ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Московский мониторинг одаренности 2012 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Advertisements

1. Определить последовательность проезда перекрестка
Прогноз результатов I этапа Программы развития образования.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Типовые расчёты Растворы
Анализ раздела 13 « Реализация мероприятий комплекса мер по модернизации общего образования»
Результаты проведения региональных диагностических контрольных работ по русскому языку, математике и физике для учащихся 9 и 11 классов в общеобразовательных.
Итоги учебного года МОУ « СОШ 54» Подготовила зам. директора по УВР Харитонова Т.В.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Итоги проведения контрольных диагностических мероприятий Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа учебный.
Набор игр Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает.
Методическая разработка (5 класс) по теме: педконсилиум по адаптации обучающихся второй ступени
Педагогический совет «О выполнении требований Закона об образовании в РФ. Перспективы развития школы, цели и задачи ее деятельности»
Рисуем параллелепипед Известно, что параллельная проекция тетраэдра, без учета пунктирных линий, однозначно определяется заданием проекций его вершин (рис.
Ф. Т. Алескеров, Л. Г. Егорова НИУ ВШЭ VI Московская международная конференция по исследованию операций (ORM2010) Москва, октября 2010 Так ли уж.

Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ «Порядок проведения олимпиад школьников» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 285 от г.(с изменениями.
Транксрипт:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Московский мониторинг одаренности

П ЛАН 1.Цели и задачи мониторинга 2. Основные параметры 3.Этические принципы 4. Выборка 5. Методики 6. Результаты 7. Выводы 2

Московский мониторинг одаренности «Работа по мониторингу ведется в соответствии: с госзаданием МГППУ«Формирование комплексной системы выявления и поддержки одаренных и высокомотивированных обучающихся» (мероприятие ) с Государственной программой города Москвы. Развитие образования Москвы («Столичное образование» гг.).

Цель и задачи Московского мониторинга одаренности Цель работы Выявление одаренных и высокомотивированных детей классов. Задачи работы: Выявление детей с актуальной и потенциальной одаренностью (одаренных и высокомотивированных детей). Рассмотрение связи одаренности с учебными (успеваемость) и внеучебными достижениями (интеллектуальные состязания и проектно - исследовательская деятельность). Анализ уровня подготовленности школьных учителей к выявлению интеллектуальных способностей и мотивации саморазвития у школьников

Одаренность Мотивация Достижения 5 Т РИ ВЫЯВЛЯЕМЫХ ПАРАМЕТРА

Одаренность (рабочее понятие) - высокий уровень развития каких – либо способностей. Определялись общие (умственные) способности, являющиеся основой всех сторон интеллектуально-творческого развития ребенка. В мониторинге использовался тест «Стандартные прогрессивные матрицы Равена», разработанный Дж. Равеном (Великобритания), и тест «Аврора», разработанный специалистами Йельского университета (США). На обе эти методики МГППУ имеет соответствующие юридические права. 6 В ЫЯВЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ : ОДАРЕННОСТЬ

В ЫЯВЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ. М ОТИВАЦИЯ. Выявлялась мотивация саморазвития - деятельная потребность ребенка, направленная на рост и реализацию его интеллектуальных, творческих и личностных возможностей. Указанная мотивация в благоприятных для развития условиях превращает потенциальные возможности ребенка в реальную (актуальную) одаренность. Мотивация саморазвития включает два показателя: потребностную сферу (познавательная потребность и потребность в сложности) и характеристики школьной и внешкольной активности, инициированной самим учеником. Методика выявления мотивации саморазвития разработана Городским ресурсным центром одаренности МГППУ.

В ЫЯВЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ. Д ОСТИЖЕНИЯ. Учебные достижения : средняя успеваемость по основным предметам Внеучебные ( внешние) достижения : интеллектуальные состязания (результаты олимпиад и конкурсов) и проектно- исследовательская деятельность 8

Э ТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ М ОСКОВСКОГО МОНИТОРИНГА ОДАРЕННОСТИ 1.Все личные данные учащихся собираются, анализируются и хранятся только в закодированном виде. 2.В индивидуальном порядке обсуждаются только положительные результаты, отрицательные результаты рассматриваются во всех случаях как неопределенные. 3.Термин «одаренный ребенок» условен и не может широко использоваться в школе в силу ряда причин: неравномерность развития наличие разных типов одаренности (в том числе « скрытых» для школы) факт сниженной обучаемости у определенной части творческих детей

