Штрихи к портрету. Детский, отроческий и юношеский периоды жизни будущего императора России Николая I - начало складывания его основных черт характера,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок истории в 8 классе.. А 1. Какое событие произошло позднее других? 1)Введение первых военных поселений 2) создание «Союза спасения» 3) выступление.
Advertisements

Роботу выполнила Ученица 8класса МОУ СОШ3 Бондаренко Анастасия.
Письмо - обращение к близким самым дорогим людям, моим родителям Письмо - обращение к близким самым дорогим людям, моим родителям !
Тепло родного очага. Родительское собрание. Моральную культуру и нравственность питают 4 важнейших источника: Совесть Стыд Ответственность Долг.
Родительское собрание на тему: Наши ошибки в воспитании детей « Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Лев Николаевич Толстой. Родители родился 9 сентября 1828 г в усадьбе Ясная Поляна. усадьбе Ясная Поляна. Матери своей я совершенно не помню. Мне было.
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Золотые правила воспитания Общение - суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами -это.
4 «а» класс «С любовью о школе!» учитель Вотчель Ольга Рафаиловна.
Смерть отца, Павла I, в марте 1801 года не могла не запечатлеться в памяти четырёхлетнего Николая. Впоследствии он описал произошедшее в своих воспоминаниях.
На предлагаемые 20 вопросов нужно ответить "да" или "нет" ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ.
Поощрение и наказание детей в семье. « У ребёнка своё особое умение думать и чувствовать, нет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим.» Ж.Ж.Руссо.
Памятка для родителей «Противодействие жестокому обращению с детьми» Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого.
Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно Воспитательный час к Дню семьи (15 мая ) По материалам дневниковых записей императрицы Александры.
Конференция отцов «Роль отца в воспитании» Педагог-психолог МОУ «СОШ 42» Цуканова Ирина Анатольевна.
"Роль отца в воспитании детей". Папы разными бывают: Тот молчит, а тот кричит, Этот песни напевает, Тот у телека торчит, Этот крепко обнимает Теплотою.
Семья и семейные ценности Автор: Смирнова Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ с углубленным изучение английского языка 1383,САО,г.Москва.
План занятия: Положение в семье; Положение в семье; Сыновья Александра II и Марии Федоровны; Сыновья Александра II и Марии Федоровны; Дочери Александра.
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
Транксрипт:

Штрихи к портрету

Детский, отроческий и юношеский периоды жизни будущего императора России Николая I - начало складывания его основных черт характера, время процесса формирования личности этого человека. Многое, что тем или иным образом повлияло на Николая Павловича в эти периоды его жизни, определило то, какую политику и как он проводил, став императором России. Ознакомьтесь с данной работой, чтобы у Вас сложилось свое мнение о детстве, отрочестве и юности Николая I (1825 – 1855 гг. правления). Во второй ее части Вы найдете выводы ее автора о результатах влияния этих периодов на формирование личности самодержца. Интерес к этому политику никогда не ослабевал и в настоящее время еще более усилился по ряду причин, о которых еще пойдет речь. Роль детства, отрочества и юности в формировании личности Николая I Обратите внимание на то, что эта работа предназначена для любознательного и терпеливого читателя. Её цель: популяризация исторических знаний, некое «оживление» истории, придание ей человеческих черт.

Штрихи к портрету При крещении 6 июля 1796 г. мальчика официально нарекли Николаем в честь св. чудотворца Николая Мирликийского ( IV в.н.э.). Степан ЩУКИН ( ). Портрет императора Павла I. Холст, масло Раннее детство Николая Августин Ритт. Портрет императрицы Марии Федоровны. Вторая половина 1790-х годов. Слоновая кость, акварель, гуашь. 25 июня 1796г. у великой княгини Марии Федоровны и наследника престола Павла Петровича родился сын. Чудотворец исцелял страждущих от греховных язв. Он, по общему мнению служителей церкви, - "правило веры и образ кротости".

Штрихи к портрету Интересные воспоминания о рождении Николая содержатся в письмах Екатерины II. Одному из своих адресатов царствующая бабушка новорожденного с восторгом сообщала, что рост малыша аршин без двух вершков (62,2 см.), что кричит он басом, беспрестанно просит есть, голову уже держит удивительно прямо. «В жизнь мою в первый раз вижу такого рыцаря»,-восклицала она. Императрица высказала предположение, что он «по необыкновенной силе своей, предназначен… тоже царствовать, хотя у него и есть два старших брата». Заметим, что Александру в то время было 19 лет, 17- Константину. Екатерина II и Николай

Штрихи к портрету Великий князь Александр Павлович в юности Великий князь Константин Павлович в юности Братья Николая Воспитанием старших братьев Николая занималась Екатерина II. Она дала им отличное образование, а их общение с родителями всячески ограничивала. Нет сомнений, что она собиралась взять под свое крыло и Николая.

Штрихи к портрету Екатерина II и ее младший внук "Говорят, мое рождение доставило большое удовольствие, так как оно явилось после рождения шести сестер подряд", - писал впоследствии Николай I о младенческих годах. Екатерина II, которая столь искренне восхищалась внуком, даже самолично вынесла его на балкон и показывала народу. «Думаю, что рождение мое было последним счастливым событием ею испытанным; она желала иметь внука, - я был, говорят, большой и здоровый ребенок, она меня благословила, сказав при этом: "Экий богатырь". Умерла Императрица Екатерина 6 ноября 1796 г. Павел стал императором. Теперь общению родителей с детьми препятствовать было некому.

