Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru Муниципальное казённое образовательное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Образ Бабы Яги относится к эпохе матриархата, и многое в нем остаётся загадочным. Нет пока убедительного.
Advertisements

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Иван - Царевич Иван – царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж.
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (5 класс)
Модель урока литературы, посвященный изучению темы «Особенности русской народной сказки» Подготовила: Хрусталева Татьяна, 1к. магистратура.
Структура сказки. Третий лишний Сказка Быличка Рассказ Иван-царевич Федор-царевич Илья-царевич Прекрасная девица Птица Нагай Бабушка-задворенка.
Т ОУЗАКОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» С. К ИНЕЛЬ -Ч ЕРКАССЫ Герои русских народных сказок. Выполнила:Зиновейкина Валерия, учащаяся 6 класса. Руководитель:
«Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» (Л.Н. Толстой) Тема: «Создание.
СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ…. Познакомить с видами фольклорной сказки, ее художественными особенностями. 1.Познакомить с волшебными, бытовыми и сказками.
Авторы: учащиеся 4 класса Руководитель: Ханифова Г. Х. Авторы: учащиеся 4 класса Руководитель: Ханифова Г. Х. Как «построить» сказку? Исследовательская.
Сказка « Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»: пушкинский набросок «Сказки о царе Салтане» или народная сказка? МОУ Пречистенская СОШ Учащиеся.
Сочиняем волшебную сказку учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 362 Московского района г.Санкт-Петербурга Сызранова Наталия Владимировна.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Урок изобразительного искусства во 2 классе по теме: Русская народная сказка «Гуси–лебеди» Учитель изобразительного искусства Кобылкина Галина Васильевна.
Тема: Создание волшебной сказки. «В гостях у сестёр-присказок, братьев-зачинов и подружек- концовок». Урок литературы в 5 классе МБОУ СОШ 42 г. Владимира.
Б АБА СТРАШНАЯ Я ГА В МЕСТО НОСА – КОЧЕРГА. Х ОДИТ, БРОДИТ ЗДЕСЬ И ТАМ П О БОЛОТАМ, ПО ЛЕСАМ. «Б АБА Я ГА » ДЕТСКАЯ ПЕСЕНКА М УЗ. И СЛ. Н. С ОКОЛОВОЙ.
Презентация по литературе на тему: «от фольклора до современной литературы». сказка.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР : СКАЗКА 1. Языческие корни сказки 2. Мифологическая природа волшебных сказок 3. Композиция сказки 4. Язык сказки 5. Сказочные персонажи.
Транксрипт:

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» (6 класс)

Цели: - выявление жанровых особенностей волшебной сказки, значения образов Бабы-Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символического значения яблока, композиционных и языковых особенностей «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»; - развитие исследовательских навыков учащихся, умений выделять в сообщении учителя и учащихся главное, коммуникативных умений; - формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления нравственных уроков сказки.

Назовите героев сказки Царь Фёдор-царевич Василий-царевич Иван-царевич Бабушка-задворенка Волшебные кони Девица Синеглазка и её сыновья Нагай-птица и её птенцы

Образ Бабы-Яги И.Я.Билибин «Баба-Яга»

Подумай и ответь… - Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы-Яги? - Почему герой просит Бабу Ягу накормить, напоить, спать уложить? - Почему вход в избушку со стороны леса?

Образ Ивана-царевича В.М.Васнецов «Иван-царевич на Сером волке», 1910г

Образ Ивана-царевича В.М.Васнецов «Бой Ивана-царевича со Змеем»

Подумай и ответь… - Какие награды получает Иван- царевич за свои добрые дела? - В каких случаях Иван-царевич является отрицательным персонажем?

Символическое значение яблока

Композиция волшебной сказки Экспозиция Завязка Развитие сюжета Кульминация Развязка

Исследовательская работа Элементы композиции МотивПример ЗавязкаГлавный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего КульминацияГлавный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её РазвязкаПреодоление потери или недостачи Царь очень устарел и глазами обнищал Царевичи отправляются на поиски молодильных яблок Иван-Царевич сражается с синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её царство

Исследовательская работа РолиПерсонажи Вредитель Дарители Помощники Царевна Отправитель Герой Ложные герои Прекрасная девица Бабушка-задворенка, три Бабы Яги Волшебные кони, Нагай-птица Девица Синеглазка Царь Иван-царевич Фёдор-царевич, Василий-царевич

Выявление признаков волшебной сказки - Какова композиция «Сказки о молодильных яблоках и живой воде? - Как распределены роли в сказке? - Каковы характерные мотивы сказки?

Исследовательская работа Кувшинец о двенадцати рылец Плита-камень с надписью: «Направо поедешь – коня спасать, себя потерять. Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь – женату быть». Терем под золотой крышей Плётка нехлёстанная, двенадцать подпруг с подпругою Яблоня с молодильными яблоками, а под яблоней колодец с живой водой Палицы боевые, копья долгомерные, сабельки острые, кинжалище булатный Назовите встретившиеся вам в сказке волшебные предметы. Какую роль играют в сказочном повествовании?

Исследовательская работа «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Царь, и было у него три сына». «Царь собирает пир на весь мир». «Ехал он близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру – красна солнышка до закату». Назовите встретившиеся вам в тексте наиболее распространённые сказочные обороты речи. «Долго ли, коротко ли». «Повесил буйну голову». «Долго ли, коротко ли, не скоро дело делается, скоро Сказка сказывается».

Исследовательская работа «Не торопись ехать, а торопись делать». «Не ради красоты, ради славушки молодецкой». «Встречай гостя по платью, провожай по уму». Назовите афористические выражения, крылатые обороты, встретившиеся в сказке. Что они обозначают? «Они растут не по дням, а по часам».

Поведём итоги Чему учит сказка? Сказка утверждает веру в добро и справедливость. Учит самоотверженности, смелости, вежливости, осторожности в суждениях, гостеприимству.

Домашнее задание 1. Подготовить пересказ «Сказания о белгородских колодцах». 2. Составить тезисный план вступительной статьи учебника, посвящённой древнерусской литературе. Индивидуальное задание: 1. Подготовить сообщение о Георгиевском соборе Юрьева монастыря, соборе Антониева монастыря, Георгиевской церкви в Старой Ладоге. Групповое задание: 1. Подготовить презентацию «Культура Древней Руси».

Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 6 класс. Методическое пособие. М., 2012г