Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро». Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный.
Advertisements

Учитель русского языка и литературы МОУ – сош с.Садовка Мамкеева Э.Ф.
А.С.Пушкин «Зимнее утро». Тема урока: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина» Цели урока: Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, Продолжить.
ПРИРОДА И РОДИНА В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА. В живописных полотнах Лермонтова проступает восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей.
Краткие биографические сведения: Родился в 1803 году. Первое своё стихотворение этот поэт написал в 14 лет, а первая его книжка вышла, когда ему было.
Что ты клонишь над водами Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?.. Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист.
Стихотворение «Зимнее утро» А.С. Пушкин. Александр Сергеевич Пушкин Родился 26 мая 1799 в Москве, умер 29 января 1837 в Санкт-Петербурге. Александр Сергеевич.
Литературный контекст Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье,,,» А.Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…» Презентация.
А С. Пушкин «Анчар» 1828 г.. История стихотворения В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове.
Тема любви в лирике А.С.Пушкина. К*** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях.
Надо мной в лазури ясной Светит звездочка одна А.С. Пушкин.
ЧИТАЯ ТЮТЧЕВСКИЕ СТРОКИ. СтихотворениеКак хорошо ты, о море ночное… Как хорошо ты, о море ночное,– Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии,
А.С.Пушкин «Анчар». В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной.
Лирическая зарисовка как жанр художественной литературы.
МихаилЮрьевич Лермонтов – Михаил Юрьевич Лермонтов – певец свободы
Урок в 6 классе. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском.
И.И.Левитан «Золотая осень». Окрестности села Овстуг Детские годы Федора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии.
МАДОННА Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков.
Александр Сергеевич Пушкин ( ) Нет, весь я не умру…
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Транксрипт:

Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. А.С.ПУШКИН (1829) Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения? Какую роль играют в этом стихотворении эпитеты?

Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения? Докажите, что это стихотворение можно отнести к жанру элегии. Как различные поэтические приемы помогают Фету передать ведущее настроение этого стихотворения? Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»? Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения. В чем драматизм звучания любовной темы в этом стихотворении?

Базисные (первичные) эмоции Пол Экман (США, ХХ век) на основе изучения лицевой экспрессии выделяет шесть базисных эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль радость.

Фундаментальные эмоции (по К. Изарду) 1. Интерес-возбуждение 2. Удовольствие-радость 3. Удивление 4. Горе-страдание 5. Гнев-ярость 6. Отвращение-омерзение 7. Презрение-пренебрежение 8. Страх-ужас 9. Стыд-застенчивость 10. Вина-раскаяние

ОПРЕДЕЛИТЕ ЧУВСТВА: Неприятное ощущение, или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинить нам неприятность (Аристотель) – … Некоторого рода печаль при виде бедствия, которое … постигает человека, этого не заслуживающего, [бедствия], которое могло бы постигнуть нас самих… и, притом, когда оно оказывается близким (Аристотель) - …. Смесь страха и уважения (В.Даль) - … Жалость к себе, соединенная с претензией к другому (лингвист Анна Зализняк) - …

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ РАДОСТЬ, БЛАЖЕНСТВО, ОЖИВЛЕНИЕ, ВОСТОРГ, ВОСХИЩЕНИЕ, ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ, СЧАСТЬЕ, УДОВОЛЬСТВИЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ВООДУШЕВЛЕНИЕ, ЛИКОВАНИЕ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ

ЛЕСЕНКА РАДОСТИ БЕЗРАЗЛИЧИЕ, ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ, ОЖИВЛЕНИЕ, ВООДУШЕВЛЕНИЕ, УДОВОЛЬСТВИЕ, ВЕСЕЛЬЕ, РАДОСТЬ, ВОСХИЩЕНИЕ, ВОСТОРГ, ЛИКОВАНИЕ, СЧАСТЬЕ, БЛАЖЕНСТВО

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ ПЕЧАЛЬ, ГОРЕ, РАВНОДУШИЕ, ГРУСТЬ, РАСТЕРЯННОСТЬ, ОТЧАЯНИЕ, ОГОРЧЕНИЕ, СТРАДАНИЕ, СКУКА, ТОСКА, ПОДАВЛЕННОСТЬ, УНЫНИЕ

