ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.
Advertisements

ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.
ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
ПЕРЕХОД НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ( ФГОС ) 1.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 30 От успешной школы – к успехам каждого обучающегося г. Хабаровск.
Системно- деятельностный подход как основа Стандартов второго поколения. Образец текста – Второй уровень – Третий уровень Четвертый уровень – Пятый уровень.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.
Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ИСТОРИИ. (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ) Подготовила учитель истории МБОУ.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
Проект муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрина « Внедрение.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Транксрипт:

ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Лекция 5 рограмма дополнительного профессионального педагогического образования «А КТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ »

План лекции Концептуальные основы современной модели содержания общего исторического образования в российской школе Особенности современной модели содержания общего исторического образования в российской школе Тенденции и перспективы развития системы общего исторического образования в России в контексте мирового опыта

Ведущие тенденции общественного развития в информационную эпоху ХХ век «Образование для жизни» XXI век «Образование через всю жизнь» Ценность и цель образования в XXI веке: создание наиболее благоприятных условий для развития личности школьника как индивидуальности

Современная модель содержания общего исторического образования в контексте ФГОС несоответствие традиционных целей образования (познание мира через усвоение научно- организованной информации) задачам приобщения человека к основным ценностям культурно- исторического развития общества, социализации и инкультурации личности школьника (освоению личностью норм и ценностей). 4 несогласованность стратегий решения двух важнейших задач образования: - овладение социокультурным опытом предшествующих поколений - накопление человеком инди- видуального опыта жизнедея- тельности в обществе.

Концептуальные основы современной модели содержания общего исторического образования в российской школе Содержание образования реализуется на трех уровнях: Общей дидактики Учебного предмета Учебного материала уровень реализуется в трудах философов, педагогов, психологов, социологов образо- вания в обобщенном виде этот уровень реализу- ется в образователь- ных программах по учебным предметам уровень представлен в материальных носи- телях содержания образования – в УМК, учебниках, иетодиках и др.

Параметры модели исторического образования Типологические признаки Личностные – социальные результатыСоциально-направленная с элементами личностно-ориентированной Главная цельОриентирована на создание целостной картины мира (знания) СтруктураОднокомпонентная (ФГОС) Обязательные курсы – курсы по выборуЧеткая регламентация и преобладание обязательных дисциплин над предметам по выбору учащихся Порядок и логика развертывания содержания Концентрическая с линейной структурой внутри концентров Ведущий элемент (знания – умения – опыт творческой деят. – опыт ценност.) Теоретические знания Доминанта образовательной деятельностиПриобретение знаний с элементами практико-ориентированного и ценностного подходов Основной принцип познавательной деятельности Информационно-объяснительный

Современная модель Академическая (педагогическая модель исторической науки; цель – «получить знания…») Репродуктивная (характер деятельности учителя и учащихся; тип учебника и его роль в образовательном процессе; предметные результаты; формат итоговой аттестации и др.) относительно комплексная и многоаспектная (элементы личностно-ориентированный модели; курсы по выбору; концентры; профильный уровень; вариативные УМК; портфолио и др.)

Диагностика академической модели в целом соответствует государственному и социальному заказам, общественным ожиданиям ей органично соответствует действующая в России система оценки образовательных достижений (ЕГЭ) соответствует однокомпонентной структуре содержания образования в ФГОС. …не отвечает массовым соци- альным реалиям современной России в глобальном мире; по результатам международных исследований, теоретические знания российских школьников преобладают над практическими умениями; необходима существенная корректировка стратегии развития социально-гуманитарного образования в целом и истори- ческого, в частности.

Следствия и проблемы академической модели высокие требования к предметным результатам школьников, которые не предполагают работать в социально-гуманитарной сфере; низкая мотивация школьников к изучению истории; федеральный инвариант не стимулирует формирование личностно значимой образовательной траектории; региональный и школьный компоненты фактически упразднены или отнесены к сфере внеурочной деятельности

З адание 1 1.Охарактеризуйте особенности модели общего исторического образования в современной российской школе по названным в лекции критериям. 2.Какие противоречия характерны для современной российской системы общего исторического образования? 3.Какие способы преодоления названных вами противоречий в системе общего исторического образования вы можете предложить и обосновать?

