ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Гармаева Т.В., к.псх.н., доцент кафедры «Психология детства» ПИ БГУ Единственная возможность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Уровни освоения инноваций в педагогической деятельности.
Advertisements

Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор его профессионального развития.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Учебная мотивация, как показатель результативности образовательного процесса.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
Особенно актуальной проблема самообразования учителя стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Организация воспитательной работы в ГБОУ СОШ 317 Принципы построения воспитательной работы.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА. ТЕМА: «Овладение эффективными технологиями взаимодействия с родителями как условие профессионального саморазвития.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
Лекция 4 Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
Методическая служба как механизм развития профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения 1.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
МКОУ «Думиничская средняя общеобразовательная школа 3» «Методическая служба образовательного учреждения- учителю новой школы»
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Гармаева Т.В., к.псх.н., доцент кафедры «Психология детства» ПИ БГУ Единственная возможность заставить человека сделать что-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это (Д. Карнеги).

Происходящие в последнее время стремительные перемены в жизни нашей страны и связанная с ними объективная необходимость освоения каждым учебным заведением нового социального, экономического и правового статуса, а также беспрецедентное в истории российского образования расширение потока педагогических и управленческих инноваций поставили руководителей образовательных учреждений перед необходимостью создания новых систем управления. Это в свое время потребовало переосмысления предназначения системы управления образовательных учреждений вообще и каждой из их подсистем (в том числе и подсистемы управления развитием инновационной деятельности педагогов) в частности.

В своих исследованиях ученые отмечают, что изменения в содержании и организации образовательных учреждений, их инновационная направленность тесно связаны с деятельностью педагогов, так как педагог как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в сфере просвещения. Процессы изменений образования и общества требуют от него переориентации сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой (инновационной) деятельности. Различные аспекты развития и становления инновационной деятельности педагога отражены в новой области научного знания – педагогической инноватике.

Данная проблема разрабатывалась многими учеными. В трудах Гоноблина Ф.Н., Годника С.М., Завзягинского В.И., Кондратенкова Е.А., Кузьминой Н.В., Сластенина В.А., Фридмана Л.М. отражены общие и специальные особенности творческой (инновационной) педагогической деятельности. В работах К.Ангеловски, Горбуновой Н.В., Кларина М.В., Поташника М.М., Полякова С.Д., Хамерики О.Г., Шамовой Т.И., Юсуфбековой Н.Р. представлены проблемы теоретико- методического характера, относящиеся к инновационной и творческой педагогической деятельности (критерии оценки нового, традиции и инновации).

В инновационных образовательных преобразованиях особенно высоки требования к уровню теоретических знаний и практической подготовки учителя. Он должен уметь направлять учебно- воспитательный процесс на личность воспитанника, выстраивать свою профессиональную деятельность так, чтобы каждый ученик имел неограниченные возможности для самостоятельного и высокоэффективного развития. А это в принципиально других измерениях определяет проблематику и содержание профессиональной и личностной подготовки педагога, актуализирует необходимость создания педагогических систем, ориентированных на инновационную деятельность, и, соответственно, на поиск новых подходов к подготовке будущего педагога.

Речь идет о том, что во время обучения он должен приобрести: развитое творческое воображение; устойчивую систему знаний, раскрывающих сущность, структура и виды инновационной педагогической деятельности; умение целенаправленно генерировать новые нестандартные идеи с использованием интеллектуальных инструментов и механизмов самореализации; психолого-педагогические знания об освоении и внедрении инновационных процессов в системе образования; специальные психолого-педагогические методы, приемы и средства, использование которых дает возможность активно включаться в инновационную педагогическую деятельность.

Все это предполагает реализацию индивидуально-творческого подхода к обучению, просвещению педагогов Основное назначение индивидуально- творческого подхода заключается в создании условий для самореализации личности педагога, выявления и развития ее творче­ских возможностей, собственных взглядов. Реализация творческого потенциала личности педагога связана с механизмами внутренней активности субъекта, продуктивностью подсознательных процессов и проявлением креативности. От богатого творческого потенциала зависит уровень креативной самореализации и саморазвития.

