ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Перевертайло А.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Advertisements

О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Лыков М.М., главный специалист НФПК Вопросы профессионально- общественной аккредитации программ профессионального обучения рабочих кадров.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Попов А.М., главный специалист отдела разработок систем обеспечения качества профессионального образования, НФПК Вопросы профессионально- общественной.
Независимая оценка качества профессионального образования Институт профессионального образования и исследования рынка труда.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Обзор региональных нормативных документов, регламентирующих процедуру сертификации квалификаций Заместитель начальника отдела профессионально общественной.
О возможности участия профессиональных образовательных организаций Белгородской области в разработке профессиональных стандартов Российской Федерации Начальник.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
«Основные принципы формирования, перспективы и задачи развития независимой системы оценки и сертификации квалификаций в России» Генеральный директор Александр.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
О регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования Москва, 2014 г.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
Гуськова Марина Владимировна Заместитель начальника Управления оценки качества образования, к.т.н., доцент Федеральная служба по надзору в сфере образования.
Формирование системы и рынка квалификаций в Российской Федерации Деятельность региональных агентств развития квалификаций Главный специалист НФПК Лыков.
Транксрипт:

ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Перевертайло А.С.

Главные вопросы: Методическая база оценки? Структуры оценки? Кто оценивает? Независимо от кого? Ресурсы оценки (финансовые, кадровые, материально-технические)? Регуляторы (нормативная база) оценки? Применение результатов оценки? Предмет оценки:

«П. 3. Объединения работодателей:…формируют совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, систему независимой оценки качества профессионального образования». Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» 2008 РЕГУЛЯТОРЫ

Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009 г. АФ-318/02. База: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» (п.3) Устанавливает: Цели, субъекты (работодатели и граждане), принципы и направления деятельности системы независимой оценки качества профессионального образования 2009

Структуры, производящие оценку, должны быть представлены профессиональной сферой - определяются объединениями работодателей Независимость оценки: Независимость от ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ и НОСИТЕЛЕЙ предмета оценки - поставщиков образовательных услуг и самих оцениваемых Независимость от непосредственных ЗАКАЗЧИКОВ и ПОТРЕБИТЕЛЕЙ предмета оценки - конкретных работодателей, систем управления образованием

На профессиональные стандарты должны ориентироваться: ФГОС профессионального образования Программы профессионального обучения Программы дополнительного профессионального образования Профессионально – общественная аккредитация программ профессионального образования Квалификационные экзамены Аттестация работников сферы образования РЕГУЛЯТОРЫ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Законодательно вводится понятие «независимой оценки качества образования» (ст. 95, 96, 97) Общественная аккредитация (в отношении организаций) – российские и зарубежные аккредитующие организации Предмет: соответствие установленным требованиям Профессионально – общественная аккредитация (в отношении программ) – работодатели и их объединения Предмет: качество подготовки выпускников. Закрепляется связь с профессиональными стандартами ст.11,12,46,51,52,73,74, 76,

Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням: систематизирует представления о содержании профессиональной деятельности с опорой на основные бизнес-процессы описывает именно функционал, при этом с учетом возможностей карьерного роста работника осуществляет связь систем стандартизации и унификации сфер труда и подготовки кадров по видам экономической деятельности и областям профессиональной деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.) решает широкий круг задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры) МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ОЦЕНКИ

РЕГУЛЯТОРЫ Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» Трудовой кодекс: Статьи 57, 143, 144, 195, 330 Федеральный закон «О техническом регулировании»: Статья 1 Статьёй 195 Трудового кодекса Российской Федерации вводится определение понятия профессионального стандарта. "Статья 195 (1). Понятия квалификации работника, профессионального стандарта Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Порядок разработки, утверждения и применения ПС, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей (ЕТКС, ЕКСД ПС), устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. 2012

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Профессиональные стандарты разрабатываются объединениями работодателей, профессиональными сообществами, СРО с участием образовательных организаций профессионального образования Профессионально-общественное обсуждение проектов, экспертиза в профессиональном сообществе Размещение Минтрудом России проектов профессиональных стандартов на своей сайте и организация их общественного обсуждения Рассмотрение проектов профессиональных стандартов профильными федеральными органами исполнительной власти Одобрение профессиональных стандартов Экспертным советом при Минтруде России и утверждение Минтрудом, внесение в реестр РЕГУЛЯТОРЫ 2013

Профессиональные стандарты будут применяться: работодателями при формировании кадровой политики организации, обучении и аттестации работников, тарификации работ и установлении систем оплаты труда, образовательными организациями профессионального образования – при разработке профессиональных образовательных программ, а также при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»

