Организация воспитательного процесса Разработал к.п.н., доц. Сидоров С.В.Сидоров С.В. План 1. Методы воспитания.Методы воспитания 2. Формы воспитания.Формы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Advertisements

О СОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ Методист ЦВР В.А. Чивилихина Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе.
1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса?
Педагогика общей заботы Подготовила Трошенкова Д.А. Студентка 4 курса СДО ФППК КубГУ.
Методы педагогического процесса - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно- воспитательных задач. Методы.
Методы развития творческой активности учащихся во внеклассной работе.
«Формирование личного пространства школьников в условиях воспитания коллектива» Из опыта работы Гукасовой Л.Г. классного руководителя МБОУ лицея 6 г.Ессентуки.
Должен ли каждый педагог заниматься воспитанием? Образование Воспитание Обучение В интересах: 1.Человека 2.Общества 3.Государства Урок Система воспитательной.
Внеурочная деятельность в контексте ФГОС. Внеурочная деятельность школьников часть коллективной жизнедеятельности ученического класса, осуществляемая.
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОУ «САЛАЗГОРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 53 муниципального образования Люберецкий муниципальный район МО.
Педагогическое взаимодействие – как условие эффективности образовательного процесса.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
Методы воспитания – это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических.
Педагогическая деятельность, её сущность и ценностные характеристики
Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе ЯКУШ Ю.И. Директор МОУ «школа.
«Теоретические основы социально- нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Подготовила : Воспитатель: Алиева М.Н г.
Программа МОУ СОШ 8 «Сотрудничество семьи и школы» Разработана на годы.
ПРОБЛЕМНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ» Зам директора по УВР Варламова Н. В.
Транксрипт:

Организация воспитательного процесса Разработал к.п.н., доц. Сидоров С.В.Сидоров С.В. План 1. Методы воспитания.Методы воспитания 2. Формы воспитания.Формы воспитания 3. Ученический коллектив как субъект и объект воспитания.Ученический коллектив как субъект и объект воспитания 4. Воспитательные системы.Воспитательные системы Пройти тест по материалу лекции

2 Метод воспитания – это… - способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств; - способ управления деятельностью ребёнка, в которой осуществляется самореализация личности, её всестороннее развитие. 1. Методы воспитания В практике воспитания метод реализуется с помощью приёмов и средств.

3 Средства воспитания: - речь, жесты, мимика; - различная деятельность: трудовая, игровая, учебная, коммуникативная (общение); - различные объекты, используемые как предметная поддержка воспитательного процесса (плакаты, иллюстрации, репродукции, музыкальные и художественные композиции, элементы эстетического оформления окружающей среды и т.д.). Приём воспитания – часть метода, отдельное действие.

4 Примеры классификаций методов воспитания. - убеждение, упражнение, поощрение, наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). - убеждение, организация деятельности, стимулирование поведения (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). - объяснительно-репродуктивные, проблемно- ситуативные, приучение, упражнение, стимулирование, торможение, руководство, самовоспитание (И.С. Марьенко).

Направленность Содержание (название класса методов) Формирование сознания личности Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения Стимулирование деятельности и поведения Цель Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения Организовать деятельность воспитанников таким образом, чтобы они приобретали опыт правильного поведения в обществе Создать мотивацию правильного поведения Процесс (методы) Рассказ, беседа, лекция, доклад, диспут, пример, инструктаж, объяснение, разъяснение, внушение Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, общественное мнение, воспитывающая ситуация Поощрение, наказание, соревнование, субъективно- прагматический метод Классификация методов воспитания по направленности (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский) 5 Что? Зачем? Как?

6 Форма воспитания – система организации воспитательной работы, которая задаёт логику взаимодействия участников воспитательного процесса. В форме реализуется комплекс методов, приёмов и средств воспитания. 2. Формы воспитания Воспитательный процесс не регламентируется так жёстко, как учебный, поэтому формы воспитания очень многочисленны и разнообразны.

7 Формы воспитания по количеству воспитанников по частоте использования по взаимодействию с другими людьми и коллективами по характеру включения воспитанников по наличию подготовки по характеру доминирующей деятельности по количеству организаторов по результату индивидуальные групповые коллективные массовые организуемые одним человеком организуемые группой организуемые всем коллективом информационный обмен выработка решения, коллективного мнения общественно значимый продукт экспромт запланированный эпизод ВР итог большого отрезка ВР предусматривающие обязательное участие всех воспитанников предусматривающие обязательное участие отдельных членов ученического коллектива основанные на добровольном участии открытые закрытые традиционные эпизодические нестандартные игровые познавательные трудовые спортивные коммуникативные ценностно-ориентирующие Подробней:

8 Примеры форм воспитания Источник:

9 Примеры форм воспитания Источник:

Коллектив – это группа людей, объединенных общественно значимой единой для всех целью и совместной деятельностью по достижению поставленной цели. 3. Ученический коллектив как субъект и объект воспитания Коллектив – высокоорганизованная социальная группа, которая обладает повышенной эффективностью совместной деятельности. Ученический коллектив является средством воспитания, создания оптимальных условий для развития личности. 10

11 Коллектив Педагог Личность ребёнка Коллектив – субъект воспитания Коллектив – объект воспитания Педагогические функции ученического коллектива Организационная Воспитательная Стимулирующая коллектив – носитель идейно- нравственных убеждений коллектив управляет своей деятельностью коллектив формирует нравственно-ценные стимулы деятельности, регулирует поведение, взаимоотношения

12 Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Педагог Л Л Л Л Л Л Влияние педагога на личность в группе воспитанников Педагогическое влияние рассеивается, его результаты трудно предсказать, оно может совсем не достичь некоторых детей. Л Л Л Л Л Л

13 Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Актив Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Педагог Л Л Л Л Л Л Влияние педагога на личность в коллективе Педагогическим влиянием охвачены все воспитанники. Влияние педагога усиливается за счёт поддержки его требований активом и рядовыми членами коллектива.

14 4. Воспитательные системы Воспитательная система… - охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеучебную работу, разнообразную деятельность и свободное общение взрослых и детей; - тесно связана со средой: с ближайшим социальным окружением (село, город, микрорайон) и обществом в целом; - создаётся на основе некоторой концепции, включающей цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт.

15 Воспитательная система… - может создаваться в школах разного типа, в учреждениях культуры, дополнительного образования, в детском оздоровительном лагере, в детско- юношеских общественных организациях и объединениях и т.д. - может включать в себя не только воспитанников и педагогических работников, но и родителей, представителей общественности; - может функционировать в одном классе, охватывать всю школу или весь микрорайон.

16 Структура воспитательной системы диагностика обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса организация совместной деятельности организация сотрудничества школы, семьи и общественности гуманизация отношений Управление Содержание Общение Организация содержание воспитания деятельность по усвоению содержание воспитания обмен информацией взаимопонимание взаимодействие упорядочение всех частей системы и деятельности всех её участников развитие способности системы к самоорганизации

17 Разработка концепции, педагогический поиск, зарождение традиций, проверка инновационных идей, педагогических технологий. Формируется большинство элементов системы, однако они работают ещё неслаженно, связи между ними недостаточно прочны. Связи с внешней средой носят эпизодический, стихийный характер. Разработка концепции, педагогический поиск, зарождение традиций, проверка инновационных идей, педагогических технологий. Формируется большинство элементов системы, однако они работают ещё неслаженно, связи между ними недостаточно прочны. Связи с внешней средой носят эпизодический, стихийный характер. Становление системы Развитие коллектива, самоуправления. Определяются приоритетные направления работы и основные виды деятельности. Закрепляются традиции. Отсеиваются малоэффективные способы деятельности, совершенствуются педагогические технологии, показавшие свою эффективность. Формируются прочные связи с внешней средой. Развитие коллектива, самоуправления. Определяются приоритетные направления работы и основные виды деятельности. Закрепляются традиции. Отсеиваются малоэффективные способы деятельности, совершенствуются педагогические технологии, показавшие свою эффективность. Формируются прочные связи с внешней средой. Отработка системы Система стабильно функционирует, эффективно решает задачи воспитания и развития личности. Коллектив – содружество взрослых и детей, объединённое общими целями, деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. Система стабильно функционирует, эффективно решает задачи воспитания и развития личности. Коллектив – содружество взрослых и детей, объединённое общими целями, деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. Окончательное оформление системы Перестройка системы: изменение структуры самоуправления, освоение новой деятельности, введение в систему новых форм и способов взаимодействия, новых отношений, расширение или локализация системы, смена лидеров и т.д. Профилактика кризисов, выход из кризисных состояний Развитие воспитательной системы

18 ВС вальдорфских школ ВС «справедливых сообществ» ВС общей заботы ВС школы диалога культур ВС школы-комплекса ВС школ глобального образования ВС В.А. Караковского ВС А.С. Макаренко ВС В.А. Сухомлинского Воспитательные системы Зарубежные Отечественные

19 Подведём итог 1. Как соотносятся понятия метод, приём и средство воспитания? 2. Какие методы применяются для формирования сознания личности? 3. С помощью каких методов формируется опыт поведения? 4. Какие методы позволяют создавать мотивацию деятельности и поведения? 5. По каким признакам классифицируются формы воспитания? 6. Какую роль в воспитании играет ученический коллектив? 7. Какие основные этапы выделяются в развитии воспитательной системы? Для контроля и самоконтроля Пройти тест по материалу лекции