1 Менеджмент разработки программных изделий 12.Знания, данные, умения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Познание. Медведева Вероника Юрьевна, учитель истории и обществознания МОУ Краснооктябрьская сош Челябинская область, Аргаяшский район.
Advertisements

Семинар Использование новых информацион ных технологий при обучении химии.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Технологическая схема цикла проблемного обучения..
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической,
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Причины неуспешности. Почему одни успешны, а другие нет?
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Тема 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 1. Проблемная область искусственного интеллекта 2. Модели представления знаний.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение 1.Организация обучения – путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем,
Взаимодействие с неуспевающим учеником.. Основные понятия Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает.
Стандарты нового поколения и новое качество образования.
Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Тест 1. Понятие - это форма мысли, которая 1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств 2)выявляет общие и существенные признаки.
Транксрипт:

1 Менеджмент разработки программных изделий 12.Знания, данные, умения

2 Содержание 1. Анализ понятий Данные, знания и умения в разных формах Морфологический ящик метод системного анализа 2. Концепция кн. Белосельского-Белозерского (уровни знаний и умений, сферы разума) 3. Сферы разума Уровни (сферы)Пространства (ограниченное сферой) НасекомоеКоллапс Стереотипное реагированиеТупость Комбинационное мышлениеГлупость Стратегическое планированиеРелятивизм Владение методомУмничанье, мессианство Многоуровневое мышлениеМудрствование, интуитивизм ДаоЛжепророки ???Химеры и вымыслы

3 1. Анализ понятий Данные хранятся (извлечение, проверка, обновление целостность + адекватность) Знания преобразовываются (конкретизация, обобщение, перевод – гибкость) –гибкость возможность выражать одно и тоже в разных формах Умения применяются (преобразование-адаптация, обобщение, пересмотр) База имеющихся знаний включает данные, если они организованы при помощи суждений более высокого уровня. Эмпирические данные требуют обобщений Данные, знания и умения структуры, с которыми имеют дело субъекты при выполнении любой деятельности Разные деятельности нуждаются в использовании данных, знаний и умений разного рода их можно относить к разным уровням, соответствующим потребностям деятельности и возможностям индивидуумов.

4 Данные, знания и умения в разных формах Данные, имеющие форму знаний эрудиция: упор на выражениях и текстах, знания: упор на идеи и контексты Знания, выраженные как умения высшие формы теоретического знания: Теоретический Метод. Для его передачи требуется смена парадигмы Умения, выраженные в форме знаний Практический Метод (еще труднее для передачи) Умения, принявшие форму данных техническая инструкция (для низкого уровня исполнительства) Данные, принявшие форму умений уставы, дрессировка Причины потери знаний: –Знания, принявшие форму данных типичный учебник (знания теряются, теория становится учением) главная причина –Другая причина приспособленность классической логики к дескриптивным изложениям (состояние дел)

5 Морфологический ящик метод системного анализа Систематически выписываются всевозможные комбинации базовых понятий и исследуются те из них, которые оказались упущенными, недооцененными и др. X в форме YЗнанияУменияДанные ЗнанияНаука Теоретический Метод Учебник Умения Практический метод РемеслоИнструкция ДанныеЭрудицияУставМузей Знания и данные часто путают. В программировании, например, их разделяют по логической сложности представления: P (c 1,…, c n ) факт, а x 1,…, x n (P (x 1,…, x n ) Q (x 1,…, x n ) знание (?) Термин «знание» часто понимают как единственный (!) перевод слова «knowledge», хотя точнее было бы переводить его как «умение»

6 2. Концепция кн. Белосельского-Белозерского (уровни знаний и умений, сферы разума) XVIII век. Трактат Белосельского-Белозерского Восторженный отзыв Канта Забыто, но возвращена А. Гулыгой. Н.Н. Непейвода привел систему к современным понятиям, построил ее логическое основание Противоречит позитивистскому «Знание сила!» (понимаемому как то, что накопление знаний само по себе приводит к новому качеству) Концепция князя: Знания и умения делятся на уровни (сферы разума) Между уровнями пространства квазизнаний, квазиумений Уровни отличаются качественно, и нельзя «переползти» с одного на другой Коллапс Тупость Глупость Химеры Инстинкт Здравый смысл Ум Гений (дух) СферыПространства Сферы и пространства кн. Белосельского-Белозерского

7 3. Сферы разума Непосредственные реакции (насекомое) Стереотипы Комбинации Планы Методы Многоуровневость Коллапс Тупость Глупость Релятивизм Умничанье Мудрствование Лжепророки Дао Химеры и вымыслы

8 Сферы разума Непосредственные реакции (насекомое) Стереотипы Комбинации Планы Методы Многоуровневость Коллапс Тупость Глупость Релятивизм Умничанье Мудрствование Лжепророки Дао Химеры и вымыслы