ЛЕСЕНКА ГРУСТИ РАВНОДУШИЕ, СКУКА, РАСТЕРЯННОСТЬ, ОГОРЧЕНИЕ, ГРУСТЬ, ПОДАВЛЕННОСТЬ, ПЕЧАЛЬ, ТОСКА, СТРАДАНИЕ, ГОРЕ, ОТЧАЯНИЕ, УНЫНИЕ

Варианты задания «Лестница эмоций» ВОЛНЕНИЕ, ПАНИКА, ИСПУГ, БЕСПОКОЙСТВО, ТРЕВОГА, УЖАС, СТРАХ, СМЯТЕНИЕ, ПОТРЯСЕНИЕ (8-я фунд. эмоция по Изарду). Гнев, раздражение, злость, недовольство, неприятие, бешенство, досада, исступление, запальчивость, злость, негодование, немилость, неудовольствие, нерасположение, озлобление, остервенение, ярость (5-я эмоция)

ЗАДАНИЕ на дом: Нарисуйте «кардиограмму» своих эмоций, которые вы испытали за вчерашний день. По горизонтальной оси – время (в часах), когда вы пережили то или иное чувство, по вертикальной – интенсивность этого чувства.

Кардиограмма эмоций блаженство счастье ликование восторг веселье радость удовольствие воодушевление интерес оживление безразличие скука растерянность огорчение грусть подавленность печаль тоска горе отчаяние уныние

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! А.С.ПУШКИН (1826) Как в этом стихотворении раскрыто пушкинское понимание дружбы? Почему стихотворение композиционно делится на две части? И.И.Пущину

ТУЧА Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес. А.С.ПУШКИН (1835) Можно ли это стихотворение назвать философским? В чем заключается своеобразие композиции стихотворения «Туча»?

В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный. И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий. Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями; Принес и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. А.С.ПУШКИН (1829) Как соотносятся мир природы и мир человека в этом стихотворении?

Мир природы (описание анчара) и мир человека (рассказ о гибели раба) в стихотворении соотносятся по смыслу и композиционно, выражая авторскую идею. Анчар в стихотворении представлен как древо зла, несущее смерть всему живому. Даже тигр, образ которого может воплощать угрозу и зло, «нейдет» к анчару. Однако природа будто изолирует анчар от живого мира и не допускает к «грозному часовому» его обитателей. На фоне пустынного пейзажа и неотделимого от него анчара во много раз усиливается впечатление от холоднокровной и презрительной жестокости, с которой «человека человек \ Послал к анчару властным взглядом». Так, из-за бессердечности одного человека несчастный раб не только погибает сам, но и становится соучастником в совершении ужасных дел, ведь «непобедимый владыка» идет с ядовитыми стрелами войной на другие племена. Возможно, автор хотел показать, что то, что принято считать злом в могущественной природе, несоотносимо и несравнимо с тем злом, которое совершает человек.

* * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может. В8. Как называется прием противопоставления, использованный для характеристики эмоционального состояния: «мне грустно и легко»? В9. Какой троп использует автор в строчке «И сердце вновь горит и любит»? В10. Как называется вид рифмовки, который использует автор в стихотворении? В11. Как называется стилистический прием, состоящий в нарушении привычного порядка слов, например, постановке определяемого слова перед определением («печаль моя», «унынья моего»)? В12. Назовите средство художественной выразительности, заключающееся в повторении однотипных гласных (печаль моя светла; печаль моя полна тобою…» В12. Определите стихотворный размер, которым написано произведение. А.С.ПУШКИН

НИЩИЙ У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! М.Ю.ЛЕРМОНТОВ В8. Какое средство художественной выразительности использует М.Ю.Лермонтов: «бедняк иссохший, чуть живой» ? В9. Как называется разновидность лексики, использованная в стихотворении «врата», «глад»? В10. Определите характер рифмовки в стихотворении. В11. В стихотворении поэт сопоставляет образ нищего и отвергнутого возлюбленного. Как называется такой прием? В12. Во второй и третьей строфах найдите два глагола-синонима, помогающих передать основную мысль стихотворения С какой целью поэт использует в этом стихотворении развернутое сравнение?

