Исследовательская работа по сказке-были «Кладовая солнца» «Живое слово о живой природе» Выполнила команда «Монолит»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок литературы в 6 классе Поэзия природы в творчестве М.М. Пришвина (по сказке-были "Кладовая солнца") Черевик Татьяна Николаевна, учитель русского языка.
Advertisements

Урок – путешествие с литературными героями. М. М. Пришвин.
М.М.Пришвин « Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно – морозным воздухом,
Средства художественной выразительности Лебедева Ю.А. учитель начальных классов МОУ СОШ 56 г.Ярославль.
Это удивительное прилагательное Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.
Поэзия Что делает художественную речь красивой и образной?
Роль имени прилагательного в речи. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Учитель: Петрова Н.В. Учитель: Петрова Н.В.
Николай Николаевич Каразин - иллюстратор, живописец, литератор и журналист.
(внешний облик героини через лингвостилистический анализ)
Выразительные средства языка К урокам литературы и русского языка Автор работы: Рассохина Ю.В.
Зимний пейзаж УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 6 класс УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ Зимний пейзаж 6 класс.
Переносное значение слова: это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то.
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то, прежде всего, эта благодарность.
Роль средств выразительности языка в поэзии М.Ю Лермонтова Исполнитель: Бабина Валерия, ученица 4 класса школы 201 «Согласие»
Блиц - турнир 8050__ 15__Травка 80__ Антипыч __ Звери, Птицы Природа __ Дети.
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик… Ф.И.Тютчев …природу, где чувствуешь не автора, а саму стихию, передать не каждый может. Исаак.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Описание природы. Зима. "И оживают картины природы…"
Авторы: Лебедева Анна, Чалнык Анастасия, Шляпкова Надежда, Тотоева Тамара, Малиновская Наталья, Абрамова Мария, 6 класс. 2007год © МОУ Пречистенская СОШ.
Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»
Транксрипт:

Исследовательская работа по сказке-были «Кладовая солнца» «Живое слово о живой природе» Выполнила команда «Монолит»

Гипотеза Секрет красоты, выразительности, точности, сказочности описания природы в сказке-были в мастерском использовании М.Пришвиным художественной выразительности слова. Верно утверждение К.Паустовского: «Язык Пришвина точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности. Он многоцветен и тонок. »

Цели Найти в тексте художественно- выразительные средства, сделать вывод о их значении для создания художественного описания.

Задачи 1.Найти в тексте олицетворения, сравнения, эпитеты, метафоры,определить их роль в тексте. 2. Составить словарик «волшебных» слов, помогающих создать художественное описание.

Метод исследования Лингвистический анализ текста

Теория При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Зеленая прическа, девическая грудь, о тонкая березка, что загляделась в пруд? (С. Есенин) Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям: И цветущие кисти черемух мыли листьями рамы фрамуг. (Б. Пастернак) Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. (А. Фет) Особенно часто писатели обращаются к олицетворению, описывая картины природы:

Теория Эпитеты Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь. Парус одинокий ; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается

Теория Сравнение Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что. Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

Теория Метафора Троп,основанный на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов Летят алмазные фонтаны/ С веселым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз); Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда.

Практическая работа Пока дети так говорили и утро подвигалось все больше к рассвету, борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему. Но бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Олицетворения эпитеты

Вывод Использование эпитетов и олицетворений при описании рассвета на Блудовом болоте позволяет автору «оживить» картину, птицы, звери подобны человеку и им сложно говорить, но они могут это делать, надо только прислушаться.

Практическая работа Но солнце еще не взошло, когда охотники за сладкой клюквой спустились в большое болото. Тут еще совсем и не начиналось торжество встречи солнца. Над маленькими корявыми елочками и березками серой мглой висело ночное одеяло и глушило все чудесные звуки Звонкой борины. Только слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой. Олицетворения Эпитеты метафоры

Вывод Использование эпитетов и метафор при описании ожидания восхода позволяет автору передать отношение всего живого к солнцу как источнику жизни и добра.

