Проблема выравнивания уровней экономического развития в ЕС: механизмы, успехи, проблемы Светлана Глинкина Институт экономики РАН Второй Российский экономический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Advertisements

Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
Экономический рост Подготовил: Решетников Богдан.
Аналитика показателей развития малого и среднего бизнеса в СЗФО и его государственной поддержки в регионах в рамках проекта ТАСИС Баденко Александр Львович.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
ФАКТОРЫ РОСТА в российской промышленности
ЦЭНЭФ Российская система учета повышения энергоэффективности и экономии энергии И. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии
Рынки труда ЕС и Украины: особенности взаимодействия Кравченко И.С.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Идентификация и исследование социально - трудовых рисков в условиях современной России.
Экономический рост и развитие. Экономический рост – это долговременное увеличение реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) как в абсолютных.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе 2012 года.
Число зарегистрированных преступлений. Уровень преступности.
1 Справочные материалы к Концепции социально – экономического развития Российской Федерации до 2020 года Министр экономического развития Российской Федерации.
Транксрипт:

Проблема выравнивания уровней экономического развития в ЕС: механизмы, успехи, проблемы Светлана Глинкина Институт экономики РАН Второй Российский экономический конгресс, Суздаль, 20 февраля 2013 г.

В результате восточного расширения гетерогенность ЕС усилилась Подушевой доход 10% населения, проживающего в наименее развитых регионах Союза, составил 27% от среднего по ЕС 27. В ЕС 15 этот показатель достигал 61%. Право на получение средств из Фонда сплочения (уровень ВВП ниже 90% от среднего по ЕС уровня) получил каждый третий житель ЕС (до расширения - лишь каждый шестой). И это при том, что средний по ЕС подушевой ВВП в результате восточного расширения снизился на 18%. Соответственно в 27 регионах –получателях ранее средств структурных фондов ВВП превысил 75% среднего по ЕС уровня.

При опережающей динамике экономического роста в ЕС 10 дифференциация сохраняется. ВВП в расчете на душу населения по ППС ЕС Евроз она SL CZ SK EE LT HU PL LV RO BG

Факторы, механизмы, перспективы сближения региональных уровней развития по-разному видятся в рамках отдельных экономических школ и теорий

Кумулятивные теории экономического роста ( Г.Мюрдаль, А.Хришман, Ф.Перру, Х.Ричардсон, Дж. Фридман, Х. Гирш, Т. Хегерстранд, Ж-Р.Будвиль П.Потье, Х.Р.Ласуэн и др.) В их основе положения: о неравномерности роста в условиях свободной конкуренции; о возникновении центров (точек) роста, об образовании агломераций и «центральных мест», о развитии периферийных территорий, о каналах распространения роста в пространственной экономике уровни экономического развития территорий не сближаются, а могут лишь несколько выравниваться в результате т.н. «расходящихся эффектов». о диффузии нововведений; о постоянной отдаче от масштаба.

Неоклассические теории роста ( Дж. Бортс, Х.Зиберт. Р. Солоу, Т.Сван, Г.Мэнкью, Д.Ромер, А Уэйл, Р.Барро, Х.Сала, Р.Холл, Ч.Джонс и др.) 1. Рост экономики в регионах определяется их обеспеченностью факторами производства, характеризующими производственный потенциал территории: количество и качество природных ресурсов, общая численность и квалификация трудовых ресурсов, объемы имеющегося в наличии капитала, уровень технологий. В более поздних неоклассических моделях также учитываются социальные, институциональные, политические факторы и географическое положение страны. 2. Регионы (страны в рамках интеграционных группировок) рассматриваются как производственные единицы, между которыми посредством рынков факторов производства устанавливается взаимосвязь и равновесие.

Механизм сближения уровня развития регионов в неоклассических теориях В условиях факторной мобильности, капитал перемещается из высокоразвитых районов в менее развитые ввиду более высокой там нормы прибыли. Трудовые ресурсы, наоборот, перемещаются в высокоразвитые районы, где уровень заработной платы намного выше, чем в менее развитых регионах. В результате разнонапраленного движения труда и капитала сближаются совокупные доходы регионов и, следовательно, выравниваются межрегиональные различия экономического развития. В условиях отсутствия факторной мобильности активно перемещаются продукты, производимые данными факторами, путем межрегиональной торговли. За счет полученных доходов от торговли в эти регионы привлекаются мобильные факторы (капитал, рабочая сила и т.д.), необходимые для производительного использования немобильных факторов. Взаимозаменяемость межрегиональной торговли с межрегиональным движением факторов производства обеспечивает рост экономик и сближение уровней экономического развития регионов. В более поздних неоклассических моделях отношение к перспективам сближения уровней экономического развития регионов много осторожнее. Отмечается, что тенденция к выравниванию под воздействием лишь стихийных рыночных сил может протекать очень медленно.

