МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СЛОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС.
Advertisements

Метапредметность.. Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование.
«..школа должна, в первую очередь учить детей мыслить-причем, всех детей, без всякого исключения» В. В. Давыдов.
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Реализация плана урока. Продуктивное задание – это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Научно-методическое сопровождение формирования метапредметных результатов образования обучающихся Е.А. Белорыбкина, заведующая кафедрой педагогики и психологии.
Новые подходы к организации учебной деятельности: проектирование урока на основе метапредметного подхода СЕМИНАР,
Универсальные учебные действия личностные регулятивные познавательные коммуникативные.
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Free Powerpoint TemplatesPage 1Free Powerpoint Templates Формирование метапредметных результатов при обучении английскому языку обобщение опыта работы.
Правописание суффиксов различных частей речи А17.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Автор : Смолина Н. М. учитель высшей категории МОУ Арефинская СОШ.
Имя прилагательное обозначает признак предмета, его качество и отвечает на вопросы: Какой? Чей? Имена прилагательные изменяется по родам, по числам, по.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Транксрипт:

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СЛОВ

Сергей ШЕХОВЦОВ, преподаватель РГГУ: - Метапредметной риторике обучаются все, и очень быстро. Содержание метапредметов в реальности, думаю, хорошо понятно лишь идеологам этого подхода. Для большинства российских учителей этот подход сложен и трудно применим на конкретном уроке.

Антонина ГРОМЫКО, преподаватель метапредмета «Проблема» в средней школе 1314 города Москвы: К сожалению, изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода… Таким образом, при изучении «Смерти Ивана Ильича» Льва Толстого ребята говорят не только о метафорах, но и прежде всего о смысле жизни, о любви, свободе, ответственности. !!! Антонина ГРОМЫКО, преподаватель метапредмета «Проблема» в средней школе 1314 города Москвы: К сожалению, изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода… Таким образом, при изучении «Смерти Ивана Ильича» Льва Толстого ребята говорят не только о метафорах, но и прежде всего о смысле жизни, о любви, свободе, ответственности. !!!

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Наша школа стоит на распутье. Она в поисках лучшего будущего. Мы хотим сказать, что вопросы о методах преподавания в широком смысле слова имеют универсальное и постоянное значение. Источниками, из которых могла бы слагаться система каких-либо средств обучения, могут быть, кроме общих философских и общественных воззрений преподающего, данные физиологии и психологии …и затем результаты собственных педагогических наблюдений каждого при ежедневной работе в классе.

Задача морального руководства подрастающим поколением заключается в том, чтобы будить в нем и укреплять чистый деятельный интерес к исканию истины в вопросе о праве и обязанности, вообще укреплять любовь к истине, деятельное отношение к добру. Настоящий указатель этого пути все-таки остается в самом преподавателе, в его интересе и любви к делу, во внимании к духовной жизни его учеников, в его такте, вкусе, в его творческих способностях, в его собственном движении вперед.

Алферов А.Д. Родной язык в средней школе (опыт методики). – М., 1911.

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ Метадеятельность Метазнания Метаспособы Метаумения МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ Метадеятельность Метазнания Метаспособы Метаумения

Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория. Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер.

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука).

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся: Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); - навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); - критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); - творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); - теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); - навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); - критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); - творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности); -качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.). - регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности); -качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

Типы метапредметных развивающих заданий Установление сходства или различия языковых явлений Выявление аналогии языковых явлений Классификация языковых явлений Выделение общих и существенных свойств понятий, явлений Установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями Типы метапредметных развивающих заданий Установление сходства или различия языковых явлений Выявление аналогии языковых явлений Классификация языковых явлений Выделение общих и существенных свойств понятий, явлений Установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями

Метапредмет «ЗНАК» В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. За разными графическими изображениями они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала. Метапредмет «ЗНАК» В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. За разными графическими изображениями они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.