Штрихи к портрету В. Боровиковский Портрет Вел.князя Николая Павловича и Вел.княжны Анны Павловны Г. Так выглядел Николай на втором году жизни

Штрихи к портрету Уважение и любовь к своим воспитательницам В воспитании великого князя в период его раннего детства главную роль играли женщины. Пока ему не исполнилось 4 года, руководила людьми в количестве 11 человек, обслужившими ребенка (кормилица, няня, гувернантки, камердинеры, медик, аптекарь, зубной врач, истопники и др.), баронесса Шарлотта Карловна Ливен. Николай I назвал ее в своих воспоминаниях «уважаемой и прекрасной» женщиной, «которая была всегда образцом неподкупной правдивости, справедливости и привязанности к своим обязанностям и которую мы страшно любили» (она занималась воспитанием и сестер Николая, и его брата Михаила). Ш.К. Ливен была одарена живым и проницательным умом и особенно (по выражению великой княгини Марии Павловны) необыкновенным тактом командования, позволявшим ей искусно управлять многочисленным персоналом. Граф С. Р. Воронцов желал, чтобы ее качества имели все генерал- адъютанты императора.

Штрихи к портрету Ш.К. Ливен имела особый дар общения Ливен вела себя таким образом, что снискала уважение всех при дворе, а ее воспитанницы и воспитанники ее очень любили. Вы можете представить, каким даром общения надо было владеть, чтобы быть в прекрасных отношениях и с Екатериной I, и с Павлом, если эти люди с трудом переносили друг друга? Подчеркнем, что эта придворная дама будет награждена за свои труды при дворе огромным имением с 1500 крепостными, орденом Св. Екатерины I степени, ее возведут в графское, а затем и в княжеское достоинство. Не верите – проверьте! Кстати, в своем имении с возведенным по ее желанию великолепным дворцом она побывает во время службы при дворе лишь единожды. Портрет графини Ш. К. Ливен работы Дж. Доу, 1821

Штрихи к портрету Императрица Екатерина умела разбираться в людях. И она не ошиблась в выборе няни для малыша, который ее столь удивил своими «рыцарскими» достоинствами. Это была шотландка Евгения Васильевна Лайон, дочь лепного мастера. В течение первых семи лет жизни великого князя она неотступно находилась с ним. Это была смелая, решительная, благородная особа, вспыльчивая, но необыкновенно добрая. Влияние такой сильной духом, прямой и открытой натуры сильнейшим образом повлияло на формирование личности будущего русского самодержца. Привязанность мисс к вверенному ее попечению малышу была сродни фанатизму. И он до самозабвения любил и обожал свою Няню-львицу (Lyon, каламбур самого Николая). Известно, что мисс Евгения Лайон ради защиты мальчика иногда шла даже наперекор его родителям и выходила победительницей. Евгения Васильевна Лайон – няня Николая

Штрихи к портрету Няня - львица Она, насколько это было возможно, старалась привить ребенку понятия о рыцарской доблести, чести, долге, о верности слову. Мисс гордилась, что научила его не только креститься, но и некоторым православным молитвам. Она выписывала из-за границы замысловатые механические игрушки, всяческие головоломки, заботясь о развитии ребенка. Мальчик был расстроен до слез, когда его няни не оказалось рядом с ним, хотя его и готовили к расставанию с ней (1803г., Николаю - 7 лет, к нему приставили «кавалеров» – началось сугубо мужское воспитание). Он писал ей очень трогательные письма, вслушайтесь в одно из них: «Моя нянинька. Посылаю вам гостинцы… Я вас люблю и буду всегда помнить». Его няня вышла замуж, виделись они все реже, но и далее продолжали испытывать друг к другу очень теплые чувства.

Штрихи к портрету С уважением и любовью Через всю жизнь он пронес любовь и уважение к правой руке Няни-львицы - шведке Юлии Федоровне Адлерберг, которая была с 1797г. по 1802г. наставницей мальчика (гувернанткой). Он, уже будучи императором, подчеркивал, что любил эту женщину, как родную мать. Редкая оценка. Заметим, что придворный этикет не предполагал постоянного общения матери с детьми. А вот Ю.Ф.Адельберг и Е.В.Лайен всегда были с Николаем в период его раннего детства. Ее заслуги при дворе оценят: Юлия Федоровна будет назначена начальницей Смольного института благородных девиц, награждена орденом Св. Екатерины I степени.

Штрихи к портрету Упорство и непреклонность ребенка Ее дети, Владимир и Юлия, станут друзьями детства Николая. Взаимные теплые чувства будут соединять их и всю последующую жизнь. Очень интересно то, как Николай познакомился с Владимиром. Однажды, в 1799 году, идя со своей няней в покои матери, он увидел мальчика. Тот ему так понравился, что он схватил его за руку и хотел вести с собою, чтобы вместе играть у мамы - императрицы. Это было грубейшим нарушением придворного этикета, который боготворила Мария Федоровна! Графиня Ливен и гувернантки, в том числе и госпожа Адлерберг, пытались отговаривать Николая от его затеи. Он же, как всегда, оставался непреклонен и с криком и со слезами требовал выполнения задуманного. Его няня, зная, что любые уговоры лишь усилят упорство ее любимца, рискуя получить нагоняй от императрицы, позволила великому князю взять с собою маленького Адлерберга. Сначала императрица была недовольна этим, но затем изменила свое отношение к общению сына гувернантки с Николаем. Так Николай обрел одного из своих друзей.

