L/O/G/O Апрель, 2013 год Цели факультативных занятий: подготовка старшеклассников к централизованному тестированию; общекультурное развитие учащихся;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
По мнению мудреца, человеку должно повезти три раза: важно, от кого родился, у кого учился и на ком женился, - всего остального можно добиться самому.
Advertisements

Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Презентация «ООШ д. Михайловка»
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников. Учитель истории и обществознания СОШ 12 г.Обнинска, Петрова Н.Д.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Критерии оценки эффективности и качества урока. усвоение учащимися определенных знаний; развитие общеучебных умений и навыков; включенность учащихся в.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Транксрипт:

L/O/G/O Апрель, 2013 год

Цели факультативных занятий: подготовка старшеклассников к централизованному тестированию; общекультурное развитие учащихся; подготовка одаренных школьников к олимпиадам; приобщение учащихся к исследовательской деятельности; Формирование профориентационной профориентационной компетентности учащихся базовой школы; базовой школы; коррекция пробелов в знаниях и умениях в знаниях и умениях учащихся и др.

самоопределения (осознанный выбор учениками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий) учета возрастных особенностей, познавательных интересов учащихся ресурсной обеспеченности вариативности форм факультативного обучения доступности (удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном ими уровне) индивидуализации обучения двойственного характера образовательного процесса занимательности безотметочного обучения адаптивности педагогического процесса преемственности обучения в диаде «уроки - факультативные занятия»

Функция самореализации- самоопределение ребёнка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Функция самореализации- самоопределение ребёнка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Функция социализации- освоение ребёнком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни. Функция социализации- освоение ребёнком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни. Интеграционная- создание единого образовательного пространства школы. Интеграционная- создание единого образовательного пространства школы. Профориентационная- формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов, включая предпрофессиональную ориентацию. Профориентационная- формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов, включая предпрофессиональную ориентацию. Рекреационная- организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребёнка. Рекреационная- организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребёнка. Компенсационная- освоение ребёнком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих базовое образование и создающих эмоционально значимый для ребёнка фон. Компенсационная- освоение ребёнком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих базовое образование и создающих эмоционально значимый для ребёнка фон. Креативная- создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности. Креативная- создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности. Воспитательная- обогащение и расширение культурного слоя учреждения образования, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе чётких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре. Воспитательная- обогащение и расширение культурного слоя учреждения образования, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе чётких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре. Образовательная- обучение ребёнка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний. Образовательная- обучение ребёнка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний. Функции факультативного обучения в учреждении образования Функции факультативного обучения в учреждении образования

Задачи факультативных занятий призваны обеспечить реализацию главной задачи школы – всестороннего развития школьников, максимальное раскрытие их творческих возможностей, способностей, повышение образовательного и культурного уровня при условии сохранения здоровья.

предметной направленности; общеразвивающей и общекультурной направленности; профориентационные.

Количество часов на проведение факультативных занятий в соответствующем классе определяется и распределяется педагогическим советом учреждения образования. При проведении факультативных занятий необходимо учитывать максимальную допустимую нагрузку на одного ученика. Факультативные занятия организуются в І – XI классах при наличии заявлений законных представителей учащихся.

п/ п Предмет Название факультативного занятия Кол-во часов Кол-во детей 1 Русская литература 1.Учимся говорить правильно6122 2Беларусская мова2.Роднае слова480 3Человек и мир3.ЗОЖ240 4Информатика4.Развивающая информатика326 5Математика5.Решение текстовых задач Русский язык 6.Тайны звуков и букв Язык родной, дружи со мной Речевой этикет559 7Белорусская литература 9.Кніга запрашае ў падарожжа (2 п/г) ИЗО 10.Живопись.Графика. Скульптура Композиция Как работает художник.112

п/п Предмет Название факультативного занятия Кол-во часов Кол-во детей 9. Музыка 13.Мои первые ритмы17 14.Мои первые ноты Разговариваем языком науки Семья Правила моей жизни ИТОГО67/71848/884