В ЫБОРКА : ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Основания для создания выборки: Территориальное расположение школы (10 округов); Тип образовательного учреждения. Выборка общеобразовательных школ – 60 школ. Эта выборка является репрезентативной для средних общеобразовательных учреждений Москвы. Количество обследованных детей человек Выборка специализированных школ. 3 школы. Это- специализированные школы, где работа с одаренными детьми прямо включена в задачи школы. Классы. В Московском мониторинге принимали участие школьники 3-10 классов. 10

ВЫБОРКА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ 45 СОШ 7 школ с углубленным изучением предметов 4 центра образования 2 гимназии 1 школа с этнокультурным компонентом 1 интернат 11

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ОДАРЕННОСТИ АВРОРА Трехкомпонентная теория интеллекта, ведущего к успеху, (Р. Стернберг, 1997) Способности: - аналитические - творческие - практические

ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ АВРОРА-G Aurora-g Аналогии Аналогии КлассификацияКлассификация Последова- тельность ИзображенияИзображения СловаСлова ЧислаЧисла СпособностиСфера

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ СПОСОБНОСТЕЙ СИЛЬНЫЕ стороны учащегося

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО 15

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Р ЕЗУЛЬТАТЫ ПО А ВРОРЕ (1) I. Документация по стандартизации тестовых модулей Аврора-а и Аврора-g (МГППУ, Yale University, ©) : нормы для учащихся г. Москвы для соответствующих возрастных групп; информация о психометрических свойствах (внутренняя согласованность шкал, взаимосвязи между ними, предсказательная валидность); информация о психометрических свойствах заданий методик (уровень сложности, дискриминативности, анализ качества дистракторов). 17

РЕЗУЛЬТАТЫ ПО АВРОРЕ (2) II. Аналитические материалы Взаимосвязь способностей с показателями академической успеваемости Возрастная динамика Количественная оценка доли учащихся г. Москвы, обладающих индивидуально-психологическим потенциалом к высоким интеллектуальным достижениям. Сопоставление уровня способностей учащихся школ повышенного уровня (N=403) и остальных учащихся (N=5 298) 18

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ: РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ ВЫБОРКА Г. МОСКВЫ И ВЫБОРКА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛ 19 Репрезентативная выборка г. Москвы Выборка специализированных школ N, челСреднее Ст. откл. N, чел Среднее Ст. откл. 3 класс класс класс класс класс Все классы

20 Класс репрезентативная выборка, % (чел) выборка специализированных школ, % (чел) 3 класс5% (56)36% (26) 4 класс5% (56)22% (15) 5 класс5% (52)17% (12) 6 класс5% (50)15% (9) 7 класс5% (50)20% (27) Всего5% (264)22% (89) СКОЛЬКО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ МОСКВЫ? 1-ая оценка

21 Классы репрезентативная выборка, % (чел) общий интеллект специальные способностям 3 класс5% (56)7% (80) 4 класс5% (56)14% (161) 5 класс5% (52)11% (118) 6 класс5% (50)16% (158) 7 класс5% (50)16% (160) Всего5% (264)13% (677) СКОЛЬКО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ МОСКВЫ? 2-ая оценка

И НТЕЛЛЕКТ. Т ЕСТ Р АВЕНА. Тест Равена Тестирование групповое. Первые 20 минут – обязательны для всех (с регистрацией каждым испытуемым проделанного объема работы). Дальнейшее продолжение работы над тестом – по личному желанию каждого учащегося. Начало выполнения теста – общее для всех. Время окончания работы регистрируется отдельно для каждого испытуемого 22

М ЕТОДИКИ. М ОТИВАЦИЯ.. Параметры мотивации саморазвития 1. «Потребность в саморазвитии» характеризует, что именно любит делать ребенок в школе и дома в ситуациях свободного выбора, и включает : «познавательную потребность» «потребность в сложности интеллектуальной деятельности». 2. « Активность саморазвития» характеризует активность ребенка в направлении собственного развития и включает характеристики школьной и внешкольной активности, инициированной самим учеником. Методика выявления мотивации саморазвития разработана Городским ресурсным центром одаренности МГППУ. 23

М ЕТОДИКИ. Д ОСТИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. В учебной деятельности высчитывалась средняя успеваемость по 8 предметам за 2 года: Математика Физика Биология История Иностранный язык Литература Русский язык Компьютерные технологии Во внеучебной деятельности ( в том числе и в -. проектно- исследовательской деятельности ) результаты олимпиад и конкурсов за 2 года 24

