существовании каждого человека. Учитель призван снабжать детей разнообразными ситуациями и создавать условия выбора. Особое внимание уделяется совершенствованию коммуникации между учащимися. Учитель должен так усовершенствовать связи между учащимися, чтобы каждая личность воспринималась и как участник общего процесса обучения, и, одновременно, признавалась ее свобода и исключительность.

Каптерев В конце концов, мы учимся не для школы, а для жизни, мы в ней желаем выступать деятелями. Рутинная школьная система, постоянно смотрящая назад, а не вперед, будет плохо подготовлять к жизни, к усвоению и правильной оценке ее новых приобретений, и школа, таким образом, легко может оказаться как бы вне жизни… К настоящему времени резко обострился конфликт между утилитарным технократическим взглядом на образование (с установкой на измеримые результаты учения и требованием подготовки учеников к рынку труда), с одной стороны, и потребностью демократического общества обеспечить возможности для индивидуального развития, с другой; между признаваемой многими необходимостью личностного роста в системе образования и повсеместно распространенной установкой на трансляцию знаний; между требованием свободы учения и жесткими формальными рамками традиционной системы.

характер, самоконтроль, мудрость веков, дисциплина, умственные способности, производство, тренировка ума, основные предметы рост и развитие, деятельность, интерес, свобода, потребности учащегося, целостная личность, социальное и эмоциональное согласование, школа как сообщество Во-первых, традиционное образование предназначено для стабильного социального устройства, которого давно не существует; во-вторых, ребенку навязываются стандарты, предметное содержание и методы работы взрослых, которые абсолютно чужды учащимся, находятся далеко за пределами их жизненного опыта. Джон Дьюи

«Освобождение от школ» Школьная система сегодня выполняет триединую функцию, характерную для могущественных церквей. Она является хранилищем социальных мифов, средством узаконения этих мифов, и центром ритуальных действий, воспроизводящих и поддерживающих эти мифы. Иллич Школа вводит людей в «миф постоянно производимых ценностей» или «миф бесконечного потребления». Как только мы привыкаем к тому, что нам необходима школа, любая наша деятельность ставится в зависимость от других специализированных общественных институтов. Школьное знание приобретает форму упакованного, готового к употреблению товара, поэтому его эффективность в решении человеческих проблем всегда будет ограничена теми самыми технологическими рамками, для поддержания и сохранения которых оно и создается.

Иллич И. «Освобождение от школ»: «Учащийся научается путать преподавание с учением, продвижение из класса в класс с образованием, диплом с компетентностью, а бойкость речи со способностью сказать что-то новое. Его воображение вышколено – в нем обслуживание занимает место цели». «Необходимо принять законы, запрещающие дискриминацию по продолжительности полученного школьного обучения». «Нехватка преподавателей практических навыков создается верой в важность лицензий. Однако лицензирование и сертификация являются формами рыночной манипуляции и вызывают доверие только у «зашколенных» людей». «Мы не сможем начать реформу образования, пока не поймем, что ритуал школьного обучения не обеспечивает ни индивидуального учения, ни социального равенства. Мы не сможем преодолеть потребительский характер нашего общества, пока не осознаем, что обязательное государственное образование с неизбежностью воспроизводит такое общество, чему бы в нем ни учили».

Фрейре «Педагогика угнетенных» Сам понятийный аппарат, который приходится использовать обычным людям, предоставлен им их угнетателями. Люди говорят на языке, который закрепляет их подчиненное положение и не позволяет им размышлять о том, как по-настоящему должен жить человек. Человеческое существование не может быть безмолвным, оно также не может быть вскормлено фальшивыми словами. Существовать по- человечески значит самому называть мир и изменять его. Диалог между людьми – единственная форма общения, в которой отсутствует подавление одного человека другим. Диалог предполагает взаимность, доверие, открытость и желание совместно учиться. Всему этому противостоит монолог с его изолированностью, недоверием к человеку, наполненностью предписаниями, жесткостью и авторитарностью.