Организация внеурочной деятельности в начальной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, зав. отделом методологии и технологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, зав. отделом методологии и технологии воспитания личности Федерального.
Advertisements

Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологии.
LOGO Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Ежова Н.В., зам.директора по ВР МБОУ СОШ с.Троекурово.
Организация внеурочной деятельности школьников: начальная и основная школа Фаязова Альфия Фаритовна, к.п.н., доцент кафедры воспитания и дополнительного.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Восканова Е.М., зав. научно-методическим отделом Городского методического центра.
Организация внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно.
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ВИПКРО, кафедра теории и методики воспитания 2010.
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС Картбаева Агалтын Сатпаевна, заместитель директора по ВР МОУ СОШ с. Караганка.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно- оздоровительное Духовно- нравственное Общекультурное Обще- интеллектуальное Социальное Игровая; Познавательная;
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Воспитательная деятельность: результаты и эффекты Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, начальник отдела методологии и технологии.
Внеурочная деятельность младших школьников. Базисный учебный план образовательных учреждений РФ, реализующих основную образовательную программу начального.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Ленинская средняя общеобразовательная школа.
Транксрипт:

Организация внеурочной деятельности в начальной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, зав. отделом методологии и технологии воспитания личности Федерального института развития образования

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.

ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 Пункт 16 изложить в следующей редакции: «16. Основная образовательная программа начального общего бразования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Приказ от 12 декабря 2011 г 2357

Вклад семьи Вклад дружеского окружения Вклад школы Личностный рост Саморазвитие Различение результатов и эффектов

Апрельские тезисы Александра Асмолова: НОВАЯ ЖИЗНЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Тезис 1. Начальная школа – это школа мотива образования. Тезис 2. Начальная школа – это школа позитивной социализации личности. Тезис 3. Начальная школа – это школа совместных действий ребенка и взрослых, ребенка и продвинутых сверстников.

НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - … Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ДЕЙСТВИЯ «деятель», а не «знайка» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен?

Компоненты системной организации деятельности школьников учебно- познавательные мотивы, осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), рефлексивно- оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»). выбор средств и методов целеполагание («что я должен сделать…»:

Модель внеурочной деятельности (оптимизация ресурсов школы и социума, учет ПНПО-бюджетное стимулирующее финансирование классного руководства) Программа внеурочной деятельности План внеурочной деятельности

Социализация - процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем"отгородиться" от них. Но по своей сущности эти процессы различны. Главная характеристика процесса воспитания - это целенаправленный процесс. социализация - процесс непрерывный, воспитание - дискретный, т.е. прерывный процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, общеобразовательной школе, творческом коллективе учреждения дополнительного образования и т.д. социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения, даже с пренатального состояния, и не прекращаясь на протяжении всей жизни воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания. 7

Возможны две формы социализации: социализация как адаптация к определенным социальным условиям. Это не противоречащие друг другу формулировки, а характеристика двух разных форм социализации: адаптации и интеграции, которые, как подчеркивает А.В.Мудрик, зависят от характера взаимодействия индивида с социальной средой. Социализация - не адаптация к среде, а интеграция в определенную среду. 9

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ (муниципальный уровень) Субъекты социализацииФункции (задачи)Формируемый социальный опыт Администрация городаРеализация региональных нормативов кадрового, финансового, материального обеспечения школ Создание условий социализации учащихся начальной школы Муниципальная службаМетодическое обеспечение, тьютерское сопровождение авторских программ, проектов, направленных на идейно- нравственное развитие учащихся Психолого-педагогическая и практическая подготовка учителя к реализации задач духовно- нравственного развития, социализации учащихся Общеобразовательные школы Взаимодействие с целью объединения ресурсов социализации (базы внеурочной деятельности, школьных музеев, информационных ресурсов и т.д.) Развитие опыта разноплановой творческой деятельности, формирование исторической памяти и уважительного отношении к традициям, опыта использования компьютерных технологий и т.п. Учреждения дополнительного образования детей Расширение сферы творческой самореализации учащихся с учетом их индивидуальных склонностей и возможностей Опыт интеллектуального, технического, художественного творчества; опыт инициации социальных акций и участия в них; опыт делового взаимодействия, проявления милосердия, заботы, поддержки Цель: организация единого социализирующего пространства муниципального образования

Учреждения культурыСодействие образовательным школам в формировании социального опыта детей на основе музейной педагогики, социальной практики, практики. информационного многообразия библиотечных фондов Опыт работы с музейной экспозицией; читательский опыт, опыт работы с библиотечным фондом, опыт поиска необходимой информации; опыт связи с общественными фондами и взаимодействия с представителями различных социальных групп Учреждения спортаРасширение базы занятий физической культурой и спортом как условие сохранения и укрепления здоровья учащихся Развитие потребности занятий спортом; опыт выбора видов спорта в соответствии с физическими возможностями; опыт поведения на воде, обучение плаванию Органы здравоохранения Охрана здоровья, профилактика заболеваний; контроль санитарно- гигиенических норм образовательного учреждения Содействие школе и семье в утверждении ценностей здорового образа жизни; поддержка социализации детей с проблемами здоровья и развития Предприятия сферы производства и услуг, фирмы, учреждения службы быта Содействие материально- техническому оснащению образовательного процесса (на принципах социального партнерста, софинансирования); проведение работы по профориентации Обогащение представлений учащихся о мире профессий и труда; опыт общения с людьми разных профессий; формирование уважительного отношения к любому социально ценному труду, к трудовым заслугам родителей Муниципальные СМИ (радио, телевидение, печать) Расширение информационного поля социализации учащихся; отражение жизни образовательных учреждений Опыт поиска информации из различных источников; опыт обсуждения материалов СМИ; корреспондентский опыт; опыт участия в теле- и радиопрограммах

ФГОС НОО Т 2 с Т1рТ1р Т 3 у КДН Р ФЯ БНЦ Пр. С.УУД ЛМ П р пк Ц С О К ПП Ф М-Т ИОС ПЗ П л. Р СО Пр. УУД Пр. УПр Пр. ДНРВ Пр. КР БУП Вн Д С-О См Ц, М-Э П1 П2 П3 Пр. ЭКиЗОЖ

Система духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы (организация нравственного уклада жизни) Урочная деятельность Внеурочная деятельность Внешкольная деятельность (социальные пробы и практики) Семейная деятельность Общественно- полезная деятельность Конструктор внеурочной деятельности (воспитательные результаты) Формы взаимодействия с детьми МОНИТОРИНГ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии со взрослым (педагогом)

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. 3-й уровень результатов 1-й уровень результатов 2-й уровень результатов Форсирование результатов недопустимо.

Традиционная дидактика Деятельность учителяДеятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика Совместная деятельность руководителя и педагога

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия детских объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмент

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмент

Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Социальная проба КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Фрагмент

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.); Типы образовательных программ:

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия; Типы образовательных программ:

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников); индивидуальная образовательная программа младшего школьника. Типы образовательных программ:

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности. Механизмы интеграции: