«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б.Шоу.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Клетка Строение Митотический циклСтроение Митотический цикл Метаболизм Химическая организацияМетаболизмХимическая организация.
Advertisements

КЛЕТКА Мембрана состоит из двух слоёв липидов и белков Двойной слой липидов.
Структура и функции Структура и функции клетки клетки Выполнили: учащиеся 10 «А» класса МБОУ СОШ 80 г. Владивостока Руководитель: Королева Л.П. учитель.
Тема презентации: ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ 10 класс.
Органоиды – постоянные клеточные структуры, имеющие определенное строение, химический состав и выполняющие специфические функции.
Ядро Лизосома Вакуоль Комплекс Гольджи Хлоропласты Митохондрии Эндоплазматическая сеть Клеточная стенка Хромопласт Сравнение эукариотов и прокариотов.
Тема 5 Строение животной клетки. Органоиды и части клетки Органоиды и части клетки (мембранные и немембранные компоненты). *Органоидами или органеллами.
Автор: Брюшина Л. А. учитель биологии и географии МОУ Андреевская СОШ Сусанинского района Костромской области.
Биология. 11 кл.. Что такое клетка? Клетка –это основная структурная, генетическая и функциональная единица всех живых существ. Клетка –это основная структурная,
Задачи урока: 1.Учащиеся овладевают законом о согласованном действии множества систем, обеспечивающим превращение материи и освобождение энергии. 2. Формируем.
«Путешествие по животной клетке» Выполнила: Чёрная Екатерина 10 класс.
Тема: Структура и функции клетки.. Клетка эукариотическая Клетка прокариотическая.
Цитоплазма Гиалоплазма Клеточная мембрана Клеточный центр Ядро Пластиды Ядрышко Эндоплазматическая сеть Цитоскелет Лизосомы Жгутики и реснички Митохондрии.
Автор: Машкович Владислав 10 кл Горловская ОШ 17.
Органоиды клетки. Органоидами (органеллами) называют постоянные компоненты клетки, выполняющие в ней конкретные функции и обеспечивающие осуществление.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему: Презентация Органоиды клетки 10 класс
ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА. ЦИТОПЛАЗМА. Многообразие клеток.
Органоиды клетки МОУ Заболотовская СОШ учитель биологии Коленова Ю.Н.
КЛЕТКА Полякова Н.А. учитель биологии ГОУ школа 371 Московского района.
Транксрипт:

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б.Шоу

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности называется деятельностным методом. Он является универсальным.

. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Первый этап- постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы. Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Последний этап урока посвящен подведению итогов работы На дом может быть задано: чтение текста и подготовка на устные творческие вопросы, творческие работы и т.д. На уроках используются разнообразные типы деятельности: исследовательская, проектная, игровая, проблемно-поисковая, метод коллективного решения проблемы и т.д.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Умение учиться – самообразование, самосовершенствование, применение знаний в практической деятельности

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Личностные ( личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; формируется гражданская идентичность, этническая принадлежность) Регулятивные ( целеполагание, планирование, прогнозирование,контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) Познавательные ( общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные ( учебное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнеров, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свое мнение)

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе- самом себе), о роли и месте науки в системе наук. 4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально- безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. 7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач. Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

.Задание. Чтобы могло произойти с испытуемым, если бы температура помещения, в которой они находились была выше комфортной? Испытуемые в процессе эксперимента простыли и заболели Они оставались бы здоровыми в течение всего эксперимента Произошло бы перегревание организма с потерей сознания Ответ-3 Задание -2.

Педагог на уроках биологии способен развивать интегрированные способы учебной деятельности, способности личности, учить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения. Компьютер, смарт-доска для учителя и учеников источника информации,наглядное пособие, тренажер, информационное пространство, средство диагностики и контроля, рабочий инструмент.

Позиция учителя: к классу не с ответом ( готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика : за познание мира, ( в специально организованных для этого условиях). Учебная задача- задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность - управляемый учебный процесс. Учебное действие-действие по созданию образа. Образ-слово, рисунок, схема, план Оценочное действие - я умею. У меня получится. Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю так то…...( формирование мировоззрения)

Клетка является основной структурной и функциональной единицей живых организмов, осуществляющей рост, развитие, обмен веществ и энергии, хранящей, перерабатывающей и реализующей генетическую информацию. Клетка представляет собой сложную систему биополимеров, отделенную от внешней среды мембраной(плазмалеммой) и состоящую из ядра и цитоплазмы, в которой располагаются органеллы и включения.

б)Пластиды – крупные двумембранные органоиды, характерные только для растительных клеток и фотосинтезирующих бактерий. Внутреннее пространство пластид заполнено стромой. В строме находятся более или менее развитая система мембранных пузырьков – тилакоидов, которые собраны в стопки- граны. В строме также находятся собственная кольцевая молекула ДНК и рибосомы. Существует три вида пластид: хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. Хлоропласты

a) Эндоплазматическая сеть( ЭПС)-, или эндоплазматический ретикулум(ЭР),- это одномембранный органоид, представляющий собой сеть мембранных полостей и канальцев, занимающих до 30% содержимого цитоплазмы. Диаметр канальцев ЭПС составляет около нм. Различают два вида ЭПС – шероховатую и гладкую. Шероховатая ЭПС содержит рибосомы, на ней происходит синтез белков. Гладкая ЭПС лишена рибосом. Ее функция – синтез липидов и углеводов, транспорт и запасание веществ. ЭПС особенно развита в тех клетках, где происходят интенсивные процессы обмена веществ, например, клетках печени и волокнах скелетных мышц.

б) Комплекс Гольджи, или аппарат Гольджи, - одномембранный органоид, представляющий собой совокупность цистерн, пузырьков, пластинок, трубочек, мешочков. Диаметр мелких пузырьков составляет около мкм, а цистерн – до 2 мкм. На один из полюсов комплекса Гольджи вещества поступают, а на другом – после превращений – упаковываются в пузырьки и направляются в другие части клетки. Основными функциями комплекса Гольджи являются модификация(изменение) белков, которые поступают из ЭПС, а также транспорт веществ по клетке, обновление ее структур и образование лизосом.

в) Лизосомы – небольшие одномембранные органоиды до 1 мкм в диаметре, в которых содержаться гидролитические ферменты, участвующие во внутриклеточном пищеварении. Мембраны лизосом мало проницаемы для этих ферментов, поэтому выполнение лизосомами своих функций является точным и адресным. Они принимают участие в процессе фагоцитоза, образую пищеварительные вакуоли, а в случае голодания или повреждения определенных частей клетки переваривают их, не затрагивая иные.

a) Рибосомы – небольшие немембранные органоиды диаметром мкм, состоящие из двух субъединиц – большой и малой. В состав субъединиц рибосом входят рРНК и белки. Рибосомы находятся в цитоплазме, на шероховатой ЭПС, в митохондриях и пластидах. Функция рибосом – синтез белка.

Включения – это непостоянные компоненты клетки, которые образуются и исчезают в процессе ее жизнедеятельности. К ним относятся как запасные вещества, например, зерна крахмала или белка, капли жира в растительных клетках и гранулы гликогена в клетках животных и грибов, так и отходы жизнедеятельности, в частности, непереваренные в результате фагоцитоза остатки пищи, образующие так называемые остаточные тельца. В растительных клетках имеются и иные продукты жизнедеятельности клетки – вакуоли, представляющие собой пространство в центре клетки, ограниченное мембраной и заполненное клеточным соком. Вакуоль может занимать до 90% объема клетки и оттеснять на периферию ядро. Эта часть клетки выполняет запасающую, осмотическую и лизосомную функции. Она обеспечивает поступление воды и поддержание формы и объема растительной клетки, а также содержит ферменты расщипления многих компонентов клетки. У многих растений за счет увеличения вакуолей происходит и рост клетки – растяжение. Крахмальное зерно картофеля

Ядро – главнейшая структура клетки. Ядро обычно шаровидной формы, но если клетка сильно вытянута, то оно становится веретеновидным(может быть лопастным, подковообразным или ветвистым).У молодых клеток ядро расположено в центре, у зрелой смещается в сторону. Ядро отделено от цитоплазмы ядерной оболочкой. В его состав входят ядрышко, хроматин(хромосомы) и ядерный сок. Диаметр ядра 5-20 мкм. В клетках может быть два ядра. Встречаются и многоядерные клетки. Это клетки печени, костного мозга, мышцы, соединительная ткань у животных, стенки пыльников у растений. Организмы, имеющие в клетках ядро, относятся к эукариотам; организмы, лишенные яда, называются прокариотами. Ядро является носителем наследственной информации, управляет процессами метаболизма через белки-ферменты, участвует в делении клетки и оплодотворении, регулирует изменение общего числа органоидов клетки, обеспечивает подвижность одноклеточных организмов.

Ядерная оболочка – двумембранная пористая оболочка, отделяющая содержимое ядра от цитоплазмы. Для ядерной оболочки характерны поры. Пора представляет собой комплекс, состоящий из круглого отверстия диаметром нм и окружающих его гранул. Через поры ядра в цитоплазму выходят молекулы иРНК, тРНК, рибосома, а в ядро поступают нуклеотиды, белки, ферменты, АТФ, вода, ионы.

Нуклеоплазма(ядерный сок, кариолимфа) - полужидкое вещество, представляющее собой коллоидный раствор белков, нуклеиновых кислот, углеводов, ферментов, минеральных солей. По структуре и сотаву сходен с гиалоплазмой. Ядерный сок заполняет пространство между ядерными структурами, участвует в транспорте веществ, нуклеиновых кислот. При делении клетки смешивается с гиалоплазмой. По окончании деления в телофазе концентрируется в ядре.

Ядрышко – ядерная структура шаровидной формы, напоминающая клубок нитей. Состоит из белка и рРНК. Во время деления клетки ядрышко распадается, а в телофазе вновь формируется.

Хромосома – это структура клеточного ядра, которая содержит гены и несет определенную наследственную информацию о признаках и свойствах организма. Основой хромосомы является двухцепочечная молекула ДНК, упакованная белками. Лучше всего хромосомы видны под световым микроскопом в процессе деления клетки, когда они представляют собой палочковидные тельца, разделенные центромерой(первичной перетяжкой) на плечи. По форме различают равноплечие, неравноплечие и палочковидные хромосомы.

Элементный состав(в %) Органогены Макроэлементы Микроэлементы Кислород Магний 0,02-0,03 Цинк 0,0003 Углерод Натрий 0,02-0,03 Медь 0,0002 Водород 8-10 Кальций 0,04-2,00 Йод 0,0001 Азот 1-3 Железо 0,01-0,02 Фтор 0,0001 Калий 0,15-0,40 Сера 0,15-0,20 Фосфор 0,20-1,00 Хлор 0,05-0,10

Неорганические Органические Вода Белки Мин.вещества 1,0-1,5 Жиры 1-5 Углеводы 0,2-2,0 Нукл.кислоты 1,0-2,0 АТФ и др. 0,1-0,5

Митотический цикл – это совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов в период подготовки клетки к делению(в период интерфазы), а также на протяжении самого митоза.интерфазымитоза

Фазы Процесс, происходящий в клетке Интерфаза (фаза между делениями клеток). Предсинтетический период G1 2n2c а)синтез белков-ферментов б)синтез рРНК, иРНК, тРНК в)образование рибосом г)синтез нуклеотидов д)синтез АТФ е)образование всех одномембранных органелл клетки ж)рост клетки Синтетический период S 2n2c 2n4c а)редупликация (удвоение) ДНК б)синтез белков-гистонов, необходимых для построения хроматиды, и их миграция в ядро в)сборка второй хроматиды из ДНК и белков-гистонов Постсинтетический период G2 2n4c а)интенсивный синтез белков б)синтез РНК в)синтез АТФ г)удвоение массы цитоплазмы д)резкое возрастание объема ядра

Фазы Процессы, происходящие в клетке Фазы митоза Профаза 2n4c Двухроматидные хромосомы спирализуются, ядрышки растворяются, центриоли расходятся к полюсам клетки, ядерная оболочка растворяется, образуются нити веретена деления Метафаза 2n4c Нити веретена деления присоединяются к центромерам хромосом, двухроматидные хромосомы сосредотачиваются на экваторе клетки Анафаза 2n4c 2n2c Центромеры делятся, однохроматидные хромосомы растягиваются нитями веретена деления к полюсам клетки Телофаза 2n2c Однохроматидные хромосомы деспирализуются, формируется ядрышко, восстанавливается ядерная оболочка, происходит деление цитоплазмы

Эпиграф: «Наследие это слагается из биологических корней как в строении человека, так и в его поведении на основе которых среда формирует его сущность. Только разобравшись в своём историческом прошлом мы сумеем понять чем мы были и как стали такими, какие мы есть». Б. Кембел.

ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ Биологический путь Философский путь Внеземной путь эволюции эволюции

Царство животные Тип Хордовые Класс Млекопитающие Подкласс Настоящие звери Инфракласс Высшие звери Подотряд Узконосые обезьяны Отряд Приматы Семейство Гоминиды Род Люди Вид Человек Разумный

Неоантропы Палеоантроп Архантропы Австралопитеки Дриопитеки

Шимпанзе Гориллы Проплиопитеки Парапитек Насекомоядные млекопитающие

1. Биологический путь

2. Философский путь

3. Внеземной путь происхождения человека

1. В чем преимущества и недостатки биологического пути эволюции человека? 2. В чем преимущества и недостатки философского пути происхождения человека? 3. В чем преимущества и недостатки внеземного пути происхождения человека?

«Умеете ли Вы играть на флейте?»-спрашивает один другого. «Не знаю, не пробовал».-слышит он в ответ. Ещё Сократ говорил, что научиться играть на флейте, можно, только играя на ней.