Общие подходы к реализации метапредметности на уроках истории и обществознания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего(полного)
Advertisements

Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД и метапредметные технологии В ОБРАЗОВАНИИ Классен С.В., учитель математики МБОУ «Красногвардейская гимназия» Красногвардейского района.
Метапредметность.. Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование.
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании Современный урок.
Педагогический совет Метапредметные образовательные технологии –основа реализации ФГОС.
ОтличияБытовое общениеМыслекоммуникация Характер (природа) Естественно- натуральное, спонтанное Естественно - искусственный характер, как правило, специально.
Способность различения. новаторская дидактика, построенная в рамках теории развивающего обучения В. В. Давыдова, осуществляемая средствами мыследеятельностной.
Проектировочный семинар-практикум: «Метапредметный подход в обучении младших школьников» Федотова А.В., методист ГИМЦ.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Педагогический совет: «Новые подходы к организации учебной деятельности: проектирование урока на основе метапредметного подхода»
Полякова Наталья Петровна МОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа Жизнь на уроке должна стать подлинной (МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ)
Л ОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Учителя информатики Богачёва Г.В. Мочалова М.В.
Козина Е.Н., директор 19 ноября 2014 год МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» г. Тутаев.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Моделирование. Работу выполнила Ирина Бахтина Ученица 9 и класса.
Учитель начальных классов МОУ СОШ 1 С. Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края.
Транксрипт:

Общие подходы к реализации метапредметности на уроках истории и обществознания.

Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании Н.В. Громыко НИИ Инновационных стратегий развития общего образования

Проект складывания мыследеятельностной педагогики Ю.В. Громыко Директор НИИ ИСРОО

Столкновение укладов в современном российском образовании Информационный (в т.ч. ЕГЭ) ЗУНовский Деятельностно- мыследеятельностный

Наши сайты Института nii.smdp.ru Центра инструкционного дизайна eduscen.ru Эпистемотеки epistemoteka.net Сети мыследеятельностной педагогики mdp-net.ru

Центральное звено мыследеятельностной педагогики – метапредметный подход Предметный материал Схема организации деятельности +

Подробнее о метапредметах и метапредметном подходе

Громыко Ю. В. Схематизация как образец мыследеятельности. важнейшая характеристика метапредмета «Знак» состоит в том, что в ходе работы со знаками впервые создаётся и выстраивается метод, что в переводе с древнегреческого означает путь познания. (схема ситуации учения-обучения)

Розин В.М. «Введение в схемологию: Схемы в философии, культуре, науке, проектировании».- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», Схемы были всегда. Но весь парадокс состоит в том, что мы до сих пор по-настоящему не знаем, что это такое. «Действительно, схемы – это не знания, хотя могут быть использованы для получения знаний. Схемы сами по себе не являются объектами, однако, как правило, задают объекты. Схемы – это не понятия, хотя нередко со схем начинается жизнь понятий». Схема это не текст. Так что же тогда такое схема?

« … мы можем сформулировать следующую гипотезу : схемы создаются как предварительное условие познания, они позволяют задать основные характеристики объекта изучения, подводят нас к нему, но только подводят, собственно изучение этого объекта разворачивается в сфере познания, однако, часто только на схемах мы можем нащупать основные характеристики объекта, который мы исследуем..»(7) -схема нужна как средство разрешения проблемных ситуаций. Результатом выхода является новый объект, представленный в схеме.

Типология схем: По характеру проблемы схемы :Антропоморфные (пластика мировой археологии), натуральные, повседневные схемы Через отношение к знаку схемы бывают визуальные (зрительные) и нарративные (повествовательные)[15][15] Через отношение к разным рангам рефлексии: нулевой ранг рефлексии (когда схемы не осознаются как схемы и в силу этого могут отождествляться с природными явлениями) – квазисхемы; первый ранг рефлексии – предметные схемы; второй ранг рефлексии – методологические схемы, предполагающие наличие понятия схемы.[16][16] По способу их употребления в разных практиках в качестве средств: схема, используемая как средство конструирования идеального объекта, позволяющая предварительно нащупать его характеристики (например, у Галилея[17]), или схема как средство соорганизации разных специалистов, участвующих в проектировании,[18] или схема, «направляющая» сознание человека, участвующего в коммуникации,[19] – это разного типа схемы.[20][17][18][19][20]

Схемы на уроках ЕНЦ (изотермы, строение атома в физике, показатели приборов; графики в геометрии-алгебре и др..)

