ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН Начальник отдела статистики цен и финансов Томскстата.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ Индекс Стоимости Жизни МОСКВА 2012.
Advertisements

Цены в статистике классифицируются по различным направлениям: сферам товарного обслуживания, формам и стадиям продаж др.: Цена производителя– это цены,
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН теория и практика МОСКВА 2010 СУРИНОВ Александр Евгеньевич Руководитель Федеральной.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
1 Руководитель Федеральной службы государственной статистики А.Е.Суринов УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- феврале 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- августе 2011 года.
Результаты мониторинга реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования (МРСО) в 2013 году Е.Ю. Петряева, руководитель службы.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- декабре 2010 года.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, в январе-декабре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе 2012 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа в январе-июне 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, в январе-октябре 2009 года.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
1 2 Федеральный закон от 22 июня 1998 г. 86-ФЗ «О лекарственных средствах» Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. 239 «О мерах.
ПоказателиЕдин. изм год факт 9 месяцев, отчет 9мес к 9 мес год оценка Валовой региональный продукт млрд. руб 475,5 оценка.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, в январе-сентябре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- мае 2011 года.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН Начальник отдела статистики цен и финансов Томскстата Франциян Наталья Владимировна

2 Основные принципы организации статистического наблюдения за ценами базируются на единых методологических основах, соответствующих мировой практике. Наблюдение за ценами основано на принципах, изложенных в положениях «Резолюции об индексах потребительских цен», принятой 17-ой Международной Конференцией статистиков по труду», и Руководству по индексу потребительских цен, подготовленных МОТ, МВФ, ОЭСР, ЕЭК ООН, Всемирным банком, Евростатом. Разработаны и утверждены Росстатом Методические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету ИПЦ 110 от г. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИСТРАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ

. Международные и отечественные методологические документы, используемые при расчете индекса потребительских цен Утверждено постановлением Росстата от «30» декабря 2005г. 110 Методологические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен Москва, 2005г. Резолюция об индексах потребительских цен 17-я Международная конференция статистиков по труду, созванная Административным советом Международной организации труда Женева, 2003г.

4 Что такое ИПЦ ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. Индекс потребительских цен (ИПЦ) является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране.

Назначение ИПЦ 5 Основная задача статистики цен - это, в первую очередь, обеспечение пользователей всех уровней информацией, необходимой для анализа ценовых процессов в экономике, осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, заключения хозяйственных договоров, решения конфликтных ситуаций, отстаивания интересов в суде, проведения научных исследований и т.п. ИПЦ применяется при пересчете макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены.

6 Система статистических показателей, характеризующих ценовую ситуацию на потребительском рынк е

7 Выборочная совокупность городов для организации наблюдения за потребительскими ценами Выборочная совокупность базовых организаций торговли и сферы услуг Перечень товаров и услуг-представителей для осуществления наблюдения за потребительскими ценами Регистрация цен по состоянию на число каждого месяца Обеспечение сопоставимости цен в двух смежных периодах Формирование системы весов для расчета ИПЦ Расчет индекса потребительских цен по модифицированной формуле Ласпейреса Расчет стоимости различных наборов потребительских товаров и услуг Основные методологические принципы расчета ИПЦ

ОТБОР НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ Отбор городов для наблюдения за ценами в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими критериями: общее число обследуемых населенных пунктов в субъекте Российской Федерации, как правило, должно находиться в пределах 2- 4 городов; города, отобранные для наблюдения за ценами, должны отражать географические особенности региона и располагаться в различных его частях; в выборку не должны включаться города, расположенные в непосредственной близости друг от друга и от территориального центра, если уровни и динамика цен в этих городах не имеют принципиальных различий; отобранные для наблюдения за ценами города должны характеризоваться наличием устойчивого наполнения потребительского рынка товарами и услугами, входящими в перечень, принятый для ежемесячного и еженедельного наблюдения;

1.Отбор населенных пунктов, в которых организуется наблюдение за потребительскими ценами Наблюдение за потребительскими ценами проводится на территории всех субъектов Российской Федерации. Регистрация потребительских цен осуществляется в 271 городе, и строится для городского населения России В Томской области в выборку попали Стрежевой Асино Колпашево

2. ОТБОР БАЗОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ И СФЕРЫ УСЛУГ Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Отбор базовых организаций торговли и сферы услуг, а также других объектов наблюдения за ценами проводится специалистами органов статистики в каждом городе, где организовано наблюдение за потребительскими ценами.