Штрихи к портрету Сам Николай в воспоминаниях назовет своей первой игрушкой деревянное ружье, но это не совсем так. До него была и другая игрушка – погремушка- свисток. С ней играли в детстве и Александр I, и его брат Константин. «Побрякушка» «передавалась» исключительно мальчикам –великим князьям. Последним из Романовых играл с ней единственный сын Николая II цесаревич Алексей. Сейчас она хранится в Алмазном фонде Московского Кремля. Что же она из себя представляет? Кто был первым ее обладателем? Кто ее изготовил? Вуаль Жан Луи. Великий князь Александр Павлович в детстве) Первая игрушка Николая

Штрихи к портрету Поверхность золотого шара покрыта растительным узором, сверху прикреплены драгоценные накладки-дробницы, унизанные бриллиантами (130 шт.), рубинами (69 шт.) и изумрудами (3 шт.). Камни закреплены в серебре и высокопробном золоте. С одной стороны завершение из слоновой кости, с другой стороны – свисток и колечко для шнурка. Длина 17,7 см, ширина шарика – 4,8 см. Изготовитель: русский мастер Самсон Ларионов. Источник: Л.К. Кузнецова «Петербургские ювелиры. Век восемнадцатый, бриллиантовый…»; «Алмазный фонд СССР»; выпуск 4; Сокровища алмазного фонда. Погремушка-свисток

Штрихи к портрету Мастер. Первый владелец «штуковины» Изготовление погремушки-свистка было заказано мастеру Ларионову для младенца-императора Иоанна Антоновича (Иоанн VI), который играл с ней лишь пару месяцев. А потом – годы неволи и смерть при попытки его освобождения. Почти через 30 лет эта драгоценная штуковина оказалась в ручках малыша - самого любимого Екатериной II внука, будущего императора Александра I. Увеличенный фрагмент погремушки

Штрихи к портрету Иоанн VI. Историческая справка Иоанн VI родился в 1740 году. После смерти императрицы Анны Иоанновны двухмесячный сын принцессы Анны Леопольдовны и принца Антона Ульриха Брауншвейгского был провозглашен императором России. Регент - герцог Бирон. Царствовал Иоанн Антонович 404 дня - дочь Петра I Елизавета Петровна совершила дворцовый переворот, и семья Иоанна VI была отправлена в ссылку. В 1756 году он был вывезен в Шлиссельбург. В 1764 г. попытка поручика Василия Мировича освободить узника обернулась гибелью для Иоанна VI: он был заколот своими тюремщиками. Недавно установлено, что Иоанн VI был захоронен в Холмогорах.

Штрихи к портрету Кюгельген Г. Император Павел I с семьей

Штрихи к портрету Прислонился к коленям матери- императрицы Марии Федоровны - маленький вел. кн. Николай Павлович. Рядом с Павлом I стоит младшая дочь Анна. У подножия кресла на земле сидит ребенок - вел. кн. Михаил Павлович (родился через полтора года после Николая). Николаю 4 года

Штрихи к портрету Воспоминания об отце Это сказалось на взаимоотношениях старших сыновей с отцом: у него не проявились к ним в полной мере отцовские чувства, а они не прониклись к нему любовью. Что касается Николая, то, судя по его воспоминаниям (и не только его), Павел Петрович с удовольствием сам с ним гулял и играл. Ребенок очень любил его. Своих младших сыновей и дочерей он ласково гладил, для него они были "мои барашки", "мои овечки». Но есть и «ложка дегтя»: сведения, что Павел не хотел признавать Николая своим ребенком, а Мария Федоровна вынуждена была довольствоваться лишь внешним проявлением уважения супруга ней «при публике». Его хорошее отношение к ребенку объясняют его добрым нравом и его рыцарством. Но Павел, даже если поверить тому, что в «ложке дёгтя», признал Николая своим сыном – это факт. Уже отмечалось, что Александр и Константин воспитывались Екатериной II без участия их родителей, а между императрицей и ее сыном Павлом существовала неприязнь.

Штрихи к портрету " Отец мой нас нежно любил. Обращение его с нами было крайне доброе и ласковое… Он часто приходил нас проведывать, и я очень хорошо помню, что он был чрезвычайно весел. Сестры мои жили рядом с нами, и мы то и дело играли и катались по всем комнатам и лестницам в санях, т. е. на опрокинутых креслах; даже моя матушка принимала участие в этих играх… Отец с удовольствием нами любовался, когда мы играли…», - вспоминал Николай Первый. Он не забыл и те подарки, которые сделал ему отец, например, маленькую золоченую коляску с парою шотландских вороных лошадок и жокеем. Так ли все было? Может, сведения о нежелании Павлом признавать Николая своим сыном неверны? Что узнал Николай I, просмотрев бумаги, оставшиеся после смерти его матери? Не стал смотреть? Чему верить? Поверим Николаю. Чему верить?

Штрихи к портрету Раннее детство императора прошло в покоях Зимнего дворца Николай обладал прекрасной памятью. Удивительно то, что много из раннего детства он запомнил в мельчайших деталях: «Спали мы на железных кроватях, которые были окружены обычной занавеской…; два громадных валика из белой тафты лежали по обоим концам кроватей. Два волосяных матраса, обтянутые холстом, и третий матрас, обтянутый кожей, составляли саму постель; две подушки, набитые перьями; одеяло летом было из канифаса, а зимой ватное, из белой тафты. Полагался также белый бумажный ночной колпак, которого мы, однако, никогда не надевали, ненавидя его уже в те времена. Ночной костюм, кроме длинной рубашки, наподобие женской, состоял из платья с полудлинными рукавами, застегивавшегося на спине и доходившего до шеи». Лето дети, как правило, проводили в Павловске, который принадлежал их родителям. Красота его дворцово-паркового ансамбля восхищала их. Вот где было раздолье для игр!