Творческий потенциал как динамическая структура личности педагога включает комплекс креативных способностей, проявляющихся в творческой деятельности, а также комплекс психических новообразований личности на протяжении ее развития. Среди критериев креативности выделяют следующие: оригинальность, гибкость, чувствительность к проблемам, самостоятельность, независимость, открытость, спонтанность.

В структуре творческого потенциала педагога выделяются потенциальный и актуальный образ творческого поведения, обобщенное представление о себе как творческой личности. В основе проявления индивидуальности лежит механизм самоактуализации потенциальных возможностей человека. Процесс перехода потенциальных возможностей человека в актуальные, составляя внутренний, прежде всего психофизический, план развития личности, означает самоактуализацию как механизм развития. Содержательные компоненты самоактуализации определяют конкретные особенности личности, являющиеся потенциальными, процессуальные указывают на те действия, которые актуализируют, выявляют данные особенности.

Реализация индивидуально-творческого подхода предполагает, прежде всего, формирование у учителя идеального образа собственного «Я», каким я должен стать. Это, в свою очередь, связано с перестройкой мотивационной сферы, переводом должного в делаемое, в потребности личности. Результатом такой перестройки являются возникновение цели «внутри себя», осознание личностного смысла своей деятельности. Категория «индивидуальность» становится основополагающей для развития творческой личности.

Исследование условий развития творческой личности педагога также связано с анализом специфики, структуры, особенностей и технологий развития инновационной деятельности учителя. Инновационная деятельность, являясь социально- педагогическим феноменом, выступает важнейшей особенностью педагогического труда и характеризует сложную сущностную взаимосвязь общей культуры педагога, его творческого потенциала и профессиональной направленности.

Теоретическая модель инновационной деятельности учителя содержит в себе такие структурные и функциональные компоненты, как мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный. Системообразующим фактором готовности учителя к инновационной деятельности является потребность в преобразовании, совершенствовании педагогической деятельности через опосредованное отношение к своей профессии и к воспитанникам.

Инновационный подход к процессу профессионально-педагогической подготовки реализуется путем изменения технологий педагогического процесса, которые стимулируют вносить позитивные изменения в существующую культуру и социально-педагогическую среду. Такой подход вызывает активный отклик на возникающие в профессиональной деятельности учителя проблемные ситуации, постоянное стремление к переоценке ценностей.

Инновационность - это, прежде всего, открытость, проницаемость для иного, отличного от собственного, мнения. Речь идет о готовности и умении педагога отнестись к своей позиции не как к единственно возможной и истинной. Умение координировать свою точку зрения с другими, осознание собственной субъективности развиваются на протяжении всей жизни человека.

Существенной характеристикой принципа инновационности является диалогичность, обеспечивающая равенство психологических позиций взаимодействующих сторон. Сотрудничество и сотворчество в инновационном процессе предполагает отказ от менторского дидакта и утверждение иного типа отношений: совместного поиска и анализа результатов. Совместность в данном случае не означает отказа от самостоятельности. Речь идет о другом - об отказе от позиции, что твое мнение, подход единственно возможные и правильные.

Учитель должен не только усваивать не некий монолит готового бесспорного знания, но и приобщаться к «драме идей», развивать свое сознание, проигрывая эту драму, становясь активным ее соучастником. Мышление в сотворчестве развивает способность к внутреннему диалогу - основе самосознания и самопознания, способность к проблематизации общения, к лабильности его способов и легкости смены позиций.

Такие изменения несут с собой новый тип организации мотивационной сферы личности. Учитель преобразует широкий спектр мотивов, стимулирующих познание и научную деятельность. Мотивы самоактуализации, сотворчества, самопознания и преобразования творчества формируют общую креативность личности педагога.

Но самое важное новообразование, которое несет учителю новая ситуация общения, - это способность к созданию новой позиции личности в отношении к миру, к психолого-педагогической науке, к самому себе. Он освобождается от авторитарных претензий на единственную точку зрения, открывается всему богатству форм педагогического опыта. Новый тип общения помогает гуманизировать отношения, освоить многообразные типы познания, принципы и способы метадисциплинарного мышления Именно в возможностях преодоления ригидности мышления посредством сотворчества инновационное обучение дает опору становлению нового образа и новой позиции.

