Скулкина А. А. магистрантка 2 курса Научный руководитель : д. ф. н., проф. Щирова И. А. НИР «Схема анализа синкретичных типов текста»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Литературные эпохи и художественные стили технология освоения курса (на материале одной литературной эпохи)
Advertisements

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 125 с углубленным изучением математики» г. Снежинск Учитель истории и обществознания.
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Варпахович Л. В.
Синтез противоположных оппозиций. Актуальность интегративного обучения: глобальные проблемы современности, интегрирующее влияние на человечество.
Диагностика овладения межпредметными понятиями: социально-гуманитарный цикл.
РЕПОРТАЖ КАК жанр публицистики. ЦЕЛИ занятия: знакомство с особенностями репортажа как газетного жанра; подготовка к самостоятельному написанию репортажа;
«…цель лингвистического анализа – показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание.
Разработка паспортов компетенций для бакалавриата направления «культурология»: критические замечания и технологии написания И.И. Лисович г. Казань.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Перейти на первую страницу Концепция создания многомерного электронного учебника Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Основные возможности использования IKT в когнитивной таксономии.
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Закономерности номинации социальных институтов (на материале русского, белорусского, английского и французского языков) Соискатель кафедры теоретического.
Выпускная работа « Основы информационных технологий » Тема : « Структурно - семантические параметры художественной синонимии как составляющие идиостиля.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Закономерности номинации социальных институтов (на материале русского, белорусского, английского и французского языков) Соискатель кафедры теоретического.
Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка Из опыта работы МО школы 238 Дзенс И.О., учитель, к.ф.н.
Курсовая работа как элемент научно-исследовательской работы студентов Пермский филиал МЭСИ Бушмелева М.А.
1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Транксрипт:

Скулкина А. А. магистрантка 2 курса Научный руководитель : д. ф. н., проф. Щирова И. А. НИР «Схема анализа синкретичных типов текста»

Цель проведения НИР : выявление и систематизация художественных способов и языковых средств выражения категории адресованности в синкретичных типах текста

Ключевые понятия НИР : Адресованность – свойство текста, посредством которого объективируется представление адресанта о предполагаемом адресате и особенностях его интерпретативной деятельности

Синкретизм ( греч. « соединение, объединение разных сущностей »: языковое явление, совмещающее в себе функции, признаки и значения разных языковых элементов и находящееся на периферии языковых систем

Синкретичные тексты – тексты, расположенные в зоне функционально - стилевого синкретизма, т. е. находящиеся на периферии определенного стиля и объединяющие в себе дистинктивные признаки других функциональных стилей

Рисунок 1. Зоны функционально - стилевого синкретизма

Актуальность НИР обуславливается : ростом значимости « человеческого фактора » в языке и интерпретативным характером современной научной парадигмы ( изучение категории адресованности как конститутивного свойства « человекомерного » текста ); усложнением научных проблем и интегративными процессами, происходящими в науке – привлечением данных, идей и методов других дисциплин ( понятие « синкретизм » пришло в лингвистику из философии и культурологии и стало эффективным инструментом исследования языка )

Новизна НИР : впервые языковые сигналы категории адресованности описываются с учетом синкретичной организации текстов, в которых они обнаруживаются, т. е. как маркирующие интеграцию : а ) научного и эстетического познания мира ; б ) логического и эмоционально - образного мышления ; в ) научного, публицистического и художественного функциональных стилей

Теоретическая значимость : результаты вносят вклад в разработку проблем лингвистики текста, интерпретации текста и текстотипологии, в изучение синкретизма как языкового явления системное описание способов выражения категории адресованности в синкретичных типах текста способствует осмыслению второго компонента коммуникативной диады « автор - читатель » и уточняет механизмы его влияния на специфику интерпретационной программы, закладываемой автором в текст

Результаты работы могут найти применение : в вузовской практике для семинарских занятий и спецкурсов по стилистике, лингвистике текста, теории и методологии науки ( философии ), а также при написании курсовых, выпускных квалификационных и дипломных работ в средней школе на уроках литературы стран изучаемого языка ( английского ), домашнего чтения

Материал НИР составили : литературно - критические эссе Р. Л. Стивенсона, Г. К. Честертона и В. Вульф и научно - фантастические рассказы Г. Дж. Уэллса, Р. Брэдбери и А. Азимова

Схема анализа синкретичных типов текста : Описание языковых маркеров категории адресованности, выражающих обращение автора I. к рациональной сфере мировосприятия адресата II. к эмоционально - образной сфере мировосприятия адресата III. к рациональной и к эмоционально - образной сфере мировосприятия адресата, в зависимости от авторской интенции

В каждой группе маркеров выделяются : присутствуют в тексте вне зависимости от доминирующего в нем функционального стиля 1) инвариантные маркеры ( типологически маркированные ), присутствие которых в тексте обусловливается доминированием того или иного функционального стиля 2) вариативные маркеры

Иллюстрация использования предложенной схемы ( на примере научно - фантастического рассказа А. Азимова Hell-Fire Заглавие – инвариантный языковой маркер 3- ей группы. Этот текстовый элемент находится в « абсолютно сильной » позиции. Заглавие Hell-Fire выполняет экспрессивную и рекламную функцию ( Веселова 1998), объективируя обращение автора к эмоционально - образной сфере мировосприятия адресата

Научные термины – специфические языковые маркеры 1 группы, выражающие обращение автора к рациональной сфере мировосприятия адресата Таблица 1. Элементы научного стиля (термины)

Тропы – инвариантные языковые маркеры 2- ой группы, выражающие апелляцию автора к эмоционально - образной сфере мировосприятия адресата. эпитет –gaunt firing tower – (of a building or place) grim or desolate in appearance [ Oxford American Dictionary ], которые подготавливает читателя к последующим мрачным событиям. метафора – стремясь передать атмосферу потрясения, автор сначала употребляет избитую метафору thick silence (« мертвая тишина »), а потом с помощью градации метафор показывает тот нарастающий ужас, который испытывает главный персонаж – Horner could smell fear, taste terror in his own mouth, feel his blood freeze.

Спасибо за внимание !