П РОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ 11 КЛАССА МОУ «Т УРМЫШСКАЯ СОШ» Я НТИКОВСКОГО РАЙОНА Ч УВАШСКОЙ Р ЕСПУБЛИКИ Д МИТРИЕВОЙ А НИСЫ В АЛЕРЬЕВНЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.
Advertisements

Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
Программа индивидуального развития ученика. Работа классного руководителя 8 класса МОУ «Алгашинская СОШ» Малькова А. В.
Автор проекта: Автор проекта: Михайлова Светлана Васильевна, классный руководитель 11 класса МОУ «Комсомольская СОШ 1» Программа индивидуального развития.
Совместное заседание Кафедры педагогики и МО классных руководителей.
Программа индивидуального развития ребёнка подпрограмма « Я-личность» и текущие результаты её реализации (на примере учащейся 11 класса Павловой Наталии.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская средняя.
Схема анализа воспитательной работы класса. МОУ Сладковская СОШ Руководитель МО классных руководителей Степкина Н.М.
Программа воспитательной работы с классом «Твой выбор» Составила: Пелагеина Елена Владимировна МБОУ гимназия г. Советский.
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
Профессиональное самоопределение подростков через моделирование жизненных планов Программа элективного курса Скоробогатова Н.В., педагог-психолог МОУ СОШ.
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
ГУО «Средняя школа 16 г. Бреста» 29 апреля Изучение эффективности идеологической и воспитательной работы в классном коллективе по созданию условий.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» Алатырский район, Чувашская Республика.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Новая методическая литература Информационный обзор Невьянский городской округ управление образования центр развития образования и инженерно – технического.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
МКОУ «Житниковская средняя общеобразовательная школа» Целевая воспитательная программа «СЕМЬЯ И ШКОЛА» Апрель
Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ «СОШ 56»
Транксрипт:

П РОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ 11 КЛАССА МОУ «Т УРМЫШСКАЯ СОШ» Я НТИКОВСКОГО РАЙОНА Ч УВАШСКОЙ Р ЕСПУБЛИКИ Д МИТРИЕВОЙ А НИСЫ В АЛЕРЬЕВНЫ Классный руководитель 11класса Иванова Кристина Робертовна

М УНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Т УРМЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА » Программа индивидуального развития учащейся 11 класса МОУ «Турмышская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Дмитриевой Анисы Валерьевны «Ступени к цели»

Старший школьный возраст это самоценный период, когда происходит становление личности. Социальная ситуация развития – исходный материал для всех динамических изменений на этом этапе. Л.И. Божович в её структуре выделяет как внешние социальные условия - выход в самостоятельную жизнь, так и внутренний процесс развития, определяющий становление личности, - поиск своего места в жизни. Центральное новообразование этого возраста – рождение жизненной перспективы, от стадии освоения в социуме - к стадии принятия на себя новых обязанностей, ролей, ответственности за свою жизнь; а основная потребность – потребность в самоопределении

Актуальность программы Все методические и практические материалы программы решают актуальные проблемы старшей школы: содействие открытию собственного "Я", выявление и максимальное развитие положительных качеств личности ученика, профессиональное самоопределение и социализация личности старшеклассника Цель программы: социализация личности старшеклассника, т.е. интеграция с обществом, рассматриваемая самими старшеклассниками как перспектива интересной жизни, достигающаяся путем реализации его интересов и формирования потребности в самореализации, саморазвитии и самосовершенствовании, готовности к выполнению различных функций в обществе на основе природного творческого потенциала.

Педагогические задачи 1. Продолжение изучения классного коллектива и личности ученика в отдельности 2. Обучение воспитанника определению своей роли в общем деле, умению выдержать до конца эту роль. 3. Создание условий для активного овладения ключевыми компетенциями, такими, как умение организовывать, сравнивать, систематизировать, находить причинно- следственные связи, проектировать результат, рефлексировать. 4. Содействие построению равноправных отношений со сверстниками, основанных на взаимопонимании, взаимооценке, формах дружеского избирательного общения. 5. Создание условий для делового и доброжелательного контакта между всеми участниками учебно- воспитательного процесса

Возрастные задачи. 1. Осознание чувства взрослости, «тенденции к взрослости», проявление повышенной активности, стремление войти в контакт с возможно большим числом сверстников. 2. Осознание себя как личности, осознание и самоощущение себя как достойного представителя социума. Открытие собственного «Я», овладение способами самооценки, самоанализа, интенсивный поиск. 3. Профессиональное самоопр6еделение, развитие качеств, совершенствование знаний, умений и навыков необходимых для овладения выбранной профессией. 4. Развитие и укрепление качеств: целеустремленности, решительности, настойчивости, самостоятельности, инициативы, умения владеть собой. 5. Развитие моральных качеств, форм сочувствия и активной помощи нуждающимся в поддержке. 5. Развитие и укрепление качеств: целеустремленности, решительности, настойчивости, самостоятельности, инициативы, умения владеть собой.

