КОСТА ХЕТАГУРОВ 3.X.1859 19.III.1906. Я не поэт... Обольщенный мечтою, Я не играю беспечно стихом... Смейся, пожалуй, над тем, что порою Сердце мне шепчет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Великий сын осетинского народа Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи.
Advertisements

Коста Хетагуров ОСНОВОПОЛОЖНИК ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Селение Нар Коста Леванович Хетагуров родился в селе Нар 15 октября 1859 года. Поэт неизменно питал к отцу глубокое уважение. А матери своей Коста не.
Коста Хетагуров. БЛИЗОСТЬ ТВОРЧЕСТВА К ЛИРИКЕ Н. А. НЕКРАСОВА. СБОРНИК ОСЕТИНСКАЯ ЛИРА.
Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном селе Нар, расположенном в верховьях Алагирского ущелья, в самом сердце Главного Кавказского.
Классный час : « Нам дорог наш Коста Хетагуров »..
Важное место в культурной жизни осетин занимает устное народное творчество, формировавшееся в течение многих веков и отличающееся большим богатством содержания.
гг. Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном селе Нар, расположенном в верховьях Алагирского ущелья, в самом сердце.
Презентацию подготовили учащиеся 6 класса: Дантуева С. Теркоев И. Вейсалов И. Лукожев Э.
Люблю я целый мир,люблю людей,бесспорно, Люблю обиженных,беспомощьных сирот, Но больше всех люблю,чего скрывать позорно, Тебя,родной аул,и бедный мой.
« Вот, иду скоро ; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего » Откр. 3:11.
Не умрет, не поблекнет в тебе уж тогда Его образ задумчивый, гордый, И в ущельях твоих будут живы всегда Его лиры могучей аккорды... Возлюби же его, как.
Коста Леванович Хетагуров Автор: Гончарова Н. Учитель: Щербак Е.В.
153 года со дня рождения Коста ЕСЛИ Б ЗАПЕТЬ МНЕ, КАК НАРТУ, УМЕЛО ЕСЛИ Б ЗВУЧАЛ ДО НЕБЕС МОЙ ФАНДЫР, Я БЫ ПОЗВАЛ ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ СМЕЛО ПУСТЬ МОЕ ГОРЕ УСЛЫШИТ.
Отличительной чертой поэзии Некрасова является то, что она служила общественным интересам своего времени, выражала мысли, чувства и надежды передовых.
День Матери Разработала Троценко О.Н. МБОУ СОШ 18 ст. Темижбекская.
Великий праздник – материнства день, Праздник тепла, заботы и признанья. Хочу я матерей поздравить всех И пожелать им от детей вниманья!
Творческий путь Н.А.Некрасова (Автор: Кулиш Евгения)
II Всероссийский конкурс "Моя педагогическая инициатива" Пером – оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу.
Пером – оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу Казаева Мялхиш.
Транксрипт:

КОСТА ХЕТАГУРОВ 3.X III.1906

Я не поэт... Обольщенный мечтою, Я не играю беспечно стихом... Смейся, пожалуй, над тем, что порою Сердце мне шепчет в безмолвье ночном... Смейся!., но только я каждое слово Прежде, чем им поделиться с тобой, Вымолил с болью у счастья былого И оросил непритворной слезой... Вот почему мои песни звучали Многим, как звон поминального дня... Кто не изведал борьбы и печали, Тот за других не страдает, любя! 1894 г. (?)

О Коста было много сказано и при жизни, и после его безвременного ухода... Не раз отмечались его поэтический дар, художественный талант и публицистическая деятельность. Но я еще раз хочу остановиться на том, чему Коста посвятил и все свои таланты и всю свою жизнь: это служение народу. Именно просветительская работа и борьба за свободу народа, против дискриминации и геноцида народов не только Осетии, но и всего Кавказа вот главная цель всей его жизни.

К сожалению, Коста сегодня не менее актуален, потому, что все, против чего он боролся, вновь вернулось в нашу жизнь: жестокость, насилие, террор, невежество чиновников и необузданная, антинародная бюрократическая власть. Защищая интересы горцев он призывал свой народ к новой жизни, к солидарности с другими народами и к процветанию всего Кавказа. Вместо кинжала и взрывчатки он взял кисть и перо, вместо кремневого оружия он действовал горячим, вдохновенным словом.