Общее количество наблюдаемых организаций торговли и сферы услуг по Томской области 587 из них: магазины – 343 ( в том числе сетевых – 78) рынки – 9 организации сферы услуг – более 220 АЗС – 15

Требования при формировании выборочной совокупности организаций торговли и сферы услуг: регулярность реализации отобранных для наблюдения товаров и видов услуг в базовых организациях; наблюдение за ценами (тарифами) проводится в организациях розничной торговли, общественного питания и сферы услуг всех форм собственности и организационно-правовых форм; представительство среди отобранных крупных, средних и малых организации торговли и сферы услуг, расположенных как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем, чтобы в наблюдение попали организации с различными условиями торговли (обслуживания); в число наблюдаемых объектов не включаются организации торговли, в которых реализуются товары, уровень цен на которые многократно превышает средний сложившийся уровень цен на аналогичные товары. уровень цен (тарифов) на товары и услуги, реализуемые в организациях торговли (услуг) и других объектах наблюдения, включаемых в выборочную совокупность, должен быть доступен для массового потребителя.

В выборку включены крупные сетевые магазины Рынки Центральный Фрунзенский Губернаторский(Областной) Октябрьский Дзержинский АЗС ИП «Семкин» Палата АПТЕКИ Предприятия сферы услуг

3. ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО НАБОРА ТОВАРОВ И УСЛУГ Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) с учетом предложений территориальных органов государственной статистики и согласовывается с заинтересованными экономическими ведомствами и остается неизменным в течение определенного времени (не менее года).

15 Количество наблюдаемых товаров и услуг Набор состоит из трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению. Каждая из перечисленных групп представлена подгруппами товаров и услуг, включающих в себя несколько товаров (услуг)-представителей

ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ в мае 2013 года Наименование видов и групп товаров и услуг Код товара услуги Индексы цен (тарифов) за май 2013, в % к апрелю 2013 к декабрю 2012 к маю 2012 Январь-май 2013 к январю-маю 2012 Все товары и услуги Продовольственные товары Продовольственные товары (без алкогольных напитков) Непродовольственные товары Услуги Мясопродукты Говядина Говядина (кроме бескостного мяса), к г Говядина бескостная, кг Свинина Свинина (кроме бескостного мяса), кг Свинина бескостная, кг Баранина (кроме бескостного мяса), к г Мясо птицы Куры (кроме куриных окорочков), кг Окорочка куриные, кг

Отбор товаров (услуг)-представителей для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки: Росстат централизованно устанавливает перечень товаров и услуг-представителей, имеющих достаточно общее описание потребительских свойств. Специалисты территориальных органов государственной статистики в каждом городе, участвующем в наблюдении за потребительскими ценами, самостоятельно отбирают товары(услуги) с конкретными потребительскими свойствами из имеющегося в продаже ассортимента товаров данного наименования, учитывая массовость спроса населения на эти товары и регулярность наличия их в продаже в базовой организации. На каждый товар (услугу)-представитель должно быть зарегистрировано не менее 5 ценовых котировок. Исключение составляют отдельные виды услуг (электроэнергия, услуги связи, муниципальный городской транспорт и т.п.), на которые в городе действуют единые тарифы.