Механизмы реализации Программа реализуется через систему классных часов, урочные и внеклассные формы работы; коллективную, групповую, индивидуальную работу, занятия с элементами тренинга, ролевые игры. Приоритетной на данном этапе является индивидуальная и групповая работа. Ожидаемый результат. Создание условий для формирования творческой, самостоятельной личности, способной к самореализации и к саморазвитию Сроки реализации программы Данная программа рассчитана на один учебный год. Диагностика проводится 3 (можно 2) раза в год – сентябрь, январь, май. После каждой диагностики возможна некоторая корректировка индивидуальных траекторий. По завершению программы учеником делается самоанализ своего развития.

Работа над программой проводится в четыре этапа: 1 этап - информационно - аналитический. (Сбор информации, ее анализ, выявление зоны ближайшего развития). 2 этап - организационно-деятельностный (обсуждение информации, постановка цели, выявление проблем, имеющихся ресурсов, планирование деятельности по достижению цели). На этом этапе происходит разработка индивидуальной программы развития учащегося. 3 этап – коррекционно-развивающий.Его цель – реализация индивидуальной программы развития учащегося. 4 этап - результативно- коррекционный (подведение итогов)

1этап - информационно – аналитический (Сбор информации, ее анализ, выявление зоны ближайшего развития). Цель данного этапа – углубленное психолого- педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Приоритетные направления исследования учащегося: - диагностика познавательной деятельности учащегося; -исследования особенностей характера; - исследования эмоционально-личностной сферы; - диагностика межличностных отношений; -диагностика профориентации и социализированности; -диагностика направленности интересов; Основными методами изучения учащегося на данном этапе реализации программы является наблюдение, посещение на дому, индивидуальные беседы с учащимся, его родителями, друзьями, одноклассниками, педагогами, анкетирования, блиц-опросы, ролевые игры и др.

План мероприятий, направленных на психолого-педагогическое изучение учащегося Приоритетные направления исследования МероприятияОтветственные исследования особенностей характера и темперамента -беседа «10 моих «Я» -анкетирование «Какой у вас характер?»; -тест «Характер»; - тест Айзенка; - опросник «Организованный ли вы человек?»; -анкетирование «Решительны ли вы?»; Классный руководитель, психолог, социальный педагог диагностика познавательной деятельности учащегося -наблюдение на уроках; -индивидуальные беседы; -анкетирование «Изучение мотивов участия подростков в деятельности» (методика Л. В. Байбородовой); -анкета «Самооценка уровня знаний»; -анкета «Выявление мотивов учения и уровня ответственности к учению»; -анкета для старшеклассников «Ваш последний год в школе» Классный руководитель исследования эмоционально-личностной сферы -беседа -анкетирование «Эмоциональная сфера личности»; -тест «Самооценка»; -методика «Тревожность и депрессия»; -опросник «Самооценка отношений в семье»; - опросник «Проверь свою нервную систему»; Классный руководитель, психолог, социальный педагог План мероприятий, направленных на психолого- педагогическое изучение учащегося

диагностика межличностных отношений - индивидуальные беседы с учащимся, его родителями, друзьями, одноклассниками; -тест «Размышляем о жизненном опыте» (методика н. Е. Щурковой); -тест на конфликтность; - блиц-опрос «Зеркало»; -Внешнегрупповая референтометрия -игровая методика «Дилемма узника» Классный руководитель, психолог, социальный педагог диагностика профориентации и социализированности -опросник «Профиль привлекательности профессий»; -анкетирование «Готовность подростков к выбору профессии» (методика В. Б. Успенского); -опросник для определения профессиональных интересов; -анкета «Профориентация подростка»; -тест «Изучение социализированности личности учащегося» (Методика М. И. Рожкова) Классный руководитель, социальный педагог диагностика направленности интересов -анкета «Интересы и досуг»; -методика КОС; - опросник «Свободное время» -«Ситуация выбора» (методика Л. В. Байбородовой) Классный руководитель