О / Ё / Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ КОРЕНЬ СУФФИКС / ОКОНЧАНИЕ Встречается в безударной позиции? имя глагол Произносится под ударением Е? наречие причастие находится производн. под ударением? Ё/Е ДА НЕТ Ё О чёрный капюшон ДА НЕТ (чернеть) О Е дружок товарищем парчовый грушевый Исключение: суффикс -ёр- стажёр, дирижёр О / Ё / Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ КОРЕНЬ СУФФИКС / ОКОНЧАНИЕ Встречается в безударной позиции? имя глагол Произносится под ударением Е? наречие причастие находится производн. под ударением? Ё/Е ДА НЕТ Ё О чёрный капюшон ДА НЕТ (чернеть) О Е дружок товарищем парчовый грушевый Исключение: суффикс -ёр- стажёр, дирижёр

Установление сходства или различия языковых явлений Задача: установить сходство и различие в парах слов. Эффектный – эффективный, представить – предоставить, глиняный – глинистый, полированный – полировочный. Цель: вывести определение понятия паронимы и показать практическую значимость этого понятия. Параллельная задача: отрабатываем навык словообразовательного анализа Установление сходства или различия языковых явлений Задача: установить сходство и различие в парах слов. Эффектный – эффективный, представить – предоставить, глиняный – глинистый, полированный – полировочный. Цель: вывести определение понятия паронимы и показать практическую значимость этого понятия. Параллельная задача: отрабатываем навык словообразовательного анализа

Сходство устанавливаем на основе анализа формы: 1) слова одной части речи; 2) однокоренные (схожие по форме) Различие устанавливаем путем употребления в словосочетании (глиняный кувшин – глинистая почва) и путем словообразовательной перифразы (полированный такой, который отполировали, полировочный предназначенный для полировки): 1) разное лексическое значение; 2) различная сочетаемость. Сходство устанавливаем на основе анализа формы: 1) слова одной части речи; 2) однокоренные (схожие по форме) Различие устанавливаем путем употребления в словосочетании (глиняный кувшин – глинистая почва) и путем словообразовательной перифразы (полированный такой, который отполировали, полировочный предназначенный для полировки): 1) разное лексическое значение; 2) различная сочетаемость.

Выводим определение понятия: Слова одной части речи, схожие по форме, но различные по значению, называются паронимами. Практическая значимость: из-за внешнего сходства паронимы смешиваются в речи, что приводит к лексическим ошибкам. Выводим определение понятия: Слова одной части речи, схожие по форме, но различные по значению, называются паронимами. Практическая значимость: из-за внешнего сходства паронимы смешиваются в речи, что приводит к лексическим ошибкам.

Задача: установить сходство и различие в парах слов. Также – так же, тоже – то же, вконец – в конец, по-осеннему – по осеннему, поэтому – по этому и др. Цель: научиться разграничивать частеречную омонимию, чтобы выработать навык слитного/дефисного/раздельного написания частеречных омонимов Задача: установить сходство и различие в парах слов. Также – так же, тоже – то же, вконец – в конец, по-осеннему – по осеннему, поэтому – по этому и др. Цель: научиться разграничивать частеречную омонимию, чтобы выработать навык слитного/дефисного/раздельного написания частеречных омонимов

Сходство: полное совпадение в звучании Различие: 1) разная частеречная принадлежность 2) Различное написание Практическая значимость: совпадение слов в звучании приводит к орфографическим ошибкам Сходство: полное совпадение в звучании Различие: 1) разная частеречная принадлежность 2) Различное написание Практическая значимость: совпадение слов в звучании приводит к орфографическим ошибкам

Задача: установить сходство и различие в парах словосочетаний. Глиняный кувшин – кувшин из глины, ночная тишина – тишина ночи, листья дуба – дубовые листья, золотая медаль – медаль из золота, долго ждать – долгое ожидание, правая стена – стена справа, держаться с достоинством – держаться достойно; идти лесом – идти через лес – идти по лесу; землетрясение в девять баллов – девятибалльное землетрясение. Цель: расширение понятия синонимия; знакомство со стилистическими функциями синонимичных словосочетаний; отработка навыков определения типов подчинительной связи в словосочетаниях Задача: установить сходство и различие в парах словосочетаний. Глиняный кувшин – кувшин из глины, ночная тишина – тишина ночи, листья дуба – дубовые листья, золотая медаль – медаль из золота, долго ждать – долгое ожидание, правая стена – стена справа, держаться с достоинством – держаться достойно; идти лесом – идти через лес – идти по лесу; землетрясение в девять баллов – девятибалльное землетрясение. Цель: расширение понятия синонимия; знакомство со стилистическими функциями синонимичных словосочетаний; отработка навыков определения типов подчинительной связи в словосочетаниях

Сходство: 1) значение Различие: 1) способы подчинительной связи 2) стилистическое употребление: отсутствовать из-за болезни – нейтральное словосочетание, а отсутствовать по причине болезни – книжное 3) В некоторых контекстах смысловое различие: Медаль сделана из золота. – Получил золотую медаль. Сходство: 1) значение Различие: 1) способы подчинительной связи 2) стилистическое употребление: отсутствовать из-за болезни – нейтральное словосочетание, а отсутствовать по причине болезни – книжное 3) В некоторых контекстах смысловое различие: Медаль сделана из золота. – Получил золотую медаль.