На определенных этапах развития допускается наличие существенной дифференциации в темпах роста отдельных регионов Дифференциация снижается под воздействием количественных изменений факторов (детерминантов) развития, т.е. в результате увеличения предложения рабочей силы и улучшения ее квалификации, увеличения скорости накопления капитала, частоты технических инноваций; роста мобильности факторов производства разных территорий (внутри страны и между государствами), причем здесь важную роль играют направления миграции ресурсов. Особо рассматриваются тенденции к унификации социальных характеристик, повышающих мобильность факторов производства. Разные факторы вносят разный вклад в ускорение регионального роста, усиление процесса выравнивания уровней развития территорий. В принципе возможно взаимозамещение отдельных факторов производства.

СОСТОЯНИЕ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТ В СТРАНАХ ЦВЕ

Труд

Динамика численности населения Лишь в трех странах ЦВЕ – новых членах ЕС численность населения по сравнению с 2000 г. выросла – Словения, Чехия и Словакия. Во всех остальных государствах она сократилась, в наибольшей степени в Болгарии и Румынии. Наблюдается прямая корреляция между динамикой ВВП на душу населения по ППС и численностью населения. Постоянно проживающих в Румынии ,2 млн чел., в 2000 г. 21, 4 млн человек, в 2011 г. - 18,9 млн человек.

Число родов на 1000 жителей 2000 г.2011 г. ЕС Словакия Польша Литва Венгрия Эстония Словения Болгария Чехия Латвия Румыния

Уровень занятости, 2011 г., % Безработица Уровень Занятости населения в возрасте лет. ЕС PL CZ SK HU SL EE LV LT RO BG

Доля экономически активного населения безработного в течение года или более, 2010 г.

Процент активного населения, незанятого более 2-х лет, 2010 г.

Миграция - «Свободное движение рабочей силы» Исход граждан из ряда стран ЦВЕ в целях поиска лучшей доли. Наиболее характерен этот процесс для Румынии и Болгарии, где объем поступлений в страны от мигрантов, обосновавшихся в ЕС 15 составил в 2008 г. 4,2% ВВП Румынии и 4,5% ВВП Болгарии (5,7 и 1,5 млрд евро, соответственно). 80% поступлений в Румынию были направлены из Италии и Испании, 55%, полученных в Болгарии, - из Германии и Греции. Заметный отток рабочей силы наблюдался в Латвии, Литве, Польше, Эстонии, Венгрии и Словении. Значительные поступления от эмигрантов фиксируются в прибалтийских государствах (от 1,2 до 1,8% ВВП, а также в Польше – 1,4% ВВП). Приток рабочей силы из других стран характерен лишь для Чехии и Словакии.

Качество рабочей силы Доля лиц, не имеющих ср.образование Доля лиц в возрасте лет, имеющих высшее образование ЕС 27 14,028.0 PL CZ SK HU SL EE LV LT RO BG

Средняя почасовая цена рабочей силы в предпринимательском секторе, евро, 2010

Капитал

Валовое накопление основного капитала, % ВВП

Баланс притока/оттока прямых иностранных инвестиций, среднее за гг.

Роль европейских фондов в инвестициях Наиболее крупные вливания из средств европейских фондов были осуществлены в прибалтийских государствах – в наибольшей степени затронутых рецессией (в Эстонии и Литве инвестиции сократились более, чем на 35%, а потребление – на более, чем 10%). Выплаты из европейских фондов в годы кризиса составляли в Эстонии 4%, в Литве и Латвии 2,5%, а в Венгрии и Польше более 2% ВВП названных стран. Политика сплочения обеспечивала в годы мирового кризиса до 90% всех государственных и муниципальных инвестиций в основной капитал в Литве и более 50% в Венгрии, Эстонии и Словакии.

Инвестиции в основной капитал versus ВВП

Динамика инвестиций в основной капитал

Производительность труда

Производительность труда в ЕС 25. Среднегодовые темпы прироста, гг., % Source: TCB (2010) and EU KLEMS (2009).