Сам Коста в своей автобиографии писал: Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий.

Отец мой Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин. Мать моя Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава.

Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов- попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку.

Скорбящий ангел

В начале восьмидесятых Коста едет в Петербург, где прошел школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля, ставшихПортрет Анны Цаликовойвпоследствии гордостью русского классического искусства. Всемирно известны его картины: Природный мост, За водой, Перевал Зикара, Скорбящий ангел, Гора Столовая, Долина Теберда, Портрет Мисибри Гутиева, Портрет Анны Цаликовой, известны его декорации к Хаджи Мурату и Цыганскому барону.

В 1887 г. выставка картины Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии во Владикавказском коммерческом клубе имела такой успех, что некоторым людям нужно было дотронуться до картины рукой, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек.

В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, - рассказывала Томбашки. - В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо-Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), шлиссельбуржец Н.А.Морозов, К.Д.Эристави, Е.М. Семенская и другие.

Из Петербурга его высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах Казбек, Северный Кавказ, в журнале Терские ведомости. Сатирическую поэму Кому на Руси живется весело публикует газета Северный Кавказ, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках.

В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности.

В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта. В дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале 1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ».

В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта. Заглавная страница рукописи "Ирон фæндыр"За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирон фадыр».

Заглавная страница рукописи "Ирон фæндыр"

В июле 1897 года Коста Хетагуров вынужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение.

26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки по инициативе все того же генерала Каханова, которому Коста досаждал своими статьями и сатирическими произведениями. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно. чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.

В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра.

Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.

Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину. В то же время они устраивают гонения на тех, кому близок Коста, кому не безразличны судьбы Родины и многострадальных народов Кавказа. Они преследуют и уничтожают всех, кто пытается нести людям свет просвещения, идеи свободы и равенства.

А. Я. П. Скрывать, молчать, страдать безмолвно Нет сил, терпенья больше нет, Как знать, обижу ли вас кровно, Найду ль сочувствье и ответ? Но все, что так терзает душу, На части разрывает грудь, Давно уж просится наружу, Давно уж пробивает путь. В признанье я не вижу цели, Молчаньем я себя травлю... Чего хочу на самом деле? Зачем вам знать, что вас люблю? 1888 г. г. Владикавказ

мечты Увы! Поблекли силы, Увяли навсегда, И яму для могилы Мне вырыла нужда... Весной за темным бором Заискрятся цветы, И с помертвелым взором Растянутся мечты. Любил я их, лелеял. Хранил в душе, как клад... Ни разу не повеял На них людской разврат... Растил их для свободы, Стращая мишурой; Для них сносил невзгоды, Для них я шел на бой. Теперь приют укромный Кто даст им на земле?.. Уж смерть рукой бескровной Стучится в дверь ко мне. Сказать ли им: «Простите! С землей сольюсь я сам, А вы, друзья, летите К свободным небесам» г., 20 января, г. Владикавказ

Если встреча с тобой, дорогое дитя, Только шутка иль злая интрига, То не делай певца, умоляю тебя, Ты рабом непосильного ига. Не хочу я страдать, не хочу!видит бог, Мне неведомо счастье земное, И в неравной борьбе до того изнемог, Что теперь я ищу лишь покоя... Я боюсь пробужденья несбыточных грез И надежд прихотливых мерцанья, Я боюсь затаенных, беспомощных слез, Безысходной тоски и страданья... И коль ласки твои шаловливо, шутя, Мне готовят печальную повесть, О, тогда пощади, дорогое дитя, Не тревожь мою чистую совесть! 1893 г. (?)

Не предадим же светлую память великого поэта и гуманиста, посвятившего жизнь борьбе за свободу нарда. Я хочу завершить эту статью словами Коста, выражающими смысл его жизни и творчества: Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык как счастьем дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу, Я смог когда-нибудь к свободе проложить.

Презентацию подготовил: Ученик 8(А)класса МБОУ СОШ Ст.Терской Гекиев Алик. Учитель: Мельникова В.А. 2013г. Спасибо за внимание!!!!!