МОЛИТВА В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко И верится, и плачется, И так легко, легко... М.Ю.ЛЕРМОНТОВ В8. Какое средство поэтического синтаксиса применил М.Ю.Лермонтов, единообразно начав две строчки : «И верится, и плачется, И так легко, легко...»? В8-1. С каким литературным направлением первой половины XIX века связано творчество Лермонтова? В9. Как называется фонетическое созвучие концов стихотворных строк? В9-1. Выпишите из 2-й строфы все эпитеты в той форме и последовательности, в которой они приведены в тексте. В10. Определите характер рифмовки в стихотворении. В10-1. Каким художественным приемом поэт открывает стихотворение (первая строка) и неоднократно повторяет его (строчки 2, 3-4, 5-6, 7-8)? В11-1. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в третьей строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)ассонанс 2)метафора 3)анафора 4)эпитет 5)повтор Какими чувствами наполнено стихотворение? Какова роль анафоры в последней строфе?

Верность, постоянство, стойкость, выдержка, неизменность, твердость, непоколебимость, неизменность, рачение, честность; Вера, упование, надежда, чаяние; Одухотворение, облегчение, освобождение, успокоение, укрепление в вере, умиротворение, гармония, радость.

* * * Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... Ф.И.ТЮТЧЕВ Каким настроением проникнуто стихотворение? Какую роль играют эпитеты в этом стихотворении? Чем различаются картины осенней природы в стих-ях Тютчева и Некрасова? Перед дождем Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок. Полумрак на всё ложится; Налетев со всех сторон, С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон. Над проезжей таратайкой Спущен верх, перед закрыт; И "пошел!" - привстав с нагайкой, Ямщику жандарм кричит... Н.А.Некрасов

В8. В лирике Тютчева проявились все основные признаки романтизма, но многие его стих-я, как и данное, содержат приметы ораторского- декламационного стиля, выработанного другим лит. направлением. Назовите это направление. В9. Стихотворение начинается и заканчивается императивом «молчи». Как называется подобная композиция? В10. На протяжении всего стихотворения используется один и тот же тип рифмовки. Назовите его. В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом во второй строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)метафора 2)анафора 3) эпифора 4)звукопись 5) афоризм В12. Вторая строфа начинается с серии вопросов, не предполагающих ответов. Как называется такой тип вопроса? Silentium Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои- Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи,- Любуйся ими - и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи,- Питайся ими - и молчи. Лишь жить в себе самом умей- Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи,- Внимай их пенью - и молчи!... Ф.И.ТЮТЧЕВ

2.2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих стихотворениях? ВСТУПЛЕНИЕ ( Философская лирика показывает нам глубокие проблемы бытия: смысл жизни, смысл смерти, смысл любви. ) В своих стихотворениях Ф.И. Тютчев осмысляет роль человека в мироздании, его положение между Хаосом и Космосом, его поиски собственного я. Человек, стремясь к идеалу, должен, ощутить себя причастным к божественно-всемирной жизни, слиться с миром природы. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Взаимодействие человека и природы это одна из важнейших идей в филос стихах Тютчева. Чел-к является частью природы, а понятие природы расширяется до понятия космоса. Космос же гармоничен и прекрасен в своей гармонии. Явления природы в стихах Тютчева очеловечены. Часто пейзажи являются поводом для размышления о человеческой судьбе, явления природы параллельны миру человека ( « Осенний вечер », « Ещё земли печален » ). Природа у Тютчева вечная и обновляющаяся, она жива, только люди не всегда видят её осмысленную, самостоятельную жизнь. В стихотворении « Не то, что мните вы, природа …» поэт спорит со сторонниками материалистической философии, для которых природа есть лишь бесчувственное тело, лишённое души. Утверждая родство между природой и человеком, поэт считает, что она обладает умиротворяющей, исцеляющей силой. Природа творец мысли и красоты. Но современный человек не верит в божественную сущность природы и не может услышать её душу. Трагедию человечества поэт видит в разобщении людей и мировой души, нарушении целостности мира. Стихотворение « Silentium! » развивает еще одно направление философской лирики Тютчева. Тема соотношение чувства и слова, стихии и разума, т.е. логики, которая разрушает первозданность чувств. Чувства, жизнь сердца природные источники, родники, ключи, чистые, бьющие из глубины стихийной сущности человека. Душа человека питается чувствами, как земля питается родниками. Пытаясь высказать, облечь чувства в слова, мы взрываем эти ключи, возмущаем их чистоту. Мысль изречённая, то есть логическое определение чувства, не может точно отражать сущность самого этого чувства. Между сознанием и речью оказывается непреодолимая пропасть, и это, по Тютчеву, один из законов человеческого существования. Поэтому невозможно передать свою мысль другим, и человечеству грозит глобальное непонимание. Выход для него только один уйти в свой внутренний мир, где нет этих противоречий, погрузиться в созерцание своих таинственно-волшебных дум. Ф.И.Тютчев размышляет и над загадкой любви в стихотворении « О, как убийственно мы любим... ». Поэт открывает в любви глубинный парадокс. Почему человек обречен губить то, что всего милее его сердцу? Любовь, по мнению Тютчева, слепа, как все человеческие страсти, она порождение хаоса, темных грозных стихий. Поэтому влюбленному человеку « не дано предугадать » последствий своего чувства, и самые нежные отношения в определенных обстоятельствах могут обернуться катастрофой и привести к гибели, прежде всего гибели души. ВЫВОД. Мир для Тютчева-философа это единство противоположностей: дня и ночи, разумного и чувственного, внутреннего и внешнего, созидания и разрушения, любви и гибели.

