Образец подзаголовка Методы психолингвистики. Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структур ы Четвер тый уровен.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений.
Advertisements

Обучение аудированию. Рекомендации по использованию эффективных стратегий аудирования 1. Что делать, если вы услышали новые слова, которые вам не знакомы.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
«... Зачем, О смертные, мы всем другим наукам Стараемся учиться так усердно, А речь, единую царицу мира, Мы забываем? Вот кому служить Должны мы все,
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Проект «Моя заветная мечта» выполнил ученик 5 В класса МОУ «СОШ 102» Самохин Кирилл Руководитель Пультус О.Б Барнаул 2011 год.
Сочинение на лингвистическую тему Готовимся К ГИА.
Лингвокультурологическая специфика эмоциональных концептов в русской и английской языковых картинах мира Руководитель: кандидат филологических наук, преподаватель.
Роль исследовательской деятельности в формировании УУД. Работу выполнила учитель МОУ « СОШ 5 с углубленным изучением отдельных предметов » Леонтьева О.
Основные этапы моделирования. Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей.
Модели решения функциональных и вычислительных задач Четвертый раздел (ДЕ 4)
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
Что такое научное исследование?. Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая.
Концептуальные положения формирования грамматической компетенции обучающихся.
Учебно- исследовательская деятельность в школе. Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется.
Транксрипт:

Образец подзаголовка Методы психолингвистики

Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структур ы Четвер тый уровен ь структ уры Пят ый уро вен ь стру ктур ы Шес той уро вен ь стру ктур ы Сед ьмо й уро вен ь стру ктур ы Вос ьмо й уро вен ь стру ктур ы Девятый уровень структурыОбр азец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровен ь Роль эксперимента в психолингвистике Вопрос о необходимости эксперимента для лингвистики впервые поставил в 1938 г. Л.В. Щерба в статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании». Учёный полагал, что «выводить языковую систему, то есть словарь и грамматику», можно из «соответственных текстов, то есть из соответственного языкового материала»

Роль эксперимента в психолингвистике Исследователь, писал Щерба, тоже должен исходить из понятого языкового материала. Но, построив из фактов этого материала некоторую отвлечённую систему, необходимо проверять её на новых фактах, т.е. смотреть, отвечают ли выводимые из неё факты действительности. Таким образом, в языкознание вводится принцип эксперимент.

Роль эксперимента в психолингвистике Под экспериментом Щербой подразумевалось: 1) интроспекция, самонаблюдение; 2) постановка собственно эксперимента.

Роль эксперимента в психолингвистике Отечественный психолингвист Л.В. Сахарный отмечал, что у сторонников традиционных методов лингвистического анализа имеется ряд возражений в отношении эксперимента: Материалы экспериментов очень интересны, но мало ли что могут сказать испытуемые по заданию экспериментатора? Как доказать, что в эксперименте выявляются действительно языковые правила? В эксперименте создаются заведомо искусственные ситуации, что для естественного функционирования языка и речи не характерно. В спонтанной речи иногда проявляется то, что никаким экспериментом организовать не удаётся, т.е. возможности экспериментальных методик достаточно ограниченны.

Роль эксперимента в психолингвистике Сахарный считал, что на эти вопросы можно ответить следующим образом: Что изучается в эксперименте язык или речь? Иначе, чем через речь на язык выйти нельзя. Но если изучать язык через спонтанные тексты, почему нельзя изучать его через тексты, полученные в экспериментах? Хотя ситуации в эксперименте бывают и искусственными, принципиальные особенности речевой деятельности, выявляемые, в эксперименте, характерны для речевой деятельности и в других, не экспериментальных ситуациях. Эксперимент не является единственно возможным методом психолингвистического исследования.

Ассоциативный эксперимент Ассоциативный эксперимент (associative experiment) является наиболее разработанной техникой психолингвистического анализа семантики. Процедура: испытуемым предъявляется список слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами. Обычно каждому испытуемому даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы. Существует несколько разновидностей ассоциативного эксперимента: Свободный ассоциативный эксперимент. Направленный ассоциативный эксперимент. Цепочечный ассоциативный эксперимент.

Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структур ы Четвер тый уровен ь структ уры Пят ый уро вен ь стру ктур ы Шес той уро вен ь стру ктур ы Сед ьмо й уро вен ь стру ктур ы Вос ьмо й уро вен ь стру ктур ы Девятый уровень структурыОбр азец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровен ь Существуют специальные словари ассоциативных норм, к числу общеизвестных относится словарь Дж. Диза. На русском языке первым словарём такого рода был «Словарь ассоциативных норм русского языка» под.ред. А.А. Леонтьева. В настоящее время наиболее полным словарём на русском языке является «Русский ассоциативный словарь»

Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структуры Четвертый уровень структуры Пятый уровень структу ры Шестой уровень структу ры Седьмо й уровень структу ры Восьмо й уровень структу ры Девятый уровень структурыОбразец текста Метод семантического дифференциала Семантический дифференциал в психолингвистике это метод количественного ( и одновременно качественного) индексирования значения слова с помощью двухполюсных шкал, на каждой из которых имеется градация с парой антонимических прилагательных. Чарлз Осгуд впервые предложил эту процедуру.

Методика дополнения Впервые она была использована американским исследователем Уильямом Тейлором в 1953 г. Сущность методики состоит в деформации речевого сообщения и последующем его предъявлении испытуемым для восстановления. Условием, обеспечивающим возможность восстановления разрушенного сообщения, служит принцип избыточности речевого сообщения, обеспечивающий даже при наличии помех адекватное понимание как устной, так и письменной речи.

Методика заканчивания предложения Методика заключается в том, что информантам предлагается устно, письменно закончить начатые экспериментатором предложения. Оказывается, что одно и то же начало предложения может иметь разные продолжения. Например: Директором... Директором коллектив школы был доволен. Директором нерадивый инженер был уволен. Директором был назначен совсем молодой человек. Такие эксперименты служат лучшему пониманию механизмов синтаксической организации речи и допустимых вариантов языковых конструкций.

Методы косвенного исследования семантики Испытуемых просят высказаться относительно истинности или ложности некоторого суждения. Испытуемым предъявляется предложение и засекается (хронометрируется) время, проходящее между предъявлением суждения и ответом испытуемого. Ответ испытуемого сигнализирует о завершении процесса понимания. Семантическое расстояние между объектами зависит от уровней семантической организации, к которой принадлежат исследуемые объекты.

Градуальное шкалирование Испытуемым предлагается расположить ряд слов одной семантической группы «по порядку». Особенность этой методики в том, чтобы использовать представления носителей языка о возможном расположении слов в семантическом пространстве, которое не даётся в словаре. Соответственно, если известно место слова на определённой семантической шкале, можно измерить и семантическое расстояние между словами на определённой шкале. Результаты подобных экспериментов позволяют создавать «градуальные словари».

Методика определения грамматической правильности Информанты должны сказать, насколько данное предложение грамматически правильно или употребимо. При этом они могут использовать шкалы оценок. Наличие такого рода оценок, отражающих разные варианты фраз, позволяют иметь статистически достоверный материал в отношении допустимых с точки зрения носителей языка, а не только одних лингвистов высказываний.

Методика прямого толкования слова Лингвистика располагает огромным опытом составления толковых словарей, в которых толкование (дефиниция) есть не что иное, как перифраза к толкуемому слову. Методика прямого толкования слова представляет собой описание содержания и объёма значения слова. Результаты измерений будут отражать реальную сложную картину соотношения лексического значения и внутренней формы того или иного слова в сознании носителей языка.

Классификация Испытуемым предлагают классифицировать разбить на группы материал (например, несколько слов). Результаты эксперимента отражаются в матрице, где учтены все объединения. Ещё в конце 60-х годов XX в. Дж. Миллер выдвинул гипотезу о том, что формы классификации материала соответствуют внутренним семантическим связям этого материала и, следовательно, структура этих связей может быть выражена в самой процедуре классификации. Количество отнесений разных слов в один класс служит мерой семантического сходства каждой пары объектов. На основе таких изменений производится процедура так называемого кластер-анализа, когда объекты объединяются в последовательные группы

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ! О.В. Маркевич