ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Московский мониторинг одаренности
П ЛАН 1.Цели и задачи мониторинга 2. Основные параметры 3.Этические принципы 4. Выборка 5. Методики 6. Результаты 7. Выводы 2
Московский мониторинг одаренности «Работа по мониторингу ведется в соответствии: с госзаданием МГППУ«Формирование комплексной системы выявления и поддержки одаренных и высокомотивированных обучающихся» (мероприятие ) с Государственной программой города Москвы. Развитие образования Москвы («Столичное образование» гг.).
Цель и задачи Московского мониторинга одаренности Цель работы Выявление одаренных и высокомотивированных детей классов. Задачи работы: Выявление детей с актуальной и потенциальной одаренностью (одаренных и высокомотивированных детей). Рассмотрение связи одаренности с учебными (успеваемость) и внеучебными достижениями (интеллектуальные состязания и проектно - исследовательская деятельность). Анализ уровня подготовленности школьных учителей к выявлению интеллектуальных способностей и мотивации саморазвития у школьников
Одаренность Мотивация Достижения 5 Т РИ ВЫЯВЛЯЕМЫХ ПАРАМЕТРА
Одаренность (рабочее понятие) - высокий уровень развития каких – либо способностей. Определялись общие (умственные) способности, являющиеся основой всех сторон интеллектуально-творческого развития ребенка. В мониторинге использовался тест «Стандартные прогрессивные матрицы Равена», разработанный Дж. Равеном (Великобритания), и тест «Аврора», разработанный специалистами Йельского университета (США). На обе эти методики МГППУ имеет соответствующие юридические права. 6 В ЫЯВЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ : ОДАРЕННОСТЬ
В ЫЯВЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ. М ОТИВАЦИЯ. Выявлялась мотивация саморазвития - деятельная потребность ребенка, направленная на рост и реализацию его интеллектуальных, творческих и личностных возможностей. Указанная мотивация в благоприятных для развития условиях превращает потенциальные возможности ребенка в реальную (актуальную) одаренность. Мотивация саморазвития включает два показателя: потребностную сферу (познавательная потребность и потребность в сложности) и характеристики школьной и внешкольной активности, инициированной самим учеником. Методика выявления мотивации саморазвития разработана Городским ресурсным центром одаренности МГППУ.
В ЫЯВЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ. Д ОСТИЖЕНИЯ. Учебные достижения : средняя успеваемость по основным предметам Внеучебные ( внешние) достижения : интеллектуальные состязания (результаты олимпиад и конкурсов) и проектно- исследовательская деятельность 8
Э ТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ М ОСКОВСКОГО МОНИТОРИНГА ОДАРЕННОСТИ 1.Все личные данные учащихся собираются, анализируются и хранятся только в закодированном виде. 2.В индивидуальном порядке обсуждаются только положительные результаты, отрицательные результаты рассматриваются во всех случаях как неопределенные. 3.Термин «одаренный ребенок» условен и не может широко использоваться в школе в силу ряда причин: неравномерность развития наличие разных типов одаренности (в том числе « скрытых» для школы) факт сниженной обучаемости у определенной части творческих детей
В ЫБОРКА : ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Основания для создания выборки: Территориальное расположение школы (10 округов); Тип образовательного учреждения. Выборка общеобразовательных школ – 60 школ. Эта выборка является репрезентативной для средних общеобразовательных учреждений Москвы. Количество обследованных детей человек Выборка специализированных школ. 3 школы. Это- специализированные школы, где работа с одаренными детьми прямо включена в задачи школы. Классы. В Московском мониторинге принимали участие школьники 3-10 классов. 10
ВЫБОРКА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ 45 СОШ 7 школ с углубленным изучением предметов 4 центра образования 2 гимназии 1 школа с этнокультурным компонентом 1 интернат 11
МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ОДАРЕННОСТИ АВРОРА Трехкомпонентная теория интеллекта, ведущего к успеху, (Р. Стернберг, 1997) Способности: - аналитические - творческие - практические
ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ АВРОРА-G Aurora-g Аналогии Аналогии КлассификацияКлассификация Последова- тельность ИзображенияИзображения СловаСлова ЧислаЧисла СпособностиСфера
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ СПОСОБНОСТЕЙ СИЛЬНЫЕ стороны учащегося
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО 15
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Р ЕЗУЛЬТАТЫ ПО А ВРОРЕ (1) I. Документация по стандартизации тестовых модулей Аврора-а и Аврора-g (МГППУ, Yale University, ©) : нормы для учащихся г. Москвы для соответствующих возрастных групп; информация о психометрических свойствах (внутренняя согласованность шкал, взаимосвязи между ними, предсказательная валидность); информация о психометрических свойствах заданий методик (уровень сложности, дискриминативности, анализ качества дистракторов). 17
РЕЗУЛЬТАТЫ ПО АВРОРЕ (2) II. Аналитические материалы Взаимосвязь способностей с показателями академической успеваемости Возрастная динамика Количественная оценка доли учащихся г. Москвы, обладающих индивидуально-психологическим потенциалом к высоким интеллектуальным достижениям. Сопоставление уровня способностей учащихся школ повышенного уровня (N=403) и остальных учащихся (N=5 298) 18
АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ: РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ ВЫБОРКА Г. МОСКВЫ И ВЫБОРКА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛ 19 Репрезентативная выборка г. Москвы Выборка специализированных школ N, челСреднее Ст. откл. N, чел Среднее Ст. откл. 3 класс класс класс класс класс Все классы
20 Класс репрезентативная выборка, % (чел) выборка специализированных школ, % (чел) 3 класс5% (56)36% (26) 4 класс5% (56)22% (15) 5 класс5% (52)17% (12) 6 класс5% (50)15% (9) 7 класс5% (50)20% (27) Всего5% (264)22% (89) СКОЛЬКО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ МОСКВЫ? 1-ая оценка
21 Классы репрезентативная выборка, % (чел) общий интеллект специальные способностям 3 класс5% (56)7% (80) 4 класс5% (56)14% (161) 5 класс5% (52)11% (118) 6 класс5% (50)16% (158) 7 класс5% (50)16% (160) Всего5% (264)13% (677) СКОЛЬКО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ МОСКВЫ? 2-ая оценка
И НТЕЛЛЕКТ. Т ЕСТ Р АВЕНА. Тест Равена Тестирование групповое. Первые 20 минут – обязательны для всех (с регистрацией каждым испытуемым проделанного объема работы). Дальнейшее продолжение работы над тестом – по личному желанию каждого учащегося. Начало выполнения теста – общее для всех. Время окончания работы регистрируется отдельно для каждого испытуемого 22
М ЕТОДИКИ. М ОТИВАЦИЯ.. Параметры мотивации саморазвития 1. «Потребность в саморазвитии» характеризует, что именно любит делать ребенок в школе и дома в ситуациях свободного выбора, и включает : «познавательную потребность» «потребность в сложности интеллектуальной деятельности». 2. « Активность саморазвития» характеризует активность ребенка в направлении собственного развития и включает характеристики школьной и внешкольной активности, инициированной самим учеником. Методика выявления мотивации саморазвития разработана Городским ресурсным центром одаренности МГППУ. 23
М ЕТОДИКИ. Д ОСТИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. В учебной деятельности высчитывалась средняя успеваемость по 8 предметам за 2 года: Математика Физика Биология История Иностранный язык Литература Русский язык Компьютерные технологии Во внеучебной деятельности ( в том числе и в -. проектно- исследовательской деятельности ) результаты олимпиад и конкурсов за 2 года 24
