Создание условий для экологического воспитания детей раннего возраста Поногайбо О.Л., воспитатель, МБДОУ детский сад 2 «Малышка», город Королёв, Московская обл.
Экологиче ские игры Огород, цветник Уголок природы Эколого- развивающая среда ДОУ Участок детского сада
ЗАДАЧА ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА – ЗАЛОЖИТЬ ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОРИЕНТИРЫ В МИРЕ ПРИРОДЫ.
КРАТКОВРЕМЕННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ – ОСНОВНОЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. В ХОДЕ НАБЛЮДЕНИЙ ФОРМИРУЕМ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО И РАСТЕНИЯ, И ЖИВОТНЫЕ – ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА, ОНИ ДЫШАТ, ПЬЮТ ВОДУ, РАСТУТ, А САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧУВСТВУЮТ БОЛЬ, КАК ЧЕЛОВЕК.
НА ПРОГУЛОЧНОМ УЧАСТКЕ МОЖНО ПОНАБЛЮДАТЬ ЗА РАЗЛИЧНЫМИ ЦВЕТУЩИМИ РАСТЕНИЯМИ.
ИЗГОТОВЛЕННАЯ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА КОРМУШКА И ЗИМОЙ И ЛЕТОМ ПРИВЛЕКАЕТ ПТИЦ. ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИВЫМ СУЩЕСТВАМ ЯВЛЯЕТСЯ КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ. ТАКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНА, ЕСЛИ ВЫЗЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ У ДЕТЕЙ, ЕСЛИ ОНИ АКТИВНО ВОСПРИНИМАЮТ ВСЕ ТО, ЧТО ГОВОРИТ И ДЕЛАЕТ ВОСПИТАТЕЛЬ.
НА ОГОРОДЕ ГРУППЫ МЫ НЕ ТОЛЬКО НАБЛЮДАЕМ ЗА РОСТОМ И РАЗВИТИЕМ ОВОЩНЫХ РАСТЕНИЙ, НО И ИМЕЕМ ВОЗМОЖНОСТЬ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ДЛИТЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РОСТОМ РАСТЕНИЙ.
ОРГАНИЗУЯ СЕЗОННУЮ РАБОТУ В ОГОРОДЕ, МЫ С РАННИХ ЛЕТ ПРИУЧАЕМ ДЕТЕЙ К ТРУДУ В ПРИРОДЕ. И ПУСТЬ ПОКА ОНИ ЕЩЕ НЕ УМЕЮТ ДЕРЖАТЬ ПРАВИЛЬНО ЛЕЙКИ, НО ОЧЕНЬ СКОРО ОСВОЯТ И ЭТО.
ВО ВРЕМЯ КАЖДОГО ПОЛИВА МЫ ПРИГОВАРИВАЕМ: «ДОЖДИК, ДОЖДИК, ПУЩЕ! РАСТИ ПЕТРУШКА ГУЩЕ!» А КАК ПРИЯТНО ВО ВРЕМЯ ОБЕДА ПОХРУСТЕТЬ СВОИМ УРОЖАЕМ.
НА НАШЕМ ОГОРОДЕ ОФОРМЛЕН ФРАГМЕНТ ДЛЯ СЮЖЕТНЫХ ИГР МАЛЫШЕЙ, КАК ЖЕ ИМ НРАВИТСЯ, СЛОВНО ВЗРОСЛЫМ, ДОСТАВАТЬ ВОДУ ДЛЯ ПОЛИВА ИЗ ДЕРЕВЯННОГО КОЛОДЦА С ВОРОТОМ.
Я вскопаю землю и полью водою, Посажу морковку раннею весною. Спрячу я морковку от грозы-ненастья, Пусть она наполнится солнышком и счастьем.
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТОЯННЫХ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ И РАСТЕНИЯМИ В ПОМЕЩЕНИИ ДЕТСКОГО САДА СОЗДАН ЗИМНИЙ САД. ЗАХОДЯ СЮДА, МАЛЫШИ ДАЖЕ В ЛЮТЫЕ ХОЛОДА МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ НА СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНКЕ, СРЕДИ МНОЖЕСТВА ЦВЕТУЩИХ И БЛАГОУХАЮЩИХ РАСТЕНИЙ.
НАШИ МАЛЫШИ ЧАСТЫЕ ГОСТИ ЗИМНЕГО САДА. ЗДЕСЬ ОНИ С ОГРОМНОЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ И ИНТЕРЕСОМ ПОЗНАЮТ ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДУ. ЗДЕСЬ ЖЕ УМЕСТНО ОРГАНИЗОВАТЬ ОТКРОВЕННЫЙ, ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ ЕМУ РАССЛАБИТЬСЯ И ОТДОХНУТЬ, СНЯТЬ НАПРЯЖЕННОСТЬ И РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ.
ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО ЗИМНЕГО САДА – ЖИВОТНЫЕ: ДЕКОРАТИВНЫЕ ПТИЦЫ, АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ, ЗЕМНОВОДНЫЕ.
ОБЩЕНИЕ С ОБИТАТЕЛЯМИ ЗИМНЕГО САДА БЛАГОТВОРНО СКАЗЫВАЕТСЯ НА ПСИХИКЕ ДЕТЕЙ. ОНИ СТАНОВЯТСЯ БОЛЕЕ УРАВНОВЕШЕННЫМИ И ЭНЕРГИЧНЫМИ. ЭТО ОКАЗЫВАЕТ ЦЕЛИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И НА ИХ ЗДОРОВЬЕ И САМОЧУВСТВИЕ. ВРАЧИ ТАКЖЕ ПОДТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ДЕТИ, В СЕМЬЯХ КОТОРЫХ ИМЕЮТСЯ ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ, БОЛЕЮТ РЕЖЕ И ЛЕГЧЕ ПЕРЕНОСЯТ ЛЮБЫЕ ХВОРИ.
ЖИВОТНЫЕ, КАК ЛЮДИ, ЧУВСТВУЮТ И ПОНИМАЮТ ОТНОШЕНИЕ К НИМ. МЫ ХОРОШО ЗАБОТИМСЯ О НИХ, ПОЭТОМУ ПИТОМЦЫ ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО УКРАШЕНИЕМ ПОМЕЩЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА, НО И ЛЕКАРСТВОМ ОТ ЗИМНЕЙ ХАНДРЫ И ДЕПРЕССИИ У ВСЕГО КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ И СОТРУДНИКОВ.
УКРАШЕННЫЙ ЗЕЛЕНЫМИ РАСТЕНИЯМИ ЗИМНИЙ САД – ЭТО БЕСПЛАТНЫЙ И МОЩНЫЙ КОНДИЦИОНЕР ДЛЯ НАХОДЯЩИХСЯ ПОБЛИЗОСТИ ПОМЕЩЕНИЙ ДЕТСКОГО САДА. ЗЕЛЕНЬ, ВЫРАБАТЫВАЯ КИСЛОРОД, ОКАЗЫВАЕТ БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ НА МИКРОКЛИМАТ ВСЕГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КРОМЕ ЭТОГО СОЗДАЕТ АТМОСФЕРУ, ТРЕБУЕМУЮ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ДЕТСКОГО КОМФОРТА И ОТДЫХА.
-Отчего зацвёл цветок? - Мальчик спрашивает мать. - Оттого, что мы цветок Не ленились поливать. Ф. Троицкий
Использованные Интернет-источники: девочка с собачкой, фото волнистый попугайчик, фото стихотворение Ф.Троицкого про полив цветов.