ІІ ступень, 506 уч.ІІІ ступень, 165 уч. К-во группК-во уч-сяК-во группК-во уч-ся МАТЕМАТИКА ФИЗИКА2122(1)17(11) ХИМИЯ БИОЛОГИЯ--214 РУССК.ЯЗЫК БЕЛОРУССК.ЯЗЫК АНГЛ.ЯЗЫК--15 НЕМЕЦК.ЯЗЫК ИНФОРМАТИКА435-- ИСТОРИЯ5(6)43(57)211 ГЕОГРАФИЯ110-- ИЗО, ЧЕРЧЕНИЕ217-- ТРУД.ОБУЧЕНИЕ17-- ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ1515 ПСИХОЛОГИЯ217-- СПОРТИВНО-ТУРИСТ.6(7)+4ч48(60)-- МУЗЫКА420210

В рамках ВШК 1. Наличие нормативной базы деятельности факультативной группы: заявления родителей, программы, КТП (сентябрь). 2. Посещаемость факультативных занятий (октябрь). 3. Эффективность проведения факультативных занятий по математике, информатике, физике (ноябрь). 4. Эффективность проведения факультативных занятий по русскому языку (декабрь). 5. Эффективность проведения факультативных занятий по белорусскому языку (январь). 6. Эффективность проведения факультативных занятий по истории, географии, обществоведению (февраль). 7. Влияние факультативных занятий по иностранн.языку на повышение уровня обученности 11-классников (март).

1. Организация предметных факультативных занятий, методическое обеспечение, посещаемость – сентябрь. 2. Роль факультативных занятий в повышении качества образования по предмету – декабрь. 3. Эффективность допрофессиональной подготовки учащихся 10-х классов на базе ГУО «МУПК г. Бреста» - 1 раз/полугодие.

Признаки для сравнения Организационная форма обучения УрокФакультативное занятие предметной направленности Статус в учебном плане школы Обязательные занятияДополнительные занятия Целевой ориентирОбщеобразовательная подготовка уч-ся Подготовка по предмету на повышенном уровне Содержание обученияОпределяется программой базового уровня Определяется программой факультативного занятия Уровень учебной мотивации учащихся Не всегда высокийКак правило, высокий, поскольку соответствует выбору учащегося Программы и учебные пособия Государственные программы, пособия имеются в наличии Руководствуемся государственными программами, авторские программы, учебные пособия Оценивание учебных достижений уч-ся Выставляются отметкиБезотметочное обучение, применяются содержательная оценка, средства и процедуры самооценки Время проведенияВ основной сетке часов в первой половине дня Вне основного расписания

Изучение тем, к-е не изучаешь на уроке Добровольное посещение Комфортная обстановка, свободное общение с учителем Не ставят отметок Больше практических упражнений Меньше учеников, чем на уроке Больше внимания уделяется знаниям, а не оформлению в тетради Свой вариант

наличие учебных программ факультативов и их учебно- методического обеспечения; осведомлённость учащихся и их родителей о возможностях и предложениях школы по организации факультативных занятий; запросы учащихся на получение дополнительного образования на профориентационных, общеразвивающих и предметных факультативных занятиях; содержательная и методическая подготовленность учителей к составлению программ и календарно-тематических планов факультативных занятий; готовность и умение учителей работать в небольших по числу учащихся группах повышенного уровня обучения; вести факультативные занятия общеразвивающей и профориентационной направленности; владение учителями умениями безотметочного обучения; достаточность и рациональность использования аудиторного фонда; состояние общешкольной документации для оформления факультативных занятий.

методической работы в школе по подготовке учителей к проведению факультативных занятий и обеспечению преемственности между основными и факультативными курсами; самообразования учителей; разъяснительной работы с родителями и учащимися; планирования и организации факультативных занятий; дидактического обеспечения образовательного процесса на факультативных занятиях и др.

критерий обученности учащихся; критерий личностного развития; критерий здоровья; критерий удовлетворённости субъектов образовательным процессом; критерий компетентности учителей.