Р ЕЗУЛЬТАТЫ. К ОЛИЧЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ, УЧАСТВОВАВШИХ В М ОСКОВСКОМ МОНИТОРИНГЕ ( 24 ШКОЛЫ ) Количество школьников Учащиеся массовых школ Учащиеся специализиро ванных школ Всего Общее количество обследованных детей Количество детей, включенных в обработку
Р ЕЗУЛЬТАТЫ : КОЛИЧЕСТВО ОДАРЕННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ ( ПО 24 ШКОЛАМ ) Общее количество учащихся Среднее кол-во и % одаренных Среднее кол-во и % высокомотивированных детей 2128 (100 %) 132 чел (6,2%) 136 чел. (6,4%) 26
С ВЯЗЬ ОДАРЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СОСТЯЗАНИЙ ( НА ОЛИМПИАДАХ ) 27 Кол-во школ Общее количество учащихся Одаренные дети Победители олимпиад Не победители олимпиад Всего 24 школы2128 (100 %) 35 чел. (26,5%) 97 чел. (73,5%)
С ВЯЗЬ ОДАРЕННОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ Классы Количеств о одаренны х учащихся Количество одаренных учащихся успеваемост ью 4,5 баллов Количество одаренных учащихся со средней успеваемос тью от 4 до 4,5 баллов Количество одаренных учащихся со средней успеваемос тью < 4 баллов Всего (39%)42 (32%)38 (29%) 28
Р ЕЗУЛЬТАТЫ. С ВЯЗЬ МОТИВАЦИИ С УСПЕВАЕМОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ. Количест во школ Количеств о высокомот.учащихся Количество высокомоти в. учащихся со средней успеваемост ью 4,5 Количество высокомотив. учащихся со средней успеваемость ю от 4 до 4,5 Количест во высокомо тив. учащихся со средней успеваем остью < (100) 51 чел. (38%) 44 чел. (32%) 41 чел (30%) 29
РЕЗУЛЬТАТЫ. ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ВЫБОРКЕ ШКОЛ Кол-во школ Общее количество школьников Кол-во одаренных детей % 3 школы783 чел.120 чел.15.33% 30
Р ЕЗУЛЬТАТЫ. С ООТВЕТСТВИЕ УЧИТЕЛЬСКИХ ОЦЕНОК И ДАННЫХ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ Уровень соответствия Количественный показатель Процент высокий25 чел.25% средний56 чел.57% низкий18 чел.18% (N- 99 учителей) 31
Р ЕЗУЛЬТАТЫ.. С ООТВЕТСТВИЕ УЧИТЕЛЬСКИХ ОЦЕНОК МОТИВАЦИИ И ДАННЫХ ОБСЛЕДОВАНИЯ Уровень соответствия Количественный показатель Процент высокий31 чел.32 % средний57 чел.59 % низкий9 чел.9 % N = 97 32
В ЫВОД 1. В каждой школе общей выборки были выявлены актуально одарённые и потенциально одаренные (высокомотивированные) дети. В среднем их общее количество по разным тестам составляет примерно 10 %. Это означает, что каждая школа должна разрабатывать и применять специальные стратегии работы с одарёнными и высокомотивированными детьми. 33
В ЫВОД 2. В специализированных школах количество одаренных и высокомотивированных детей в среднем почти в 4 раза превышает количество таких детей в общей выборке. Анализ показывает, что такое превышение связано не столько с наличием конкурсного отбора, сколько с использованием эффективных образовательных стратегий обучения и развития детей. 34
В ЫВОД 3. Только треть одаренных школьников имеет победы на так называемых интеллектуальных состязаниях (олимпиадах и конкурсах). Иначе говоря, эти состязания выявляют лишь небольшую часть детей. Необходимо использовать специальные методы выявления одаренных и высокомотивированных детей, в частности, интеллектуальные тесты и соответствующие психологические методики. 35
В ЫВОД 4. Обнаружена умеренная связь одаренности и высокой мотивации со школьной успеваемостью. При этом треть одаренных и высокомотивированных детей имеет низкую успеваемость по основным школьным предметам. Успеваемость, таким образом, не может служить характеристикой развития способностей и (или) мотивации развития школьников. 36
В ЫВОД 5. Только 40% учителей достаточно адекватно оценивает имеющиеся (наличные) интеллектуальные способности детей и мотивацию саморазвития у своих учеников. Необходима специальная подготовка администраторов школы и учителей для организации эффективной системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми. 37
О БЩИЙ ВЫВОД Необходима организация особой системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми в каждой школе. 38