Штрихи к портрету Летом жили в Павловске Прекрасный дворец, уютные беседки, маленькие холмы, смешанный лес, река Славянка, ботанический сад, участие в праздниках, семейных концертах, приемах гостей (с 1896г. Павловск –резиденция императора) – все радовало детские сердца, западало в их душу и память навсегда.

Штрихи к портрету Незабываемые впечатления Представьте, какое впечатление на маленького Николая производили праздники Мальтийского ордена ? Павел стал его магистром в 1798 году. Разодетые кавалеры и чины Ордена, Парадное поле, девять пылающих костров, парад, торжественное богослужение на следующий день, обед в Большом зале под игру оркестра и пение хора певчих Придворной капеллы… А крепость Бип, построенная специально для увеселений? Откуда в полдень палила настоящая пушка! По берегам Славянки паслись овечки, голландские коровы, козы… В полдень - звон колокола, зазывавший всех отведать свежего молока с хлебом. Прекрасны были розы из разных стран, которые так любила Мария Федоровна. Любовались ими и ее дети…

Штрихи к портрету Гатчина Бассейны для купания, павильоны на островах, каменные фигуры лежащих львов, мосты, родник, огромный парк, ботанический сад … После смерти Павла I в 1801 году Гатчина и Павловск будут принадлежать его жене Марии Фёдоровне. Не могла не повлиять на Николая и Гатчина ( подарок Екатерины II Павлу Петровичу). На холме на берегу озера Серебряного высится императорский дворец, похожий на средневековый замок. Павильон Орла.

Штрихи к портрету Михайловский замок В начале 1801 г. семья Павла I с маленькими детьми перебралась в Михайловский замок. Строительство его было только что закончено, в нем было настолько сыро, что это прочно врезалось в память четырехлетнего Николая: «Помню, всюду было очень сыро и что на подоконники клали свежеиспеченный хлеб, чтобы уменьшить сырость». Во дворце спальня маленьких великих князей Николая и Михаила располагалась точно над спальней Павла I, в которой он будет убит в следующем году заговорщиками. О том, что император насильственно был лишен жизни, Николай узнает не скоро. В 1801 г.на российский престол взойдет его старший брат Александр.

Штрихи к портрету Николай I в детстве «Запомнилась и первая игрушка деревянное ружьецо… Потом появились… литавры, деревянные шпаги, алебарды, гренадерские шапки, трубы, пушечки...»,- вспоминал впоследствии с удовольствием Николай I о своем детском увлечении – игре в войну. Кстати, он через 4 месяца после своего рождения будет произведен в полковники и назначен шефом лейб- гвардии Конного полка. Чем не военный? Любимая игра Николая

Штрихи к портрету В 1799 году великому князю наденут военный мундир, в 1800 г. его назначат шефом лейб-гвардии Измайловского полка (в нижней части рисунка находится образец шитья на воротнике измайловца). Заметим, что в убийстве Павла I активное участие приняли чины этого полка. Его офицер Скарятин задушил императора шарфом... Но об этом мальчик, конечно, ничего не знал. Итак, малыш – «гвардейский офицер», его родителей посещают генералы, на посту во дворце и вне его – военные с оружием, их форма – блеск, он любуется парадами, множество военных игрушек накупили ему родители. Как видим, фанатичная страсть Николая ко всему военному имела под собой почву. И она проявлялась с такой неистовой силой, что даже императрица Мария Федоровна была этим обеспокоена и пыталась привести ее в рамки разумного, но безуспешно. Пожалуй, по любви к игре в солдатики Михаила и Николая превосходил их дед: увлечение этой игрой у Петра III, как известно, даже перешагнуло детский возраст. Фанатичная страсть Николая ко всему военному

Штрихи к портрету А.Рокштуль «Николай I в детстве» Солдатиков у Николая и Михаила было очень много - оловянные, фарфоровые, деревянные... Были пушки. Строились крепости. Братья до самозабвения предавались играм в войну. Любовь ко всему военному сохранится у них на всю жизнь. А солдатики были замечательными – в их фигурках в точности копировались форма и вооружение русских полков. Солдатики были замечательными

Штрихи к портрету Бей барабан, бей! Конечно, у детей были и английские головоломки, и шахматы, и мячи, книжки, но игры в войну были вне конкуренции. Представьте, что маленькие воины трубили в трубы, били в барабаны, стреляли из пистолетов так, что воспитателям часто приходилось затыкать себе уши ватой. Парады, смотры войск, войны станут для Николая со временем уже взрослым занятием, армия – образцом Порядка, генералы – лучшими, с его точки зрения, исполнителями его воли. Русский барабан начала XIX в. Правда, настоящих выстрелов маленький «вояка» сначала так испугался, что заплакал, спрятался. Боялся Николай и грозы, и фейерверков, предстоящего удаления зуба - он был ребенком. Но к 10 годам он уже начнет бесстрашно палить из пистолета, потом… мужественно стоять под пулями на Сенатской площади, отстаивая свое право на власть.