умелое управление процессом введения данной инновации; психологическая, теоретическая и практическая готов­ ность руководителей учреждения образования и педагогов к организации и осуществлению факультативного обучения; ресурсная обеспеченность обучения (кадровое, материальное, учебно-методическое, финансовое); кооперация (если это необходимо) с другими учреждениями образования; обязательность и индивидуализация подготовки учащихся в системе общеразвивающих и профориентационных факультативов.

Критерии УРОВЕНЬ ЗАНЯТИЙ ОПТИМАЛЬ- НЫЙ ВЫСОКИЙ УДОВЛЕТВО- РИТЕЛЬНЫЙ НЕУДОВЛЕТВО РИТЕЛЬНЫЙ ПОСЕЩАЕМОСТЬ ЗАНЯТИЙ %90-60%60-50%МЕНЕЕ 50% УРОВЕНЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Исследова- тельский Творческий Частично- творческий Репродуктив ный АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ Творческая активность Самостоя- тельная активность Полусамос- тоятельная активность Несамостоя- тельность УЧАСТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНКУРСАХ, СМОТРАХ, В ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАДАХ, КОНФЕРЕНЦИЯХ Являются участниками республикан ских (краевых, областных), победителям и городских (районных) конкурсов Являются призёрами городских (районных) конкурсов, олимпиад, конференци й Являются участниками городских (районных) конкурсов, олимпиад, конферен- ций, призёры школьных Не участвуют в смотрах, конкурсах, предметных олимпиадах конференци ях

Критерии УРОВЕНЬ ЗАНЯТИЙ ОПТИМАЛЬ- НЫЙ ВЫСОКИЙ УДОВЛЕТВО- РИТЕЛЬНЫЙ НЕУДОВЛЕТВО РИТЕЛЬНЫЙ УДОВЛЕТВОРЁН- НОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ Удовлетво- рены все учащиеся Удовлетво- рены 75 % учащихся Удовлетво- рены более половины учащихся Большинст- во учащихся не удовлетво- рены ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ Полностью соответству- ет «Положе- нию об орга- низации фа- культати- вов» В основном соответству- ет «Положе- нию об орга- низации фа- культати- вов» Частично соответству- ет «Положе- нию об орга- низации фа- культати- вов» Не соответству- ет «Положе- нию об орга- низации фа- культати- вов»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕФРОНТАЛЬНЫЕКОЛЛЕКТИВНЫЕ ГРУППОВАЯ ИНДИВИ ДУАЛЬНАЯ

Словесные (лекция, семинар) Наглядные (таблицы, схемы, презентации) Практические (практикумы по решению задач, практические работы) Самостоятельная работа Исследовательская работа Экскурсии Словесные (лекция, семинар) Наглядные (таблицы, схемы, презентации) Практические (практикумы по решению задач, практические работы) Самостоятельная работа Исследовательская работа Экскурсии

проблемное обучение проектная модульная интегральная эффективных уроков исследовательской деятельности ИКТ

Рабочая обстановка Возможность заниматься тем предметом, к-ый больше нравится Творческая атмосфера Разнообразие видов деятельности Взаимопонимание учителя и ученика Заинтересованность в знаниях Чувство комфортности и доброжелательности Возможность получить нов.знания Подготовка к ЦТ, экзаменам

С применением компьютера, видеофильма, презентаций Практические занятия, эксперименты Игровые формы Тесты Лекции 38 Дискуссии 45 Круглый стол Свой вариант

Дата посещения: _________________ Цель посещения: _________________ Ф.И.О. учителя, проводившего факультатив: _________________ Цель проведения занятия: _____________________________ Всего учащихся по списку: ____________________________ Присутствует на занятии: _____________________________ Активность обучающихся: -творческая; -самостоятельная; -полусамостоятельная; -несамостоятельная. Форма занятия: -индивидуальная; -групповая; -фронтальная.