В результате почасовая производительность труда в ЕС 10 подтягивалась к среднему по ЕС 27 уровню Страны2000 г.2011 г. Словения Словакия Чехия Венгрия Эстония Литва Польша Латвия Болгария Румыния

Источники роста производительности труда Рост продуктивности за счет изменения структуры экономики в пользу отраслей с высокой добавленной стоимостью Рост продуктивности внутри секторов Реструктуризация экономики (характерна для ранних этапов экономического роста). Инновации в широком смысле слова, включая инвестиции в НИОКР, более эффективное использование имеющихся технологий и ресурсов, новые принципы организации и менеджмента.

Наибольший вклад в рост производительности труда ( гг., %) внесли промышленность, транспорт и связь Обрабатывающая промышленность внесла наибольший вклад в рост производительности труда, особенно в ЕС 10. Вклад строительной промышленности ничтожен. ¹ for these areas or countries Source: EU KLEMS (2009). Agriculture and fishing Energy Manufacturing Construction Transport and storage and communication Financial intermediation and business activities Social and personal services

Некоторые показатели инновационности развития. СтраныСовокупные расходы на НИОКР, % от ВВП, 2010 Индекс инноватив- ности ЕС Польша Чехия Словакия Венгрия Словения Эстония Латвия Литва Румыния Болгария Cловения, Эстония и Чехия имеют индексы инновационного развития близкие, все остальные страны – существенно более низкие, чем средние по ЕС 27. Индекс инновативности - учитывает инструменты реализации новшеств, инновационную активность фирм, долю инновационной продукции в выпуске продукции. При этом все страны ЕС 12, за исключением Литвы, в е годы демонстрировали более высокие темпы роста инновационных показателей, чем средние по ЕС 27.

Среднегодовой прирост отдельных факторов производства и производительности труда, гг., % Source: TCB (2010) and EU KLEMS (2009). Для новых членов ЕС в эти годы была характерна высокая динамика роста валовой добавленной стоимости и производительности труда при практически неизменном числе отработанных часов.

Выводы 1. Нарастающая дифференциация внутри группы новых членов ЕС по всем факторам производства. Выделение нескольких групп стран: а) группа лидеров процесса выравнивания уровней экономического развития - Чехия, Словения, Словакия, позиции которых усиливаются на фоне нарастающей неоднородности ЕС 15; б) страны, не оправдавшие надежд – Прибалтийские государства, Венгрия. в) Польша как особый случай относительно устойчивого развития; г) Слабые успехи Румынии и Болгарии, особенно с учетом социальных факторов развития.

Показатель относительной бедности в ЕС 27 (абсолютный размер на одного человека в год )

Средняя продолжительность жизни, 2011 г. ЕС 27 – 79 лет Словения – Польша – Чехия – 76.5 Словакия – Литва – 74ю6 Болгария – 73.2 Венгрия – Эстония – 72.5 Румыния – 72.0 Латвия – 71.75

Социальные расходы Социальные расходы относительно ВВП сокращались во всех новых членах ЕС с 1999 до 2007 г. и оставались ниже среднего по ЕС уровня (50%) во всех странах. Самыми низкими в 2009 г. они были в Румынии, Болгарии, Словакии. В расчете на душу населения социальные расходы в странах ЦВЕ были в среднем вдвое ниже, чем в среднем по ЕС 15. Расходы на социальную защиту в среднем по ЕС 18% ВВП; при этом в Эстонии, Латвии и Румынии – менее 10%, а в среднем по странам-получателям средств из фонда сплочения – 14%.

Выводы 2 2. Основной фактор роста производительности труда – структурная перестройка в экономике, приведшая во всех странах к резкому сокращению доли сельскохозяйственного производства в ВВП страны, к формированию моноструктурной промышленности, к дуализму экономики. По-прежнему дешевая образованная рабочая сила. 3. Различия на региональном уровне не только не сократились, но даже выросли. Рост коэффициента вариаций ВРП во всех странах (в Румынии, например, с 15 до 44%). Сохраняются не только количественные, но и качественные различия между регионами и странами по уровню включенности в инновационную деятельность. В высокотехнологичных отраслях промышленности и сферы услуг в ЕС трудится 4,4% занятого населения. В 29 из 271 имеющегося региона ЕС этот показатель превышает 6%; среди стран ЕС 10 такие регионы есть лишь в Венгрии (3) и Чехии (1). При этом Венгрии каналы распространения технологий, передового опыта на остальные регионы страны не выявлены.