К*** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. К.Б. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое - И сердцу стало так тепло... Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас,- Так, весь обвеян духовеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот - слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. Ф.И.ТЮТЧЕВ

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна вся жизнь, что ты одна любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! А.А.ФЕТ В8. Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя. В9. Назовите художественный прием, основанный на повторении согласных звуков, который помогает Фету в первой строфе создать поэтическое настроение и придать стихотворению музыкальность. В10. как называется композиционный элемент произведения, изображающий картины природы («Сияла ночь. Луной был полон сад…»)? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в третьей строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)гипербола 2)анафора 3)олицетворение 4)эпитет 5)звукопись В12. Определите размер. * * *

ВЕЧЕР Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном,- Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем. А.А.ФЕТ В8. Для поэтики Фета характерно изображение «переходных» состояний и явлений. Выпишите номер строчки (порядковое числительное в именительном падеже), в которой вечер представлен как «пограничное время» дня и ночи. В9. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует аллитерацию. В10. Предметы и явления изображаются поэтом не в их целостности, а как фрагменты, обрывки, детали. Каким термином принято обозначать такую художественную манеру письма? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных во второй строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)эпитет 2)сравнение 3)олицетворение 4)синекдоха 5)параллелизм Почему стихотворение носит такое заглавие? С помощью каких средств и приемов поэт показал, что вечер – это переходное, пограничное состояние?

* * * Учись у них - у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. А.А.ФЕТ В8. Выпишите из текста слово, которым римляне обозначали божество, духа-покровителя, силу, благоприятствующую человеку. В9. Это стих-е о деревьях обращено к человеку (возможно, самому себе). В каждой строфе есть глагол, выражающий призыв (требование, приказ, просьбу) к этому ты. Выпишите эти глаголы в порядке следования в тексте. В10. В стих-ии контрастно сталкиваются зима (с мотивами холода, смерти) и весна (с мотивами тепла, жизни). Как называется подобное противопоставление? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных во второй строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)олицетворение 2) антитеза 3) метафора 4)лексический повтор 5)гипербола В11-1. Почти все образы здесь наделены человеческими чертами (деревья могут плакать, метель – злиться, ветер – быть сердитым). Что это за прием? В12. Укажите размер, которым написано стихотворение.

Июль По дому бродит привиденье. Весь день шаги над головой. На чердаке мелькают тени. По дому бродит домовой. Везде болтается некстати, Мешается во все дела, В халате крадется к кровати, Срывает скатерть со стола. Ног у порога не обтерши, Вбегает в вихре сквозняка И с занавеской, как с танцоршей, Взвивается до потолка. Кто этот баловник-невежа И этот призрак и двойник? Да это наш жилец приезжий, Наш летний дачник-отпускник. На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаем. Июль с грозой, июльский воздух Снял комнаты у нас внаем. Июль, таскающий в одёже Пух одуванчиков, лопух, Июль, домой сквозь окна вхожий, Всё громко говорящий вслух. Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой Каким настроением проникнуто стихотворение? Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный- Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. ; нач 1850-х гг Какой видится майская гроза поэту?