Уровень деятельности обучающихся; -репродуктивный; -частично- творческий; -творческий; -исследовательский. Методы, используемые на занятии: -изучение материалов по истории наук; -реферирование научной литературы; -решение задач; -решение творческих задач; -практическое исследование; -имитационные игры; -анализ решенных научных проблем; -анализ нерешенных проблем; -другие /назвать/_________________________

Средства обучения, используемые на занятиях: -логико-смысловые модели; -иллюстрация; -опорные схемы; -репродуктивное занятие; -образцы выполнения заданий; -ориентировочно-технологические карты; -тесты; -эталоны правильных ответов. Технология обучения на факультативных занятиях: -технологии исследовательской деятельности; -продуктивная технология обучения ; -модульная технология обучения; -технология исследовательской деятельности; -технология полного усвоения; -Технология многомерных дидактических инструментов Выводы_________________________________ Рекомендации____________________________ Учитель_________________________________ Проверяющий____________________________

При выборе методов и приемов обучения на факультативных занятиях необходимо учитывать содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделам программы факультатива. Опыт ведения факультативных занятий в нашей школе показал, что они достаточно эффективны. Одно из условий факультативные занятия должны быть интересными, увлекательными для ученика. Хорошо известно, что занимательность изложения помогает раскрытию содержания сложных научных понятий и проблем, идей и методов науки, развивает логику и приемы творческой деятельности. Цель учителя – помочь ученикам подготовиться к работе над сложными проблемами, а для этого необходимо заинтересовать предметом, привить трудолюбие и навыки организации своей работы.

Содержание занятие Оптимальность объёма изучаемого материала Доступность и посильность Проблемность и привлекательность Наличие деятельностного содержания образования Соответствие программ факультативного курса Содержательная преемственность с учебным предметом Отбор содержания занятия в соответствии с его целями

Учитель и его деятельность Умение общаться с учащимися Культура речи, образность, эмоциональность Владение педагогической техникой Умение структурировать материал Степень владения учебным материалом Умение планировать образовательный процесс

Деятельность учащихся Умение продуктивно взаимодействовать с одноклассниками Владение навыками самоконтроля, оценки, рефлексии Познавательная активность, творчество и самостоятельность Степень заинтересованности Степень владения содержанием учебной программы базового уровня

Формы, методы и средства проведения факультативного занятия Оптимальность выбора форм, методов и средств Умение учащихся работать в рамках предложенных форм и методов Технологическая преемственность факультативного занятия и урока Рациональность чередования методов обучения Рациональность использования учебного времени Дидактическая оснащённость занятия Соблюдение требований безопасности и охраны труда

Результат занятия Оптимальность обратной связи с учащимися Возможность каждого учащегося оценить степень достижения запланированных образовательных результатов Наличие содержательной рефлексии Обучающий эффект занятия Степень вероятности решения задач

Компоненты системы Индикаторы для анализа Балльная Оценка Цели занятия 1.1 Соответствие программе факультатива. 1.2 Преемственность с целями урока. 1.3 Диагностичность постановки. 1.4 Реалистичность. 1.5 Определение учащимися ожидаемого образовательного результата 2. Содержание занятия2.1 Отбор содержания занятия в соответствии с его целями. 2.2 Содержательная преемственность с учебным предметом. 2.3 Соответствие программе курса. 2.4 Наличие деятельностного содержания образования. 2.5 Проблемность и привлекательность учебной информации. 2.6 Доступность и посильность изучаемого материала. 2.7 Оптимальность объема, который предложен для усвоения 3. Учитель и его деятельность 3.1 Умение планировать образовательный процесс. 3.2 Степень владения учебным материалом повышенного уровня. 3.3 Умение структурировать учебный материал. 3.4 Владение педагогической техникой. 3.5 Культура речи, ее образность, эмоциональность, внешний вид. З.6. Умение общаться с учащимися 4. Учащиеся и их деятельность 4.1 Степень владения содержанием учебной программы. 4.2 Степень заинтересованности в данном занятии. 4.3 Познавательная активность, творчество и самостоятельность. 4.4 Владение навыками самоконтроля, оценки и рефлексии. 4.5 Умение продуктивно взаимодействовать с одноклассниками 5. Формы, методы и средства 5.1 Оптимальность выбора форм, методов и средств в соответствии с целями факультативного занятия. 5.2 Умение учащихся работать в рамках предложенных учителем форм и методов. 5.3 Технологическая преемственность факультативного занятия и основного курса. 5.4 Рациональность чередования методов обучения. 5.5 Рациональность использования учебного времени. 5.6 Дидактическая оснащенность занятия. 5.7 Соблюдение правил охраны труда и ТБ 6. Результат занятия6.1 Оптимальность обратной связи с учащимися. 6.2 Возможность каждого учащегося оценить степень достижения запланированных образовательных результатов. 6.3 Наличие содержательной рефлексии. 6.4 Обучающий эффект занятия. 6.5 Степень вероятности успешного решения воспитательных и развивающих задач занятия, развития мышления учащихся, их исследовательской компетентности Таблица « Оценочный лист для системного анализа факультативного занятия » Ф.И.О. учителя ____________________________________________ Предмет ____________класс __________ дата _______________