Вербальная модель (словесная) Графическая модель (таблица, схема, график, чертеж) Математическая модель (уравнение, формула, пример) Барону Мюнхаузену а лет, а его лошадь на b лет моложе. Если из возраста Мюнхгаузена вычесть 18 лет, а к возрасту лошади добавить 5 лет, то оба значения будут равны. 280: ( x+y) = 4 Из одного пункта в противоположных направлениях выехали два велосипедиста. Скорость одного из них а км/ч, а другого-b км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2,5 часа?

Громыко Ю. В. реализация схем (как, впрочем, любых символов и знаков) может осуществляться по-разному. Это определяется типом используемой схемы. Среди основных типов схем необходимо различать объектно- онтологические схемы, организационно-деятельностные (или другое название организационно-технические) и схемы- принципы, совмещающие осуществление обеих функций, допускающих смену функции использования, то есть перефунк- ционализацию. Понятие объектно-онтологической схемы означает, что данная схема используется для изображения и представления сущностных характеристик объекта, которые показывают, каким является объект на самом деле. Онтологические характеристики (от греческого слова «онтология» наука о бытии), показывают то, что действительно существует. Совершенно иное организационно-деятельностная функция схемы. Она заключается в организации при помощи данной схемы собственной мыследеятельности, собственного движения в том или ином реально-символическом пространстве. И, наконец, схема-принцип, которая допускает ее совершенно разное употребление и в одной, и в другой функции.

Чернух И. Н. Логические схемы и таблицы в обучении истории [Текст] И. Н. Чернух // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, февраль 2012 г.). при систематическом применении таблиц, схем разного вида на уроке, особенно логических, можно поднять на более высокий уровень мотивацию учащихся, развить творческие способности, как педагога, так ряда учащихся. Применение схем и таблиц повышает плотность урока, коэффициент усвоения материала, качество успеваемости по предмету. А эффективно разработанные приемы, применяемые в системе на уроках, формируют устойчивые знания, умения и навыки обучающихся. Схемы и таблицы на уроках истории помогают выделить главное, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем, таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщать исторический материал, приводить его в систему и графически изображать. Однако, при всем сходстве схем и таблиц, они имеют четко выраженные различия. В таблицах, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

Под схемами же понимается графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки, явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, подписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением и связываются между собой. Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные.

Схема – это знак, позволяющий схватить идеальное. В этом ее отличие от всех других организованностей мышления. схема вбирает в себя знак и знание. Когда хочет – она знак, когда хочет – она знание. Схема позволяет схватить всё содержание темы в целом…

Социально-экономические последствияI мировой войны Резкое снижение уровня жизни населения (в России и Германии голод, разруха) Усиливается социальное расслоение: растут влияние и богатства финансово-промышленных кругов; трудящиеся в нищете; падает жизненный уровень средних слоев, в первую очередь интеллигенции. Всплеск политической активности населения: Голодные очереди в Петрограде вызвали начало Февральской революции в России. В 1918г. в Германии бастовало 2,5 млн. рабочих, в Великобритании – 1,1 млн.

Политика «военного коммунизма» май 1918г.- март 1921 г. Национализация частной собственности: заводов и фабрик-переход в собственность государства.. Всеобщая трудовая повинность… Плата за жилье, коммунальные услуги отменялась (коммунизм).. Принудительное изъятие произведенной продукции и её централизованное распределение (продотряды, продразверстка,комбеды; пайки, талоны на питание)..Запрет свободной торговли… Централизованное управление в ВСНХ (Высший Совет народного Хозяйства) и Совете рабочей и крестьянской обороны-гл.В.И.Ленин

Периодизация революции (первая русская революция гг).