Выводы 5. Не подтверждаются неоклассические прогнозы относительно сближения уровней развития стран в результате роста мобильности факторов производства ввиду отсутствия на практике таких предпосылок теории, как : существование свободной или совершенной конкуренции (господство в странах транснациональных корпораций, агрессивная политика иностранного капитала в ходе приватизации); беспрепятственная мобильность факторов производства. Эмпирический анализ ситуации в ЕС в годы мирового кризиса подтверждает «парадокс Леонтьева», а также ряд положений теории «новой торговли» П.Кругмана, согласно которым торговля осуществляется не между странами, обладающими избыточными факторами производства, а между государствами со схожими факторами производства ( значительно меньшее сокращение товарооборота между странами ЕС 15, чем между государствами ЕС 15 и ЕС 10 в годы кризиса).

ПОЛИТИКА СПЛОЧЕНИЯ ЕС: ОТ ШИРОКОМАСШТАБНОГО ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ К «СТРАТЕГИИ ГАРМОНИЗИРОВАННОГО РОСТА»

Генезис целей политики сплочения От Римского договора 1957 г. до начала нового тысячелетия Пятая волна расширения, период адаптации Годы реализации новой стратегии Европы 2020 Обеспечение гармоничного развития экономического сообщества путем сокращения разрыва между регионами и перераспределения ресурсов в менее развитые области. = Выравнивание через перераспределение ресурсов. Наряду с ерераспределени- ем доходов в целях сокращения разрыва между регионами компенсирование расходов на адаптацию к требованиям общего рынка и единой валютной политики, дополнитель- ным ограничениям и затратам, вытекающим из законов ЕС. = Выравнивание внешних условий развития (институционального поля) Переход к стратегии гармонизированного, поощряющего возникновение полюсов роста развитие. Сближение на основе кумулятивного роста.

Европейский фонд регионального развития (ERDF) Цель создания Содействие экономическому и социальному сплочению путем снижения основных региональных дисбалансов, участия в развитии и сплочении регионов. Направления использования средств Инвестиции, содействующие созданию устойчивых рабочих мест. Инвестиции в инфраструктуру. Содействие осуществлению местных и региональных инвестиций (малые и средние предприятия, НИОКР, информационное общество, пр.) Инвестиции в образование и здоровье Финансовые инструменты (JEREMIE, JESSICA, JASPERS, JASMINE)

Европейский социальный фонд (ESF) Цели Создан в целях сокращения различий в уровне благосостояния и стандартов жизни в государствах и регионах. Фонд поддерживает компании в целях обеспечения условий для эффективной занятости, для успешного противодействия новым вызовам. Направления использования средств Повышение качества человеческих ресурсов. Повышение адаптивности работников и компаний, фирм и предпринимателей. Обеспечение доступности занятости и стабильности существования. Повышение возможности социализации лиц, находящихся в менее благоприятных условиях. Укрепление институциональных мощностей на национальном, региональном и местном уровне Мобилизация реформ в сфере занятости и социальной адаптации.

Фонд сплочения (CF) Цель деятельности Фонда Софинансирование действий в сфере защиты окружающей среды и развития транспортной инфраструктуры в интересах содействия экономической и социальной сплоченности и солидарности государств-членов ЕС. Направления использования средств Инвестиции в основные инфрастуктурные проекты (e.g. TEN-T) Инвестиции в основные проекты по защите окружающей среды Содействие развитию возобновляемых источников энергии Инвестиции в развитие транспорта.

Основные показатели развития стран на фоне доступного бюджета европейских фондов BGCZEEHULVLTPLROSKSLВсего ЦВЕ Населе ние, млн , Годо- вой ВВП, млрд евро ВВП на душу.н. евро 5,22514,68411,4059,5648,5898,8279,5185,55512,41017, Доступ ный бюджет млн евро 8,01930,7714,10829,3194,9417,43182,87223,25113,6004,

Структурные фонды ЕС в странах ЦВЕ, гг. (млрд евро)

Распределение фондов не равномерно РумынияВсе страны ЦВЕ-члены ЕС Население (млн) ,1 Годовой ВВП (млрд евро) ,1 ВВП в расчете на душу населения (евро) Европейские фонды г. (млрд евро) ,7 Европейские фонды в расчете на душу населения (евро) Объем европейских фондов к ВВП, % 19,6 22,3 Годовой объем европейских фондов к ВВП, % 2,8 3,2