Общие сведения об учащемся: Ф.И.О. – Дмитриева Аниса Валерьевна Дата рождения – 16 сентября 1992 Домашний адрес – с.Турмыши, ул. Ленина, 48 Год поступления в школу – 1999 год Успеваемость – отличница Общие сведения об учащемся: Ф.И.О. – Дмитриева Аниса Валерьевна Дата рождения – 16 сентября 1992 Домашний адрес – с.Турмыши, ул. Ленина, 48 Год поступления в школу – 1999 год Успеваемость – отличница

Исследование мотивов учения

Исследование мотивов поведения

Социально-психологическая атмосфера семьи: Сведения о родителях Ф.И.О. матери – Дмитриева Алина Николаевна Место работы – Янтиковский кооперативный магазин Ф.И.О. отца – Дмитриев Валерий Нестерович Место работы – выезжает на заработки Условия жизни в семье: Тип семьи – благополучный (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная) Характер взаимоотношений родителей с ребенком – сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т.д.) Стиль отношений в семье – демократичный

Положение в классном коллективе, отношение к ней: Позиция учащегося в коллективе – лидер С кем из класса наиболее близок: Михайлова Евгения. Александрова Ольга, Михайлова Ольга Взаимоотношения с другими одноклассниками - дружеские Манера, стиль общения с окружающими – экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим. Отношение к общественному мнению - активно- положительное (стремиться исправить недостатки, учесть замечания) Темперамент – сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)

Направленность интересов: Проявляет интерес к деятельности – физической, умственной, организаторской, спортивной Читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения – систематическое чтение учебной и художественной литературы. Кружковая занятость – лыжный, теннисный кружок

Профориентация Фактор структуры профессиональных установок - «рационализм профессионального выбора», характеризуется основательностью, рационализмом, рассудочностью, готовностью действовать по плану, после обстоятельных размышлений, неимпульсивностью. Профессиональный тип личности – социальный (ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы). Предполагаемая будущая деятельность – управление персоналом Социальная адаптированность – средняя степень развития социальных качеств.

2 этап - организационно-деятельностный На этом этапе работы происходит обсуждение информации, постановка цели, выявление проблем, имеющихся ресурсов, планирование деятельности по достижению цели в форме разработки индивидуальной программы развития учащегося. Психолого-педагогическое изучение показало, что приоритетными направлениями в программе индивидуального развития учащегося должны стать: учебно-познавательное; профессиональная ориентация; содействие процессам самопознания и самосовершенствования; социализация; психологическое и эмоционально-личностное; художественно-эстетическое. Программа реализуется через систему классных часов, урочные и внеклассные формы работы; коллективную, групповую, индивидуальную работу, занятия с элементами тренинга, ролевые игры. Приоритетной на данном этапе является индивидуальная и групповая работа

Индивидуальная программа развития учащегося Основные направления Форма и содержание работыСроки Ответств енные учебно-познавательное Участие: школьных, районных олимпиадах; предметных неделях: математики, химии, биологии, истории, нем. языка, географии, литературы; Ведение табеля успеваемости Еженедельная проверка дневников. Тематические классные часы: «Многогранность знаний – залог успеха». «ЕГЭ» Как готовиться к экзамену?»; Индивидуальная беседа «Упражнения, помогающие справляться со стрессовыми ситуациями (особенно на зачетах и экзаменах)» Составление ориентировочная таблица для успешной подготовки к экзаменам и зачетам Сентябрь – ноябрь Систематически В течение учебного года Метод. совет, классный руководи тель

профессиональная ориентация Цикл классных часов по профориентации: «Что такое призвание и как его найти?»; «Личное и общественное в выборе профессии»; «Что такое профессиональная этика и профессиональная непригодность?» Заседание клуба «Круг общения» (совместно с родителями): знакомство с интересными профессиями. Подготовка вечера встречи выпускников Анкетирование и беседа с психологом «Как правильно выбрать профессию» В течение года Январь февраль Кл. рук. Кл. рук., родители Кл. рук., школьный психолог содействие процессам самопознания и самосовершенствован ия Классные часы: «Какой я человек? Чем буду заниматься?»; «Есть ли рыцари в наши дни?»; «Откровенный разговор о нас самих»; «Нет уз священнее товарищества» Самореклама «Это Я» Составление «Дневника жизни учащегося» Индивидуальные консультации В течение года В течение года Кл. рук. Кл. рук., психолог

