МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ХАНИПОВА Ю.Н. Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Школьные годы с Д.Б. Кабалевским» Посвящается 105-летию со дня рождения Правительство Москвы Департамент образования Москвы Восточное окружное управление.
Advertisements

Петр Ильич Чайковский «Детский альбом» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребенка - детский сад первой категории.
Визитная карточка Месюсиной Татьяны Алексеевны, учителя русского языка и литературы МОУ Гимназия 1 им.В.Я.Шишкова г. Бежецка Тверской области.
«Композиторы XXI века – детям» Андрей Классен Бекетова Нина Александровна Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дошкольного образования.
В семье родителей любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились музыкальные вечера.
Ученика 3 класса «В» Демлера Дмитрия О жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака. Проект по предмету «Литературное чтение» На тему:
О жизни и творчестве писателя. Бианки – фамилия, и предки писателя действительно жили в Италии. Сам Виталий Валентинович родился в Санкт-Петербурге в.
В.Я.Шаинский – композитор разных поколений. Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования г. Ялуторовска «Детский сад 3» Фомина Ксения, 7.
Конкурс «Читаем вместе в классе и семье» ИССЛЕДОВАНИЕ Тема: «Читающая семья. Связь поколений» Выполнила: Кузина Александра Алексеевна ученица 3 класса.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Презентация, посвященная творчеству композитора Евгения Павловича Крылатова Цель: Расширение кругозора детей старшего дошкольного возраста Задачи: знакомство.
Привет!!! Я – Настя Михайлова, ученица 8 –ого класса, президент детской организации имени Героя России Е.Г.Борисова МОУ «Шатьмапосинская ООШ».
Валентин Петрович Катаев. Цели урока: -обобщить знания детей о творчестве В. Катаева, -пробудить интерес к творчеству писателя, -воспитывать трудолюбие,
Волынкина Елена Александровна учитель начальных классов высшая категория О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы Государственное.
Конкурс презентаций «Великие люди России» Сайт: «Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su» Нет другой дороги, как музыка… Биография и творчество Петра.
Выполнила ученица 5 класса МОУ Большемалинской СОШ Шувалова Алина Петровна Руководитель : Беляева Е.В.
Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад 2 » МБДОУ «Детский сад 2 » п.г.т. Уруссу. Родилась 8 ноября 1973 года в п.Уруссу. Образование высшее.
Подготовила Гугнина Юлия Станиславовна Учитель начальных классов МБОУ СОШ 64 г. Новосибирска О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной.
Мой первый учитель.. Дорогие друзья! Я очень рада,что могу поделиться с вами этой маленькой историей моей первой учительницы. Которую я расскажу вам от.
Транксрипт:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ХАНИПОВА Ю.Н. Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей 12 «Буратино» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры городской округ город Радужный Жизнь и творчество Дмитрия Борисовича Кабалевского

Д.Б. Кабалевский родился 30 декабря (17 декабря по ст. стилю) 1904 г. в Петербурге. Его дед по отцовской линии – военный инженер Клавдий Егорович Кабалевский – был строителем и первым начальником Луганского патронного завода, получил за свои заслуги личное дворянство и вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта. Отец Дмитрия Борисовича – Борис Клавдиевич – окончил в 1900 году физико- математический факультет Петербургского Университета и работал в Управлении государственных сберегательных касс. Мать – Надежда Александровна (урождённая Новицкая) окончила Царскосельскую женскую гимназию и имела диплом домашнего учителя, что безусловно, сказалось на воспитании ею своих собственных детей. Кроме Димы (или, как его называли родные – Мити) у Бориса Клавдиевича и Надежды Александровны была ещё дочь Лена 1903 года рождения. Впоследствии Лена также проявила большие музыкальные способности, но профессиональным музыкантом не стала.

В 1911 г. родители отдали сына в Петербургское Городское начальное училище, а по его окончании – в 1-ю Петербургскую гимназию. В своих «Воспоминаниях» много лет спустя Д.Б. Кабалевский напишет о том, что судьба подарила ему в те годы двух замечательных учителей. Первой была учительница Городского училища Лидия Александровна Орлова. В архиве композитора сохранилось подписанное ею Свидетельство 1306, выданное 30 мая 1915 года, но кроме перечисленных в нём закона божьего, арифметики, пения, рисования и рукоделия Лидия Александровна учила детей главному – «большой науке дружбы». Первая Петербургская Гимназия. Митя Кабалевский – четвёртый справа в первом ряду Вторым был Алексей Василькович Миртов – классный наставник и преподаватель русского языка в 1-ой Петербургской гимназии. Стараясь привить своим ученикам любовь к русскому языку, Алексей Василькович организовал издание журнала «Стихи и проза», в котором будучи учеником второго класса, Митя Кабалевский не только был членом редколлегии, но и опубликовал своё стихотворение и рассказ. Как не однажды утверждал потом сам композитор, интерес и любовь к творчеству (в частности, литературному) пробудил в нём именно Алексей Василькович. Самое трогательное в этих историях то, что много лет спустя, начав вести беседы о музыке по радио, Дмитрий Борисович получил письма и от Л.А. Орловой, и от А.В. Миртова. К сожалению, их переписка длилась совсем недолго…

Музыка в семье Кабалевских звучала всегда. Борис Клавдиевич пел русские и украинские народные песни, аккомпанируя себе на гитаре, Надежда Александровна играла на фортепиано и увлекалась театром. Митю игре на рояле начали учить в 8 лет. Но преподавательница – это была сестра его матери Вера Александровна – запрещала мальчику импровизировать и подбирать по слуху. И для того, чтобы избавиться от ненавистных гамм и этюдов, однажды при гостях, вместо торжественно объявленной пьесы Бурхмюллера, Митя как только мог громко и быстро сыграл подобранный по слуху входивший в моду «Матчиш». Занятия музыкой были прекращены, но это была пиррова победа – годы спустя, с блеском окончив Московскую Консерваторию сразу по двум специальностям – как композитор и как пианист – Кабалевский не раз говорил, что достичь должного уровня пианизма ему помешали упущенные годы. К профессиональным занятиям музыкой он вернулся лишь в 14 лет.

Вся деятельность Кабалевского связана с детьми, для которых он много сочинил хорошей музыки и с которыми любил заниматься, учил их петь и понимать, о чём говорит музыка. Д.Б. кабалевский любил рассказывать детям одну легенду, в которой говорится, что в далёкие времена люди не могли дать объяснение многим явлениям природы и думали, что Земля стоит на трёх огромных китах. Сейчас даже маленькие дети знают, что никаких китов нет и Землю никто не поддерживает. А вот в музыке, говорил Кабалевский, есть свои «три кита», и существуют они на самом деле. На этих «трёх китах» держится почти вся музыка. «Три кита» в музыке – это три основных её жанра: марш, танец и песня. Нет на свете человека, который бы не спел хоть одну песню, не танцевал или не маршировал. Дмитрий Кабалевский говорил, что танцы, марши и песни встречаются в самых разных музыкальных формах: в опере, балете, хоровой музыке и т.д.

В 1959 г. композитор сочиняет кантату «Ленинцы», в исполнении которой участвуют три хора – детский, молодёжный и взрослый, символизируя неразрывную связь поколений – пионеров, комсомольцев и коммунистов. В «Реквиеме» есть слова»: «В нашем грядущем Дети отучатся плакать И будут смеяться… » Это именно то, ради чего жил и творил Кабалевский. Свои самые первые фортепианные произведения для детей он сочинил ещё будучи студентом Консерватории, – это был Сборник детских пьес для ф-но op.3. В 1929 г. он сочинил «7 забавных песенок для голоса и ф-но» на слова В. Катаева, потом – цикл «8 песен для детского хора». Отныне большинство своих произведений он пишет или для детей и юношества, или о них. Всё написанное Кабалевским для детей перечислить невозможно. Это и песни, и инструментальные произведения, и музыка к спектаклю, и опера, поставленная в Детском музыкальном театре Н.И. Сац, и музыка к детским радиокомпозициям («Беседы умного крокодила» или «Клуб знаменитых капитанов»).

Почти ежегодно Кабалевский бывает в каком-нибудь пионерском лагере и пишет пионерские песни; едва ли не самая знаменитая – «То берёзка, то рябина». Впервые попав в «Артек» в 1935 г., Кабалевский становится почётным артековцем и в содружестве с поэтом В. Викторовым пишет целый цикл артековских песен, которые, впрочем, поются по всей стране. Именно в свой первый приезд в «Артек» Кабалевский, по его собственному признанию, отвечая на вопросы окруживших его ребят, впервые ощутил свою беспомощность, – как рассказать им о музыке? И много лет спустя, уже имея огромный опыт подобных бесед, он пишет книгу под названием «Как рассказывать детям о музыке?». С той памятной встречи и началось формирование Кабалевского как лектора. Сперва это были встречи-беседы в пионерских лагерях, детских санаториях, интернатах и школах, потом эти беседы стали записывать и передавать по Всесоюзному радио. Настало время, когда Кабалевский начал вести беседы в Третьяковской галерее. Они назывались «Музыка – живопись – жизнь». Их целью было научить слушателей, и в первую очередь детей, видеть музыку, слышать живопись и главное – воспринимать и то, и другое как часть окружающей жизни. В 1968 г. в Колонном зале Дома Союзов прошёл первый концерт из цикла «Музыкальные вечера для юношества», или «Ровесники». Вёл эти концерты сам Дмитрий Борисович. Этот и все последующие концерты транслировались по телевидению и записывались на радио. Аудитория Кабалевского исчислялась миллионами зрителей и слушателей – не случайно друзья Дмитрия Борисовича, художники Кукрыниксы в шутку называли его «Народным музыкальным университетом».

При этом Кабалевский, как всегда, не забывает детей: он возглавляет конкурс юных музыкантов городов Поволжья и для каждого конкурса пишет новое сочинение; становится инициатором появления в «Артеке» так называемого «знамени искусств» (в дополнение к уже существовавшим знамёнам труда, дружбы и спорта), всячески поддерживает создание хоровой студии «Пионерия» в г. Железнодорожный, принимает самое активное участие в проведении фестивалей искусства в пионерском лагере «Орлёнок», пишет статьи и книги. Но всё это оказалось лишь прелюдией к главному делу последних десятилетий жизни композитора – разработке и созданию программы преподавания музыки в общеобразовательной школе. Первым шагом в этом направлении стала книга «Про трёх китов и про многое другое», написанная в 1972 году. Как писал сам автор в предисловии, музыка будет жить только тогда, когда кроме сочинившего её композитора и исполнивших её музыкантов у неё будут слушатели. Поэтому цель книги – помочь её читателям стать хорошими слушателями. В 1973 г. Кабалевский создаёт Лабораторию музыкального образования в НИИ Школ, а спустя несколько лет – становится главным редактором журнала «Музыка в школе». К тому времени композитор прекрасно знал, как обстоят дела с уроками музыки в общеобразовательных школах и на каком музыкальном материале эти уроки проводятся. Но мало было только написать программу и подобрать к ней музыкальные примеры; надо было апробировать всё это в школе.

И в 1973 г. Кабалевский начинает вести уроки музыки в первом классе московской школы 209. Вместе с ним над программой работала вся лаборатория. Так они провели в этой школе 7 лет, разработав и проверив жизненность новой Программы. К последнему году жизни Д.Б. Кабалевского по его программе занимались в тысячах школ по всей стране. На фоне общего количества произведений романс занимал весьма скромное место в творчестве Д.Б. Кабалевского. Написав ещё в студенческие годы несколько романсов на стихи поэтов Блока, Бальмонта, Есенина, лишь через 20 лет он вновь обращается к этому жанру и пишет цикл 10 сонетов Шекспира в переводе С. Маршака op.52 и два романса на стихи А. Коваленкова op.55. Потребность вновь сочинять романсы возникает у композитора в семидесятые годы. Теперь это уже глубоко философские произведения – Три восьмистишия на слова Расула Гамзатова op.74, 1975 г., «Время» – Шесть романсов на слова С. Маршака op.100, 1977 г., «Песни печального сердца» – 8 романсов на стихи Ованеса Туманяна op.101, гг., и Семь песен о любви op.103, 1985 г. Фактически, в этих романсах композитор подводит итог прожитой жизни, можно даже сказать, при помощи музыки делится своим жизненным опытом. Самый последний романс – «Тебе легко – какое счастье» – ни что иное, как признание в любви жене, Ларисе Павловне, с которой они прожили 49 лет. Закончить хотелось бы словами самого Дмитрия Борисовича: «Мне очень не хочется, чтобы меня разрезали на две части – «детско-молодёжную» и «взрослую». …По существу, это некое неразрывное единство, которое, вероятно, проще всего обозначить словом «жизнь».