9 Коллапс Единая циклическая жизненная программа Непосредственные реакции на внешние раздражители Все это заложено заранее Преимущества: –Невозможность сбить с толку –Сложность рефлекторных программ возможна Недостатки: –Отсутствие обучаемости Знаний здесь нет (ничто не преобразуется) Уровень насекомого Жизни нет ничего, связанного с целенаправленными действиями, нет

10 Сферы разума Непосредственные реакции (насекомое) Стереотипы Комбинации Планы Методы Многоуровневость Коллапс Тупость Глупость Релятивизм Умничанье Мудрствование Лжепророки Дао Химеры и вымыслы

11 Уровень стереотипного реагирования Условный рефлекс: распознавание ситуации фиксированное действие (целенаправленное, появляется обучение) Примеры: –Переборные решения (шахматных задач) –Многие курсы и тренинги (запомнить для применения) –Система предписаний Талмуда –База знаний эрудита Обучение: –(1) Запоминание и (2) Свертка последовательности действий Зачатки критического мышления (здравый смысл) Достоинства: –Быстрота реагирования (иногда хуже насекомого, т.к. надо распознавать ситуацию) –Защищенность (традиции) –Стимул к обучению (ситуации с неготовыми реакциями) Недостатки: –Догматизм (традиции при изменении условий) –Возможны паника и сбои, когда (а) не предусмотрена ситуация или (б) в ситуации несколько действий кажутся применимыми Зачатки знаний

12 Тупость Между сферами фиксированной программы и стереотипного реагирования Тупой не распознает ситуацию, но пытается действовать по образцу того, что видел у других Лекарство от тупости еще большая тупость: затвердить несколько фиксированных правил и выполнять их как программу с инстинктивными реакциями (спустить на уровень)

13 Сферы разума Непосредственные реакции (насекомое) Стереотипы Комбинации Планы Методы Многоуровневость Коллапс Тупость Глупость Релятивизм Умничанье Мудрствование Лжепророки Дао Химеры и вымыслы

14 Комбинационное (комбинаторное) мышление Планирование: есть цели, которые выстраивают последовательность действий для их достижения Примеры: –Шахматные партии (явно выделенная задача комбинирования) –Стандартное применение традиционной логики вывода Максимально возможный уровень для животного Типично для программиста-кодировщика, искусного рабочего Достоинства: –Способность спланировано завести ситуацию в новое состояние –Умение найти новое решение там, где другие, стереотипно реагирующие, его не видят, пытаясь соединять старые решений –Вынужденность пересмотра приемов мышления с точки зрения их согласованности, а потому структурированность базы стандартных приемов –Оптимизм Недостатки: –Соблазн лобовых решений –Необходимость заранее продумывать и планировать действия (противоречит быстроте реакции) –Ненадежность планов –Плохая приспособленность к ординарным ситуациям –Стремление не к успеху, а к победе (слишком наслаждается самой победой) Инструмент обскурантизма (методы работы квалификаторов Инквизиции) Комбинаторные люди видят несогласованность новых концепций с догмами, а также противоречия в содержании новых концепций

15 Глупость Пространство между сферами стереотипов и комбинирования Нежелание пользоваться рецептами и опасность запутаться в поиске рецептов Непонимание реальных последствий своих действий Методичность (к методу не имеет отношения: основа метода модель мира, а методичности модель действий) Пример поведения Канта и лорда Кавендиша

16 Сферы разума Непосредственные реакции (насекомое) Стереотипы Комбинации Планы Методы Многоуровневость Коллапс Тупость Глупость Релятивизм Умничанье Мудрствование Лжепророки Дао Химеры и вымыслы

17 Стратегическое планирование и преобразование действий Преобразование действий (утверждений, понятий и умений) Примеры: –Мудрецы-раввины в толковании Талмуда (по сравнению со схоластами, преобразования которых эквивалентны, они конструируют новые утверждения) –Стандартное применение традиционной логики вывода –Максимально возможный уровень для животного Типично для программиста-постановщика, хорошего математика или философа (есть лучше!), большинство признанных гениев (Эдисон, Наполеон и др.) Применять преобразования и композиции опасно, т.к. ненадежности способов дополняют друг друга Пессимизм (все повторяется, нет надежны на новое) Достоинства: –Умение представить имеющиеся знания в нужной форме либо приводить их к ней –Структурированность пространства знаний (не базы стандартных приемов!), единая модель мира цельность восприятия –Трезвая оценка ситуаций и нацеленность на получение стратегических преимуществ Недостатки: –Игнорирование побочных эффектов преобразований –Отсутствие быстрой реакции –Жесткость модели мира узость области применения и кругозора

18 Релятивизм и точные науки Релятивизм передергивание фактов: по виду эквивалентное, но ничего общего не имеющее по существу Соединение стратегического планирования с комбинаторным мышлением формальная непротиворечивость («в текст можно вчитать любой смысл») «Если понятию нельзя придать точный и однозначный смысл, оно понятием не является» нет места гуманитарным знаниям Попытки «точными» методами формализовать гуманитарные знания Пример: критика истории от Фоменко