2013 РЕГУЛЯТОРЫ

Вид профессиональной деятельности 1.Составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций 2.Область описания профессиональным стандартом квалификации работника 3.Совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда. Схожие термины сферы образования (ФГОС): Профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы

Новое понимание бизнесом термина «профессия» как вида деятельности, а не характеристики человека (например, профессия – нанесение защитных покрытий, а не маляр) Термины сферы образования: Профессия - общественно признанный относительно устойчивый вид профессиональной деятельности человека, который определен разделением труда в обществе. Вид профессиональной деятельности – синоним «профессия»

Вид трудовой деятельности = группа занятий Единица обобщенной классификации трудовых занятий (ОКЗ), должностей и квалификаций работников (ЕТКС, ЕКСД) для целей статистики и тарификации в отрыве от производственных задач (бизнес-процессов). Корреспондируется с видом профессиональной деятельности. Отменяет (макет ПС РСПП) : Целостный набор трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций ! Схожие термины сферы труда: Направление деятельности работников - синоним (укрупненных) должностных обязанностей

Приказ Минтруда России 148н от 12 апреля 2013 г. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов Дескриптор НРКСодержаниеПоказатель уровня квалификации Широта полномочий и ответственность Определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства Полномочия и ответственность Сложность деятельности Определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития Характер умений Наукоемкость деятельности Определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности Характер знаний Согласованность с проектом НРК и заимствования: 2013 РЕГУЛЯТОРЫ

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов - совокупность требований к умениям, знаниям, уровню квалификации* в зависимости от полномочий и ответственности работника * уровень квалификации работника** - порядковое место в тарифно- квалификационной системе России: класс, разряд, категория ** Трудовой кодекс Российской Федерации; ЕТКС, ЕКСД (Постановление Правительства Российской Федерации 766 от ) Применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников

ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ (ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММ)

Аккредитационный независимый центр инженерных специальностей (старейший, с 1992 г.), область аккредитации: программы ВПО инженерных специальностей С 2005 Аккредитационный Независимый Центр экономических специальностей (Международная Академия менеджмента, Ассоциация негосударственных вузов), область аккредитации: программы ВПО экономического профиля Аккредитационный центр экономического образования, область аккредитации: программы ВПО и ДПО в сфере малого бизнеса и предпринимательства Международная академия открытого образования (Москва), область аккредитации: программы для открытого образования АЮР (Ассоциация юристов России), Ассоциации юридических вузов РФ, область аккредитации: юридические программы ВПО Российская ассоциация бизнес-образования (Москва) (РАБО), область аккредитации: программы MBA (Master of Business Administration) Международная ассоциация непрерывного образования (МГУ) IACE, область аккредитации: программы ДПО Независимое рейтинговое агентство Рейт ОР (рейтинг образовательных ресурсов) Автономная некоммерческая организация по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК) – претендует на все уровни программ АКТУАЛЬНЫЙ (2013 г.) СПИСОК САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ НЕЗАВИСИМЫХ АККРЕДИТУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

СТРУКТУРЫ - аккредитующие организации, уполномоченные объединениями работодателей Методическая основа - требования профессиональных стандартов и (или) иные квалификационные требования, установленные на общероссийском уровне РЕГУЛЯТОРЫ - ПОЛОЖЕНИЕ (ПРОЕКТ) о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность Профессионально-общественная аккредитация - признание качества и уровня подготовки лиц, освоивших образовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов и иным общероссийским квалификационным требованиям Позиция общероссийских объединений работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» и «Объединение предпринимательских организаций работодателей малого и среднего бизнеса» (ОПОРА России)

ФОРМА - аккредитационная экспертиза (выезд, анализ документов) Группы показателей: ОСНОВНЫЕ (оценка образовательных результатов) 1. Соответствие компетенций лиц, освоивших образовательные программы, требованиям профессиональных стандартов и иным общероссийским квалификационным требованиям 2. Востребованность выпускников, освоивших образовательные программы, рынком труда результаты сертификации квалификаций и (или) иных оценочных процедур информация, полученная от работодателей: о результатах проведения практик обучающихся; об эффективности работы выпускников в течение первых трех лет после трудоустройства портфолио, характеризующее результаты учебной, научной, творческой деятельности обучающихся информация об устойчивом спросе работодателей на выпускников (договоры) информация о трудоустройстве выпускников в соответствии с полученной специальностью