Штрихи к портрету Станет страстным коллекционером О. Верне. Царскосельская карусель Семья императора Николая I в маскарадных костюмах известнейших коллекционеров оружия и других военно-исторических реликвий. В 1842 году будет проведен средневековый рыцарский турнир, а для участников этого замечательного зрелища Николай I выделит из собственной коллекции подлинные рыцарские доспехи, оружие и костюмы XVI века. Вот это увлечение! Вот это было зрелище! Но с солдатиками он не расстанется никогда. Нет, став взрослым, он не будет уже играть в них. Николай Павлович станет одним из

Штрихи к портрету Встреча с А.В. Суворовым Детские впечатление от общения с людьми были весьма важны для Николая Павловича. Так, у него на всю жизнь, по его собственным словам, с детства осталось «драгоценное» воспоминание - это встреча с прославленным генералиссимусом А.В.Суворовым, произведшая огромное впечатление на маленького мальчика. "Я находился в Зимнем дворце, в библиотеке моей матери, где увидел оригинальную фигуру, покрытую орденами, которых я не знал; эта личность меня поразила. Я его осыпал множеством вопросов по этому поводу; он стал передо мной на колени и имел терпение мне все показать и объяснить. Я видел его потом несколько раз во дворе дворца на парадах, следующим за моим отцом, который шел во главе Конной гвардии". А.В. Суворов

Штрихи к портрету Поведение Николая во время игр Для Николая было характерно в играх стремление командовать, подчинять других своей воле. Он любил хвалить себя, но не надсмехался над другими сам, ловко используя для этого остроумного Михаила. Барон Корф вспоминал о Николае: «Не сносил никакой шутки, казавшейся ему обидною, не хотел выносить ни малейшего неудовольствия: одним словом, он как бы постоянно считал себя и выше и значительнее всех остальных». Мальчик точно перерождался во время игр. В журналах его воспитателей отмечается, что он несдержан, груб, заносчив, драчлив: "в своих играх он почти постоянно кончает тем, что причиняет боль себе или другим", что ему свойственна "страсть кривляться и гримасничать», не поддаваться доводам воспитателей, стойко вести свою линию поведения. Однажды он так ударил маленького Адлерберга ружьем по лбу, что у того остался шрам на всю жизнь...

Штрихи к портрету В то же время Николай более всего предпочитал играть именно с ним. Если с Николаем случалось что-либо, что сердило его, особенно неисполнение его желаний или обида, то он кричал, крушил игрушки, начинал драться со своими друзьями несмотря на то, что очень любил их, а к младшему брату был очень привязан. Николай мог часами строить укрепления, проявляя при этом поразительное терпение. И когда случалось, что Михаил разрушал его постройки, следовала драка. Все военное было для Николая на первом плане, что даже, когда он строил дом для няни или гувернантки из стульев, земли или игрушек, то он никогда не забывал укрепить его пушками "для защиты». К склонности мальчика к строительному делу мы еще вернемся. Поведение Николая во время игр

Штрихи к портрету Шутливое завещание Николая. Оцените его чувство юмора «Предчувствуя близкий конец, я решил составить завещание Совсем не обладая средствами, имея лишь 2 рубля и 80 су серебром, я завещаю их черти кому. 2. Все свое оружие завещаю брату. 3. Все мои гравюры с изображением лошадей Павлу Ушакову. 4. Библиотеку брату. 5. Медали Эрмитажу. 6. Мою военную форму, одежду, мебель и картины завещаю своим слугам. 7. Мою любимую чесалку, равно как и остальные моему брату. 8. Пусть из моей кожи сделают барабан для Измайловского полка.10. Завещаю себя заморозить, а потом похоронить в могиле с нашатырем. 11. Каждый, кто изъявит желание присутствовать при моем погребении, должен прийти в праздничной одежде, петь и танцевать, в противном случае его прогонят. Тишбейн. В.к. Николай Павлович Павловск. А теперь я вынужден, откланяться и уйти в другой мир, вы можете передать письма, однако прошу не обременять меня посылками… Николай»

Штрихи к портрету Учеба Чтобы лучше понять характер императора России Николая I ( ) и особенности восприятия им мира, нужно знать, каким образом его учили и воспитывали. Приведем некоторые сведения об его учебе. С 1802 года великий князь Николай Павлович начал систематически заниматься ученьем, еще находясь под некоторой опекой женщин. А с 1803 года он остается уже под надзором одних мужчин. Главным воспитателем Николая в 1800 г. был назначен еще здравствующим тогда Павлом I генерал Матвей Иванович Ламсдорф. Этот человек заявил, что не смеет принять такого лестного предложения из опасения не исполнить его с ожидаемым успехом, на что император заявил следующее: «Вы обязаны это исполнить для России». Повезло ли России с главным воспитателем? Надо заметить, что императрица Мария Федоровна полностью была согласна с его системой воспитания и обучения, да и третьего сына в императорской семье к трону не готовили. Это тоже существенно повлияло на воспитание и образование великого князя Николая. Что же это была за система?

Штрихи к портрету Ламсдорф Напомним, что родители Николая лично его воспитанием почти не занимались. Для этого существовал особый штат людей. Мария Федоровна уделяла общению с детьми не более получаса в день, была очень строга с ними. Особенно она требовала от них неукоснительного соблюдения придворного этикета. Лишь иногда принимала участие в их играх. Граф Ламсдорф, строгий до жестокости, был противоположностью Шарлотты Ливен. Подходы к воспитанию тогда отличались от современных, но система генерала даже в те времена была очень сурова. Она включала в себя абсолютную регламентацию жизни великих князей (делать М.И. Ламсдорф только то, что приказано, и когда приказано, и как приказано), действия воспитателей наперекор склонностям, способностям и желаниям детей, физические наказания в случаях малейшего неповиновения, власть воспитателя абсолютна. Воспитатели (кавалеры) редко отступали от этих правил.