Лабораторная работа с текстом. нов.ист-10 кл., п.15 Экспансия ислама. Влияние (географии на историю) климата на хоз.деятельность арабов. ( ЛОГИЧЕСКАЯ схема) Возникновение ислама. Превратить абзац в схему (граф, таблицу).. Арабские завоевания. Уместить информацию в двух веерных схемах: -Территории, захваченные арабскими завоевателями (и причины быстрых побед) -Особенности государственного устройства Арабского халифата. Распад Арабского халифата. Написать план ответа из 3-х пунктов, 2 из которых развернуть...

Веерная схема

Иерархическая схема Иера́рхия ( от др.-греч. εραρχία, из ερός «священный» и ρχή «правление») порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа дерево; принцип управления в централизованных структурах (Википедия)др.-греч.дерево В социальных институтах, соответствует принципу подчинённости нижних уровней верхним. Иерархическая организация Социальная иерархия Церковная иерархия Этническая иерархия в пассионарной теории Льва Гумилева Этническая иерархия Тюремные касты Социальная стратификация БуржуазияВысший класс Мелкая буржуазияСредний класс ПролетариатРабочий класс Люмпен-пролетариатНизший класс

Логическая схема Рисунок : структурно-логическая схема ( примеры: причины крушения Римской империи, завоевания арабов, создания государства и т.д. СМ.:А.С. Орлов: История России в схемах. Уч.пособие,М.,2008)

Громыко Ю. В … Мета - Знак Схемы позволяют создать впервые реальность понятного и понятого, и отграничить то, что понятно, от того, что непонятно. Вот эта реальность понятного и есть собственно символический мир, с которым мы должны иметь дело. Реальность понятного является символической, потому что то, что понятно для меня, отнюдь необязательно может быть понятным для вас.,.. и вам при понимании схемы придется восстанавливать как раз то, что понятно для меня.

Мета - Знак … чтобы восстановить смысл события убийства Царской Семьи, человек, который пытается осмыслить и осознать это событие, вынужден и должен преобразовать и изменить самого себя. Предполагается, что смысл произошедшего события настолько принципиален и фундаментален, что для того чтобы его осмыслить, человек должен обязательно изменить себя. Нечто подобное должно произойти и с человеком учеником, который стремится понять, осмыслить и воспроизвести образец, демонстрируемый учителем. Именно в самопреобразовании заключается смысл учебной позиции в учебной мыследеятельности. Ученик это тот, кто способен к осуществлению подобных преобразований и изменению себя. Учебная работа для ученика заключается не в имитации и воспроизведении того, что может и показывает учитель, но в определении того, что должно быть изменено в самом себе. Это мы еще будем специально анализировать и рассматривать, изучая технологию схематизации.

Мета - Знак Но в чем же такая уникальность этого страшного события, связанного с убийством Царской Семьи, что для его осмысления необходимо менять и преобразовывать себя? Здесь мы сталкиваемся с одним очень важным обстоятельством, а именно, убийство Царской Семьи может быть осмыслено как простое историческое событие. В этом случае можно даже прийти к выводу, что ничего другого и не могло произойти, кроме гибели Царя как символа старой России. Для осмысления этого процесса может быть предложена схема объективного изживания смысла произошедшего события. При подобной интерпретации произошедшего события нам с вами изменять ничего не нужно. Необходимо лишь привнести определенный смысл в данное событие, например, рассмотреть убийство Царской Семьи как трагическое завершение определённой эпохи. Тот, кто интерпретирует данное событие подобным образом, должен лишь запомнить интерпретацию и не более того. Но убийство Царской Семьи может быть представлено и описано как религиозно- пророческое событие, воспроизводящее для осмысляющего его человека структуру мифа. (число слов 142-Громыко-Мета-Знак) Схематизировать, то есть внешне выражать и представлять необходимо то, что понял.

