Семейное образование и экстернат: проблемы нормативного регулирования Парфентьев Павел Александрович, председатель МОО «За права семьи»
Статистика по числу учащихся (2007) Категория учащихсяЧисленность на 2007 г. Общее число учащихся Число учащихся негосударственных ОУ Дети, получающие семейное образование 3940 Экстерны Дети-инвалиды, обучающиеся на дому Сравнение численности учащихся дома (не по здоровью) и в частных школах
Академические достижения детей, обучающихся дома, в сравнении со школьниками (США, ) 1 Обобщающее исследование: Dr. Brian Ray (NHERI) Homeschool Progress Report 2009
Влияние педагогической подготовки родителей на результаты домашнего обучения (США, 2009) Влияние государственного контроля на результаты домашнего обучения (США, 2009)
Влияние уровня образования родителей на результаты домашнего образования (США, 2009)
Влияние вкладываемых в образование средств на результаты домашнего образования (США, 2009)
Социализация и домашнее обучение (США) Дети, учащиеся дома: Более, чем у половины более устойчивое самоуважение, чем у школьников Значительно менее зависимы от дурного влияния сверстников Имеют меньше поведенческих проблем, чем школьники (США, 1992) Лучше социализированы, чем школьники, по общему показателю психологической зрелости превосходят школьников на 57% (США, 1992)
Различие терминологии в нормативно-правовых документах «Положение о получении общего образования в форме экстерната» (2001) «инвариантная часть учебного плана ОУ» «образовательная область» БУП (1998) «инвариантная часть БУП» «образовательная область» ФБУП (2004) «инвариантная часть ФБУП/федерального компонента» (четко не определена) «области» отсутствуют, есть только предметы ФГОС ( )отсутствует «предметная область»
Регионы РФ, в которых урегулировано семейное образование
Законопроект «Об образовании в РФ» Статья 93 «10.Общее образование вне образовательных организаций может быть получено в форме семейного образования, самообразования при условии прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в соответствующей образовательной организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».
Законопроект «Об образовании в РФ» Статья 99 «1. Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных школах, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных классах, классах интегрированного обучения общеобразовательных школ или в коррекционных общеобразовательных школах. Инвалиды получают общее образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». «1. Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных школах, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных классах, классах интегрированного обучения общеобразовательных школ или в коррекционных общеобразовательных школах. Инвалиды получают общее образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
Результаты научных исследований результатов дошкольного образования Получение предшкольного образования не оказывает реального влияния на уровень развития детей, поступающих в начальную школу (Merrell, C. and Tymms, P., 2007) Положительные эффекты дошкольного образования кратковременны и исчезают ко второму-третьему году обучения (U.S. Department of Health and Human Services Assistant Secretary for Planning and Evaluation, 1990) дети, получившие дошкольное образование опережают своих сверстников в первых классах - однако какая-либо разница между их уровнем развития и достижениями исчезает к пятому-шестому классу (Ladner, 2007) у детей, посещающих детские сады, хуже, чем у воспитывающихся дома, развиваются социальные навыки (Loeb, Bridges et. al., 2005) посещение дошкольных учреждений прямо связано с поведенческими девиациями в среднем школьном возрасте - чем больше времени ребенок проводит в садике, тем больше вероятность серьезных поведенческих проблем (Belskey, 2007) Получение предшкольного образования не оказывает реального влияния на уровень развития детей, поступающих в начальную школу (Merrell, C. and Tymms, P., 2007) Положительные эффекты дошкольного образования кратковременны и исчезают ко второму-третьему году обучения (U.S. Department of Health and Human Services Assistant Secretary for Planning and Evaluation, 1990) дети, получившие дошкольное образование опережают своих сверстников в первых классах - однако какая-либо разница между их уровнем развития и достижениями исчезает к пятому-шестому классу (Ladner, 2007) у детей, посещающих детские сады, хуже, чем у воспитывающихся дома, развиваются социальные навыки (Loeb, Bridges et. al., 2005) посещение дошкольных учреждений прямо связано с поведенческими девиациями в среднем школьном возрасте - чем больше времени ребенок проводит в садике, тем больше вероятность серьезных поведенческих проблем (Belskey, 2007)