Выявление аналогии языковых единиц На основании чего слова распределены по указанным группам? Добавьте по три своих примера в каждую группу. 1) пять, моль, соль, пень 2) вьюга, бельё, шьют, птичьего 3) тушь, мышь, идёшь, отрежь Выявление аналогии языковых единиц На основании чего слова распределены по указанным группам? Добавьте по три своих примера в каждую группу. 1) пять, моль, соль, пень 2) вьюга, бельё, шьют, птичьего 3) тушь, мышь, идёшь, отрежь

Выявление аналогии языковых единиц Распределите слова на три группы, дополните группы своими примерами Пароходный, самолет, мореплаватель, листопад, юго-запад, северо-восточный, многогранный, самоварчик, русско-английский, левобережный. 1) пароходный, северо-восточный, самоварчик 2) самолет, листопад, юго-запад, русско-английский 3) мореплаватель, многогранный, левобережный Выявление аналогии языковых единиц Распределите слова на три группы, дополните группы своими примерами Пароходный, самолет, мореплаватель, листопад, юго-запад, северо-восточный, многогранный, самоварчик, русско-английский, левобережный. 1) пароходный, северо-восточный, самоварчик 2) самолет, листопад, юго-запад, русско-английский 3) мореплаватель, многогранный, левобережный

Найдите как можно больше общих черт у данных слов, а затем укажите слово, которое можно противопоставить другим по какому-либо признаку. альбом, циркуль, пенал, портфель, учебник 1) существительные 2) мужской род 3) неодушевленные 4) тема «Школа» учебник (все остальные заимствованные) Найдите как можно больше общих черт у данных слов, а затем укажите слово, которое можно противопоставить другим по какому-либо признаку. альбом, циркуль, пенал, портфель, учебник 1) существительные 2) мужской род 3) неодушевленные 4) тема «Школа» учебник (все остальные заимствованные)

Продолжите ряд соотношений. Какие примеры не подойдут? Сделайте выводы. Глиняный кувшин – кувшин из глины, вишнёвое варение – варение из вишни, каменный дом – дом из камня. (Не входят в этот ряд примеры типа платье в горошек, журнальный столик, волчья ягода) Продолжите ряд соотношений. Какие примеры не подойдут? Сделайте выводы. Глиняный кувшин – кувшин из глины, вишнёвое варение – варение из вишни, каменный дом – дом из камня. (Не входят в этот ряд примеры типа платье в горошек, журнальный столик, волчья ягода)

Классификация языковых явлений Сгруппируйте слова по определённому признаку. Предложите несколько вариантов группировки. Пр..вет, пр..кословить, пр..зидент, пр..крыть, пр..ступить (к занятиям), пр..митив, пр..парат, пр..школьный, пр..тязание, пр..зидиум, пр..льщать, пр..пона, пр..подать, пр..следовать, пр..бить, пр..ятель, пр..падать, пр..ступить (черту), пр..вилегия, пр..оритет. Классификация языковых явлений Сгруппируйте слова по определённому признаку. Предложите несколько вариантов группировки. Пр..вет, пр..кословить, пр..зидент, пр..крыть, пр..ступить (к занятиям), пр..митив, пр..парат, пр..школьный, пр..тязание, пр..зидиум, пр..льщать, пр..пона, пр..подать, пр..следовать, пр..бить, пр..ятель, пр..падать, пр..ступить (черту), пр..вилегия, пр..оритет.