Штрихи к портрету «Несноснейшие педанты» Николай I о Ламсдорфе: «Наш с братом главный наставник был не слишком просвещенным человеком и не отличался способностью не то что руководить нашим ученьем, но хотя бы привить нам вкус к нему; напротив, он был ворчлив, а порою жесток. Любая детская шалость приводила его в невообразимую ярость». О главном воспитателе еще поговорим. А теперь речь об остальных педагогах, избранные для младших великих князей. Они явно уступали классом тем, которые ранее были определены Екатериной II для Александра и Константина. Некоторые из числа этих наставников были люди ученые ( экономист А.К. Шторх, юрист М.А. Балугьянский, историк, философ, языковед Ф.П. Аделунг), но мало кто из них смог овладеть вниманием своенрвного ученика и вселить в нем уважение к преподаваемой науке. Обратимся к мнению самого императора Николая I, высказанному им впоследствии о своих преподавателях: "Два человека, очень добрые, может статься, и очень ученые, но оба несноснейшие педанты: Балугьянский и Ф.П. Аделунг

Штрихи к портрету «Бедное образование» Кукольник. Один толковал нам на смеси всех языков, из которых не знал хорошенько ни одного, о римских, немецких и, Бог знает, каких еще законах; другой - что-то о мнимом "естественном" нраве. В прибавку к ним являлся еще Шторх с своими усыпительными лекциями о политической экономии, который читал нам по своей печатной французской книжке, ничем не разнообразя этой монотонии. И что же выходило? На уроках этих господ мы или дремали, или рисовали какой-нибудь вздор, иногда собственные их карикатурные портреты, а потом к экзаменам выучивали кое-что вдолбяжку, без плода и А.П. Шторх пользы для будущего". Интересная оценка? Очень! Она свидетельствует о том, что можно быть отличным ученым, но не быть при этом хорошим педагогом. Судите сами: Андрей Карлович Шторх видный русский экономист, историк и библиограф, академик, член 21 академии и научного общества, мало? А так Николай Павлович, уже будучи императором, однозначно оценит свое образование: "бедное образование".

Штрихи к портрету «Умел вселить в нас одно чувство – страх» Для полноты картины воспитания Николая обратимся опять к его воспоминаниям: «иного мы любили, другого нет, но ни который без исключения не пользовался нашей доверенностью, и наши отношения к ним были более основаны на страхе или большей или меньшей смелости. Граф Ламздорф умел вселить в нас одно чувство - страх, и такой страх и уверение в его всемогуществе, что лицо матушки было для нас второе в степени важности понятий. Сей порядок лишил нас … счастья сыновнего доверия к родительнице, к которой допущаемы мы были редко одни, и то… как будто на приговор. Большой парадный портрет императрицы Марии Фёдоровны, 1799 (худ - Élisabeth Vigée-Lebrun)

Штрихи к портрету Страх и насилие Генерал-адъютант Ушаков был тот, которого мы более всех любили, ибо он с нами никогда сурово не обходился, тогда как гр. Ламздорф и другие, ему подражая, употребляли строгость с запальчивостью, которая отнимала у нас и чувство вины своей, оставляя одну досаду за грубое обращение, а часто и незаслуженное. Одним словом - страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум». Конечно, Николай и его брат не были ангелами. В журналах, в которые заносились все подробности поведения братьев и воспитательных действий, кстати, их ежедневно просматривала императрица Мария Федоровна, приводились следующие факты: князья вообразили, что грубость обращения свойственна военным всегда, и потому их манеры сделались вообще грубыми, заносчивыми, и самонадеянными; Босси Доминико. Великий князь Михаил Павлович, 1809 г.

Штрихи к портрету "В учении видел я одно принуждение» Николай доказывал возвышенным голосом, что следует освободить его от обязанности писать под диктовку; у него же постоянная наклонность сознаваться в своих ошибках лишь тогда, когда он бывает принужден к этому силою; он принимает тон самодовольства, когда все идет хорошо, начинает утверждать, что знает материал и перестает слушать преподавателей вообще; любопытен, любознателен, но трудится сам недостаточно; спорит с преподавателями; строптив и вспыльчив и т.п. Впоследствии, уже будучи императором, Николай честно оценил и свое поведение, и систему своего образования: "В учении видел я одно принуждение и учился без охоты. Меня часто, и я думаю не без причины, обвиняли в лености и рассеянности, и нередко гр. Ламздорф меня наказывал тростником весьма больно среди… уроков". Качества, о которых он говорит, не были присущи ему, они проявлялись как реакция на скуку и как протест против насилия. Мы убедимся далее, что Николай мог быть очень терпеливым, трудолюбивым в тех делах, которые были ему по душе. А что касается наказаний, то главный воспитатель не ограничивался тростником. В журналах педантично указано, что Ламздорф

Штрихи к портрету Продолжайте… ваши истинно отеческие заботы, и он оправдает все наши ожидания - Императрица Мария Федоровна Ламсдорфу К чести Николая I, его дети будут воспитываться без «ламфсдорфщины», а вот по отношению к подданным Российской империи во время его правления эта система была применена: строжайшая дисциплина, повиновение, жестокие наказания, опора на силу и т.д.. Такие методы, по мнению Николая I, были народу во благо. Кстати, так же считал Ламсдорф, воспитывая великих князей. Ни он, ни Николай по своей натуре злыми людьми не были. Так правы ли те авторы, которые считают, что главный воспитатель Николая цели в его воспитании не добился? Как видим, очень даже добился. Строжайшая дисциплина страха, введенная им, хотя и оставила у чуткого и волевого по натуре Николая обиду на всю жизнь, тем не менее воспринималась им как должное. Как же «бедное образование» и воспитание великого князя Николая было оценено императором Александром I и Марией Федоровной? нередко пускал в ход и ружейный шомпол, иногда генерал в припадке ярости даже ударял маленького Николая об стену. шомпол