Схемопоток.., Схемосфера.. схемы формируются в совершенно особом пространстве, которое называется СХЕМОПОТОК СОЗНАНИЯ. Понятие схемопотока означает, что вы как наблюдатели и как деятели очень часто присутствуете в ситуации, когда перед вашими табло (экраном) сознания пробегают определенные знаковые изображения, на которые вы реагируете и к которым, вы относитесь. У сознания существует непрерывный ход и ток, и вы в этот ход и ток оказываетесь постоянно погружены. Поэтому вы можете сами научиться наблюдать это. Способность фиксировать в своем сознании схемопоток мы связываем с возникновением и актуализацией знако- во-символического отношения, которое возникает в сознании, и это отношение будучи направлено на любой предмет позволяет воспринимать этот предмет как символ или знак.

схемы позволяют выявлять и делать предметом видимого и очевидного то, как люди понимают разные сложные вещи: устройство атома, представление о государстве, понятия любви, свободы. Схемы позволяют превращать в чувственно-наглядный предмет и предмет преобразования скрытые идеальные сущности: идеи, понятия, формы рассуждения, смыслы. Дело не только в том, что я вдруг начинаю видеть, как то, о чем мы рассуждаем с собеседником, видит и представляет собеседник, но еще и в том, что вещь о которой мы говорим, становится определенной лишь после того, как ее изобразили и нарисовали, до этого ее в единичной определенности просто и не существовало. Можно сказать даже более точно, пока предмет не схематизирован и не нарисован, его не существует для нашего мышления и понимания, имеется лишь возможность существования подобного предмета. Очень часто мы путаем возможность понимания и мышления о каком-либо предмете и уже реально выделенный и промысливаемый предмет.

Знаменитый немецкий психолог, философ, вынужденный в годы прихода нацистов к власти эмигрировать в США, Курт Левин, ученик выдающегося философа Эрнста Кассирера, написавшего гениальную работу в трех томах «Символические формы», говорил о том, что весь мир заполнен знаковыми формами, которые требуют понимания и действия в соответствии с их назначением: «...Сигара хочет, чтобы ее выкурили, мороженое хочет, чтобы его съели и т. д.» Это как раз и есть очень четкое обозначение знакового отношения ко всему. Актуализация этого отношения приводит к превращению всего мира в мир знаковых форм.

Это означает лишь следующее: отделить язык от неязыка, символы и знаки от незнаков и несимволов невозможно. Всё, что мы воспринимаем, всё, что мы понимаем, всё, что мы перерабатываем, преобразуем, все, кого мы любим, пронизаны знаками и символами. Всё обязательно знак или символ.

Идея роли схем и схематизации в мышлении и мыследеятельности была заново переоткрыта Георгием Петровичем Щедровицким в конце 1950-х годов в российской методологии и философии. Она очень существенно, на наш взгляд, отличается от учения знаменитого немецкого философа Иммануила Канта. Все дело в том, что для И. Канта понятие схематизма выполняет объяснительную функцию. Кант на основе понятия о схеме объяснял, как работает мышление и восприятие, но сам схем он не рисовал и не создавал схематических изображений. Г.П. Щедровицкий разработал технологию построения схем учение о схематизации, и начал активно сам рисовать схемы и включать в работу по созданию и анализу способов и принципов употребления схем своих учеников членов Московского методологического кружка. Тем самым были созданы образцы мышления на схемах и при помощи схем.