Варианты группировки: 1)написание с пре-: прекословить, президент, препарат, президиум, прельщать, препона, преподать, преследовать, преступить (черту). написание с при-: привет, прикрыть, приступить, примитив, пришкольный, притязание, прибить, приятель, припадать, привилегия, приоритет. 2) в словах выделяются приставки: преподать, преследовать, преступить (черту), прикрыть, приступить (к занятиям), пришкольный, прибить, припадать. в словах не выделяются приставки: прекословить, президент, препарат, президиум, прельщать, препона, примитив, привет, притязание, приятель, привилегия, приоритет. Варианты группировки: 1)написание с пре-: прекословить, президент, препарат, президиум, прельщать, препона, преподать, преследовать, преступить (черту). написание с при-: привет, прикрыть, приступить, примитив, пришкольный, притязание, прибить, приятель, припадать, привилегия, приоритет. 2) в словах выделяются приставки: преподать, преследовать, преступить (черту), прикрыть, приступить (к занятиям), пришкольный, прибить, припадать. в словах не выделяются приставки: прекословить, президент, препарат, президиум, прельщать, препона, примитив, привет, притязание, приятель, привилегия, приоритет.

3) в словах выделяются приставки: преподать, преследовать, преступить (черту), прикрыть, приступить (к занятиям), пришкольный, прибить, припадать. – в словах выделяются этимологические приставки: прекословить, прельщать, препона, преступить (черту), притязание, привет, приятель. – в словах приставки не выделяются даже этимологически: президент, препарат, президиум, примитив, привилегия, приоритет. 4) правописание слов, поддающихся правилу (в т.ч. с этимологическими приставками): прекословить, прельщать, препона, преследовать, привет, прикрыть, пришкольный, притязание, прибить, приятель. правописание слов-омофонов: преподать, преступить (черту), приступить (к занятиям), припадать. правописание заимствованных слов: президент, препарат, президиум, примитив, привилегия, приоритет. 3) в словах выделяются приставки: преподать, преследовать, преступить (черту), прикрыть, приступить (к занятиям), пришкольный, прибить, припадать. – в словах выделяются этимологические приставки: прекословить, прельщать, препона, преступить (черту), притязание, привет, приятель. – в словах приставки не выделяются даже этимологически: президент, препарат, президиум, примитив, привилегия, приоритет. 4) правописание слов, поддающихся правилу (в т.ч. с этимологическими приставками): прекословить, прельщать, препона, преследовать, привет, прикрыть, пришкольный, притязание, прибить, приятель. правописание слов-омофонов: преподать, преступить (черту), приступить (к занятиям), припадать. правописание заимствованных слов: президент, препарат, президиум, примитив, привилегия, приоритет.

Выделение общих и существенных свойств понятий, явлений Определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово. Очень, весьма, чрезвычайно, абсолютно – ? (наречия меры и степени). Потом, затем, сейчас, издавна – ? (наречия времени). Шептать, кричать, мычать, пищать – ? (глаголы звучания). Дуб, берёза, лилия, папоротник – ? (растение) Выделение общих и существенных свойств понятий, явлений Определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово. Очень, весьма, чрезвычайно, абсолютно – ? (наречия меры и степени). Потом, затем, сейчас, издавна – ? (наречия времени). Шептать, кричать, мычать, пищать – ? (глаголы звучания). Дуб, берёза, лилия, папоротник – ? (растение)

Анализ объектов с целью выделения признаков Назовите 5 (7) грамматических признаков, по которым отличаются данные слова. По какому грамматическому признаку они не отличаются? В какую форму нужно поставить глаголы, чтобы исключить 4- й признак? боремся – забросил Анализ объектов с целью выделения признаков Назовите 5 (7) грамматических признаков, по которым отличаются данные слова. По какому грамматическому признаку они не отличаются? В какую форму нужно поставить глаголы, чтобы исключить 4- й признак? боремся – забросил

1) совершенный – несовершенный 2) непереходный – переходный 3) возвратный – невозвратный 4) настоящее – прошедшее 5) единственное – множественное 6) [1 лицо – мужской род] 7) [настоящее время – отсутствие формы наст. времени] Цель: повторяем морфологические признаки глагола, устанавливаем связь между грамматическими категориям 1) совершенный – несовершенный 2) непереходный – переходный 3) возвратный – невозвратный 4) настоящее – прошедшее 5) единственное – множественное 6) [1 лицо – мужской род] 7) [настоящее время – отсутствие формы наст. времени] Цель: повторяем морфологические признаки глагола, устанавливаем связь между грамматическими категориям