Тенденции и модели исторического образования в России и мире

Ц ЕЛИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОМ КОНТЕКСТЕ теснее связать обучение истории с развитием личности, с формированием умений самостоятельного творческого критического мышления и качеств, позволяющих любому гражданину делать сознательный выбор жизненной позиции, проектировать свою траекторию на первый план выдвигаются «государственнические» традиции, патриотические ценности или национальная исключительность (национальная идентичность)

С ОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОМ КОНТЕКСТЕ сформировалась на основе вызовов глобализации и мультикультурализма. Цели : - от «исторической реабилитации» тех, кто долгое время находился за рамками национального нарратива - до создания условий для многокультурной самоидентификации школьников и обретения ими опыта межкультурного взаимодействия в открытом и поликультурном мире. традиционная «национальная» версия истории (государственнообразующая). преобладают политические аспекты прошлого, история «господствующего» большинства (доминирующего этноса / религиозной / политической или социальной общности и т.п.). Цель – консолидация общества / нации на основе «единого» истори-ческого прошлого и его мобилизация на решение новых социально- политических задач и планов.

П АРАДИГМА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОМ КОНТЕКСТЕ Мировой опыт свидетельствует, что при последовательной реализации деятельностного метода содержание образования не имеет первостепенного значения. Можно освоить методы работы с историческими источниками на примере изучения локальных исторических тем без последовательного изучения истории человечества как целостной системы. Информационно-знаниевый метод \ объяснительно-иллюстративный \ предметно-репродуктивный \ …

У ЧЕБНИК ИСТОРИИ В МИРОВОМ КОНТЕКСТЕ «Учебник исследовательского типа» - в основе работа с источниками. Однако школьников предупреждают: сами первичные источники являются интерпретациями, и большая часть того, что происходило, вовсе не нашла в них отражения. Поэтому задача ученика заключается в том, чтобы выдвинуть гипотезу и обосновать ее ценность, сделать собственные заключения «Патриотический нарратив» - основан на авторском тексте, преподносящем готовые уроки прошлого; - некритическое воспевание патриотических ценностей своей страны, - подчеркивание особых положительных качеств собственной нации, - приписывание ей исключительно положительной роли в мировом развитии., - в угоду господствующим патриотичес-ким идеям часто односторонне интерпретируют или замалчивают многие стороны национальной истории

16 Итоги реформирования системы исторического образования в России к начале ХХI в. разработка учебных курсов истории на основе новых теоретико-методологических подходов введение концентрической структуры исторического образования (1993 г.) подготовка и издание учебников истории нового поколения трансформации механизма экспертизы учебной литературы на федеральном уровне ( гг.) введение федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях разработка и введение нового Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ ( БУП 2004 г.) ведение ФК ГОС по истории (2004 г.) попытки разработать теоретические основы НРК ГОС введение государственной аттестации и оценки образовательных достижений учащихся по истории в форме (ЕГЭ). В штатном режиме с 2009 г.

17 Направления модернизации системы школьного исторического образования в России в 2000-е гг. Переосмысление целей, задач исторического образования в контексте формирования российской идентичности школьников. Приоритетная задача – формирование гражданина России. Развитие теории и методологии исторического образования с учетом современного уровня развития гуманитарного знания. Развитие теории и методологии исторического образования с учетом значимости исторического образования для противодействия попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Разработка и внедрение ФГОС ОО. Развитие форм и методов оценки образовательных достижений учащихся по истории. Дополнение ЕГЭ другими формами аттестации – «портфолио» и др. Переход к профильному обучению (2010 г.). Завершение обновления внутренней структуры школьного образования ( к 2015 г.):

18 Направления модернизации системы школьного исторического образования в России Развитие форм и методов оценки образовательных достижений учащихся по истории. Предлагается дополнить ЕГЭ другими формами аттестации – «портфолио» и др. В перспективе ЕГЭ – единая, но не единственная форма аттестации. Переход к профильному обучению ( гг.). Необходимо завершить обновление внутренней структуры школьного образования ( к 2015 г.): - учебные программы и методы обучения должны быть обновлены с использованием компетентностного подхода; - необходимо завершить методическое обеспечение набора индивидуальных образовательных траекторий.

З адание 2 1.Определите ведущие тенденции развития системы общего исторического образования в современной российской школе. 2.Сопоставьте тенденции развития систем исторического образования в России и в других странах. 3.Каковы особенности российской системы оценки образовательных достижений? 4.Определите в доминирующий тип учебной литературы по истории в российской школе. Каковы перспективы развития учебой литературы по истории?

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ! Издательство «Просвещение»