Группы показателей: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (оценка ресурсов - условий реализации образовательных программ) 1. Качество материально-технических, информационно- телекоммуникационных, учебно-методических, кадровых и иных условий, используемых для подготовки кадров 2. Обеспеченность интеграции научной и образовательной деятельности в соответствии с содержанием образовательных программ 3. Вовлеченность организации, осуществляющей образовательную деятельность, в международное сотрудничество, связанное с образовательной деятельностью 4. Признание качества образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность (российскими, иностранными и международными организациями) Отзывы экспертов Фактически, этот блок – независимая оценка организаций Аккредитационное свидетельство

ОЦЕНКА И СЕРТИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ

РЕГУЛЯТОРЫ Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. АФ-317/03. База: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» (п.3) Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. АФ-318/02 (п.5) Документ прямого действия Устанавливает: Цели, принципы, структуру, функции организационных единиц и порядок организации работы по оценке и сертификации квалификаций 2009

Соискатели Регистр Базовая организация Регистр Экспертно- методические центры Центры оценки и сертификации квалификаций Организации - партнеры Общественно-государственный совет ЦОСК ЭМЦ

Документы, принятые Общественно-государственным советом Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 2 от 15 декабря 2010 г.) База: Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. АФ-317/03 Документ прямого действия Закрепляет: профессиональный стандарт в качестве основы сертификации квалификаций договорные отношения между получателем услуги и ЦОСК принципы деятельности ЦОСК (независимость, объективность, достоверность, открытость и др.) – по сути соответствующие ISO процедуры оценки и сертификации квалификаций единовременный и накопительный порядок процедур 2010

Документы, принятые Общественно-государственным советом Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 2 от 15 декабря 2010 г.) Соискатель Административная проверка документов Индивидуальное (очное/заочное) собеседование: согласование порядка, графика, времени и места проведения оценки, заключение договора Проведение оценки компетенций и оформление экзаменационных протоколов Анализ результатов оценки и принятие решений по сертификации Выдача сертификата Апелляция Сертифицированный специалист Ведение реестра и архивирование личных дел

Документы, принятые Общественно-государственным советом Общие требования к экспертам системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 2 от 15 декабря 2010 г.) База: Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. АФ-317/03 Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 2 от 15 декабря 2010 г.) Документ прямого действия Закрепляет: Основной функционал экспертов по отношению к реализации процедур оценки и сертификации квалификаций. Устанавливает: требование отсутствия конфликтов интересов при реализации процедур. 2010

Документы, принятые Общественно-государственным советом Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 2 от 15 декабря 2010 г.) Типовая конкурсная документация для проведения открытого публичного конкурса по отбору организации для наделения полномочиями экспертно- методических центров (протокол 3 от 12 апреля 2011 г.) ДОКУМЕНТЫ НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ

Организация Экспертно- методический центр Базовая организация Общественно-государственный совет Заявка на участие в конкурсе Конкурсная документация Копии документов, справки, сведения о возможностях подготовки экспертов и наличии методических материалов Рекомендации работодателей и подтверждающие материалы Договор Реестр Экспертно- методических центров Регистр Утверждение Информация об условиях конкурса Конкурсная комиссия Утверждение Списка победителей Итоги конкурса Интернет - сайты, СМИ Процедуры конкурсного отбора ЭМЦ

Документы, принятые Общественно-государственным советом Порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 2 от 15 декабря 2010 г.) Типовой договор на выполнение функций центра оценки и сертификации квалификаций (протокол 3 от 12 апреля 2011 г.) ДОКУМЕНТЫ НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ Организация Центр оценки и сертификации квалификаций Базовая организация Общественно-государственный совет Заявление о наделении полномочиями Справка-обоснование о наделении организации полномочиями ЦОСК Копии документов, справки, сведения о квалификации экспертов Ходатайства работодателей и подтверждающие материалы Решение о наделении полномочиями Договор Реестр Центров оценки и сертификации квалификаций Регистр ТРЕБУЮТ СУЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

2013

Организационно-правовые формы ЭМЦ (предложения открытого конкурса ОГС и участников ФЦПРО) АНО Структурное подразделение АНО Структурное (или обособленное) подразделение Некоммерческого партнерства (саморегулируемой организации) Подразделение аппарата Общероссийской общественной организации (Общероссийского отраслевого объединения работодателей) Подразделение аппарата регионального отраслевого объединения работодателей Структурное подразделение НОУ ДПО (корпоративного университета) Структурное подразделение вуза Структурное подразделение ГБОУ СПО Организационные структуры ЭМЦ Линейно-функциональная Дивизиональная Адаптивная (матричная / проектная) 2012

