Методика преподавания вопросов организационного обеспечения информационной безопасности Практика использования вычислительных средств при изучении дисциплин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Процесс получение приема на работу Управление персоналом Тайтеленова А. Исабеков А.
Advertisements

Основные понятия Законодательство в сфере защиты информации.
Кредитный потребительский кооператив К Вам пришла проверка!
Сила профсоюза – в ее массовости, в сплоченности членов, в энергичном и принципиальном профсоюзном комитете, который: Протягивает руку помощи! Решает.
Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника; СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ (Ф) РАНХИГС Выполнили:
Уполномоченный по охране труда профсоюзного комитета образовательного учреждения.
Целями трудового законодательства являются: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан; создание благоприятных условий труда;
Лектор Кочергина Елена Викторовна. 2 мая 2006 года N 59-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ.
Способы защиты трудовых прав и свобод. Самозащита работниками трудовых прав. Крыжнева Милана 3 курс 2 группа ГМУ.
1 Изменения в нормативной правовой базе государственной (итоговой) аттестации и приема в ВУЗы и ССУЗы в 2012 г.
Этапы планирования потребности в персонале
Г. Серов, Заявление - официальное сообщение в устной или письменной форме С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка Заявление – это официальное.
Исполнение полномочий при осуществлении контроля за проведением ЕГЭ, ведение административного производства по административным правонарушениям.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
Виды проверок организаций- исполнителей ГОЗ, проводимых контрольным органом, в том числе СМК по ГОСТ РВ
Организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС Расширенное заседание МС отдел воспитания Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: 1.Обязанности работника в области охраны труда. 2. Ответственность должностных лиц и гражданского персонала за нарушение законодательных.
1 Система регламентации органов публичной власти.
Заседание Совета руководителей ОУ города Тулы «Соблюдение антикоррупционного законодательства в образовательных организациях»
Мубаракшина Римма Амировна, секретарь, заведующая юридическим отделом, главный правовой инспектор труда главный правовой инспектор труда.
Транксрипт:

Методика преподавания вопросов организационного обеспечения информационной безопасности Практика использования вычислительных средств при изучении дисциплин Инженерно-техническая защита информации и Технические средства защиты информации Особенности изучения курса «Организация и управление службой защиты информации на предприятии»

Блоки Фриланс Модели развития предприятия Структура и сотрудничество СЗИ СБ ИТ и других служб Индивидуум, коллектив, начальник Планирование мероприятий по ОБИ. Инструкции Социальная инженерия Чиновники, рейдеры, инсайдеры КЗОТ, организация труда, ПТБ, ПУЭ, Пожар, Высота Служебное расследование Форензика, УПК, эксперт Рабочее место Обязанности сисадмина Нормирование труда Резюме Работа с людьми – уходят нужные Расследование – Ту Организация конфид. делопроизводства (Холмс) Компьютерная преступность Расследование инцидентов ИБ

Лекция 1 1. Поиск работы 10 советов фрипансеру (freelancer) n/view.asp?id=AC79434E262E А 1. Всегда надо знать цену себе и расценки конкурентов. 2. Старые связи хорошо, но новые не помешают. 3. Никогда не бойтесь сами предлагать свои услуги! 4. Масса полезной информации для вас - в газетах объявлений и в Интернете. 5. Напечатайте визитные карточки. Телефон, записанный на бумажке или (о, ужас!) на салфетке, не прибавит вам очков. 6. Не бойтесь технического прогресса! Уже завтра вам будет не хватать пейджера, мобильника, факса, электронной почты. 7. Продумайте «бизнес-расходы». Оплата Интернета, мобильника, картриджа для принтера - теперь ваша забота. 8. Не забывайте включать эти расходы в смету вашего заказа. 9. Не игнорируйте сон и отдых! Как вы выглядите, так к вам и относятся. 10. Даже проводя рабочий день дома, не врастайте в халат или затертые джинсы. Выходя в свет, будьте светской львицей/денди! Это еще никому не мешало.

Этап «Тусовка» преобладают неформальные отношения, «общинный» менталитет, равноправие, идеологическое (харизматическое) лидерство и непрофессиональное дружеское или патерналистское управление. ·Этап «Механизация» повсеместная формализация отношений, процессов и процедур. Организация переходит к регулярному менеджменту. Значительно углубляется разделение труда, составляются подробные должностные инструкции и правила внутреннего распорядка. Большое значение придается стандартизации и утилитарности. Нововведения встречают существенное сопротивление. ·Этап «Внутреннее предпринимательство» главной задачей организации, которая фактически представляет собой несколько разных бизнесов, становится повышение эффективности деятельности. Имеет место широкое делегирование полномочий, децентрализация власти, внутренние предпринимательские инициативы сотрудников и подразделений, которые регулируются детально разработанной политикой и стратегией организации. Важнейшими ценностями становится профессионализм сотрудников, способность добиться поставленной цели максимально эффективным образом. Часто формируются командные отношения и способы работы. ·Этап «Управление качеством» компания нацеливается на захват стратегических приоритетов на рынке через создание собственных стандартов качества. Высочайший уровень производства основывается на внедрении и развитии идеологии «внутреннего клиента», когда каждое подразделение компании становится заказчиком для одних подразделений и исполнителем для других. Однако в целом технологическая цепочка ориентирована на конечный результат, работает на клиента организации. Каждый из этих макроэтапов подразделяется на шесть стадий: формирование, рост, стабилизация, стагнация, кризис, распад. Как правило, смена этапов сопровождается значительными трансформациями внутри организации при попытке разрешить кризис каждого отдельного этапа.