Штрихи к портрету Оценка деятельности Ламсдорфа Воспитательные обязанности генерала закончатся в 1817 году, когда великий князь Николай Павлович вступит в брак. За свои «заслуги» в воспитании великих князей этот человек будет возведён Александром I в 1817 г. в графское достоинство, он же пожалует ему табакерку с надписью из алмазов «Бог благоволил на выбор», императрица Мария Феодоровна - другую табакерку с драгоценными камнями, расположенными так, что составлялось слово «Reconnaissance» - признание, прусский король - высший орден страны – орден Чёрного орла. В 1822 году Ламздорф будет назначен членом Государственного Coветa. Николай I не проявит злопамятство: в день коронования 22 августа 1826 года он пришлет главному воспитателя свой портрет, усыпанный драгоценными камнями. Когда же Ламсдорф скончается, император почтит своим присутствием его погребение. Орден Чёрного орла

Штрихи к портрету Одним из воспитателей Николая и Михаила был генерал Николай Исаевич Ахвердов. Выпущен из Сухопутного шляхетского кадетского корпуса с золотой медалью, побывал в Германии, Англии, Франции и Италии, где занимался изучением памятников искусства, почётный член Российской Академии художеств, общества «Беседы любителей русской словесности», автор басни «Волк-судья», а также переводов трактата Менгса «Письмо к дону Антонио Понзу» и книги Геллерта «О воспитании». Был дружен с поэтом Г. Р. Державиным. Он оставил записи о воспитании великих князей (только некоторые места из них опубликованы). В 1799 году генерал-майор был назначен Николай Исаевич Ахвердов – один из кавалеров Николая кавалером к великим князьям Николаю и Михаилу. Мы уже знаем, что они любили больше кавалера Ушакова, т.к. он не был суров с ними. А.Г.Варнек.Портрет Н. И. Ахвердова

Штрихи к портрету Изучение Николаем русского языка Но Н.И. Алахвердов, можно утверждать, оказал на Николая немалое влияние. Мальчик отдавал предпочтение Ушакову лишь потому, что Алахведов был строг с ним. Особенно великому князю претило, что кавалер заставлял его писать ему просьбы о прощении за тот или иной проступок. С 1802 г. генерал преподавал Николаю и Михаилу русский язык (некоторые занятия проводил и Ушаков), историю и географию, а с 1804 г. – арифметику, с 1806 г.- геометрию, а с 1808 г. - алгебру. Добился ли каких-либо успехов Николай под руководством Алахведова? Кстати, первые знания по русскому языку Николай Павлович получил от своей любимой няни мисс Лайон. Заметим, что систематические занятия русским языком, которые проводил Алахвердов, великого князя первоначально интересовали, и он учился даже с удовольствием. Но вот написание сочинений как на русском, так и на французском языках было для него подлинным мучением (а шутливое завещание на французском написал преотлично).

Штрихи к портрету Так, в одном из журналов сохранилась запись, что даже в 1806 году, когда ему приходилось писать сочинения, "он начинал тем, что вздыхал и говорил, что для него это самая трудная вещь на свете, и не прекращал своих жалоб во все время писания». А в журнале кавалеров от 16 февраля 1809 г. даже отмечалось: «Великий князь очень хорошо учится, кроме русского языка… оттого, что великий князь мало размышляет и по временам забывает самые простые и давно известные ему вещи». Николай, став императором, не будет скрывать, что с орфографией он не очень-то дружен. Но русским устным владел в совершенстве, Николай Павлович и русский язык подтверждением чего может быть и мнение А.С. Пушкина: «государь долго со мною разговаривал: он говорит очень хорошо не смешивая обоих языков, не делая обыкновенных ошибок и употребляя настоящие выражения". К слову, император Николай I считал поэта "самым умным человеком России». И он попытается его талант поставить на служение самодержавию и Родине (эти понятия были для него едины). Царь оплатит долги поэта после его смерти, но… (об этом поговорить не позволяют рамки данной работы).

Штрихи к портрету Они оба любили язык своей Родины - русский язык Николай I и Пушкин… Эти столь разные люди будут абсолютно едины в одном: роль русского языка в государстве должна быть на высоком уровне! По-своему они оба докажут свою любовь к нему. Кстати, император, будучи цензором поэта, знал его творчество. А вот травлю гения остановить вовремя не смог или не захотел.

Штрихи к портрету Чтобы при дворе говорили по-русски Обратимся к воспоминаниям Маркиза де Кюстина ( 1839 г.): «Реформа императора Николая затрагивает даже язык его окружения – царь требует, чтобы при дворе говорили по-русски. Большинство светских дам, особенно уроженки Петербурга, не знают родного языка». Далее маркиз замечает, что придворные в отсутствии императора продолжают говорить по- французски. И все же им придется учить язык своей Родины. Нелюбящий писать сочинения, недостаточно знающий орфографию русского языка мальчик Николай, став императором, добьется осуществления всего документооборота страны на русском языке (кроме дипломатического ведомства) и того, что изучению русского языка будет уделяться значительно большее внимания, чем прежде. Ведь доходило до того, что многие русские дворяне с трудом изъяснялись по-русски, а некоторые этого языка вообще не знали! Де Кюстин

Штрихи к портрету «И выражалася с трудом на языке своем родном» На это указывал и Пушкин: героиня «Евгения Онегина» Татьяна Ларина написала свое знаменитое письмо («Я вам пишу, чего же боле…») по-французски, так как «она по- русски плохо знала, журналов наших не читала и выражалася с трудом на языке своем родном». Один из казнённых впоследствии декабристов, Михаил Бестужев- Рюмин, чтобы ответить на вопросы следствия, попросил дать ему словарь по причине незнания русского языка. Плохо знали его братья Муравьевы-Апостолы, воспитывавшиеся во Франции. Почти не говорил по-русски М. С. Лунин. Плохому знанию русского языка способствовало и то, что на протяжении XVIII и начала XIX веков он непрерывно менялся, а учебников было крайне мало. Комично выглядела ситуация, когда при встрече Наполеона с Александром I французы обнаружили, что Александр I говорит по-французски безукоризненно, что нельзя было сказать об их императоре родом с Корсики. Трагично было то, что до воцарения Николая I русский язык считался языком низов общества.