Организационно-правовые формы ЦОСК (российская практика и предложения участников ФЦПРО) Общество с ограниченной ответственностью (ООО) АНО Структурное подразделение АНО Структурное (или обособленное) подразделение Некоммерческого партнерства (саморегулируемой организации) Структурное подразделение Торгово-промышленной палаты Структурное подразделение НОУ ДПО (корпоративного университета) Структурное подразделение вуза Структурное подразделение ГБОУ СПО Организационные структуры ЦОСК Линейно-функциональная Дивизиональная Сетевая 2013 Мнение объединений работодателей и Минобрнауки России

Конкурсный порядок отбора (ЭМЦ) и заявительный порядок (ЦОСК) заменен на уведомительный Отбор ЦОСК и ЭМЦ осуществляют заинтересованные работодатели и их объединения самостоятельно (и несут репутационную ответственность). Допуски: ЭМЦ и ЦОСК могут быть организациями любой организационно-правовой формы и формы собственности, в т.ч. являться работодателями деятельность ЭМЦ может охватывать несколько видов профессиональной деятельности деятельность ЦОСК может охватывать несколько различных видов профессиональной деятельности (многоотраслевые ЦОСК в регионах) одна организация может быть одновременно ЭМЦ и ЦОСК (кроме образовательной) Квоты и запреты: по 1-му виду профессиональной деятельности может быть только 1 ЭМЦ в национальной системе образовательная организация не может выступать в качестве ЦОСК 2013

Документы, принятые Общественно-государственным советом Положение о квалификационном сертификате (протокол 5 от 20 июля 2012 г.) 2012

Документы, принятые Общественно-государственным советом Рекомендации по расчету тарифов на выполнение работ по оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 5 от 20 июля 2012 г.) 2012 S=V+I Цены по оценке и сертификации устанавливаются производителями услуг – ЦОСК и определяются балансом спроса и предложения на эти услуги. Общественно-государственное воздействие со стороны системы независимой оценки и сертификации квалификаций на их уровень и структуру будет осуществляться путем обеспечения методического единства в их установлении и применении. Защитные меры (установление порога уровня рентабельности центров до 15%) по сдерживанию роста цен направлены в первую очередь на обеспечение финансовой доступности для граждан процедур оценки и сертификации квалификации. На величину цен влияют понесенные расходы центров, зависящие: - от рыночных региональных цен на товары (расходные материалы, лицензии на программное обеспечение) и услуги (аренда площадей, оборудования) для территории их нахождения; - расходы, зависящие от области профессиональной деятельности (ресурсоемкость и сложность применяемого оборудования, уровень квалификации экспертов).

Задачи Общественно-государственного совета системы независимой оценки качества профессионального образования на 2013 год 1.Формирование сети центров оценки и сертификации квалификаций и экспертно-методических центров. 2.Механизмы включения в формируемую Советом систему независимой оценки качества профессионального образования сложившихся российских и зарубежных практик оценки и признания квалификаций. 3.Механизмы профессионально- общественной аккредитации образовательных программ. 2013

38 ВНЕШНИЙ ВЗГЛЯД: Формирование системы и рынка квалификаций в Российской Федерации

СФЕРА ТРУДА СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ Профессиональные стандарты становятся единым и понятным «языком квалификаций» для сфер труда и образования Ключевые категории : должность, уровень квалификации (разряд, класс, категория), соответствие тарифному разряду, соответствие требованию рабочего места, аттестация персонала / рабочих мест Стандартизация: Классификатор занятий (ОКЗ), ЕТКС, ЕКСД, КСД Ключевые категории : профессия (специальность, направление подготовки), квалификация по образованию, компетенции, знания, умения, государственная итоговая аттестация Стандартизация: ОКСО, ОКОНПО, общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК ), ОК Ключевые категории : вид профессиональной деятельности, уровень квалификации, трудовые функции, трудовые действия, знания, умения, практический опыт, сертификация квалификаций Стандартизация: Профессиональные стандарты, НРК, отраслевые рамки квалификации Появляется система профессиональных посредников – Система квалификаций

Регистр Система квалификаций «прирастает» новыми институтами, общими сервисами и переходит в статус общероссийской Профессиональные сообщества Объединения и организации работодателей Частные и корпоративные системы сертификации персонала Рекрутинговые и кадровые агентства Региональные системы сертификации квалификаций выпускников ОУ Рейтинговые и аккредитационные агентства (ОУ и программы) Российские центры международных систем сертификации персонала Система независимой оценки качества профессионального образования Общероссийская система оценки и признания (сертификации) квалификаций Национальное, межрегиональные (отраслевые) и региональные агентства развития квалификаций Системы профессионально -общественной аккредитации программ Национальные, отраслевые и региональные общественно- профессиональные органы