КритериБалл ы а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения, аргументирует свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют 2 б) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт на него прямого ответа; и (или) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел); и (или) ограничивается изложением своей точки зрения; и (или) не все тезисы аргументирует; и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста; и (или) допускает 1–2 фактические ошибки 1 в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос; и (или) подменяет анализ пересказом текста; и (или) допускает более 2-х фактических ошибок 0 1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

КритерииБаллы а) допущено не более 2-х речевых ошибок 1 б) допущено более 2-х речевых ошибок 0 2. Следование нормам речи

и ОТВЕТ НА ВОПРОС (3-5 предложений) ТЕЗИС-ответ То есть… Это значит… Истолкование тезиса, разворачивание Почему я так думаю? Объяснение тезиса Что я вижу в тексте? … АРГУМЕНТАЦИЯ ТЕКСТОМ (подтверждение тезиса) Так, … Например, … Обратимся к тексту

КритерииБаллы а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику 2 б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики 1 в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании направлению анализа; и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику 0 1. Умение сопоставлять художественные произведения

Балл ы а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения, аргументирует свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют 2 б) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт на него прямого ответа; и (или) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел); и (или) ограничивается изложением своей точки зрения; и (или) не все тезисы аргументирует; и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста; и (или) допускает 1–2 фактические ошибки 1 в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос; и (или) подменяет анализ пересказом текста; и (или) допускает более 2-х фактических ошибок 0 2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

КритерииБаллы а) допущено не более 2-х речевых ошибок 1 б) допущено более 2-х речевых ошибок 0 3. Следование нормам речи

1.2.3 ОТВЕТ НА сопоставительный ВОПРОС (5-8 предложений) ТЕЗИС-ответ (Сходство) То есть… Это значит… Почему я так думаю Истолкование, разворачивание, объяснение тезиса Что я вижу в текстах ТЕЗИС-ответ (Различие) Что я вижу в текстах Это значит… То есть… Почему я так думаю… Аргументация текстом Истолкование, разворачивание, объяснение тезиса Аргументация текстом

Сравнительно-сопоставительная характеристика. Слова-помощники Оба поэта (лирических героя)…, в обоих стихотворениях… Так же как в стихотворении … Напоминает, можно сопоставить, похож, подобно, такой же, сходный И… и… ни тот, ни другой, то же самое, почти одинаково, повторяется Однако… Между тем… Тем не менее… При этом…Очевидно и различие… Разница между ними очевидна, различаются, не похож, в этом они не сходны В отличие от, по сравнению с, если… то, первый… второй В противоположность, по-иному, между тем, совершенно иной, иначе

Июль По дому бродит привиденье. Весь день шаги над головой. На чердаке мелькают тени. По дому бродит домовой. Везде болтается некстати, Мешается во все дела, В халате крадется к кровати, Срывает скатерть со стола. Ног у порога не обтерши, Вбегает в вихре сквозняка И с занавеской, как с танцоршей, Взвивается до потолка. Кто этот баловник-невежа И этот призрак и двойник? Да это наш жилец приезжий, Наш летний дачник-отпускник. На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаем. Июль с грозой, июльский воздух Снял комнаты у нас внаем. Июль, таскающий в одёже Пух одуванчиков, лопух, Июль, домой сквозь окна вхожий, Всё громко говорящий вслух. Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой Каким настроением проникнуто стихотворение? Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный- Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. ; нач 1850-х гг Какой видится майская гроза поэту?

НАСТРОЕНИЕ Внутреннее, душевное состояние. О хорошем, радостном настроении. Беззаботное, благодушное, благостное, бодрое, боевое, бравое, буколическое (устар.), великолепное, величавое, веселое, весеннее, возбужденное, воодушевленное, восторженное, высокое, добродушное, доброе, жизнерадостное, игривое, изумительное, легкое, лучезарное (устар.), мажорное, мирное, оптимистическое, отличное, отменное (разг.), повышенное, поднятое (устар.), покойное, праздничное, превосходное, прекрасное, приподнятое, приподнято- боевое, радостное, радужное, ровное, светлое, смешливое, спокойное, счастливое, тихое, торжественное, торжественно-приподнятое, умиленное, умиротворенное, устойчивое, хорошее, чистое, чудесное, чудное, шаловливое, ясное. О плохом, грустном, озлобленном настроении. Безотрадное, безрадостное, бранчивое (устар.), бранчливое (разг.), ворчливое, враждебное, вялое, гадкое (разг.), гнетущее, грустное, дурное, желчное, жуткое (разг.), злобное, злое, кислое (разг.), меланхолическое, мерзкое (разг.), мерзостное (простореч.), мизантропическое, мрачное, невеселое, нехорошее, озабоченное, озлобленное, омерзительное (разг.), осеннее, отвратительное (разг.), отчаянное, пакостное (разг.), паршивое (разг.), пасмурное, пессимистическое, плохое, поганое (разг.), подавленное, похоронное, превратное (устар.), раздражительное, скверное, слезливое, смутное, собачье (разг.), сумеречное, сумрачное, тоскливое, траурное, тревожное, тягостное, тяжелое, тяжкое, угнетенное, угрюмое, удрученное, ужасное (разг.), унылое, хмурое, холодное. О мечтательном настроении. Лирическое, мечтательное, поэтическое, романтическое, сентиментальное, тихое, томное, элегическое, элегичное. Голубое, гробовое, лазаретное, лучезарно- птичье, мармеладное, прогулочное, чемоданное (шутл.).