Отслеживаемые факторы 1.степень новизны бизнеса1.желание начать свое дело 2.Утечки через рекламу, неотлаженность 2.Засылка инсайдеров делопроизводства, 3.Смена кадров, недоработки отслеживания3.Активный промышленный шпионаж 4. Привычка, успокоенность4. «свои» инсайдеры 5. Ухудшается климат и условия5.Массовое бегство

Работа с людьми Шесть правил Глеба Жеглова: Так, правило первое – запоминай, повторять не стану. Затверди как строевой устав. Разговаривая с людьми, всегда улыбайся. Понял? Люди это любят. Оперативник, который не умеет влезть в душу к свидетелю, зря получает рабочую карточку. Запомнил? Правило второе – будь к человеку внимательным, и старайся подвинуть к разговору о нем самом. А как это сделать?.. А вот для этого существует третье правило: - найди тему, которая ему интересна.

1. Получение необходимых для приема на работу документов. - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; - трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на условиях совместительства; - страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; - документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; - документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. - другие документы, предусмотренные федеральным законом. 2. Ознакомление работника с локальными нормативными актами организации. под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. функциональными обязанностями 3. Заключение трудового договора. согласно ст. 61 ТК РФ работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором 4. Издание приказа о приеме на работу. объявляется работнику под роспись не позднее трех дней со дня фактического начала работы 5. Заполнение личной карточки формы N Т-2. заполняется сотрудником кадровой службы на основании представленных работником документов и заверяется подписями самого работника и сотрудника отдела кадров. 6. Оформление личного дела работника. Указом Президента РФ от N 609 утверждено Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела (далее - Положение). 7. Внесение записи в трудовую книжку. Статьей 66 ТК РФ установлено, что работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

ДЛЯ ПРОГРАММИСТОВ. Вот основные разделы, базовая информация по которым должна быть представлена в учебных программах: 1. Стиль программирования, комментарии, самодокументируемый код. Лекции рекомендуется проводить на первом курсе вместе с лекциями, посвященными любому из языков программирования. Две лекции по этой теме, проведенные на первом курсе в качестве эксперимента (при условии постоянного контроля на практических занятиях), привели к тому, что у всех студентов в течение нескольких недель сформировался грамотный и красивый "почерк" при написании программ для лабораторных работ. 2. Методики программирования, на примерах самых различных моделей жизненного цикла - от каскадной модели до экстремального программирования. Теоретический материал для студентов 3-5 курса. Вопросы его поддержки в лабораторном практикуме к настоящему моменту еще не рассматривались. 3. Принципы создания небольших компонент в рамках большого продукта. Может сопровождаться лабораторными работами по разработке COM-объектов и другими аналогичными задачами. 4. Архитектура программного обеспечения. Функциональная и структурная декомпозиция, принципы сокрытия информации и т.п. Базовые знания о правильном построении структуры программы должны даваться уже на первом курсе при изучении языков программирования. Более глубоко вопрос можно прорабатывать вместе с "Принципами создания небольших компонент". 5. Методология ошибок. Классификация, симптомы, методы поиска и предотвращения. Часть этой информации должна проходить красной нитью через многочисленные существующие курсы (начиная с самого первого семестра). Как отдельный предмет (или как набор систематизирующих и обобщающих лекций) может включаться в программу 3 или 4 курса. 6. Работа с системами контроля версий. Материал для студентов 3-4 курсов. Должен включать в себя рассмотрение наиболее распространенных систем (например, VSS, CVS, SVN), информацию о порядке работы с ветками (branches), метками (labels), списками изменений (changeset) и т.п. Нерешенный вопрос - как организовать лабораторный практикум по этой теме? 7. Начальные сведения об управлении программными проектами. Предположительно, материал для студентов пятого или шестого курсов, обучающихся по магистерской программе. Можно рассматривать этот материал как логическое продолжение курса, посвященного методикам программирования (пункт 2).

жизненный цикл команды согласно модели Такмана делится на пять фаз:- Формирование- начало перехода каждого члена группы от индивидуальной модели поведения к групповой, формирование команды. Столкновение- столкновение интересов и амбиций, борьба за неформальное лидерство, поиск своего места в команде. Нормализация- стабилизация отношений, выработка внутренних правил поведения, начало командной работы. Исполнение- продуктивная работа. Завершение- завершающая стадия работы над проектом.

10 главных ошибок руководителя (сравнить с номенкл дубами) Ошибка 1. И море по колено, и горы по плечо Ошибка 2. Вера в собственную непогрешимость Ошибка 3. Всех несогласных – на Соловки Ошибка 4. Царь сам разбирается с людом Подчинённые руководители у босса-авторитарщика не имеют не только власти, но и возможности высказать собственное мнение Ошибка 5. Психологический прессинг - как после этого работать Ошибка 6. Всё время ругает и никогда не хвалит Ошибка 7. Неравные условия ( для всех работников. Любимчики ) Ошибка 8. Грузят на того, кто везёт Ошибка 9. Личные симпатии - в ущерб профессионализму (нанять подругу, уволить нелюдимых спец-тов) Ошибка 10. Необязательность и непорядочность

Работа руководителя Модель Файоля Руководитель должен: /д.б. выделены определенные часы или дни для исполнения функций руководителя. И только после исполнения своих основных обязанностей руководитель занимается продажами и всем остальным./ * Прогнозировать и планировать, * Постановка целей и задач, * Составление программы действий, * Выявление необходимых ресурсов и их источников, * Доведение планов до их непосредственных исполнителей. * Организовывать, создавать формальную структуру организации (отдела), умело распределять работу среди сотрудников. * Руководить, отдавать распоряжения и мотивировать подчиненных на выполнение работы и задач, получение результата * Координировать, прописываются регламенты взаимодействия, +включать голову * Контролировать. определяются точки контроля над рабочим процессом. Информация должна накапливаться в табличной форме 100 правил руководителей NASA

Социальная инженерия. (К.Митник) Возможные уязвимости и как они могут использоваться /Гламаздин/ -Жалость-ЖадностьСхемы отработаны -Доброта-Лень - претекстинг -Сочувствие-Эгоизм - фишинг -Доверчивость-Страх - Квипрокво -Любопытство- Безответственность - Троянский конь -Симпатия- Гордыня - Дорожное яблоко -Услужливость -Корысть - ….. ===фишинг=== В связи с многочисленными регистрациями анонимных анкет и увеличением уровня рассылок на сайте теперь каждая анкета подлежит обязательной активации. Для того чтобы активировать свою анкету, отправьте SMS с текстом ЬЫ на один из следующих номеров Яндекс? Гуггл? Nail.ru m i crosoft

Анатомия рекламы - и не только Наведение психоза «нехватка времени» некогда подумать, ему нужно срочно бежать и покупать! 2. Апелляция к прогрессу подталкивает человека покупать новое, чтобы идти в ногу со временем, не отставать. Однако в основе этого метода лежит эксплуатация любопытства. 3. Подмена понятий 4. Комплекс превосходства «Верный секрет женских побед», «для тех, кто правда крут», «ты всесильна», «вы неотразимы», «он один такой» - типичные в данном случае слоганы. 5. Бесплатный сыр из мышеловки 6. Победа над остальными Ключевые слова: «в отличие от других». 7. Авторитет науки Ключевые слова: «эксперты рекомендуют», «доказано клиническими исследованиями» и проч. 8. Мнение известного человека «раз уж такие люди покупают, то сомневаться нечего, надо брать». 9. Глас народа «Ну это же не реклама, для рекламы мы бы наняли звезд. Здесь просто демонстрация житейского опыта обычных людей». 10. Наведение ужаса «Вы ведь не хотите заболеть? Тогда купите витамины». 11. Не будь изгоем показывают толпы людей, разные города и народы, представители которых едины в том, что «доверяют» одном и тому же бренду.

12. Апелляция к «добрым чувствам» товар ассоциировался с событиями, вызывающими положительные эмоции, возникающие в процессе человеческого общения. Дружба, встреча с родителями, постройка нового дома, сдача экзамена и проч. 13. Эксплуатация родительского инстинкта Ребенок счастлив, если вы купите ему:... подгузники, шампунь....и проч. 14. Патриотизм Ключевые слова: «Россия», «Сибирь», «наше», «русское». Используются образы национальных героев, исторических и фольклорных персонажей, национальные костюмы и так далее. 15. Ошарашить! настолько сильно, чтобы рекламируемый товар крепко засел у него в памяти. «Шок-это по-нашему» - мягкая форма реализации данного метода. 16. Удовольствие Львиная доля клипов содержат сексуально окрашенные образы, предлагают «райское наслаждение», искушение «вкусом» и так далее. Цель -связать товар с удовольствиями. Перечисленные приемы являются идейным каркасом рекламных кампаний. Скелет потом обрастает шаблонными образами: красотками, «продвинутой» молодежью, предупредительным доктором, доброй бабушкой, мачо, веселыми детишками и так далее. При этом всегда конструируются рефлекторные связки-ассоциации в духе Павлова.

НАПРАВЛЕНИЯ ЗАЩИТЫ 1. Разработка четкого плана действий для сотрудников в случае обнаружения атаки социальной инженерии. 2. Разработка правила для сотрудников, позволяющие определять, какая информация является важной для компании. 3. Научить сотрудников говорить «Нет!» 4. Разработать процедуры для проверки личности человека и его авторизации. 5. Получить поддержку руководства кампании Очень важно информировать сотрудников об методах СИ, обучать их тому, как противостоять им и не давать себя использовать в качестве пособника атакующих. Защита компании от вторжения злоумышленников, использующих СИ должна входить в обязанности каждого сотрудника, даже тех, кто не пользуется компьютерами по роду своей деятельности. Уязвимы топ- менеджеры, охранники, девушки в приемной, телефонисты, уборщики, работники гаража, а особенно недавно принят

некоторые работники предприятия могут натворить бед похлеще, чем заброшенный в стан врага диверсант. И пока мы ищем, кто нас атаковал снаружи, нас атакуют изнутри собственные сотрудники. Упрямые работники= то что он делает - нужно! Он безгрешен! Недобросовестные работники = за которыми пока смотришь, они демонстрируют по­ трясающую деловую активность, но как только отвернулся, они работать перестают. ====================================== Известно, что 20% людей делают 80% работы. Недавно психологи открыли удивительный факт о том, что 80% людей считают входят в эти 20 %. Ключевое слово командного стиля руководства заставить сделать, а ключевое слово управленческого стиля убедить сделать Построение социальных файрволов Наблюдайте за сотрудниками на всех стадиях их развития в организации - устройство - работа - увольнение Не допускайте на своем предприятии существования алкогольно-сексуальных групп Лояльность сотрудников самый главный социальный фаервол В группе людей объединяют интеллектуальные отношения, а в толпе - эмоциональные. Опытные социальные хакеры тоже прекрасно осведомлены о графике Девиса. И знают, что, к примеру, переманить сотрудника из фирмы, у которой все шло хорошо, а потом стало не то чтобы даже плохо, а чуть-чуть похуже, практически ничего не стоит. Нужно просто стоять у ворот этой фирмы и переманивать. Про­центов 70 перейдет на другую работу.

нередко персонал способен гораздо больше, чем любые внешние воры. По данным Haц. Амер. Ассоциации розн. торговцев Америки от 50 до 70% убытков организации приходится на кражи, которые совершают "свои". Построение социальных файерволов Наблюдайте за сотрудниками на всех стадиях их развития в организации - устройство - работа - увольнение Не допускайте на своем предприятии существования алкогольно-сексуальных групп Лояльность сотрудников самый главный социальный файервол Убеждение с игрой на некоторых слабостях /уязвимости человека/ Неуверенность в себе Медлительность Азартность Тщеславность Невежество Эффект ореола (прошлых заслуг/неудач) Эффект близости (кто/что рядом?) В группе людей объединяют интеллектуальные отношения, а в толпе - эмоциональные.

ЧИНОВНИКИ ФЗ от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации 1. Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации Статья 2. Система государственной службы 1. Система государственной службы включает в себя следующие виды гос. службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба. Статья 5. Государственная гражданская служба....(определения) 2. Федеральная государственная гражданская служба Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации Статья 6. Военная служба.. Статья 7. Правоохранительная служба.... Статья 10. Государственные служащие

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Статья 4. Принципы гражданской службы Принципами гражданской службы являются: 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации; 3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего; 4) профессионализм и компетентность гражданских служащих; 5) стабильность гражданской службы; 6) доступность информации о гражданской службе; 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Статья 14. Основные права гражданского служащего 1. Гражданский служащий имеет право на: ) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; 7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; ) защиту сведений о гражданском служащем; Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего... 7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

Мифы и реалии общения с чиновниками 1. Мудрый чиновник. 2. Добрый чиновник. 3. Закон и справедливость В суде и других органах дела решаются (или должны решаться) по закону, а не по справедливости. 4. Истина и ложь. правило, которое вызывает возмущение у поборников справедливости. Оно звучит так: «В юридическом споре побеждает не тот, кто прав на самом деле, а тот, кто сумеет доказать свою правоту». 5. Надежда на помощь чиновников. Не надейтесь на то, что в суде и в других органах вам будут разъяснять законодательство, советовать, как поступить, и подсказывать, что нужно делать. Добросовестный чиновник не может никому помочь, потому что решение, которое он должен принять, предусмотрено законом. Ну а на недобросовестного нужно искать «управу» у его начальника, в суде и других органах. С другой стороны, бывают случаи, когда закон не дает точного ответа на поставленный вопрос, и тогда усмотрение чиновника играет очень большую роль, а его помощь бывает очень полезна. Будьте взаимно вежливы

Вот несколько правил,, чтобы избегать ненужных конфликтов. Разговаривать с чиновником нужно вежливо Если чиновник говорит, что он занят, и просит подождать, не нужно ломиться к нему в кабинет и требовать внимания. Перед тем как обратиться к чиновнику с вопросом, прочитайте все, что написано на стендах в его учреждении, поскольку, скорее всего, там есть вся необходимая информация. Не нужно отвлекать чиновника посторонними разговорами или задавать ему вопросы, которые не относятся к его работе, надеясь на то, что он что-нибудь посоветует. Если чиновник делает замечания по поводу ваших документов и вы не уверены, что они противозаконны, не нужно сразу же возмущаться и скандалить. Если чиновник просит принести дополнительные документы, даже если за ними нужно куда-то ехать или отстоять в очереди, не требуйте, чтобы он обошелся без них, и не ругайте его и его ведомство, поскольку он всего лишь выполняет правила, которые не он придумал. Не нужно требовать от чиновника в виде исключения нарушить закон, ссылаясь на свой возраст, состояние здоровья и т. д., даже если закон является несправедливым Спорить с чиновником можно только тогда, когда вы уверены, что разбираетесь в этом вопросе. Не нужно требовать, чтобы вас приняли в неприемный день, или в неприемные часы, или без очереди (если, конечно, вы не имеете на это права) Не требуйте от чиновников консультаций по правовым вопросам, кроме тех случаев, когда они обязаны их давать, поскольку они будут совершенно правы, если отошлют вас к юристу.

Куда подавать документ - начальнику того, на кого жалуетесь Как подавать документ Первый вариант - заказное письмо с описью вложения. В таком случае письмо «не потеряется» и его зарегистрируют в книге входящих документов. Второй вариант - личная доставка. Тут есть ряд нюансов. Придите в приемную нужного вам чиновника в рабочее время. Обратитесь к секретарю с просьбой передать ваш документ своему начальнику. По закону «Об обращениях граждан» секретарь обязан: - принять документ - зарегистрировать его в книге входящих документов - присвоить ему входящий порядковый номер и зафиксировать этот номер на предоставленном документе - заверить этот номер штампом на документе. Также все эти манипуляции по вашей просьбе секретарь должен проделать и с вашим экземпляром. Благодаря этому вы будете знать регистрационный номер своего заявления и в любой момент сможете: - позвонить в приемную чиновника и по входящему номеру выяснить, на какой стадии находится решение вашего вопроса - предоставить второй, равноправный экземпляр утерянного документа (даже в налоговой бывают потопы, пожары и кражи со взломом).

Переговоры с чиновниками. Особенности психологии представителей власти. журнал "Психология руководителя" - ) 1 мотивационный уровень – личная ответственность. На этом уровне чиновник готов заниматься или не заниматься рассмотрением вашего вопроса, в зависимости от того, как это связано с его персональной ответственностью – это влияние внутренних положений, инструкций или соблюдения федеральных законов! Пример – необходимость отвечать на любое поступившее письмо в течение 30 дней. Во многих комитетах существует такое понятие, как «контрольная карта» 2 мотивационный уровень – страх перед начальником. Кроме личной ответственности, чиновник постоянно помнит про указания своего руководителя. Его задача, что бы начальник был им доволен! Нет для него страшнее сообщения, что вы готовы общаться напрямую с его начальством, если вопрос может быть решен на его уровне. ЧИНОВНИК ЛЕГКО ВЫЧИСЛЯЕТ БЛЕФ!! 3 мотивационный уровень – личные интересы чиновника, как человека. После того как соблюдены два вышеперечисленных факторы, в мотивации чиновника просыпается личный интерес. И это не обязательно пресловутые «откаты». Это любой человеческий интерес – начиная с простого любопытства и человеческого желания или не желания помочь, исходя из сформировавшихся отношений. 4 мотивационный уровень - общественный интерес. Вот мы добрались и до него. Одна из величайших иллюзий в сознании обывателя, что чиновник сидит на своем месте, что бы удовлетворять общественные интересы. А они находятся у него в голове на предпоследнем месте. Как это не грустно. 5 мотивационный уровень – интересы отдельно взятого посетителя, заинтересованность чиновника в решение его, отдельно взятого вопроса. Да,да,да… Заинтересованность в решение вашего личного вопроса, в большинстве случав стоит у чиновника на последнем месте. Жесткое несоответствие представлений и действительности, согласитесь. Что делать? Важно иметь на руках прописанный план беседы с возможными вариантами ее развития. Для того, что бы составить такой план, вам как раз и поможет приведенная выше схема мотивации чиновника.

У УБИЙЦ ИДЕЙ ТОЖЕ ЕСТЬ СТРАТЕГИЯ! Хорошая идея, но... Пришло ли уже время для этого? Не слишком ли это рано? Не поздно ли? Не противоречит ли это опыту (традиции, природе, человека)? Кто уже сделал или пытался сделать нечто подобное? Не старомодно ли это? Неужели нет ничего лучшего? Теоретически да,... но! Слишком много академического. Это воздушные замки! Неужели у Вас на большее не хватает фантазии? Можно ли это финансировать? Не будет ли это чересчур дорого? Для этого мы слишком малы (мы еще не доросли до этого)! Соответствует ли это тогда нашим большим возможностям? Так дешево и так хорошо? Вы это правильно придумали. Но я хотел бы добавить. Едва ли эт можно будет выполнить! Это вообще не может функционировать! Кто такое выдумал? Если это так хорошо, почему же до сих пор еще никто не пришел к этому? Мы и без того всегда так делали! Так мы еще никогда не делали, и всегда все было хорошо! Это нужно бы основательно обдумать. Оставим это пока в покое. В другой раз! Переждем это еще раз. Организуем комиссию. Только Вы ничего не предпринимайте! Но это ведь не запланировано! У нас уже слишком много проектов. Нет времени! Нет людей! Это не наше дело! Вы знаете это лучше нас? Как Вы думаете, кто Вы? Компетентные эк сперты имеют об этом совершенно другое мнение! Шеф не захочет ничего знать об этом. Воодушевлены ли коллеги этим? Попросите об этом высказаться изготовителя (пользователя, промышленность, покупателя). Касается ли это молодых людей? Поймут ли это еще и старики?

Л9 Рейдеры Инсайдеры (одно невозможно без другого) Что такое рейдерский захват Приобретение контроля над имуществом компании без приобретения преобладающей доли в структуре ее капитала. После приобретения контроля над активами они, как правило, выводятся и продаются. Норма прибыли при этом в некоторых случаях может достигать 1000% и более. Характерные признаки рейдерской операции Сбор информации о компании Внезапные изменения в составе акционеров, руководства предприятия Скупка акций с их накоплением, скупка долгов (инсайдер - выпуск доп.акций, так что мажоритар перестает им быть) Совершение сделок не укладывающихся в логику бизнес-функционирования предприятия. Проверки контрольно-надзорных и правоохранительных органов Судебные процессы «Черный PR» Силовые акции, - смена охраны, взлом замков

в процессе своей борьбы друг с другом и захватчики, и обороняющаяся сторона совершают действия, преследуемые в уголовном порядке. "Первые противоправные действия совершаются рейдером в начале реализации проекта по недружественному поглощению компании-цели. На стадии сбора информации возможно совершение преступлений, предусмотренных следующими статьями Уголовного кодекса РФ: - ст. 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни); - ст. 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений); - ст. 183 (незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну). Риску быть привлеченными к уголовной ответственности по перечисленным выше статьям УК подвергают себя и лица, организующие оборону компании-цели. В ходе борьбы за приобретение необходимого количества акций/долей компании-цели могут совершаться преступления, предусмотренные следующими статьями УК: - ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью). Такого рода угрозы используются для оказания давления на акционеров, не желающих продавать свои акции; - ст. 159 (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору). Мошенничество всегда совершается при хищении акций; - ст. 163 (вымогательство). Совершается при работе с проблемными акционерами; - ст. 179 (принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения). На акционеров в ходе приобретения акций часто оказывается давление; - ст. 303 (фальсификация доказательств). Имеет место всегда, когда для получения необходимых судебных актов используются поддельные документы. При организации физических блокировок, связанных с удержанием акционера, возможно возбуждение уголовного дел по ст. 126 (похищение человека) и 127 (незаконное лишение свободы) УК РФ.

При организации и проведении внеочередных собраний акционеров стороны нередко игнорируют определения и решения, вынесенные судами в интересах другой стороны, чем подвергают себя риску привлечения к ответственности по ст. 315 УК РФ за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. Основания для привлечения к ответственности по указанной статье возникают и в процессе осуществления исполнительных производств в интересах соответствующей стороны. Самой "популярной" статьей среди участников корпоративных конфликтов по праву является ст. 330 (самоуправство). Самоуправные действия совершают все - и нападающие, и обороняющиеся. Без этого не обходится ни один корпоративный конфликт. К "размыванию" доли участия противной стороны в уставном капитале компании-цели любят прибегать все. Если при этом имеют место нарушения (как показывает практика, они совершаются очень часто), то соответствующие лица рискуют поближе познакомиться со ст. 185 УК РФ (злоупотребления при выпуске ценных бумаг - эмиссии). Если после захвата компании-цели рейдер выведет из нее все активы, а в дальнейшем в отношении компании-цели стараниями обороняющейся стороны будет возбуждена процедура банкротства, то действия ставленников захватчика могут быть расценены как неправомерные действия при банкротстве и их можно привлечь к уголовной ответственности по ст. 195 УК РФ. При перехвате управления сотрудники рейдера нередко изготавливают еще одну печать компании-цели. Ответственность за подобные деяния предусмотрена ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков). статьи 325 УК РФ, которая предусматривает ответственность за похищение или повреждение документов, штампов, печатей. К ответственности по этой статье может быть привлечен бывший руководитель компании-цели.

Особенности работы с различными категориями сотрудников Представители характерных групп риска в организации и как их вычислить 1. Алкоголики, нарко..игро маны 2. Сотрудники, склонные к воровству 3. Сотрудники с патологией трудовой мотивации (тунеядец, иждивенец, перегоревший, мания величия…) У таких сотрудников (к 2000 г. их было не менее 69% всего нашего трудоспособного населения) сводится к желанию иметь гарантированную заработную плату при малой интенсивности и низком качестве труда Как избегать недоброкачественных увольнений и безболезненно избавляться от сотрудников из групп риска Все увольнения можно поделить на три типа: ·нормальные – когда компания и сотрудник расстаются по договоренности, сохранив деловые отношения и не держа обид; ·проблемные – когда в результате увольнения сотрудника у компании возникают проблемы, например, ключевой сотрудник уходит на более высоко оплачиваемую работу с завтрашнего дня; ·недоброкачественные - увольнения, которые создают для компании серьёзные последствия. Например: сотрудник пропадает вместе с документами и деньгами и разыскать его невозможно, т.к. московской прописки у него нет, живет у родственников, адрес неизвестен, телефон – тоже, мобильник, само собой, отключен. Или после увольнения сотрудник оказывается на работе у конкурента с "позаимствованными" у бывшего работодателя технологиями, клиентами и идеями.

Следует всеми силами избегать недоброкачественных увольнений. Приводим несколько рекомендаций, как это сделать: ·не брать на работу людей, которых в случае увольнения невозможно будет разыскать. Как правило, при приеме на работу они клянутся и божатся, что все координаты предоставят, как только снимут квартиру. Работодатель верит, так как кандидатура хорошая и редкий специалист. На самом деле, как бы ни был этот специалист хорош, его нельзя брать на ответственную должность, связанную с деньгами; ·бывший сотрудник прорезался на фирме конкурента, и не просто прорезался, а с интересным предложением: развивать новое направление бизнеса, позаимствованное у прежнего работодателя. Самое простое, что можно сделать, позвонить или написать письмо новому работодателю "героя" с изложением всех его "подвигов". Есть вероятность, что через некоторое время его выкинут взашей из этой фирмы; ·бывший сотрудник, решая свою проблему закрепиться на новом месте, хочет привести с собой достойные кадры и поэтому кружит вокруг Ваших сотрудников (отнюдь не слабых ). Хорошо, если Вам об этом сообщают: значит у сотрудников сохранилась лояльность к компании и у Вас есть шанс сохранить ценные кадры. Иначе Вы можете получить в одно прекрасное утро сразу пачку заявлений об уходе по собственному желанию от людей достаточно ценных. Это свидетельство в первую очередь неэффективной системы управления персоналом (сотрудников, возможно, не устраивают условия труда, система и уровень его оплаты, психологический климат в коллективе, стиль руководства и пр.); ·в случае шантажа со стороны увольняемого сотрудника, нужно: во-первых, решить, какие из его законных требований лучше удовлетворить для избегания более серьезных последствий и, во-вторых, провести с таким увольняемым собеседование, где наряду с другими вопросами в мягкой форме предостеречь его от действий, способных нанести ущерб компании, в том числе сохранению коммерческой тайны.

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ Раздел III. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР Глава 14. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА Раздел IV. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ Раздел VI. ОПЛАТА И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА Раздел X. ОХРАНА ТРУДА. Раздел XI. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья Порядок проведения расследования несчастных случаев ПТБ Б Организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работы в электроустановках, являются: а) оформление работы нарядом-допуском (далее нарядом), распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации; б) допуск к работе; в) надзор во время работы; г) оформление перерыва в работе, переводов на другое рабочее место, окончания работы Б Ответственными за безопасность работ являются: а) лицо, выдающее наряд, отдающее распоряжение; б) допускающий - ответственное лицо из оперативного персонала; в) ответственный руководитель работ (далее ответственный руководитель); г) производитель работ; д) наблюдающий; е) члены бригады. ИНСТРУКТАЖ ПО ПТБ ПЕРЕД (лабор.) РАБОТОЙ С КОМПЬЮТЕРОМ

…….2.3. Программисту запрещается приступать к работе при: - отсутствии на ВДТ гигиенического сертификата, включающего оценку визуальных параметров;….. 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 4.1. Программист обязан: - во всех случаях обнаружения обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации руководителю и дежурному электрику; - при обнаружении человека, попавшего под напряжение, немедленно освободить его от действия тока путем отключения электропитания и до прибытия врача оказать потерпевшему первую медицинскую помощь; - при любых случаях сбоя в работе технического оборудования или программного обеспечения немедленно вызвать представителя инженерно-технической службы эксплуатации вычислительной техники; - в случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости, - невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем руководителю работ и обратиться к врачу; -при возгорании оборудования отключить питание и принять меры к тушению очага пожара при помощи углекислотного или порошкового огнетушителя, вызвать пожарную команду и сообщить о происшествии руководителю работ. 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ ……

Инструкция 1 Как необходимо вести себя охраннику в случае прихода представителей контролирующих органов с проверкой на предприятие 1. Попросить предъявить всех проверяющих служебные удостоверения (см. закон «О милиции»). 2. Переписать данные из этих удостоверений в журнал регистрации посетителей, а также зафиксировать время их прихода и ухода. 3. Перезвонить секретарю и доложить о пришедших. 4. Ожидать информации от секретаря (секретарь должен связаться с руководителем и уточнить время его прибытия). 5. Если нет руководителя, не пропускать проверяющих на территорию предприятия. 6. Если есть руководитель, провести пришедших в приемную (если работает два охранника). Если охранник один, секретарь при получении разрешения от руководителя, должен провести проверяющих с поста охраны в приемную. 7. Не допускать ситуаций, когда проверяющие самостоятельно ходят по зданию и территории или находятся одни в чужом кабинете. 8. Не провоцировать своими агрессивными действиями применение проверяющими органов милиции предусмотренных законодательством санкций. Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции при выполнении им служебных обязанностей может повлечь за собой наложение штрафа или исправительные работы, а в случае если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет признано недостаточным административный арест.

Инструкция 2 Как необходимо вести себя секретарю (не такому, которому наращивание ногтей важнее работы, а ответственному работнику) в случае прихода представителей контролирующих органов с проверкой на предприятие 1. Получив информацию от охранника о приходе проверяющих, сообщить об этом руководителю. 2. При получении разрешения от руководителя, провести проверяющих с поста охраны в приемную, если этого не может сделать охранник. 3. Попросить проверяющих сделать запись в журнале проверок. Причем они желательно должны заполнить все графы лично. 4. Сверить данные направления на проверку и удостоверения с указанными в журнале. 5. При отказе проверяющих заполнить журнал или при неполном его заполнении не допускать проверяющих к руководителю и/или к проведению проверки, проводив проверяющих на пост охраны (вызвав для этого охранника), после согласования с руководителем. 6. Не допускать ситуаций, когда проверяющие самостоятельно ходят по зданию и территории или находятся одни в чужом кабинете. 7. Сообщить руководителю о проведении регистрации в журнале проверок.

УПК РФ. Основные положения, участники процесса. Эксперт, его права и обязанности 4. Эксперт не вправе: 1) без ведома следователя и суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы; 2) самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования; 3) проводить без разрешения дознавателя, следователя, суда исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств; 4) давать заведомо ложное заключение; 5) разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса; 6) уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд. 5. За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. 6. За разглашение данных предварительного расследования эксперт несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 58. Специалист 1. Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

Статья 74. Доказательства 1. … 2. В качестве доказательств допускаются: 1) показания подозреваемого, обвиняемого; 2) показания потерпевшего, свидетеля; 3) заключение и показания эксперта; 3.1) заключение и показания специалиста; 4) вещественные доказательства; 5) протоколы следственных и судебных действий; 6) иные документы. Статья 75. Недопустимые доказательства 1. Доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми К недопустимым доказательствам относятся: 1) показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде; 2) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности; 3) иные доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса.

Глава 10. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Статья 74. Доказательства Статья 75. Недопустимые доказательства Статья 80. Заключение и показания эксперта и специалиста Статья 81. Вещественные доказательства Статья 82. Хранение вещественных доказательств Глава 11. ДОКАЗЫВАНИЕ Статья 85. Доказывание Статья 86. Собирание доказательств Статья 87. Проверка доказательств Статья 88. Правила оценки доказательств Статья 89. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности ………. Глава 37. СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ119 Статья 273. Начало судебного следствия Статья 274. Порядок исследования доказательств Статья 275. Допрос подсудимого Статья 276. Оглашение показаний подсудимого Статья 278. Допрос свидетелей Статья Особенности допроса свидетеля путем использования систем видеоконференц-связи121 Статья 283. Производство судебной экспертизы122

криминалистическая характеристика – это система типичных признаков преступления того или иного вида. Она включает следующее: способ совершения преступления, предмет посягательства; личность вероятного преступника и вероятные его мотивы; личность вероятного потерпевшего; механизм образования следов; обстановка и другие типичные обстоятельства. Статистика = очень слабая Личность вероятного преступника Когда квалификация подозреваемого неизвестна, ее следует предполагать высокой. С той же целью специалисту или следователю имеет смысл до поры скрывать свой собственный уровень познаний в ИТ перед подозреваемым. описание нескольких типичных образов компьютерных преступников. «Хакер» Первой чертой личностью «хакера» является эскапизм – бегство от действительности, стремление уйти от реальности, от общепринятых норм общественной жизни в мир иллюзий, или псевдодеятельность. С другой стороны, человек, который чем-то сильно увлечен в реальном мире, вряд ли сможет найти достаточное количество времени и сил, чтобы стать хорошим специалистом в специфических областях ИТ. Следствие эскапизма – неуделение внимания многому, что существует лишь в реальном мире и никак не отражено в Сети.

Инсайдер - человек, не слишком хорошо владеющий знаниями в области ИТ, зато владеющий доступом в информационную систему (ИС) в силу служебного положения. «Белый воротничок» (наименование условное). 1. Злоупотребляющие своим служебным положением из чувства обиды на компанию или начальство. 2. Беспринципные расхитители, не имеющие моральных барьеров и ворующие только потому, что представилась такая возможность. 3. Квазивынужденные расхитители, попавшие в тяжелое материальное положение, 4.«Е-бизнесмен» (наименование условное). Этот тип вероятного преступника не является квалифицированным ИТспециалистом и не имеет служебного положения, которым можно злоупотребить. Типична организация и участие нескольких сообщников с «разделением труда», многоходовостью. 5.«Антисоциальный тип» (наименование условное). Мотивом для совершения мошенничества являлась антисоциальная психопатия (социопатия) таких лиц и их патологическая тяга к ведению подобных «игр».

необходимо понять мотивы, возможности и средства. Мотив – это ответ на вопрос «кто» и «почему» совершает преступление. Возможность – это то, что делает возможным совершение преступления. Обычно возможности появляются тогда, когда существуют некоторые уязвимости или слабые места. Средства – это то, что нужно преступнику для обеспечения успеха своего преступления. Различные типы исследований, которые должен уметь выполнять специалист по расследованию инцидентов: ·Сетевой анализ Анализ сетевого взаимодействия Анализ журналов регистрации событий Отслеживание маршрутов (path tracing) Анализ носителей информации Работа с образами дисков Анализ времени создания, изменения, доступа (файлов) Анализ содержимого Анализ свободного дискового пространства Стеганография ·Анализ программного обеспечения Обратный инжиниринг Исследование вредоносного кода Исследование эксплойтов

Процесс изготовления копий данных должен соответствовать определенным стандартам, чтобы обеспечить гарантии качества и надежности. Для этой цели может использоваться специализированное программное обеспечение. Копии должны позволять провести независимую проверку их подлинности, а также должны быть защищены от неумелого обращения. Создание Образа 1:1 а не просто копии записи на диске Создание изображения внешней карты памяти - Контр. сумма, резервн.копия, рабочая копия - ReadOnly (чтобы видеть остатки файлов) Тактика фиксации продумывается заранее На доказательствах Минимальная информация Что за доказательство? Как Вы получали это? Когда это было собрано? Кто еще обращались с этим? Почему эти люди обращались с этим? Куда это было перемещено и где это было в итоге сохранено/упаковано? Каково обозначение на пакете?

Андроид может использоваться в кибер преступлении двумя способами: Устройство андроида является объектом нападения. Устройство андроида исполmp в качестве ср-ва исполнения киберпреступления. Кибер Преступления посредством Smartphones Воровство программного обеспечения: (как носитель или как ноуХау) Террористическая деятельность: (фото, шантаж, взрыватель, клевета...) Порнография/Детская порнография: Случаи Сексуального домогательства: Финансовые Преступления: хранение кодов, ИнтернетБанкомат...чтение WiFi BT.. Дела об убийстве: (фото, SMS). Интересные места для Исследования судебной экспертизы Память Телефонного Браузера Память приложения Внешняя Карта Файлы базы данных SQLite SMS Данные GPS Записи телефонных разговоров Список контактов Приложения Социальных сетей (Facebook, Щебет, Orkut) отчеты Посыльный (Yahoo, MSN) отчеты Данные Почтового клиента Системная память Данные на внешней карте

Цепочка доказательности Доказательная сила логов базируется на двух столпах – корректности и неизменности. А именно – она распадается на следующую цепочку элементов: 1) корректность фиксации событий и генерации записей генерирующей программой; 2) неизменность при передаче записей от генерирующей программы к логирующей программе; 3) корректность обработки записей логирующей программой; 4) неизменность при хранении логов до момента изъятия; 5) корректность процедуры изъятия; 6) неизменность при хранении после изъятия, до осмотра, передачи на экспертизу; 7) корректность интерпретации.

Работа с потерпевшими Компьютерная информация имеет свойство легко и быстро утрачиваться. Задержка при сборе доказательств может привести к их неполучению. Поэтому потерпевших и свидетелей надо опросить на предмет таких доказательств как можно быстрее, не дожидаясь официального допроса. У потерпевших и очевидцев следует узнать следующее. Преступления, связанные с электронной почтой: адреса электронной почты – корреспондента и его собственный; сохранилось ли сообщение электронной почты (письмо), где именно оно сохранено; если сообщение сохранено, попросите передать его так, чтобы были доступны ВСЕ служебные заголовки, как это сделать, зависит от используемой программы-клиента; какая программа-клиент использовалась либо какой вебинтерфейс Преступления, связанные с вебсайтами: каков адрес (URL) вебсайта; услугами какого интернет-провайдера пользуется потерпевший; в какое время (желательно точнее) он посещал вебсайт; сохранилась ли у него копия или скриншот этого вебсайта. Преступления, связанные с телеконференциями (newsgroups): услугами какого интернет-провайдера пользуется потерпевший; каково имя телеконференции; через какой ньюссервер осуществлялся доступ к телеконференциям; какое использовалось ПО для доступа к телеконференциям, не осуществлялся ли этот доступ через вебгейт; каков subject и другие данные сообщения; сохранилось ли сообщение телеконференции, где именно оно сохранено; если сообщение сохранено, попросите передать его так, чтобы были доступны ВСЕ служебные заголовки, как это сделать, зависит от используемой программы-клиента.