Проблемы внедрения инновационных процессов в ОУ Прежде всего, приходится отметить, что педагогические коллективы образовательных учреждений находятся на достаточно низком уровне восприимчивости к педагогическим инновациям, слабо развита мотивационная готовность к освоению нового, знания педагогов в области педагогической инноватики характеризуются как несистемные и поверхностные. Таким образом, налицо противоречие между существующим заказом на творческую (инновационную) деятельность педагогов образовательных учреждений с одной стороны и имеющимися трудностями в практическом выполнении этого с другой стороны.

Основная проблема педагогической практики: Тем самым остро встает вопрос о необходимости осуществления планомерного, системного и эффективного управления процессом формирования готовности педагогов образовательных учреждений к инновационной деятельности.

В рамках данной работы необходимо: изучать процесс управления образовательными учреждениями в режиме развития; теоретически выстраивать модель управляющей системы формирования готовности педагогов образовательных учреждений к инновационной деятельности; выявлять критерии, методы диагностики уровней готовности педагогов образовательных учреждений к инновационной деятельности; определить условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности педагогов образовательных учреждений к инновационной деятельности; разрабатывать программы (как инструмент управления) формирования готовности педагогов образовательных учреждений к инновационной деятельности.

Однако самой главной задачей профессионального развития педагогов выступает формирование мотивационной готовности к восприятию и внедрению инноваций в педагогической практике. Мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом – как совокупность мотивов. В третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Мотивация – это опредмеченная потребность. То есть, когда становится понятно в виде чего хочется удовлетворить насущную потребность.

Факторы, определяющие инновационную активность педагогов, психологи разделяют на две группы: внешние факторы, по отношению к субъекту инновационного процесса; внутренние, связанные с индивидуально-психологическими и личностными особенностями новаторов (ценностные ориентации, уровни тревожности, самоактуализации, контроль).

Практика показывает, что человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. Говоря о внешней мотивации необходимо принять во внимание, что обстоятельства, условия приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания. Поэтому внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние.

Этому процессу посвящены самые различные психолого-педагогические и обучающие тренинги по формированию мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности. Кроме того, можно использовать различные формы методической работы.

Среди них: консультации, обучающие семинары, тематические педагогические советы (в форме мозгового штурма деловой игры и т.д.); работа методического совета (как элемент развития внутренней информационной системы, информирования коллектива о новинках в педагогической прессе, что позволяет всегда держать коллектив в центре событий); работа учителей в школьных и районных методических объединениях (и, как следствие, внесение передовых идей в деятельность коллектива ОУ); открытые уроки (бинарные, интегрированные, уроки – семинары и другие); творческие отчёты учителей – предметников, классных руководителей и воспитателей; предметные недели (как элемент популяризации предметов); методические оперативки; единые методические дни. И т.д.

Для всех этих форм в любом случае характерна не только рефлексия, но и атмосфера свободы и независимости открытого общения. Важную роль здесь играет также открытость своего «Я», собственного мира. Педагогическая среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я». В рамках инновационного обучения необходимо создавать условия самораскрытия, осуществляется право на индивидуальный творческий вклад, личностную инициативу.

Изменение относительной роли инноваций и традиций в структуре инновационного обучения, обращенного к будущему, предлагает модификацию типа отношений между педагогами и учащимися. Эти отношения утрачивают характер принуждения, подчинения власти традиции. Они не могут быть ни чем иным, как отношениями сотрудничества, взаиморегуляции, взаимопомощи равных. В процессе учения преобладающим становится творческое начало, индивидуально-личностное своеобразие подхода к проблеме, к способам ее решения. Главная ценность отношений - сотворчество учителя и ученика. Противоречие между репродуктивными и творческими компонентами учения разрешается посредством их согласования, гармонизации при ведущей, селективной роли творческого компонента.

Вопрос: Как бы вы хотели чтобы к вам относились в процессе реализации подобной работы по формированию у вас мотивационной готовности к инновационной деятельности? Какие принципы данная работа должна предполагать?