С точки зрения реализации политики сплочения принципиальными являются два вопроса «Кто принимает решения?» Marks, G. (1996). Exploring and Explaining Variation in the EU Cohesion Policy, In: Hooghe, L. (eds.) Cohesion Policy and European Integration: Buiding Multilevel Governance, Oxford: Oxford University Press. 389 p.) «Каков эффект» (Bache, I. (1998). The Politics of European Union Regional Policy: Multi-level Governance or Flexible Gatekeeping, Sheffield: Sheffield Academic Press.) Роль национальных правительств при принятии решений по вопросам реализации политики сплочения, явно преувеличена в литературе и, следовательно, тезис о необходимости лишения их ряда избыточных прав (о необходимости ре-национализации), абсурден. Bachtler, J. and Mendez, C. (2007), Who Governs EU Cohesion Policy? Deconstructing the Reforms of the Structural Funds, JCMS, 45(3), Oxford: Blackwell Publishing, pp ).

ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДСТВ ИЗ ФОНДОВ ЕС

Этап Выдвижение в каждом финансовом периоде особых целей политики сплочения, утверждаемых Советом ЕС.

Распределение финансовых ресурсов новых членов ЕС по целям политики сплочения, (млн евро) Конвергенция % средств бюджета Занятость и региональная конкорентоспособность % бюджета Региональная территориаль- ная кооперация % бюджета Всего Фонд сплочения Конвергенци я Gradual introduction Занятость и региональная конкуренто- способность Болгария Чехия Эстония Латвия Литва Польша Румыния Венгрия Словакия Словения

Основные количественные показатели, которые должны быть достигнуты к 2020 г. занятость75% населения в возрасте от 20 до 64 лет должны быть заняты Научные исследования и инновации 3% совокупного ВВП ЕС должно инвестировать в сферу НИОКР Изменение климата и энергетика На 20% должны быть сокращены вредные хозяйственные выбросы ; Доля возобновляемых источников энергии в энергобалансе потребления должно возрасти до 20%;; Повышение энергоэффективности ВВП на 20%. ОбразованиеДостижение доли лиц с высшим образованием в возрасте лет до 40%; сокращение доли лиц без среднего образования до 10%. Борьба с бедностьюЧисло европейцев, живущих ниже национального уровня бедности, должно быть сокращено на 20 млн чел.

Этап 2 1. Составление национального плана действий - National Strategic Reference Framework, который включает разрабатываемые страной операционные программы (Operational Programmes). Европейская комиссия утверждает все операционные программы и может их отклонять, если они не обеспечивают необходимых гарантий для проведения европейской политики сплочения либо не сообразуются с ее целями.

Этап 3 Определение страновой квоты выплат из фондов ЕС (учитываются: а) цели политики сплочения и критерии выплат по каждой из них (например, число регионов, чей ВРП ниже 75% от среднего по ЕС уровня, либо показатели безработицы; отчасти учитываются масштабы населения страны и его потребности). Уточнение доли национального со-финансирования при реализации операционных программ.

Доля национального со-финансирования в реализации политики сплочения Число оперативны х программ Вклад ЕС (млрд евро) Собственные средства стран (млрд евро) Национальная доля в доступном бюджете, % Болгария76,671,3316,63 Чехия 17 26,34,414,33 Эстония3 3,40,717,07 Венгрия1524,94,415,02 Латвия 3 4,50,4 8,16 Литва 4 6,80,5 6,85 Польша2165,317,521,14 Румыния 719,2 4,117,60 Словакия1111,362,2416,47 Словения 3 4,10,714,58

Этап 4, 5, 6 Объявление конкурса заявок на реализацию проектов в рамках конкретных операционных программ. Заявка должна включать информацию об: - органе, ответственном за осуществление проекта; - природе инвестиций, их описании и ожидаемом эффекте; - графике осуществления проекта; - результатах изучения вероятности осуществления проекта; - анализе затрат/результатов - финансовом плане, включая информацию об иных источниках финансирования. Заключение контрактов с инициаторами отобранных в ходе конкурса проектов. Выплата средств из фондов ЕС через государственные департаменты, министерства и комитеты, функционирующие на национальном и местных уровнях. Между странами ЦВЕ существуют различиях в подходах к тому, кто имеет право предоставлять средства и как они будут использоваться. Выплаты осуществляются, как правило, с опозданием (до двух лет).

Довольно низкая степень законтрактованности, а также выплат из доступного бюджета фондов ЕС EE94/ LV87/ BG79/ LT78/ CZ72/ HU64/ SK64/ PL63/ RO63/ SL59/ Всего ЦВЕ67 /

Выводы Значительная часть структурных фондов на деле предоставлена благополучным государствам; Использование фондов в целях достижения экономического роста в разных странах дает принципиально разные результаты ввиду существующих в них различий в системах налогообложения; Ошибки правительств в проведении экономической политики приводят к тому, что средства фондов расходуются ненадлежащим образом; Назревшая необходимость реформы политики сплочения на фоне уроков мирового кризиса.

