Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко ВАРНАЛИЙ Захарий Степанович, д.э.н., профессор, г. Ирпень, 01-05.07.2013 г. V Симпозиум ВАРНАЛИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государство и экономика 1. Две школы… 2. Задачи 3. Методы.
Advertisements

Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Основы теории и методологии государственного регулирования экономики.
Экономика и государство. Роль гос. в экономике. Командно- Административная экономика Стихийный рынок Смешанная экономика.
SME-Toolkit Project Ukraine Business Technologies Development Center Межрегиональная конференция Механизмы и новые направления в.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Экономика и государство. 1. Экономические функции государства Экономическая политика государства – процесс реализации его экономических функций путём.
Презентация по предмету: «Региональная экономика и управление» на тему: «Основные угрозы экономической безопасности.» 2011.
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Экономика и государство. Экономические функции государства Рыночная экономика Условие эффективности: Активная регулирующая роль государства Конкретные.
Партийный проект. Актуальность проекта Коррупция в Украине является одной из серьезных угроз жизнедеятельности государства и общества, национальной безопасности.
Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Экономика современной России гг. План Предпосылки и направления реформ Либерализация экономики Макроэкономическая стабилизация Структурные преобразования.
Понятие, назначение и состав государственной политики
Валютно Финансовый механизм в современном мире 900igr.ne t.
Курсовая работа по дисциплине Финансы и кредит на тему Финансовая политика 2011г.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Транксрипт:

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко ВАРНАЛИЙ Захарий Степанович, д.э.н., профессор, г. Ирпень, г. V Симпозиум ВАРНАЛИЙ Захарий Степанович, д.э.н., профессор, г. Ирпень, г. V Симпозиум НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УКРАИНЫ В КОНТЕКСТЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ

Безопасность – это степень (уровень) защищенности от негативного влияния внутренних и (или) внешних факторов. Опасность – это объективная возможность негативного влияния на определенное явление, систему, механизм, социальный организм, в результате чего ему может быть нанесен урон, что приведет к упадку, кризисному состоянию или катастрофе. Угроза – это конкретная и непосредственная форма опасности или совокупность негативных факторов. Безопасность – это степень (уровень) защищенности от негативного влияния внутренних и (или) внешних факторов. Опасность – это объективная возможность негативного влияния на определенное явление, систему, механизм, социальный организм, в результате чего ему может быть нанесен урон, что приведет к упадку, кризисному состоянию или катастрофе. Угроза – это конкретная и непосредственная форма опасности или совокупность негативных факторов.

Налоговая безопасность – это степень (уровень) защищенности фискальной сферы от внутренних и внешних угроз Налоговая безопасность – это состояние системы налогообложения, обеспечивающее гарантированно- стабильное пополнение государственного бюджета, с целью направленного социально-экономического развития Критерии налоговой безопасности – оценка состояния налогообложения с точки зрения выполнения основных функций налогов и налогообложения Налоговая безопасность – это степень (уровень) защищенности фискальной сферы от внутренних и внешних угроз Налоговая безопасность – это состояние системы налогообложения, обеспечивающее гарантированно- стабильное пополнение государственного бюджета, с целью направленного социально-экономического развития Критерии налоговой безопасности – оценка состояния налогообложения с точки зрения выполнения основных функций налогов и налогообложения

Место Украины в рейтинге легкости ведения бизнеса Мирового банка Место Украины в рейтинге легкости ведения бизнеса Мирового банка Рейтинги по категориям 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год Изменени е в 2013 г. по сравнени ю с 2012 г Сложность ведения бизнеса, общая оценка По субиндексам: регистрация бизнеса регистрация собственности налогообложение подключение к системе электроснабжения выполнения обязательств по контрактам процедура банкротства и ликвидации получение кредитов внешняя торговля получение разрешений на строительство защита прав инвесторов

Институциональные деформации (угрозы) – это качественные исскревления институционных форм экономической системы 1. Теневая парадержава 2. Теневая экономика 3. Коррупция 4. Рейдерство 5. Непроизводительный отток капитала 1. Теневая парадержава 2. Теневая экономика 3. Коррупция 4. Рейдерство 5. Непроизводительный отток капитала

ТП - это образование макроэкономического уровня государственного типа, в котором, в результате высокого уровня коррупции и тенизации, государственные услуги и общественные блага распределяются по рыночным принципам. В таком образовании окончательно формируются и эффективно действуют коррупционные рынки государственных услуг и общественных благ. ТП - это образование макроэкономического уровня государственного типа, в котором, в результате высокого уровня коррупции и тенизации, государственные услуги и общественные блага распределяются по рыночным принципам. В таком образовании окончательно формируются и эффективно действуют коррупционные рынки государственных услуг и общественных благ. рынок административно-хозяйственных решений; рынок государственных должностей; неформальную кадровую политику; рынок государственных привилегий; тенизированную избирательную систему; рынок государственной защиты прав и свобод граждан; рынок государственного образования и науки и т. п. ТЕНЕВОЕ ПАРАГОСУДАРСТВО ВКЛЮЧАЕТ: ТЕНЕВОЕ ПАРАГОСУДАРСТВО ВКЛЮЧАЕТ:

Противоречия: «государство – рынок»; «власть – бизнес»; «налоговики – налогоплательщики» – извечные противоречия. Механизмы решения противоречий: 1. Подчинения интересов государства бизнесу – социально-экономическое следствие – сростание власти и бизнеса, развитие коррупции. 2. Подчинения интересов бизнеса государству – социально-экономическое следствие – тенизация экономики. 3. Консолидация интересов государства и бизнеса – на основе диалога государства и бизнеса, развития частно-государственного партнерства и т.д. Социально-экономическое последствие – эффективная реализация интересов государства и бизнеса.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Стратегическая неопределенность Институциональная неупорядоченность Отсутствие системного подхода в реформировании Сырьевая экспортная ориентация Неопределенность внешнеэкономической политики Узурпация власти олигархическими группировками РЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Социальный популизм Популистский либерализм ПОСЛЕДСТВИЯ Рост коррупции и теневой экономики ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Стратегическая неопределенность Институциональная неупорядоченность Отсутствие системного подхода в реформировании Сырьевая экспортная ориентация Неопределенность внешнеэкономической политики Узурпация власти олигархическими группировками РЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Социальный популизм Популистский либерализм ПОСЛЕДСТВИЯ Рост коррупции и теневой экономики

ТЕНЕВОЕ ПАРАГОСУДАРСТВО = ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТЕНИЗАЦИИ + ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КОРРУПЦИИ ТЕНЕВОЕ ПАРАГОСУДАРСТВО = ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТЕНИЗАЦИИ + ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КОРРУПЦИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ – это противоречия между растущими потребностями субъектов хозяйствования и ограниченными возможностями легального общественного производства. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ – это противоречия между растущими потребностями субъектов хозяйствования и ограниченными возможностями легального общественного производства. это экономическая деятельность субъектов хозяйствования, которая не учитывается, не контролируется и не облагается налогами государством и (или) направленная на получение дохода путем нарушения действующего законодательства. это экономическая деятельность субъектов хозяйствования, которая не учитывается, не контролируется и не облагается налогами государством и (или) направленная на получение дохода путем нарушения действующего законодательства.

политическая неопределенность, недоверие к действиям власти, высокий уровень бюрократизма; недостаточность институционального обеспечения экономической политики; неэффективность управления государственной собственностью и защиты прав владельцев; системные недостатки налоговой политики ( в т.ч. непредсказуемость и непрозрачность государственной политики в фискальной сфере); несбалансированность государственной регуляторной политики; несовершенство бюджетной политики; деформация структуры занятости; слабость судебной власти. политическая неопределенность, недоверие к действиям власти, высокий уровень бюрократизма; недостаточность институционального обеспечения экономической политики; неэффективность управления государственной собственностью и защиты прав владельцев; системные недостатки налоговой политики ( в т.ч. непредсказуемость и непрозрачность государственной политики в фискальной сфере); несбалансированность государственной регуляторной политики; несовершенство бюджетной политики; деформация структуры занятости; слабость судебной власти.

неравномерность развития рыночного хозяйства; избыточная дифференциация общества на бедных и богатых; противоречие между быстроменяющимися условиями рыночного хозяйства и действующим законодательством; противоречие между законодательной и морально- этической нормами предпринимательства; противоречия в политической системе, которые представлены властью и бизнесом; потребность в выживании населения в сложных условиях становления рыночных отношений; создание искусственного дефицита ресурсов; промедление в принятии решений.

подрыв социального доверия и верховенства права; разрушение социальной морали и чувства справедливости у населения; препятствие функционированию рынка и деформация нормальных систем распределения; снижение гражданской ответственности; усиление социальной напряженности в регионах; разочарование в эффективности государственной политики и тому подобное.

усовершенствование правового поля в сфере борьбы с коррупцией в соответствии с международными стандартами; минимизация вмешательства государства в дела рынка, решения существующих экономических проблем рыночными методами; воспитание у граждан, предпринимателей ответственности перед государством и гражданами; обеспечение прозрачности процессов приватизации и транспарентности использования вырученных от продажи государственного имущества средств; создание условий для выведения основной массы активов, задействованных в теневой экономике, в легальное пользование; обеспечение контроля в сфере ведомственной кадровой политики органов государственной власти.

стратегическая определенность институциональная упорядоченность инвестиционно-инновационная модель развития социальная ориентация экономики усиление влияния демократических институций на экономическую политику, в частности: 1. Национализация власти олигархических кланов 2. Дерегулирование экономики 3. Прозрачная приватизация и реприватизация 4. Демонополизация экономики 5. Детенизация экономики

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ДЕТЕНИЗАЦИИ – существенное снижение уровня тенизации экономики путем легализации теневых капиталов, создания благоприятных условий для привлечения их в экономику.

«амнистия» капиталов некриминального происхождения, которые направляются в инновационную сферу и др. приоритетные сектора; внедрение налоговых стимулов к накоплению и инвестированию средств в инновационный сектор; реальное упрощение разрешительных процедур относительно осуществления предпринимательской деятельности; внедрение имеющихся теоретических разработок относительно выявления полулегальных финансово-промышленных группировок и ликвидации выявленных схем иллегализации капитала; обязательное обоснование источников происхождения денежных средств при покупке товаров, стоимость которых превышает определенную предварительно определенную сумму; привлечение к реализации стратегии легализации представителей международных организаций, специализированных на противодействии нелегальному ведению хозяйства и тому подобное.

Спасибо за внимание!