Для организации этой деятельности разрабатывается система работы, основными принципами которой являются: развитие личности учителя через мотивацию к профессиональному росту; целостность и аналитичность в оценке педагога, школьников и их совместной деятельности; личностно-ориентированный подход к учителю; мотивация педагогических работников; гуманность и демократичность взаимоотношений администрации и педагогов; перманентный (непрерывный) мониторинг труда учителя, оценка и последующее повышение квалификации, что делает процесс практически непрерывным.

Среди основных путей повышения квалификации в школе модно назвать: Заочное обучение в ВУЗах тех педагогических работников, у которых нет высшего педагогического образования. Курсы повышения квалификации всех видов. Аттестация педагогических работников. Дистанционные курсы и дистанционное обучение.

Повышение качества профессионального уровня педагогического мастерства учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Всю работу в образовательных учреждениях необходимо планировать так, чтобы были созданы условия, при которых происходит формирование и развитие личности учителя, его профессиональный рост.

Для организации непрерывного образования педагогов используются разнообразные формы работы: работа по темам самообразования; участие в творческих группах по интересам; участие в конкурсах профессионального мастерства; постоянно действующий режим консультирования; регулярное информирование о новациях в образовании.

На основе соотношения и степени проявления этих показателей готовности к инновационной деятельности выделяют интуитивный, репродуктивный, поисковый, творческий (производительный) уровни её сформированности.

Интуитивный уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Педагоги, которых за особенностями их мышления и практической деятельности причисляют к этому уровня сформированности готовности, относятся к инновационной проблематики в качестве альтернативы традиционной практике. Основой такого отношения является эмоциональная, интуитивная настрой на восприятие нового потому, что оно новое, а не глубокие теоретические знания особенностей инновационной идеи или анализ педагогической практики, которая на этой идее базируется. Педагогическая рефлексия у них не сформирована.

Репродуктивный уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Эта категория педагогов хорошо знакома с теоретическими основами, содержанием, конкретными методиками педагогов-новаторов, нередко применяет элементы этих систем в собственной педагогической деятельности. Однако использование инноваций в их педагогической практике является спорадическим (неупорядоченным), ситуативным. Отдельные педагоги считают, что новые технологии могут быть применены только их авторами. Педагогическая рефлексия в них выражена недостаточно.

Поисковый уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Педагоги, которых причисляют к этой группы, пытаются работать по-новому, воплощая в собственной деятельности известные технологии и методики учебно- воспитательной работы. Они охотно идут на эксперимент, не скрывают ни своих успехов, ни ошибок, открыты для публичного обсуждения, осмысления педагогических инноваций.

Поисковый уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Педагоги, которых причисляют к этой группы, пытаются работать по-новому, воплощая в собственной деятельности известные технологии и методики учебно- воспитательной работы. Они охотно идут на эксперимент, не скрывают ни своих успехов, ни ошибок, открыты для публичного обсуждения, осмысления педагогических инноваций.

Творческий уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Педагоги, которые творчески относятся к инновационной деятельности, имеют широкие и содержательные знания о новых научных и новаторские подходы к обучению и воспитанию, владеют новейшими технологиями и создают собственные. Реализация творческого потенциала в инновационном процессе для многих из них является важнейшим ориентиром деятельности.

Готовность к инновационной педагогической деятельности формируется не сама по себе, не в виртуальных рассуждениях, а во время педагогической практики, аккумулируя все накопленное на предыдущем этапе, достигая благодаря этому значительно высшего уровня. Это означает, что каждый предыдущий уровень готовности является предпосылкой формирования новых.

Своевременное, объективное выяснение уровня сложившейся готовности конкретного педагога к инновационной деятельности дает возможность спланировать работу по развитию его инновационного потенциала, который является важным компонентом структурных профессиональных качеств.

Спасибо за внимание и совместную работу по повышению профессиональной компетентности! Удачи в профессиональной деятельности и личной жизни! Творческих успехов и интересных профессиональных идей! ДО ВСТРЕЧИ!