Сокращение бюджета политики сплочения на гг. Сокращение объема бюджета политики сплочения по сравнению с предыдущим финансовым годом с 350 до 336 млрд евро. 162,6 млрд евро средств политики сплочения предназначено для поддержки менее развитых регионов, 39 млрд евро – для транзитных регионов, 53,1 млрд евро – для более развитых регионов, 68,7 млрд евро – для стран-получателей Фонда сплочения, 11,7 млрд евро – для регионов-участников программ территориального сотрудничества, 0,9 млрд евро – для ультрапериферийных и северных регионов (в качестве дополнительной помощи). 5%-е обязательное резервирование средств для всех европейских фондов, государств-получателей, всех типов регионов.

Новый порядок получения денег Чтобы получить деньги структурных фондов ЕС, с 2014 г. регионы будут должны доказать не свою отсталость, а способность внести вклад в выполнение стратегии «Европа 2020». Снижение потолка финансирования из средств региональной политики ЕС отдельной стране с 4 до 2,5% ее ВВП. Для «менее развитых» (convergence) регионов софинансирование со стороны структурных фондов – 75-85% от стоимости программ регионального развития, для транзитных – 60%, для более развитых – 50%. Выделение «транзитных регионов» означает поддержку тех, кому удалось в последние годы повысить свою конкурентоспособность, но кто все еще нуждается в целевых инвестициях. Сохраняется порядок выплат из Фонда сплочения – для стран с ВВП ниже 90% от среднего по ЕС уровня.

Большая обусловленность выплаты средств Для каждого вида помощи устанавливаются особые приоритеты и объемы финансирования. Для Европейского фонда региональной политики основными сферами инвестиций становятся: Энергоэффективность и возобновляемые источники энергии; Исследования и инновации; Конкурентоспособность малых и средних предприятий. «Транзитные» и более развитые регионы будут обязаны 80% предоставляемых им из ЕФРП средств направлять на решение трех выше обозначенных задач. Менее развитые регионы будут иметь большие возможности для выбора направлений инвестиций, учитывающие их нужны. Для Фонда сплочения основные сферы инвестирования – защита окружающей среды, адаптация к изменениям климата и предотвращение рисков, низкоуглеровная энергетика, экологически чисты транспорт и развитие транспортной инфраструктуры в сельской местности. В соответствии со стратегией Европа 2020 Европейский социальный фонд будет инвестировать средства в развитие занятости и содействие трудовой мобильности; в образование, переподготовку кадров, борьбу с бедностью 20% средств будет направлено на цели социальной инклюзии (адаптации). Большее внимание будет уделено борьбе с безработицей среди молодежи и гендерной дискриминацией.

Выводы относительно роли политики сплочения в сближении уровней социально-экономического развития стран Недекларируемая смена теоретических основ политики сплочения ЕС. Концентрация усилий на принципиально важных для перспектив Союза видах деятельности и отраслях экономики, которые могут создать новые импульсы роста. Уход на второй план проблем неравенства социально-экономического развития. Признание того, что в рыночной экономике неравномерность развития – не исключение, а особенность экономического роста. Очевидные пробуксовки в реализации политики конвергенции на региональном уровне; выделение в каждом из государств 1 (в лучшем случае 2-3) центров экономического роста. Слабое волновое распространение импульсов роста ввиду закрытости транснациональных корпораций, с которыми связана некоторая технологическая модернизация, рост экспортного потенциала страны. Нарастание периферизации значительных территорий.

Результаты сплочения в социальной сфере

Неравенство в доходах. Коэффициент Джини

Доля детей, проживающих в семьях, где оба родителя являются безработными

Неравенство доходов: соотношение между доходам самых богатых и самых бедных 5% населения

Социальные расходы по сферам политики, 2002 и 2008 гг. % от ВВПPPS в расчете на душу населения (в ценах г.) Экономическое развитие ЕС Страны сплочения Прочие страны Защита окружающей среды ЕС Страны сплочения Прочие страны

Социальные расходы по сферам политики, 2002 и 2008 гг. % от ВВПPPS в расчете на душу населения (в ценах 2004 г.) Образование ЕС Страны сплочения Прочие страны Социальная защита ЕС Страны сплочения Прочие страны