НАСТРОЕНИЕ Внутреннее, душевное состояние. О хорошем, радостном настроении. Беззаботное, благодушное, благостное, бодрое, боевое, бравое, буколическое (устар.), великолепное, величавое, веселое, весеннее, возбужденное, воодушевленное, восторженное, высокое, добродушное, доброе, жизнерадостное, игривое, изумительное, легкое, лучезарное (устар.), мажорное, мирное, оптимистическое, отличное, отменное (разг.), повышенное, поднятое (устар.), покойное, праздничное, превосходное, прекрасное, приподнятое, приподнято-боевое, радостное, радужное, ровное, светлое, смешливое, спокойное, счастливое, тихое, торжественное, торжественно- приподнятое, умиленное, умиротворенное, устойчивое, хорошее, чистое, чудесное, чудное, шаловливое, ясное. О плохом, грустном, озлобленном настроении. Безотрадное, безрадостное, бранчивое (устар.), бранчливое (разг.), ворчливое, враждебное, вялое, гадкое (разг.), гнетущее, грустное, дурное, желчное, жуткое (разг.), злобное, злое, кислое (разг.), меланхолическое, мерзкое (разг.), мерзостное (простореч.), мизантропическое, мрачное, невеселое, нехорошее, озабоченное, озлобленное, омерзительное (разг.), осеннее, отвратительное (разг.), отчаянное, пакостное (разг.), паршивое (разг.), пасмурное, пессимистическое, плохое, поганое (разг.), подавленное, похоронное, превратное (устар.), раздражительное, скверное, слезливое, смутное, собачье (разг.), сумеречное, сумрачное, тоскливое, траурное, тревожное, тягостное, тяжелое, тяжкое, угнетенное, угрюмое, удрученное, ужасное (разг.), унылое, хмурое, холодное. О мечтательном настроении. Лирическое, мечтательное, поэтическое, романтическое, сентиментальное, тихое, томное, элегическое, элегичное. Голубое, гробовое, лазаретное, лучезарно-птичье, мармеладное, прогулочное, чемоданное (шутл.).

ЧУВСТВО. Психическое состояние человека, его душевное переживание; любовь. О силе, глубине, новизне чувства; о степени осознанности, определенности переживания. Безотчетное, безрассудное, безудержное, безумное, бессмысленное, бесформенное, бешеное, большое, буйное, бурное, великое, вечное, властное, внезапное, врожденное, всеобъемлющее, всепобеждающее, всепожирающее, всепокоряющее, глубинное, глубокое, глухое, голое, горячее, двойственное, действенное, жаркое, жгучее, живое, запоздалое, заскорузлое, застарелое, затаенное, захватывающее, знакомое, кипучее, клокочущее, легкое, мгновенное, мимолетное, минутное, могучее, молодое, мощное (разг.), невесомое, невольное, невыразимое, незнакомое, неизъяснимое, неистовое, ненасытное, необъяснимое, необъятное, необыкновенное, необычайное, необычное, неодолимое, неопределенное, неосознанное, неохладевающее, непонятное, непостижимое, непреодолимое, неукротимое, неясное, новое, огненное, огромное, острое, остылое, ответное, пламенное, подсознательное, полусознательное, порывистое, постоянное, приподнятое, противоречивые (лш.), прочное, пылкое, развитое, растрепанные (лш.), растроганные (лш.), робкое, самозабвенное, свежее, сдержанное, серьезное, сильное, скрытое, слепое, сложное, смутное, сокровенное, стихийное, странное, страстное, тайное, темное, труднообъяснимое, тупое, увядшее, угасшее, усталое, цельное, широкое, юное, яркое, яростное, ясное.