СХЕМА КАК СРЕДСТВО РАБОТЫ С ПОНИМАНИЕМ И ПОЗИЦИЕЙ С чего же собственно начинается схематизация? Она начинается с процесса непонимания. Процесс непонимания предполагает демонстрацию самому себе своей неспособности понять. Процесс непонимания это достижение границы, где ты уже не можешь понимать. Это ситуация, в которой человек актуализирует способность понимания, направляя ее на словесный текст, поведение другого человека, знаки, символы, и в этот момент обнаруживает, что его сознание ничего не схватывает. Счастливого состояния, что он что-то схватил, что-то понял, что-то высветилось в его сознании, уже нет. Как же действовать в таком случае? Люди в подобных ситуациях ведут себя по-разному. Одни из них утверждают, что здесь ничего вообще нельзя понять и переносят свою неспособность на предмет понимания, понижая его значимость и дискредитируя предмет понимания в своих собственных глазах и глазах других людей. Другие, заявляя: «Это выше меня», уходят от вызова их сознанию и личности, не стремясь и не стараясь начать что-либо понимать. И это, безусловно, их право. Конечно, не всегда необходимо перенапрягать свое сознание, пытаясь осмыслить и понять то, что, возможно, и понять-то нельзя. Хотя человек с развитой способностью понимания может всегда сказать, почему данный текст непонятен и что в нем нельзя понять. В том случае, если у вас сформированы способность и техники понимания, вы можете не эксплуатировать и не напрягать свою способность понимания, но, отталкиваясь от своей способности, задать требования и норму к материалу понимания. Например, сказать, почему данный текст вообще не может быть понят. Каким же должен быть способ действия, если вызов к собственному пониманию принят? Что в этой ситуации необходимо делать? Необходимо дифференцировать, разложить ситуацию непонимания. Эта ситуация непонимания должна перестать восприниматься вами как однородное единое целое. Вы должны в ней обнаружить совершенно разные составляющие, разные взаимодополняющие моменты

Схематизировать можно все :… Экономику… Политику… Коммуникацию общностей…

Схематизация в обучении. Методическое пособие. Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования – Красноярск, 2008 – 100 стр. Методическое пособие подготовлено авторским коллективом в составе: Л.И. Иволгина, Т.М. Захарова, Е.В. Мартынычева, М.В. Минова, О.А. Крутень Содержание Введение……… Раздел I. Характеристика различных типов схем……… Схемы, направленные на организацию понимания……… Схемы, направленные на организацию коммуникации……. Схемы, направленные на организацию деятельности………… Критерии для определения различных типов схем……Раздел II. Техники построения схем…правила конструирования схем……Правила конструирования демонстрационной схемы…

Громыко Ю. В. Метапредмет «Знание» является одной из таких форм работы, нацеленной на формирование у школьников теоретического мышления посредством введения их в культуру работы со знаниями (прежде всего - с теоретическими знаниями). Основная идея данного метапредмета состоит в том, чтобы научить учащих­ся самих порождать действительно новые знания - через промысливание базисных понятийных различений и идеализаций, лежащих в основе разных предметных полей знания, а также посредством мыследеятельностного «воспорождения» ключевых предметных понятий, их переоткрытия, их переосмысления в новой социокультурной ситуации и тем самым развития данных понятий. В рамках метапредмета «Знание» формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации).

На метапредмете «Задача » На метапредмете «Задача » учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

Громыко Ю. В. Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.

С применением метапредметного подхода предполагается развитие у школьников базовых способностей : Мышление Воображение Целеполагание Понимание Действие

Значение метапредметного подхода в образовании … … состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.

См литературу по теме : 1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. М., Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск, 2000.,,,) 3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, с. 4. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., «Технология присвоения метазнаний»: Фестиваль «Открытый урок» Фёдорова Светлана Шамиловна 6. Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие Автор: Громыко Нина Вячеславовна 7. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы) Фёдорова Светлана Шамиловна Светлана Руденко «Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия» 9. Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России 2009». СПб, с. АЛЕКСАНДРОВА В. Г. «Инновации как способ изменения качества педагогической реальности в процессе творческого освоения профессионального опыта» Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России 2009». СПб, с. 11. Н.В.Громыко Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании. 2011г. ГРОМЫКО Н. В., ПОЛОВКОВА М. В. «Метапредметный подход как ядро российского образования» Презентации,видеосюжеты сайта НИИ ИНСРОО.

Учитель истории и обществознания МАОУ « Экономическая школа 145» г. Перми М. В. Черепанова