Сколько в тексте грамматических омонимов? Кстати, в некотором роде этот случай могу подтвердить и я. Мы сидели в верхнем ярусе ресторана «Амра» и пили кофе, когда вдруг через все пространство нашей палубы пробежал директор ресторана и скрылся внизу. Все очень удивились этому бегу, тем более что он был хромой от природы, а сейчас так бежал, что его хромая нога, не поспевая за здоровой, казалось, пронеслась по воздуху вслед за ним. Некоторые попытались пристроиться к нему во время пробежки, чтобы узнать, в чем дело, но он, отмахнувшись от всех, покатился по винтовой лестнице вниз. (Ф.Искандер) Сколько в тексте грамматических омонимов? Кстати, в некотором роде этот случай могу подтвердить и я. Мы сидели в верхнем ярусе ресторана «Амра» и пили кофе, когда вдруг через все пространство нашей палубы пробежал директор ресторана и скрылся внизу. Все очень удивились этому бегу, тем более что он был хромой от природы, а сейчас так бежал, что его хромая нога, не поспевая за здоровой, казалось, пронеслась по воздуху вслед за ним. Некоторые попытались пристроиться к нему во время пробежки, чтобы узнать, в чем дело, но он, отмахнувшись от всех, покатился по винтовой лестнице вниз. (Ф.Искандер)

(в роде – вроде) некоторый (местоимение – существительное) когда (местоименное наречие – союз) всё (местоимение – частица) внизу (наречие – существительное с предлогом) хромой (прилагательное – существительное) что (союз – относ. местоимение) его (личное местоимение – притяж. местоимение) здоровый (прилагательное – существительное) вслед (наречие – предлог) чтобы (союз – местоимение с частицей) многие (прилагательное – существительное) вниз (наречие – существительное с предлогом) (в роде – вроде) некоторый (местоимение – существительное) когда (местоименное наречие – союз) всё (местоимение – частица) внизу (наречие – существительное с предлогом) хромой (прилагательное – существительное) что (союз – относ. местоимение) его (личное местоимение – притяж. местоимение) здоровый (прилагательное – существительное) вслед (наречие – предлог) чтобы (союз – местоимение с частицей) многие (прилагательное – существительное) вниз (наречие – существительное с предлогом)

От общего к частному Скрипка, труба, пианино, барабан – ? (музыкальные инструменты) Скрипка, виолончель, гитара, балалайка – ? (струнные инструменты) Скрипка, альт, виолончель, контрабас – ? (смычковые инструменты) От общего к частному Скрипка, труба, пианино, барабан – ? (музыкальные инструменты) Скрипка, виолончель, гитара, балалайка – ? (струнные инструменты) Скрипка, альт, виолончель, контрабас – ? (смычковые инструменты)

От частного к общему Роза, лилия, гладиолус, пион – ? (садовые цветы) Роза, лилия, василёк, ромашка – ? (цветы) Роза, смородина, дуб, ель – ? (растения) От частного к общему Роза, лилия, гладиолус, пион – ? (садовые цветы) Роза, лилия, василёк, ромашка – ? (цветы) Роза, смородина, дуб, ель – ? (растения)

Установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями Найдите четвёртое лишнее: 1) Несгораемый, неуправляемый, неумолкаемый, неувядаемый. 2) Выход, пригород, беспорядок, подзаголовок. 3) Печь, течь, знать, спать Установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями Найдите четвёртое лишнее: 1) Несгораемый, неуправляемый, неумолкаемый, неувядаемый. 2) Выход, пригород, беспорядок, подзаголовок. 3) Печь, течь, знать, спать

Исключите из цепочки лишние слова по какому- либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения обоснуйте. Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа. Объединить – это глагол, остальные – существительные. Какао – несклоняемое существительное, другие – склоняемые. Колонны – сущ. мн.ч., остальные – ед.ч. Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского. Рожь – сущ. 3-го скл., школа – сущ. 1-го скл. Исключите из цепочки лишние слова по какому- либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения обоснуйте. Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа. Объединить – это глагол, остальные – существительные. Какао – несклоняемое существительное, другие – склоняемые. Колонны – сущ. мн.ч., остальные – ед.ч. Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского. Рожь – сущ. 3-го скл., школа – сущ. 1-го скл.

Установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями Построить фрагмент словообразователь- ного гнезда прилагательного белый из предложенных производных. Побелеть, беленький, отбелить, белок, белолицый, белить, белковый, белочек, беловатый, белизна, побелить, белила, белеть, побелка, белёный, белоснежный, белокаменный Установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями Построить фрагмент словообразователь- ного гнезда прилагательного белый из предложенных производных. Побелеть, беленький, отбелить, белок, белолицый, белить, белковый, белочек, беловатый, белизна, побелить, белила, белеть, побелка, белёный, белоснежный, белокаменный

белый бел-еньк-ий бел-оват-ый бел-изн-а бел-ок белк-ов-ый белоч-ек бел-е-ть по-белеть бел-и-ть бели-л-а бел-ён-ый от-белить по-белить побел-к-а бел-о-лиц-ый бел-о-снеж-н-ый бел-о-камен-н-ый белый бел-еньк-ий бел-оват-ый бел-изн-а бел-ок белк-ов-ый белоч-ек бел-е-ть по-белеть бел-и-ть бели-л-а бел-ён-ый от-белить по-белить побел-к-а бел-о-лиц-ый бел-о-снеж-н-ый бел-о-камен-н-ый

Установление причинно-следственных связей Причина: неразграничение омофонов: отварить – отворить, умолять – умалять, посветить – посвятить, порог – порок и др. Следствие: орфографические ошибки. Причина: неправильное морфемное членение слова: палисад-ник (пол-е-сад-ник), брус-чат-ый (брущ- ат-ый), стар-ин-н-ый (стар-ин-ый) не-с-говор-чив-ый (нез-говор-чив-ый). Следствие: орфографические ошибки. Установление причинно-следственных связей Причина: неразграничение омофонов: отварить – отворить, умолять – умалять, посветить – посвятить, порог – порок и др. Следствие: орфографические ошибки. Причина: неправильное морфемное членение слова: палисад-ник (пол-е-сад-ник), брус-чат-ый (брущ- ат-ый), стар-ин-н-ый (стар-ин-ый) не-с-говор-чив-ый (нез-говор-чив-ый). Следствие: орфографические ошибки.

Постановка и решение проблем формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем Постановка и решение проблем формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем

Постановка проблемы. Определите, сколько слов в списке. Докажите. Норка, составить, кабачок Решение проблемы. Слова можно разобрать двумя способами, так как перед нами омонимы: норк-а, состав-и-ть, кабачок нор-к-а, со-став-и-ть, кабач-ок. Таким образом, в списке шесть слов. Постановка проблемы. Определите, сколько слов в списке. Докажите. Норка, составить, кабачок Решение проблемы. Слова можно разобрать двумя способами, так как перед нами омонимы: норк-а, состав-и-ть, кабачок нор-к-а, со-став-и-ть, кабач-ок. Таким образом, в списке шесть слов.

Сколько производных слов в списке? Сколько может быть ответов на этот вопрос? Чернила, плотник, жизнь, зелень, (жидкие) сливки. Решение проблемы. 1. Определяем безоговорочно производные слова: жизнь, зелень. 2. Определяем безоговорочно непроизводные слова: плотник, чернила. Сколько производных слов в списке? Сколько может быть ответов на этот вопрос? Чернила, плотник, жизнь, зелень, (жидкие) сливки. Решение проблемы. 1. Определяем безоговорочно производные слова: жизнь, зелень. 2. Определяем безоговорочно непроизводные слова: плотник, чернила.

3. Существительное сливки относится к словам с двойственным членением (наблюдается процесс опрощения). Всё зависит от того, знает ли носитель, как изготавливается этот продукт или нет: сливк-и / с-ли-в-к-и (от глагола сливать). Таким образом, может быть два ответа на вопрос: 1) два слова, 2) три слова 3. Существительное сливки относится к словам с двойственным членением (наблюдается процесс опрощения). Всё зависит от того, знает ли носитель, как изготавливается этот продукт или нет: сливк-и / с-ли-в-к-и (от глагола сливать). Таким образом, может быть два ответа на вопрос: 1) два слова, 2) три слова

ЗНАНИЕ – ПОНИМАНИЕ Значительная часть прилагательных в русском языке образуется с помощью суффикса -ий-: лисий, рыбий, медвежий и др. В форме косвенных падежей этот суффикс, на первый взгляд, исчезает: лисьего, рыбьего, медвежьего. Так ли это? Используя фонетическую транскрипцию, найдите утраченный суффикс. ЗНАНИЕ – ПОНИМАНИЕ Значительная часть прилагательных в русском языке образуется с помощью суффикса -ий-: лисий, рыбий, медвежий и др. В форме косвенных падежей этот суффикс, на первый взгляд, исчезает: лисьего, рыбьего, медвежьего. Так ли это? Используя фонетическую транскрипцию, найдите утраченный суффикс.