О характере, оценке чувства. Агрессивное, антипатическое, бескорыстное, беспокойное, благоговейное, благородное, благосклонное, блаженное, бодрое, божественное (поэт.), болезненное, больное, брезгливое, великое, возвышенное, восторженное, враждебное, высокое, гадливое, гневное, гнетущее, гордое, горестное, горькое, грубое, грустное, гуманное, деликатное, доброе, досадливое, досадное, дурное, едкое, естественное, животное, жуткое, заветное, завистливое, здоровое, злое, злостное, игрецкое (устар.), игривое, изнеженное, инстинктивное, искреннее, капризное, кроткое, ласковое, ложное, любовное, милое, миролюбивое, мстительное, мужественное, мучительное, мятежное; (поэт.), наболевшее, наивное, наивно-ребяческое, наигранное, недоброе, нежное, неискреннее, нелепое, неподдельное, неприязненное, неприятное, низкое, низменное, нормальное, ноющее, оскорбленное, отвратительное, откровенное, отрадное, пагубное, поддельное, покойное, почтительное, пошлое, правдивое, праздничное, приятное, радостное, ревнивое, робкое, роковое, самолюбивое, светлое, своевольное, святое, священное, сердечное, скорбное, сладкое, сладостное, сладострастное, страдальческое, страдательное (устар.), страстное, стыдливое, табунное, теплое, томительное, томное, томящее, тонкое, торжественное, тоскливое, тревожное, трезвое, трепетное, трогательное, трусливое, тягостное, тяжелое, тяжкое, тянущее, уважительное, угнетенное, умиленное, унизительное, унылое, фальшивое, хорошее, целомудренное, чарующее, человеческое, чистое, чистосердечное, чудесное, щемящее. Вязкое, выписное, заемное, мутное, мучительно-сладкое, неподкупно-правдивое, пещерное, свято-глубокое, щекотное. Верноподданническое, материнское, монархическое (устар.), моральное, музыкальное, нравственное, отеческое, отцовское, поэтическое, родительское, творческое, христианское, человеческое, эгоистическое, эстетическое и т. п.

и ОТВЕТ НА ВОПРОС (3-5 предложений) ТЕЗИС-ответ То есть… Это значит… Истолкование тезиса, разворачивание Почему я так думаю? Объяснение тезиса Что я вижу в тексте? … АРГУМЕНТАЦИЯ ТЕКСТОМ (подтверждение тезиса) Так, … Например, … Обратимся к тексту

1.2.3 ОТВЕТ НА сопоставительный ВОПРОС (5-8 предложений) ТЕЗИС-ответ (Сходство) То есть… Это значит… Почему я так думаю Истолкование, разворачивание, объяснение тезиса Что я вижу в текстах Тезис-ответ (Различие) Что я вижу в текстах Это значит… То есть… Почему я так думаю… Истолкование, разворачивание, объяснение тезиса Аргументация текстом

Сравнительно-сопоставительная характеристика. Слова-помощники Оба поэта (лирических героя)…, в обоих стихотворениях… Так же как в стихотворении … Напоминает, можно сопоставить, похож, подобно, такой же, сходный И… и… ни тот, ни другой, то же самое, почти одинаково, повторяется Однако… Между тем… Тем не менее… При этом…Очевидно и различие… Разница между ними очевидна, различаются, не похож, в этом они не сходны В отличие от, по сравнению с, если… то, первый… второй В противоположность, по-иному, между тем, совершенно иной, иначе

УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...» (1822) УЗНИК Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу. Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем; Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет, весел и игрив, Хвост по ветру распустив. Одинок я - нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно за дверями Звучно-мерными шагами Ходит в тишине ночной Безответный часовой. (1837) Чем сходны и чем различаются эти стихотворения?

* * * Мой дар убог, и голос мой не громок, Но я живу, и на земли мое Кому-нибудь любезно бытие: Его найдет далекий мой потомок В моих стихах; как знать? душа моя Окажется с душой его в сношенье, И как нашел я друга в поколенье, Читателя найду в потомстве я. Е.А.Баратынский

* * * Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул – Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул. Мотылька полёт незримый Слышен в воздухе ночном... Час тоски невыразимой!.. Всё во мне, и я во всём... Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, томный, благовонный, Всё залей и утиши. Чувства – мглой самозабвенья Переполни через край!.. Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай! (Ф.И. Тютчев) Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея Темный дуб склонялся и шумел. (М.Ю.Лермонтов)

Каким настроением проникнуто стихотворение Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…»? При помощи каких художественных средств поэту удалось передать состояние гармоничного покоя в природе? В чём схожи и в чём различаются стихотворение Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» и приведённое ниже стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»?