Предлагается трехбалльная система оценки: индикатор не проявлен - 0, индикатор отчасти проявлен - 1, индикатор хорошо проявлен - 2. Системный анализ позволит рассмотреть занятие целостно, провести уточнение позиций, нацелить самоопределение педагога на дальнейшее развитие практики проведения факультативного занятия; сочетать экспертную оценку и самооценку; организовать продуктивный диалог руководителя учреждения образования с учителем.

Учебные элементыНе знаюЗнаюПонимаюМогу объяснить другим людям Обучение может стать безотметочным, если оно строится по следующим правилам: отметка отсутствует, но содержательная оценка обязательна; ученики пользуются ориентирами для самооценки, которые для них являются предельно понятными; самооценка ученика предшествует оценке учителя. Предлагаем ряд дидактических средств, применение которых на факультативных занятиях, позволяет обеспечить эффективную оценочную деятельность учащихся и учителя. « Оценочный лист ». Учащемуся предлагается заполнить таблицу, в левой колонке которой вписаны учебные элементы темы. Мои выводы:

Учебные уменияВладеюНе владею «Самооценка уровня владения умениями (исследовательскими, работы с текстом, решения задач и т. п.). Предлагается оценить свои умения, что учащийся делает в процессе заполнения таблицы. Мои выводы: Образовательные достижения ДатаКраткие характеристики достижений «Мои образовательные достижения». Ученику предлагается вести дневник, в котором, в частности, он может записывать чего он достиг при изучении факультативного предмета.

«Презентация учащимися образовательных продуктов»: проектов, исследований, идей, схем, таблиц, текстов, решенных задач и т. п. В процессе презентации учащимся предлагаются критерии, с помощью которых сам презентующий и его одноклассники оценивают данный продукт. «Работаем над критериями». Учитель организует на занятии разработку критериев, например, эффективного факультативного занятия, успешного проекта, отличного сочинения и т. п. «Эталонный продукт». Учитель предлагает учащимся познакомиться с превосходной работой их сверстника: исследованием, проектом, эссе и т. п. Данный эталон помогает учащемуся оценивать свои наработки, видеть, что требует усовершенствования. «Демонстрация учителем больших ожиданий от учащихся». Учитель выражает надежду, что учащийся в следующий раз сможет подобную работу сделать значительно лучше. Учитель и ученик обсуждают, что для этого нужно изменить ученику в способах его деятельности. «Похвала». Оцениваем мы не только баллами, но и словом, жестом, мимикой. Важно к месту похвалить и поддержать успех учащегося. Такая оценка выступает сильным средством стимулирования познания.