социализация Индивидуальная беседа «Сообщество как условие жизни человека, человек как общественное существо». Сочинение «Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни». Классный час «Семья человека в контексте жизни общества. Гражданский брак» Самопрезентация ученика «Человек как представитель своего поколения. «Я» как продукт и как часть общества». Составление газетной статьи «Один день человека как социального существа» Сентябрь Ноябрь В течение года классный руководитель, социальный педагог классный руководитель психологическая и эмоционально- личностное Наблюдение, ведение личных карт. Консультации психолога. Беседы с учеником: «Как научиться владеть собой?»; «Культура взаимоотношений юношей и девушек»; «Как пережить обиду?»; «Быть настоящим другом – признак высокой культуры»; «Влияние стиля жизни на репродуктивное здоровье женщины»; В течение года Сентябрь Октябрь Ноябрь Кл. рук. Школьный психолог Кл рук. совместно с родителями

Художественно- эстетическое Организация «Праздника первого звонка». Проведение конкурса «Твой стиль» Организация экскурсий: Коллективный просмотр спектаклей в театрах города; коллективный просмотр и обсуждение лучших фильмов года. Участие в проведении общешкольных мероприятий: праздничный концерт, посвященный Дню учителя; подготовка и проведение Новогодней елки для нач. школы; вечер новогодней сказки; весеннее кафе (поздравление мам и девушек с праздником); праздник последнего звонка; выпускной вечер. Организация поздравительной почты (поздравление учителей, бывших работников школы). Тематический вечер «Поэтическая гостиная». Классные часы: «Для веселья нам даны годы молодые»; «Воспитанный человек – какой он?»; Сентябрь Октябрь Март (каникулы) Организато р, кл. рук. Кл. рук.

3 этап – коррекционно-развивающий. Его цель – реализация индивидуальной программы развития учащегося. 4 этап - результативно- коррекционный (подведение итогов)

ЛИТЕРАТУРА ( Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов) 1.Абульханова К. А. Психология и педагогика. Учебное пособие. – М.: Совершенство, Афанасьева Т. М. Семья. Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, Бодалев А. А. Популярная психология для родителей. – М.: Педагогика, Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. – М.: «Просвещение», Косолапов Р. И. С чего начинается личность. – М.: Политиздат, Карелин А. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. – М.: Издательство АСТ, Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии, менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, Кашапов Р. Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиться успеха. Учебное пособие для высшего управленческого аппарата. – Ижевск: Удмуртский университет, Карнеги Дейл. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. Лениздат., Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. Библиотека этической мысли. – М.: Изд. политической литературы, Никитин А. Ф. Политика и право. М.: Просвещение, Петровский А. В. Психология о каждом и каждому о психологии. – М.: Изд. РОУ, Рогов Е. И. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: Владос, Столяренко Л. Д. Основы психологии. Пратикум. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, Шехтер С., Воскресенская Н. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование» – М., 1997.

ЛИТЕРАТУРА (Спутник классного руководителя 10–11 классы) 1. Классный руководитель: научно-метод. журнал. – – 2, Образование в документах: межведомственный информ. бюллетень. – – Щуркова, Н. Е., Питюков, В. Е., и др. Новые психологии воспитательного процесса. – М., Натанзон, Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. – М., Научно-метод. Журнал для заместителя директора школы по воспитательной работе.– – Щуркова, Н. Е. Вы стали классным руководителем. – М., Соловейчик, С. Педагогика для всех. – М., Организация воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», Андреев, В. И. Конфликтология: искусство споров, разрешения конфликтов. – Казань, Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитании. – М.: Просвещение, Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, Маленкова, Л. И. Педагоги, родители и дети. – М.: ТОО «Интел–ТЕХ», Мудрик, А. В. Время поисков и решений. – М.: Просвещение, Майер, Д. Социальная психология. – СПБ.; М.; Харьков; Минск, Дубровина, И. В. Мы живем среди людей: Кодекс поведения. – М.: Политическая литература, Кашапов, Р. Р. Курс практической психологии. –Ижевск: Изд-во Удмуртск. ун-та, Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, Таранов, П. Секреты поведения людей. – М.: Торговый дом «Грант», Паламарь, А. Мудрость общения. – М.: Молодая гвардия, Созонов, В. П. Организация воспитательной работы в классе: методическое пособие для классного руководителя. – М., ЛИТЕРАТУРА (Педагогическая диагностика в работе классного руководителя) 1. Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. – М., Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика. – М., Крикунова, Т. К. Практическая педагогика. – М., Кузнецова, Н. В. Изучать, чтобы воспитывать. – М., Методики выявления индивидуальных особенностей психического развития / под ред. М. К. Рункова. – Саранск, Методика воспитательной работы / под ред. В. А. Сластенина. – М., Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. – М., 1999.