Основные индикаторы, используемые в структурной политике ЦелиОсновные индикаторы Содействие гармоничному развитию менее развитых регионов Региональный ВВП в расчете на душу населения по ППС Содействие социально-экономическому сближению регионов, испытывающих структурные проблемы Региональный уровень безработицы (соотношение численности безработных к активному населению) Содействие адаптации и модернизации политик и систем образования, занятости и переподготовки Региональный уровень квалификации (доля активного населения с tertiary образованием)

Слабая связь между экономическим ростом, дифференциацией доходов и уровнем бедности Страны ВВП в расчете на душу населения по ППС, ЕС 27 = 100 Коэффициент Джини Показатель относительной бедности * Болгария ,2 Чехия ,4 Эстония ,7 Венгрия ,0 Латвия ,9 Литва ,8 Польша ,8 Румыния ,4 Словакия ,6 Словения ,3

Источники экономического роста, гг. Изменения Изменения Изменения Доля трудо- В подушевом = в производи- + в уровне + способного ВВП тельности занятости населения в общей числен- ности насе- ления ЕС = Типы регионов Convergence 3.03 = Transition 2.26 =

Эконометрические расчеты пытаются показать, какие факторы экономического роста являются наиболее влиятельными: Уровень образования (или качество человеческого капитала) – один из наиболее важных факторов роста, особенно доля лиц трудоспособного возраста с высшим образованием. Этот показатель напрямую связан с инновациями, поскольку люди с высшим образование, высококвалифицированная рабочаяя сила являются носителями и распространителями знаний и новых технологий. Расчеты показывают, что увеличение на 10% доли высокообразованной рабочей силы в работоспособном возрасте ведет к 0,6 %-ому подушевому росту ВВП. Важным фактором является рост основного капитала, что ведет к росту производительности в результате накопления физического труда, диффузии инноваций и распространения новейших технологий. Низкий уровень безработицы, социальное сплочение; Факторы соседства, поскольку экономический рост в определенной степени зависит от роста в сопредельных регионах и государствах. Состояние инфраструктуры (транспорта и связи)

Снижение региональной дифференциации требует инвестиций в – инфраструктуру – инновации – институты

Структурные фонды и фонд сплочения Первоначально создавались для того, чтобы компенсировать менее развитым странам расходы на адаптацию к требованиям общего рынка и единой валютной политики, дополнительным ограничениям и затратам, вытекающим из законов ЕС. Более жесткие экологические и энергетические требования предусматривают компенсации из структурных фондов.

Крайне низкая абсорбционная способность стран в сфере энергосбережения

Крайне низкая абсорбционная способность стран в сфере развития возобновляемых источников энергии

Европейские фонды в Румынии и прочих странах ЦВЕ гг. (сравнительный анализ) РумынияВсе страны ЦВЕ-члены ЕС Население (млн) ,1 Годовой ВВП (млрд евро) ,1 ВВП в расчете на душу населения (евро) Европейские фонды г. (млрд евро) ,7 Европейские фонды в расчете на душу населения (евро) Объем европейских фондов к ВВП, % 19,6 22,3 Годовой объем европейских фондов к ВВП, % 2,8 3,2

Доступный для стран ЦВЕ бюджет фондов ЕС, Суммы средств из фондов ЕС различаются по странами; наибольших выплат добилась Польша – страна с самым большим населением среди стран ЦВЕ. Однако наибольшие средства из фондов ЕС в расчете на душу населения в Чехии и Эстонии.

Распределение средств структурных фондов между странами ЦВЕ, Страны ЦВЕ – новые члены ЭСТОНИяЭСТОНИя СЛОВЕНИЯСЛОВЕНИЯ ЛАТВИЯЛАТВИЯ ЛИТВАЛИТВА БОЛГАРИЯБОЛГАРИЯ СЛОВАКИЯСЛОВАКИЯ РУМЫНИЯРУМЫНИЯ ВЕНГРИЯВЕНГРИЯ ЧЕХИЯЧЕХИЯ ПОЛЬШАПОЛЬША 100%2% 3%4% 6%13% 14%39% Страны ЦВЕ – новые члены ЭСТОНИяЭСТОНИя СЛОВЕНИЯСЛОВЕНИЯ ЛАТВИЯЛАТВИЯ ЛИТВАЛИТВА БОЛГАРИЯБОЛГАРИЯ СЛОВАКИЯСЛОВАКИЯ РУМЫНИЯРУМЫНИЯ ВЕНГРИЯВЕНГРИЯ ЧЕХИЯЧЕХИЯ ПОЛЬШАПОЛЬША 100%2% 3%4% 6%13% 14%39%