Практическая работа И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. Тогда верхний косач, приветствуя солнце, перестал подпрыгивать и чуфыкать. Он присел низко на мостике у вершины елки, вытянул свою длинную шею вдоль сука и завел долгую, похожую на журчание ручейка песню. В ответ ему тут где-то вблизи сидящие на земле десятки таких же птиц, - тоже каждый петух, - вытянув шею, затянули ту же самую песню. И тогда как будто довольно уже большой ручей с бормотаньем побежал по невидимым камешкам. Олицетворения Эпитеты Метафоры сравнение

Вывод Использование средств художественной выразительности превращают описание рассвета в сказочное событие, где каждое существо «приветствует» солнечные лучи, пробуждаясь к жизни. Такое описание природы под силу только настоящему мастеру слова.Поистине прав К.Г. Паустовский: «Язык Пришвина точен, прост и вместе с тем очень живописен …» Нам не встретилось практически ни одного слова, которое не употребляется в повседневной жизни, но эти слова стали «живыми» благодаря таланту ПИСАТЕЛЯ.

Использованные источники 1. 6/fb9d bd025/ /89b1e865e9ecad9 0http://download11.proshkolu.ru/download/ /fb9d bd025/ /89b1e865e9ecad y=f88b9fe1a16175c5d82e95d e&r=1&fn=s lovar._-po-prishvinu.-kladovaya_.docxhttp://s2.docme.ru/store/data/ docx?ke y=f88b9fe1a16175c5d82e95d e&r=1&fn=s lovar._-po-prishvinu.-kladovaya_.docx 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ Эти словари можно продолжить, изучая дальше произведение «Певца русской природы». Благодаря составлению таких словарей можно работать над образностью художественного слова, повторить и отработать средства выразительности и др. Можно придумать другие виды словарей.

Слова птиц и зверей …борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. (гл. 3) - Тэк-таек! – чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в тёмном лесу. (гл. 3) - Шварк-шварк! – дикий селезень в воздухе пролетал над речкой(гл. 1) (гл. 3). - Кряк-кряк! – дикая утка кряква на озере (гл. 3). - Гу-гу-гу! – красная птичка снегирь на берёзе (гл. 3). Бекас… раскатывается в воздухе диким барашком (гл. 3). Вроде как бы "жив, жив!" кричит кулик кроншнеп(гл. 3). Тетерев там где-то бормочет и чуфыркает(гл. 3). …белая куропатка, как будто ведьма, хохочет (гл. 3). И закрякают в ответ, и зачуфыркают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами своими ответить нам. …это ухает выпь, бык водяной (гл. 3)."Здравствуй, выпиха" Вот тогда как будто над всеми звуками вырвался, вылетел и все покрыл особый, торжествующий крик, похожий, как если бы все люди радостно в стройном согласии могли закричать: - Победа, победа! - …это так журавли солнце встречают (гл. 3).

Разноцветье слов Тёмно-красная клюква (гл. 2) Золотые веснушки (гл. 1) Палестинка красная, как кровь (гл. 2) Серая дымка рассвета (гл. 3) Кроваво-красные ягоды (гл. 3) Тёмно-зелёная брусничная трава (гл. 3) Цветочки белого подснежника (гл. 3) Лиловые цветочки волчьего лыка (гл. 3) Красная птичка снегирь (гл. 3) Серая птичка бекас (гл. 3) Белая куропатка (гл. 3)

Слово-запах, слово-вкус, слово-ощущение Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква (гл. 2)… Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом (гл. 2). Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее (гл.2)… Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. Но деревенские сироты знали хорошо, что такое осенняя клюква, и оттого, когда теперь ели весеннюю, то повторяли: - Какая сладкая! (гл. 3) …ароматные цветочки волчьего лыка. - Они хорошо пахнут, попробуй, сорви цветочек волчьего лыка, - сказал Митраша (гл. 3). И вдруг стало свежо и бодро, как будто вся земля сразу умылась, и небо засветилось, и все деревья запахли корой своей и почками (гл.3). Болотная сырость, казалось, проникала сквозь тело к костям и студила их. И так не хотелось еще ниже спускаться в сырое, топкое болото (гл.3)