Количество ежемесячно наблюдаемых товаров и услуг – 538 из них: продовольственные товары непродовольственные товары услуги Количество ценовых котировок, регистрируемых ежемесячно – 7671 Количество еженедельно наблюдаемых товаров и услуг – 62 из них: продовольственные товары - 39 непродовольственные товары - 11 услуги - 12 Количество ценовых котировок, регистрируемых еженедельно – 1186 В Томской области

4. РЕГИСТРАЦИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ Ежемесячно – по полному перечню товаров и услуг на по число отчетного месяца Еженедельно – по ограниченному кругу товаров и услуг строго в определенный день (пятница) Такой метод сбора информации в конце месяца (конце недели) позволяет более полно оценить рост цен в целом за месяц (за неделю)

При регистрации цен с 2000 года применяется безбумажная технология

Порядок регистрации Регистрации подлежит фактическая цена товара, имеющегося в свободной реализации на потребительском рынке Потребительская цена (тариф) является конечной ценой потребления, включает НДС, акциз, налог с продаж и другие прямые и косвенные налоги Не регистрируются цены на товары реализуемые во время краткосрочных распродаж (1-15 дней) Основное условие – соблюдение сопоставимости цен в отчетом и базисном периоде, когда на каждый товар регистрируется одинаковое количество ценовых котировок ( под котировкой понимается цена товара, имеющего конкретные потребительские свойства, зарегистрированная в определенном магазине)

23

Решение задачи повышения качества информации о средних ценах и индексах цен - это, в первую очередь, совершенствование сбора первичной информации о ценах. От того, насколько достоверно будет осуществлена регистрация цен, в конечном итоге зависит формирование сводных показателей, которые в свою очередь характеризуют развитие инфляционных процессов в экономике регионов и России в целом.

25 Расчет индексов потребительских цен (тарифов) на отдельные виды услуг на региональном и федеральном уровнях производится по единой методологии и осуществляется в несколько этапов: формирование массива ценовой информации; формирование весов для расчета ИПЦ; расчет индивидуальных индексов цен на товар(услугу)- представитель на уровне города; расчет агрегатных индексов на товар(услугу)- представитель на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России; расчет групповых и сводных индексов потребительских цен на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России. Этапы расчета индексов потребительских цен на товары и услуги

Расчет средних потребительских цен на товары и услуги На базе собранной ценовой информации на уровне города рассчитываются средние потребительские цены (тарифы) на отдельные виды товаров и услуг по формуле средней геометрической простой где: средняя потребительская цена (тариф) на j-ый товар(услугу)- представитель в отдельном городе ; p1, p2,…pn - цены на товары и услуги с конкретными потребительскими свойствами, зарегистрированные в различных организациях торговли и сферы услуг города (ценовые котировки); n - количество ценовых котировок Например - средняя цена на свинину (кроме бескостного мяса) по городу Томску в мае 2013 года P Томск = =194.30

27

28 где: - средняя цена на j-й товар(услугу)-представитель в r-ом субъекте Российской Федерации; - средняя цена на j-й товар(услугу)-представитель в i-ом городе; - доля (вес) i-го города в общей численности населения субъекта Российской Федерации; i - город j - товар(услуга)-представитель; r - субъект Российской Федерации; m - количество городов; Средняя цена на товар(услугу)-представитель в субъекте РФ и по России в целом определяется как средняя арифметическая взвешенная

29 Доли численности населения отдельных городов, используемые при исчислении агрегатных индексов цен на отдельные товары(услуги)-представители на уровне субъекта Российской Федерации; Доли потребительских расходов населения на товар(услугу)- представитель по субъектам Российской Федерации в общих потребительских расходах Российской Федерации, используемых при исчислении агрегатных индексов цен на отдельные товары(услуги)-представители в разрезе федеральных округов и Российской Федерации в целом; Структура потребительских расходов населения, используемая для исчисления групповых и сводных индексов потребительских цен в разрезе субъектов Российской Федерации, федеральных округов и Российской Федерации в целом. Система весов для исчисления ИПЦ

30 Численность постоянного населения Томской области на на 1 января 2012 года (тыс. человек) Всего по области г. Томск Северск Томский69.60 г. Асино Зырянский12.90 Кожевниковский20.80 Первомайский18.60 Шегарский19.90 г. Колпашево г. Кедровый3.80 Бакчарский13.00 Верхнекетский16.80 Каргасокский21.20 Колпашевский Кривошеинский12.90 Молчановский13.20 Парабельский12.50 Тегульдетский6.70 Чаинский12.60 г. Стрежевой Александровский8.50