19 Сферы разума Непосредственные реакции (насекомое) Стереотипы Комбинации Планы Методы Многоуровневость Коллапс Тупость Глупость Релятивизм Умничанье Мудрствование Лжепророки Дао Химеры и вымыслы

20 Владение Методом Метол общий способ преобразования планов (не действий!) Примеры: –Методы динамических систем, диаграммного поиска в математике, … –Сколь угодно сложная формула логики, конструктивное исчисление высказываний –Функционалы второго порядка Взаимосогласованные модели мира и действий (завершенность «здания») Применение метода подстановка в него целых планов и условий (конкретизация понятия высшего уровня) Системный взгляд (системный подход в изложении чаще всего есть применение одного из методов, обычно метода динамических систем) Сфера метода творческий лидер, основатель научной школы, возможно секты (нетоталитарной); советник, эксперт: предупреждения сбываются, положительные заключения надо проверять Оптимизм (цельная картина мира, активные действия, устойчивость к тактическим ошибкам: «Удача за углом», «Сила Рима в умении переносить неудачи и даже катастрофические поражения. Побеждать умели и другие…» Тит Ливий) Уровень рабочего-асса, высококвалифицированного инженера, ученого (теоретик, точные науки) Недостатки: –Иллюзия завершенности знания (мнение, что практически все можно сделать данным методом) –Недооценка последствий тактических неудач (оборотная сторона оптимизма –Трудно удержаться на этом уровне (некритическое восприятие метода)

21 Умничанье, мессианство Не овладев методом, человек пытается его применять и запутывается умничанье Человек, достаточно овладевший методом, чтобы его применять, но недостаточно, чтобы понять, когда его применять не нужно мессианство Устойчиво вставший на сферу метода чувствует, когда его применять не стоит –А.К. Толстой: Хорошо, братцы, тому на свете жить, У кого в голове добра немного есть, А сидит там одно-одинешенько, А и сидит оно крепко-накрепко, Словно гвоздь, обухом вколоченный. И глядит уж он на свое добро, Все глядит, не спуская глаз, И не смотрит по сторонушкам, А знай прет вперед, напролом идет, Давит встречного-поперечного.

22 Сферы разума Непосредственные реакции (насекомое) Стереотипы Комбинации Планы Методы Многоуровневость Коллапс Тупость Глупость Релятивизм Умничанье Мудрствование Лжепророки Дао Химеры и вымыслы

23 Многоуровневое мышление –А.К. Толстой: А беда тому, братцы, на свете жить, Кому Бог дал очи зоркие, Кому видеть дал во все стороны. И те очи у него разбегаются; И, кажись, хорошо, а лучше есть, А и худо, кажись, не без доброго! Владение несколькими методами, способность сочетать их гармонично Теория неформализуемых понятий, полная конструктивная логика Функциональная модель пространство функционалов конечных типов Альтернативные модели мира и действий, каждая из моделей внутренне согласована, многомерный взгляд на проблему Органично для изобретателя высокого класса, системного аналитика, врача, лечащего не болезнь, а больного Недостатки: –Меньшая активность в сравнении с предыдущим уровнем –Потеря ощущения целостности –Видит недостатки и ловушки в слишком многих местах –Не является единомышленником даже самому себе (*) Это не лидер, но ценный советник лидера. Все время подмечает недостатки в положительном опыте и достоинства в отрицательном. Не может дать окончательный вывод (**) Двух станов не боец, но гость случайный, За правду я бы рад поднять свой добрый меч, Но спор с обоими досель мой жребий тайный, И к клятве ни один не смог меня привлечь; Союза полного не будет между нами Не купленный никем, под чье ю ни стал я знамя, Пристрастной ревности друзей не в силах снесть, Я знамени врага отстаивал бы честь! И все люди его корят-бранят: Ишь идет, мол, озирается! Ишь стоит, мол, призадумался! Ему б мерить все да взвешивать, На все боки бы поворачивать! Не бывать ему воеводою, Не бывать ему посадником…

24 Мудрствование, интуитивизм Неспособность освободиться от плена владения лишь одним методом, но осознание необходимости многоуровневого мышления Как следствие, заумность, неустойчивость, неспособность хорошо работать даже с освоенным методом: –Вместо прямого использования метода сомнения, заторможенность Интуитивизм философский термин (здесь скорее, пример мудрствования)

25 Сферы разума Непосредственные реакции (насекомое) Стереотипы Комбинации Планы Методы Многоуровневость Коллапс Тупость Глупость Релятивизм Умничанье Мудрствование Лжепророки Дао Химеры и вымыслы

26 Лжепророки Целостность мира, утерянная на предыдущем уровне Линии поведения: –Отшельничество и недеяние –Полностью незаинтересованное активное действие (значительно реже) Дао Комментариев нет Химеры и вымыслы Принимают свои озарения, которые даются ценой максимального напряжения, за абсолютную истину и тем самым убивают элементы Истины, которые в них содержатся ??? Нет понятия сферы выше Дао, а потому и комментариев нет