Каким настроением проникнуто стихотворение Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…»?

При помощи каких художественных средств поэту удалось передать состояние гармоничного покоя в природе?

В чём схожи и в чём различаются стихотворение Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» и приведённое ниже стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»?

В чём схожи и в чём различаются стихотворение Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» и приведённое ниже стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»?

В чём схожи и в чём различаются стихотворение Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» и приведённое ниже стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»?

В чём схожи и в чём различаются стихотворение Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» и приведённое ниже стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»?

НАТЕ! Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот Каким предстает внутренний облик лирического героя? При помощи каких художественных средств противопоставлены поэт и его окружение? ПОЭТУ Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. (1830) Можно ли относить эти стихотворения к одной и той же теме? В чем их различие?

* * * Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". (1914) Какой предстает родина в стихотворении Есенина? РОДИНА Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю - за что, не знаю сам - Ее степи холодное молчанье, Ее лесов безбережных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень; Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз, И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. (1841) )

Россия Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, - Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, - Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одно заботой боле – Одной слезой река шумней А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..(1908) РОДИНА Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю - за что, не знаю сам - Ее степи холодное молчанье, Ее лесов безбережных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень; Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз, И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. (1841) )

О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Перед мной сияло на столе. Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо. Летели дни, крутясь проклятым роем... Вино и страсть терзали жизнь мою... И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою... Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют твоей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла... Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла... Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола. (1908) К *** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный, И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный 10 Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, 20 Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. (1825)

Фабрика В соседнем доме окна жолты. По вечерам - по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам. И глухо заперты ворота, А на стене - а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине. Я слышу всё с моей вершины! Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в жолтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. (1903)

1. Творчество Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо... Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.

* * * Что же мне делать, слепцу и пасынку, В мире, где каждый и отч и зряч, Где по анафемам, как по насыпям - Страсти! где насморком Назван - плач! Что же мне делать, ребром и промыслом Певчей! - как провод! загар! Сибирь! По наважденьям своим - как пo мосту! С их невесомостью В мире гирь. Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший - сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью В мире мер?! (1923) М.И.Цветаева ПРОРОК С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу Как птицы, даром божьей пищи; Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился c нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм и худ и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!» (М.Ю.Лермонтов)

* * * Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. М.И.Цветаева В8. На протяжении всего стихотворения стихи соотносятся с целой серией явлений. При помощи какого тропа делает это автор ? В9. В каждой из трех строф одна из строчек начинается словосочетанием «моим стихам». Как называется такой синтаксический приём? В10. Все стихотворение представляет собой развернутое высказывание лирической героини. Каким термином обозначается этот тип речи? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, исп. в первых 2-х строфах (цифры укажите в порядке возрастания): 1)вводные конструкции 2) гипербола 3) аллитерация 4)антитеза 5)градация В12. Какой стихотворный размер использован в стихотворении? В12. Какой вид рифмы использован в нечетных строках стихотворения?

Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые! Вот дождик брызнул, пыль летит... Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит... С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный Все вторит весело громам... Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила! Ф.И.ТЮТЧЕВ В8. Изображая первый гром, Тютчев пишет, что он грохочет «резвяся и играя». Укажите название этого приема иносказательной выразительности. В8-1. Как называется рифма, объединяющая первую и третью строки в каждой строфе стихотворения? В9. Как называется прием, использованный Тютчевым для создания настроения и ритмического рисунка стихотворения: «В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный...»? В9-1. Как называются образные определения предметов и явлений, с которыми мы встречаемся, например, в словосочетаниях раскаты молодые, поток проворный, Громокипящий кубок? В10. Определите размер, которым написано стихотворение. В10-1. Выпишите из стихотворения слово со значением «жемчуг, жемчужины». В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных во второй строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1) анафора 2) метафора 3) ирония 4) эпитет 5) звукопись В11-1. В первой строфе звуки подобраны так, чтобы мы услышали грохотание грома. Как называется такой прием? В12. К какому роду литературы относится это произведение? В12-1. Определите размер стихотворения.