31 Удельный вес численности постоянного населения Томской области на 1 января 2012 года

Расчет средневзвешенной цены по Томской области на масло подсолнечное в мае 2013 года: P =(78.91* * * *4.77)/ / ( )=( )/100= = /100=81.32 НаименованиеТомскКолпашевоАсиноСтрежевой Томская область Масло подсол- нечное, кг Средние цены по Томской области в мае 2013 года

33

34 Источники информации для расчета индекса потребительских цен

35

36 охватывает 47,8 тыс.(в Томской области - 505) домашних хозяйств по России в целом; проводится во всех субъектах Российской Федерации по выборочному методу; проводится непрерывно в течение календарного года; программа обследования основывается на ведении в домохозяйстве дневниковых записей о текущих расходах и опросе (интервьюировании) членов домохозяйства по окончании учетного периода обследования (социально-демографические характеристики, занятость, расходы на образование и медицинские услуги, жилищные условия, производственная деятельность и т.п.); учетный период обследования – квартал. МЕТОДОЛОГИЯ обследования бюджетов домашних хозяйств разработана и реализуется с учетом рекомендаций МОТ и Евростата Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств

37

38

Увязка показателей Так как потребительские расходы домашних хозяйств по отдельным статьям представлены агрегированными данными по группам товаров и услуг, а для расчета ИПЦ необходимо, чтобы каждый товар (услуга) имел свой вес, проводится разукрупнение и перераспределение расходов домашних хозяйств – формируется вес каждого товара (услуги) в структуре потребительских расходов населения При формировании весов для исчисления ИПЦ используются относительные показатели в процентах 39

40 Структура весов для индекса потребительских цен по Томской области в 2013 году В том числе: Плодоовощная продукция 3,2% В том числе: Жилищно- коммунальные услуги 8,2% В том числе: Алкогольные напитки 7,3%

41 где: I t/t сводный индекс потребительских цен и тарифов по группе товаров(услуг); - расходы домашних хозяйств на приобретение j-ого товара(услуги)- представителя (вес базисного периода); - индексы цен (тарифов) на j-й товар(услугу)-представитель отчетного и предыдущего месяцев к декабрю предыдущего года; Расчет сводных индексов цен на группы товаров и услуг по формуле Ласпейреса

42

РАСЧЕТ ИНДЕКСОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ в январе 2013 года Наименование видов и групп товаров и услуг Код товара (услуги) Расходы базисного периода Индексы цен (тарифов) отчетного месяца, в % к предыдущему месяцу в ценах предыдущего месяца в ценах текущего месяца Все товары и услуги Продовольственные товары Непродовольственные товары Услуги Мясопродукты Говядина Говядина (кроме бескостного мяса) Говядина бескостная Свинина Свинина (кроме бескостного мяса) Свинина бескостная Баранина (кроме бескостного мяса) Мясо птицы Куры (кроме куриных окорочков) Окорочка куриные

Расчет индексов к различным периодам ИПЦ к декабрю – расчитывется цепным методом, путем перемножения месячных индексов = * / 100 * / =101.0*100.7/100*100.8/ Март 2013 к декабрю 2012 Январь 2013 к декабрю 2012 Февраль 2013 к январю 2013 Март 2013 к февралю 2013

ИПЦ к соответствующему месяцу предыдущего года: * : 108.1= 107.4*103.2/ Май 2013 к маю 2012 Декабрь 2012 к декабрю 2011 Май 2013 к декабрю 2012 Май 2012 к декабрю 2011

ИПЦ к соответствующему периоду предыдущего года: = ( ) / ( ) 47 Январь- март 2013 к январю- марту 2012 Январь 2013 к декабрю 2011 Февраль 2013 к декабрю 2011 Март 2013 к декабрю 2011 Январь 2012 к декабрю 2011 Февраль 2012 к декабрю 2011 Март 2012 к декабрю 2011

ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ в мае 2013 года Наименование видов и групп товаров и услуг Код товара услуги Индексы цен (тарифов) за май 2013, в % к апрелю 2013 к декабрю 2012 к маю 2012 Январь-май 2013 к январю-маю 2012 Все товары и услуги Продовольственные товары Продовольственные товары (без алкогольных напитков) Непродовольственные товары Услуги Мясопродукты Говядина Говядина (кроме бескостного мяса), к г Говядина бескостная, кг Свинина Свинина (кроме бескостного мяса), кг Свинина бескостная, кг Баранина (кроме бескостного мяса), к г Мясо птицы Куры (кроме куриных окорочков), кг Окорочка куриные, кг

49 Сводный индекс Все товары в том числе Платные услуги продовольственные товары, вкл. алкогольные напитки непродовольст- венные товары Томская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Алтайский край Красноярский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Новосибирская область Омская область Индексы потребительских цен по регионам Сибирского федерального округа за май 2013 года в процентах к декабрю 2012 года

50 Сводный индекс Индексы потребительских цен на по регионам Сибирского федерального округа за май 2013 года в процентах к декабрю 2012 года Индекс потребительских цен на по Российской Федерации в целом за апрель 2013 года к декабрю 2012 года составил 102.4%

ИСЧИСЛЕНИЕ СТОИМОСТИ НАБОРОВ ТОВАРОВ И УСЛУГ Для анализа инфляционных процессов как в целом по России, так и в разрезе субъектов Российской Федерации, помимо индекса потребительских цен исчисляются показатели, позволяющие сопоставлять изменение цен в условиях одинаковой структуры потребления населением тех или иных потребительских товаров и услуг. Исходя из информации о средних ценах на отдельные товары и услуги и нормах их потребления, определяется стоимость различных наборов товаров и услуг. Общим принципом при исчислении этих показателей как по субъектам Российской Федерации, так и по России в целом является использование единых норм потребления (для каждого набора они свои) и средних цен по субъекту (России). 51

Стоимость минимального набора продуктов питания определена на основе 33 продуктов питания, входящих в него, и норм их потребления для мужчины трудоспособного возраста отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен на данные продукты питания данные о стоимости набора определяются в расчете на одного человека в месяц. 52 СТОИМОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЕ СТОИМОСТИ МИНИМАЛЬНОГО НАБОРА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ПО СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГОРОДАМ) в мае 2013 года Наименование города Стоимость набора, рублей, в расчете на месяц Изменение стоимости набора, % к предыдущему месяцук декабрю предыдущего года Стрежевой Колпашево Асино Томск Томская область

53 Структура стоимости минимального набора продуктов питания по Томской области в мае 2013 года

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения, исчисленная по субъектам Российской Федерации, является показателем, который может быть использован как вспомогательный инструмент, позволяющий, в определенной мере, охарактеризовать уровень материального благосостояния населения, отражая потребление как продовольственных, так и непродовольственных товаров, а также платных услуг В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг Данные о стоимости набора определяются в расчете на одного человека в месяц. 54

55 Стоимость набора, рублей в расчете на месяц Изменение стоимости набора, в % к марту 2013 года декабрю 2012 года Российская Федерация Сибирский Федеральный округ Томская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Алтайский край Забайкальский край Красноярский край Иркутская область Кемеровская область Новосибирская область Омская область Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для проведения межрегиональных сопоставлений по регионам Сибирского федерального округа и в среднем по России на конец апреля 2013 года

56 Изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг по Российской Федерации и регионам Сибирского федерального округа (апрель 2013 в % к декабрю 2012г.)

Таким образом, достоверность официальной информации о потребительских ценах обеспечивается комплексным подходом к организации и проведению наблюдения за изменением цен на потребительском рынке, привлечением экспертных оценок специалистов внешнего мира: сферы торговли и производства, органов власти и управления. Контроль качества формирования потребительских цен и индексов цен осуществляется на каждом этапе проведения официального статистического наблюдения за изменением потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению. 57

58