Огромные потенциальные возможности для энергосбережения в ЦВЕ. Энергоемкость ВВП в ЕС ЕС Латвия 435 Польша 428 Чехия 586 Болгария1090

Цели по сокращению вредных выбросов в атмосферу и по доле возобновляемых источников энергии в балансе энергопотребления ЕС, предусмотренные в Климатическом пакете

В результате восточного расширения гетерогенность ЕС усилилась Увеличение территории, % Рост населения, % Рост ВВП, % Изменение подушевого ВВП, % Подушевой ВВП, ЕС 6 = 100 ЕС9/ЕС ЕС12/ЕС ЕС15/ЕС ЕС27/ЕС

В результате восточного расширения гетерогенность ЕС усилилась Увеличение территории, % Рост населения, % Рост ВВП, % Изменение подушевого ВВП, % Подушевой ВВП, ЕС 6 = 100 ЕС9/ЕС ЕС12/ЕС ЕС15/ЕС ЕС27/ЕС

Коэффициент вариаций уровней занятости на уровне регионов NUTS2

Ежегодные объемы финансирования в рамках структурных действий ( ) (млрд евро) DELORS DELORS AGENDA FP Структурные действия. 10,62825,20040,430- Фонд сплочения -2,16412,104 49,273 Структурные фонды -23,03527,859

rewarding performance; поддержка интегрирующего программирования ( supporting integrated programming ), обеспечивающего аккумуляцию инвестиций (combining investments); Фокусирование внимания на результатах и постоянном мониторинге достижений; Содействие территориальному сплочению; And streamlining delivery. rewarding performance; поддержка интегрирующего программирования ( supporting integrated programming ), обеспечивающего аккумуляцию инвестиций (combining investments); Фокусирование внимания на результатах и постоянном мониторинге достижений; Содействие территориальному сплочению; And streamlining delivery.

Кумулятивные теории экономического роста ( Г.Мюрдаль, А.Хришман, Ф.Перру, Х.Ричардсон, Дж. Фридман, Х. Гирш, Т. Хегерстранд, Ж-Р.Будвиль П.Потье, Х.Р.Ласуэн и др.) В их основе положения: о неравномерности роста в условиях свободной конкуренции; уровни экономического развития территорий не сближаются, а могут лишь несколько выравниваться в результате т.н. «расходящихся эффектов». о возникновении центров (точек) роста, об образовании агломераций и «центральных мест», о развитии периферийных территорий, о каналах распространения роста в пространственной экономике о диффузии нововведений; о постоянной отдаче от масштаба.

Число родов на 1000 человек населения 2000 г.2011 г. ЕС Словакия Польша Литва Венгрия Эстония Словения Болгария Чехия Латвия Румыния

Матрица

Большие экономические различия сохраняются… Региональные различия больше, чем в США, Китае и Индии. Цель Стратегии – найти новые источники роста для Европейского союза, чтобы создать «более конкурентную, connected и более зеленую экономику» путем внедрения экоинноваций, энергосберегающих продуктов и процессов.

Распределение финансовых ресурсов новых членов ЕС по целям политики сплочения, (млн евро) Конвергенция % средств бюджета Занятость и региональная конкорентоспособность % бюджета Региональная территориаль- ная кооперация % бюджета Всего Фонд сплочения Конвергенци я Gradual introduction Занятость и региональная конкуренто- способность Болгария Чехия Эстония Латвия Литва Польша Румыния Венгрия Словакия Словения

Распределение финансовых ресурсов новых членов ЕС по целям политики сплочения, (млн евро) Конвергенция % средств бюджета Занятость и региональная конкорентоспособность % бюджета Региональная территориаль- ная кооперация % бюджета Всего Фонд сплочения Конвергенци я Gradual introduction Занятость и региональная конкуренто- способность Болгария Чехия Эстония Латвия Литва Польша Румыния Венгрия Словакия Словения

Распределение финансовых ресурсов новых членов ЕС по целям политики сплочения, (млн евро) Конвергенция % средств бюджета Занятость и региональная конкорентоспособность % бюджета Региональная территориаль- ная кооперация % бюджета Всего Фонд сплочения Конвергенци я Gradual introduction Занятость и региональная конкуренто- способность Болгария Чехия Эстония Латвия Литва Польша Румыния Венгрия Словакия Словения