41 *Товар - продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для свободного обмена. **Рынок – 1) сфера обмена товаров на деньги и денег на товар, связи между обособленными товаропроизводителями; 2) место, где совершается акт купли- продажи товаров Движение товара должно быть обеспечено такими институтами рынка, как банки (реестры квалификаций, депозитарии программ), биржи, развитая сеть обмена ресурсами, сеть коммуникаций и т.д. Квалификации из ресурса становятся товаром*, а система квалификаций – рынком** квалификаций Рынок образовательных услуг Рынок труда Рынок квалификаций

РАРК, созданные в регионах (2011 год) 42

43 1. АНО «Тамбовское региональное агентство развития квалификаций» 2. АНО "Агентство Развития Квалификаций", г. Калининград 3. АНО «Центр дополнительного профессионального образования и сертификации «Региональное агентство развития квалификаций», г. Казань 4. АНО «Агентство развития квалификаций Удмуртии» 5.АНО «Агентство развития квалификаций «ЭКОС», г. Калининград 6.АНО «Астраханский центр сертификации квалификаций» 7.АНО «Региональное агентство развития квалификаций», Челябинск 8.АНО «Уральское региональное агентство развития квалификаций», г. Екатеринбург 9. АНО «Южное агентство развития квалификаций», г. Ростов-на-Дону Действующие РАРК (май 2013 года): Планируемые к созданию ( гг.) РАРК: 10. Башкирское республиканское АРК - Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан 11. Сибирское РАРК - Иркутск (Документы на стадии подписания) 12. РАРК Вологодской области ??? Совет Директоров Агентств развития профессиональных квалификаций – 2011 г.

+ Дополнительные функции содействие в развитии регионального сегмента оценки и сертификации квалификаций консультирование систем аттестации персонала предприятий, кадровых служб содействие в развитии регионального сегмента общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ функции региональных ЭМЦ (создание КОС и методического обеспечения ЦОСК, обучение экспертов, создание ЦОСК) Специфические функции: обучение, тренинги, консалтинг, система менеджмента качества, аттестация рабочих мест, охрана труда и др. Функции действующих сегодня РАРК: Основные: функция переговорной площадки стейкхолдеров содействие в развитии национальной системы квалификаций (координация разработки ПС, взаимодействие с системой профессионального образования)

ОБРАЗ БУДУЩЕГО Региональный рынок квалификаций Язык - профессиональные стандарты Предложение индивидуальных квалификаций (реестры систем сертификаций) РАРК - Биржа квалификаций Предложение программ обучения (рейтинги аккредитационных агентств, провайдеры обучения) Региональный рынок рабочей силы Региональный рынок труда Спрос индивидуальных компетенций Спрос трудовых функций (проекты технологического развития производств)

Создание постоянно действующих консультационных и организационных механизмов взаимодействия заинтересованных органов государственной власти субъекта РФ, региональных и региональных отраслевых объединений работодателей, профессиональных сообществ, образовательных организаций и их объединений по вопросам внедрения национальной и отраслевых рамок квалификаций (уровней квалификаций) и компетенций, профессиональных стандартов в сфере профессионального образования и в сфере труда субъекта РФ. Организация адаптации и внедрения на территории субъекта РФ нормативных и организационно – методических документов, принимаемых федеральными органами власти, общероссийскими объединениями работодателей, Общественно – государственным советом системы независимой оценки качества профессионального образования (в том числе системы оценки и сертификации квалификаций, профессионально- общественной аккредитации профессиональных образовательных программ); анализ потребностей работодателей субъекта РФ в новых и перспективных квалификациях работников, обобщение предложений работодателей по разработке новых и модернизации действующих профессиональных стандартов; организационно-консультационная поддержка деятельности центров оценки и сертификации квалификаций, расположенных на территории субъекта РФ, по вопросам формирования и развития системы оценки и сертификации квалификаций; оказание консультационных услуг региональным объединениям работодателей, профессиональным сообществам, организациям и предприятиям по вопросам применения и развития основных компонентов национальной системы квалификаций с учетом задач социально – экономического развития региона; содействие в организации обучения специалистов компаний, системы профессионального образования и системы независимой оценки качества профессионального образования. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАРК

47