Штрихи к портрету Затруднения в изучении русского языка Вернемся к маленькому Николаю, который испытывает вселенские мучения, пытаясь написать сочинение, чтобы его оставили в покое кавалеры и он смог бы окунуться в мир яростных сражений, неприступных крепостей, возведенных им своими руками. Он будет мудро командовать действиями войск, а, если необходимо, поведет их в решающую атаку сам. Победа будет за ним! Итак, стоит ли нам осуждать великого князя Николая в том, что он имел затруднения в изучении русского языка? Ранее мы вели речь о его статусе в высших слоях дворянского общества в то время. Напомним еще о ближайшем окружении великого князя. Мать – немка, которая так и не научится хорошо говорить и писать по-русски. Главные воспитатели (Ливен и Ламсдорф) – тоже немцы, няня-шотландка, гувернантка – шведка, при дворе звучит преимущественно французская речь. Достаточно, чтобы кавалеры были не очень строги к Николаю? А сочинения он писать научится неплохо, например, воспоминания о его детстве, отрывки из которых мы уже приводили, написаны живо, на хорошем русском языке, подмечены интереснейшие детали воспитания, быта того времени при дворе, дана меткая характеристика окружавших его людей и ряда явлений. Согласны?

Штрихи к портрету Изучение иностранных языков Будущего Николая I французскому языку начала учить Мария Федоровна, затем этим занялся профессиональный педагог дю-Пюже. Впоследствии Николай I вспоминал, что эти уроки ему не особенно нравились и он прятал книги, чтобы уклониться от уроков. Опять не очень нравились! А французским языком (и письменным, и устным ) Николай будет владеть в совершенстве. Уроки немецкого языка давал известный Аделунг, преподававший впоследствии великим князьям и латинский и греческий языки. Их изучение было сплошным кошмаром для мальчика. Ненависть к ним, особенно к латыни, он сохранит на всю жизнь. Николай I не включит древние языки в образовательную программу своих детей. Наверное, воспоминания о преподавании латыни Николаю являлись в кошмарных снах и господину Аделунгу. А что касается немецкого языка, то Николай освоил его очень хорошо. Английским он владел не столь свободно, как французским и немецким, поэтому он продолжит совершенствование владением им языком уже тогда, когда станет императором.

Штрихи к портрету Ознакомьтесь с частью 2 данной работы Если Вас заинтересовала данная работа, то информацию о том, где найти ее продолжение (часть 2 ), будет размещена на сайте Автор данной работы: К.М.Петроченков

Штрихи к портрету Использованные ресурсы сети Интернет Рахматуллин М.А. Екатерина II, Николай I, А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. / Отв. ред. А.Н.Цамутали, сост. А.Л. Хорошкевич.М.: Памятники исторической мысли, – 640 с статья о Николае I (биографические данные и деятельность) -Наука и жизнь.1, М. РАХМАТУЛЛИН.ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I И ЕГО ЦАРСТВОВАНИЕ. Щербакова Е.И.НЯНЮШКИНЫ СКАЗКИ-В ВЗРОСЛЫЙ МИР ИМПЕРАТОРСКИХ РЕЗИДЕНЦИЙ.И. В. ЗИМИН ПОЛСВЕТА ВЛАСТЕЛИН НЕВОЛЬНЫЙ. Император Николай Первый: младые годы -ttp:// Николай I, его сын Александр II, его внук Александр III. Авторы: Вольдемар Н. Балязин,Владимир Николаеви ДОМ РОМАНОВЫХ гг.:электронный иллюстрированный биобиблиографический справочник- Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола.В. М. Бокова Николай I. Википедия. Чулков Г.И..Императоры: Психологические портреты : И.Зимин. Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение- imperatorskikh-rezidentsiy--Byt-monarkhov-i-ikh-okruzhenie/7 ; ; imperatorskikh-rezidentsiy--Byt-monarkhov-i-ikh-okruzhenie/7 Исторические портреты. Романовы.Часть III.Под редакцией А. Н. Сахарова Н. Д[убровин].Несколько слов в память императора Николая I- Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола.В. М. Бокова -

Штрихи к портрету - А может быть все было совершенно иначе - Маленькое увлечение императора Николая I(о рисовании) Б.Н.Тарасов Николай I и его время. исторической точки зрения. Н. Шильдер. Император Николай Первый. Глава первая. И.Зимин. Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых- raskhody-Doma-Romanovykh/ raskhody-Doma-Romanovykh/ - подарки, деньги Николай 1 И.Зимин И.Зимин. Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в. Раннее детство Императоров. Николай Первый.Кравцова М. В музыка и Николай Иллюстрации из альбома Николай I - Ihttp://fotki.yandex.ru/users/hapard/album/ М. Пазин. Запретные страсти великих князей. «Незабвенный» император и его потомство Ю.Веремеев. Лейб-гвардии Измайловский полк- Личность императора Николая I и обстановка его воцарения- plat-tut-150http://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/355- plat-tut-150 Мы и Россия. Гувернантка четырех императоров –о талантах Марии Федоровны – одежда царской семьи Павел I с семьей Использованные ресурсы сети Интернет «Белая Роза»-императрица Александра Федоровна