Слова застолье, безрыбье, побережье образованы приставочно-суффиксальным способом. Докажите это.

СИМВОЛ – МОДЕЛЬ СИМВОЛ – МОДЕЛЬ

Припишем х функцию производящего слова, n 1 – функцию приставки, n 2 – функцию суффикса. Используя эти символы, представьте схематическую запись основных способов словообразования в русском языке. Какой способ нельзя представить с помощью этой записи?

n 1 + x – приставочный; x + n 2 – суффиксальный; n 1 + x + n 2 – приставочно-суффиксальный; x + x – сложение; x + x + n 2 – сложно-суффиксальный; х – n 2 – бессуффиксный; х 1 х 2 – переход из одной части речи в другую. С помощью этой записи нельзя представить аббревиацию. n 1 + x – приставочный; x + n 2 – суффиксальный; n 1 + x + n 2 – приставочно-суффиксальный; x + x – сложение; x + x + n 2 – сложно-суффиксальный; х – n 2 – бессуффиксный; х 1 х 2 – переход из одной части речи в другую. С помощью этой записи нельзя представить аббревиацию.

ЗНАНИЕ – ПОНИМАНИЕ Словосочетания можно представить в виде символов, приписав символам значения частей речи: a = сущ., b = глаг., с = прил., d = нар. интересная задача: с + a = сa писать письмо: b + а = bа очень интересный: d + с = dс Какие сочетания слов будут соответствовать следующим выражениям: с + a = n; b + а = n ? ЗНАНИЕ – ПОНИМАНИЕ Словосочетания можно представить в виде символов, приписав символам значения частей речи: a = сущ., b = глаг., с = прил., d = нар. интересная задача: с + a = сa писать письмо: b + а = bа очень интересный: d + с = dс Какие сочетания слов будут соответствовать следующим выражениям: с + a = n; b + а = n ?

с + a = n чернильная душа = бюрократ медвежий угол = захолустье b + а = n поднять глаза = посмотреть бить баклуши = бездельничать Цель: разграничение словосочетаний и устойчивых сочетаний слов с + a = n чернильная душа = бюрократ медвежий угол = захолустье b + а = n поднять глаза = посмотреть бить баклуши = бездельничать Цель: разграничение словосочетаний и устойчивых сочетаний слов

Понимание: значение фразеологизмов не складывается из суммы значений его компонентов, следовательно фразеологизм 1) по значению приравнивается к слову и 2) является одним членом предложения

Знание: в отымённых прилагательных с суффиксом -ин- пишется одна Н Знание не исключает орфографические ошибки: стариный, вершиный, овчиный Понимание: с помощью суффикса -ин- прилагательные образуются от существительных-названий животных: мышиный, орлиный, лошадиный, пчелиный Отсюда: старинный старина + -н(ый) вершинный вершина + -н(ый) овчинный овчина + -н(ый) Знание: в отымённых прилагательных с суффиксом -ин- пишется одна Н Знание не исключает орфографические ошибки: стариный, вершиный, овчиный Понимание: с помощью суффикса -ин- прилагательные образуются от существительных-названий животных: мышиный, орлиный, лошадиный, пчелиный Отсюда: старинный старина + -н(ый) вершинный вершина + -н(ый) овчинный овчина + -н(ый)

ПОНИМАНИЕ МЕШАЕТ ЗНАНИЮ Мне нездоровится. Ему плохо. Тебе не спится? По значению предложения – двусоставные, по структуре – безличные. Причина: субъект не совпадает с грамматическим подлежащим ПОНИМАНИЕ МЕШАЕТ ЗНАНИЮ Мне нездоровится. Ему плохо. Тебе не спится? По значению предложения – двусоставные, по структуре – безличные. Причина: субъект не совпадает с грамматическим подлежащим

ПОНИМАНИЕ МЕШАЕТ ЗНАНИЮ восхищаться (чем?) музыкой радоваться (чему?) успехам отдыхать (когда? где?) на диване у моря По значению – примыкание, т.к. глагол не требует определенной формы зависимого слова, а формально – управление (глаг. + сущ. с предлогом). ПОНИМАНИЕ МЕШАЕТ ЗНАНИЮ восхищаться (чем?) музыкой радоваться (чему?) успехам отдыхать (когда? где?) на диване у моря По значению – примыкание, т.к. глагол не требует определенной формы зависимого слова, а формально – управление (глаг. + сущ. с предлогом).