Р ЕЗУЛЬТАТЫ. К ОЛИЧЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ, УЧАСТВОВАВШИХ В М ОСКОВСКОМ МОНИТОРИНГЕ ( 24 ШКОЛЫ ) Количество школьников Учащиеся массовых школ Учащиеся специализиро ванных школ Всего Общее количество обследованных детей Количество детей, включенных в обработку

Р ЕЗУЛЬТАТЫ : КОЛИЧЕСТВО ОДАРЕННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ ( ПО 24 ШКОЛАМ ) Общее количество учащихся Среднее кол-во и % одаренных Среднее кол-во и % высокомотивированных детей 2128 (100 %) 132 чел (6,2%) 136 чел. (6,4%) 26

С ВЯЗЬ ОДАРЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СОСТЯЗАНИЙ ( НА ОЛИМПИАДАХ ) 27 Кол-во школ Общее количество учащихся Одаренные дети Победители олимпиад Не победители олимпиад Всего 24 школы2128 (100 %) 35 чел. (26,5%) 97 чел. (73,5%)

С ВЯЗЬ ОДАРЕННОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ Классы Количеств о одаренны х учащихся Количество одаренных учащихся успеваемост ью 4,5 баллов Количество одаренных учащихся со средней успеваемос тью от 4 до 4,5 баллов Количество одаренных учащихся со средней успеваемос тью < 4 баллов Всего (39%)42 (32%)38 (29%) 28

Р ЕЗУЛЬТАТЫ. С ВЯЗЬ МОТИВАЦИИ С УСПЕВАЕМОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ. Количест во школ Количеств о высокомот.учащихся Количество высокомоти в. учащихся со средней успеваемост ью 4,5 Количество высокомотив. учащихся со средней успеваемость ю от 4 до 4,5 Количест во высокомо тив. учащихся со средней успеваем остью < (100) 51 чел. (38%) 44 чел. (32%) 41 чел (30%) 29

РЕЗУЛЬТАТЫ. ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ВЫБОРКЕ ШКОЛ Кол-во школ Общее количество школьников Кол-во одаренных детей % 3 школы783 чел.120 чел.15.33% 30

Р ЕЗУЛЬТАТЫ. С ООТВЕТСТВИЕ УЧИТЕЛЬСКИХ ОЦЕНОК И ДАННЫХ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ Уровень соответствия Количественный показатель Процент высокий25 чел.25% средний56 чел.57% низкий18 чел.18% (N- 99 учителей) 31

Р ЕЗУЛЬТАТЫ.. С ООТВЕТСТВИЕ УЧИТЕЛЬСКИХ ОЦЕНОК МОТИВАЦИИ И ДАННЫХ ОБСЛЕДОВАНИЯ Уровень соответствия Количественный показатель Процент высокий31 чел.32 % средний57 чел.59 % низкий9 чел.9 % N = 97 32

В ЫВОД 1. В каждой школе общей выборки были выявлены актуально одарённые и потенциально одаренные (высокомотивированные) дети. В среднем их общее количество по разным тестам составляет примерно 10 %. Это означает, что каждая школа должна разрабатывать и применять специальные стратегии работы с одарёнными и высокомотивированными детьми. 33

В ЫВОД 2. В специализированных школах количество одаренных и высокомотивированных детей в среднем почти в 4 раза превышает количество таких детей в общей выборке. Анализ показывает, что такое превышение связано не столько с наличием конкурсного отбора, сколько с использованием эффективных образовательных стратегий обучения и развития детей. 34

В ЫВОД 3. Только треть одаренных школьников имеет победы на так называемых интеллектуальных состязаниях (олимпиадах и конкурсах). Иначе говоря, эти состязания выявляют лишь небольшую часть детей. Необходимо использовать специальные методы выявления одаренных и высокомотивированных детей, в частности, интеллектуальные тесты и соответствующие психологические методики. 35

В ЫВОД 4. Обнаружена умеренная связь одаренности и высокой мотивации со школьной успеваемостью. При этом треть одаренных и высокомотивированных детей имеет низкую успеваемость по основным школьным предметам. Успеваемость, таким образом, не может служить характеристикой развития способностей и (или) мотивации развития школьников. 36

В ЫВОД 5. Только 40% учителей достаточно адекватно оценивает имеющиеся (наличные) интеллектуальные способности детей и мотивацию саморазвития у своих учеников. Необходима специальная подготовка администраторов школы и учителей для организации эффективной системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми. 37

О БЩИЙ ВЫВОД Необходима организация особой системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми в каждой школе. 38