Формы эффективной оценочной деятельности учащихся и педагогов на факультативных занятиях Оценочный лист Демонстрация учителем больших достижений от учащихся Самооценка уровня владения умениями Сравнение личных образовательных продуктов с культурно-историческими аналогами Мои образовательные достижения Выставки и конференции Презентация учащимися образовательных продуктов Похвала Работа над критериямиПортфолио учащегося Эталонный продукт Рефлексия

Критерии и показатели результативности образовательного процесса на факультативных занятиях Критерий обученности учащихся: динамика учебных достижений учащихся по учебным предметам: успехи на ЦТ, результаты административн ых контрольных работ, промежуточной аттестации); динамика количества учащихся, прибегающих к услугам репетиторов; возрастание количества победителей олимпиад и творческих конкурсов различного уровня;

Критерий личностного развития: приверженност ь учащихся ценностям, владение ими учебными и социальными компетенциям и, которые отражены в миссии учреждения или модели выпускника; Демонст- рация учащимис я норм этичного поведе- ния; характер потребнос-тей учащихся; стабильность профессиона льных приоритетов школьников; оригинальнос ть образователь ных продуктов учащихся; владение учащимися новыми способами деятельности;

Критерий здоровья, т. е. влияние занятий учащихся на факультативах на динамику: количества пропусков занятий по болезни; числа учеников в группе здоровья; количества жалоб учащихся на утомляе- мость, головные боли; числа учащихся, которые занимаются в спортивных секциях; уровня тревожнос- ти учащихся;

Критерий удовлетворенности субъектов образовательным процессом: учащихся (динамика учебной мотивации и отношения к обучению); родителей (динамика приверженности к факультативным занятиям); учителей (динамика в активизации самообразовательной деятельности и в отношении к работе в условиях данной модели дифференциации обучения школьников).

Познавательные компетенции понимать и интерпретировать тексты; выделять основной смысл текста и формировать свой личностный смысл; удерживать одновременно смыслы нескольких текстов; работать с информацией и использовать ее для достижения целей собственного развития; схематизировать, систематизировать, типологизировать и классифицировать информацию; вести наблюдения и интерпретировать их результаты; строить предположения по поводу развития явлений; видеть и вычленять проблемы, ставить задачи и находить их решения. Деятельностные компетенции строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном ее цикле; ставить цели, анализировать ситуации, проектировать и планировать деятельность, практически реализовывать намеченные планы, получать готовый продукт, анализировать результаты, давать оценку своим действиям; создавать для себя нормы деятельности и критически относиться к нормам, созданным другими людьми, обществом и государством, уметь осуществлять выбор действий, объектов и предметов познания и аргументировать свой выбор; осуществлять рефлексию своей деятельности; действовать по алгоритму, уметь самому составить алгоритм своей деятельности; выражать себя, мир своих действий, чувств и представлений в художественной форме; проводить самооценку собственных знаний, умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии. Социальные компетенции строить коммуникацию с другими людьми, вести диалог, учитывая сходство и различия позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата; владеть различными языками коммуникации; ориентироваться в пространстве, понимать символику схем, карт, планов; ориентироваться во времени, уметь соотносить факты и события прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывать предположения о тенденциях; понимать, создавать сохранять, изменять уклад жизни малых групп, класса, населенного пункта; занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.

На данный момент факультативные занятия помогают наиболее глубоко усвоить предмет, овладеть практическими навыками и умениями, расширяют кругозор учеников.

Эффективность учебного занятия означает, что управление процессом учения школьников, начиная от определения целей и заканчивая получением результата, происходит с ориентацией и на высокую результативность этого процесса и на минимизацию затрат. Эффективное занятие обеспечивает высокую результативность в овладении учащимися знаниями и умениями, на нём созданы условия для воспитания и развития ученика, для сохранения их психического и физического здоровья.

Факультативные занятия в школе - это: неотъемлемая часть образовательного пространства современной школы; эффективное средство интеллектуального и творческого развития учащихся; один из важных аспектов процесса обучения школьным предметам на уроках и факультативах в современных условиях – это ориентация на конечный результат, на усвоение всеми учащимися программных знаний и умений.

L/O/G/O