Подготовлен Министерством экономики Республики Мордовия, на основании докладов, представленных органами местного самоуправления СВОДНЫЙ ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Докладчик: начальник Департамента внутренней политики Ивановской области Школьников Игорь Александрович О результатах оценки эффективности деятельности.
Advertisements

Малые формы хозяйствования Нижегородской области на : Личных подсобных хозяйств – Крестьянских (фермерских) хозяйств – Сельскохозяйственных.
Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области г.Ростов-на-Дону.
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
Программа комплексного социально- экономического развития Катайского района Курганской области на годы докладчик: Малышев Юрий Геннадьевич,
Программа комплексного социально- экономического развития Катайского района Курганской области на годы докладчик: Малышев Юрий Геннадьевич,
Программа социально-экономического развития муниципального образования города Кургана на 2013 год и плановый период до 2015 года.
ПРОЕКТЫ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ - «РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНЫХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ НА БАЗЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ НА ГОДЫ» - «ПОДДЕРЖКА.
1 Постановление Правительства Правительства РФ РФ от Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области г.Иваново,
Федеральная служба государственной статистики Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области.
ПРОЕКТЫ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ - «РАЗВИТИЕ ПИЛОТНЫХ СЕМЕЙНЫХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ НА БАЗЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ НА ГОДЫ»
Итоги социально-экономического развития муниципальных районов и городского округа НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ.
«Об утверждении паспорта государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012–2020 годы» 11 сентября.
Итоги социально-экономического развития муниципальных районов и городского округа НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ.
П Р О Г Р А М М А СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД.
Место Алтайского края в Сибирском Федеральном округе и Российской Федерации по итогам 2011 года Подготовлено Главным управлением экономики и инвестиций.
Место Алтайского края в Сибирском Федеральном округе и Российской Федерации по итогам 9 месяцев 2011 года Подготовлено Главным управлением экономики и.
Powerpoint Templates Page 1 Powerpoint Templates Начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Е.В. Дешевых.
Итоги социально-экономического развития муниципальных районов и городского округа НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Малые формы хозяйствования Нижегородской области Личных подсобных хозяйств – Крестьянских (фермерских) хозяйств – Сельскохозяйственных потребительских.
Транксрипт:

Подготовлен Министерством экономики Республики Мордовия, на основании докладов, представленных органами местного самоуправления СВОДНЫЙ ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ по итогам за 2012 год

Общая информация о городских округах и муниципальных районах Республики Мордовия 28,3 20,3 34,4 25,5 10,6 42,7 13,7 57,7 11,4 13,2 7,8 13,6 19,4 10,2 13,6 65,6 7, ,8 16,3 Среднегодовая численность постоянного населения в отчетном году, тыс.чел. Административный центр муниципального района Информация о размещении доклада главы в сети «Интернет» (адрес официального сайта муниципального образования) 20,7 31,1 город Ардатов пгт. Ромоданово село Лямбирь город Краснослободск село Кочкурово город Ковылкино город Инсар пгт. Зубова Поляна село Ельники село Дубенки село Б. Игнатово село Б. Березники пгт. Атяшево село Атюрьево село Старое Шайгово город Рузаевка пгт. Кадошкино село Кемля село Теньгушево город Темников пгт. Торбеево пгт. Чамзинка Ардатовский Ромодановский Лямбирский Краснослободский Кочкуровский Ковылкинский Инсарский Зубово-Полянский Ельниковский Дубенский Большеигнатовский Большеберезниковский Атяшевский Атюрьевский Старошайговский Рузаевский Кадошкинский Ичалковский Теньгушевский Темниковский Наименование муниципального района Торбеевский Чамзинский

Общая информация о городских округах и муниципальных районах Республики Мордовия Наименование городского округа Среднегодовая численность постоянного населения в отчетном году, тыс.чел. Информация о размещении доклада главы в сети «Интернет» (адрес официального сайта муниципального образования) Городской округ Саранск326,5http://

Условные обозначения названий муниципальных образований Республики Мордовия на картах 1. Ардатовский муниципальный район 2. Атюрьевский муниципальный район 3. Атяшевский муниципальный район 4. Большеберезниковский муниципальный район 5. Большеигнатовский муниципальный район 6. Дубенский муниципальный район 7. Ельниковский муниципальный район 8. Зубово - Полянский муниципальный район 9. Инсарский муниципальный район 10. Ичалковский муниципальный район 11. Кадошкинский муниципальный район 12. Ковылкинский муниципальный район 13. Кочкуровский муниципальный район 14. Краснослободский муниципальный район 15. Лямбирский муниципальный район 16. Ромодановский муниципальный район 17. Рузаевский муниципальный район 18. Старошайговский муниципальный район 19. Темниковский муниципальный район 20. Теньгушевский муниципальный район 21. Торбеевский муниципальный район 22. Чамзинский муниципальный район 23. Городской округ Саранск 4

5 В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», проведен мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия по следующим сферам: экономическое развитие, дошкольное образование, общее и дополнительное образование, культура, физическая культура и спорт, жилищное строительство и обеспечение граждан жильем, жилищно-коммунальное хозяйство, организация муниципального управления, энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Работу по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа Саранск и муниципальных районов в Республике Мордовия регламентирует Указ Главы Республики Мордовия от 22 марта 2013 г. 68-УГ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» в Республике Мордовия» (размещен на официальном сайте Министерства экономики Республики Мордовия Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в Республике Мордовия осуществляется в отношении 22 муниципальных районов и городского округа Саранск на основе анализа докладов глав администраций о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период, итогов социологических опросов, статистических данных. Рейтинг муниципальных образований Республики Мордовия по итогам за 2012 год сформирован на основании значений комплексной оценки показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, в которой сбалансировано учитываются как индексы среднего темпа роста, так и индексы среднего объема, рассчитываемые на основе трехлетней динамики оцениваемых показателей. Мониторинг показателей, представленных в докладах глав администраций городского округа Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия по итогам за 2012 год, показал значительный разброс значений показателей, отражающих работу органов местного самоуправления (лучшее значение показателя комплексной оценки по Рузаевскому муниципальному району выше наиболее низкого показателя в Большеигнатовском почти в 2 раза). На основании Порядка выделения за счет бюджетных ассигнований из бюджета Республики Мордовия грантов городскому округу Саранск и муниципальным районам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей, утвержденного Указом Главы Республики Мордовия от 22 марта 2013 г. 68-УГ, по итогам за 2012 год гранты выделяются 10 муниципальным образованиям республики по результатам комплексной оценки. Для определения размера грантов в республике рассчитаны сводные индексы по 11 показателям, рекомендуемым постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г При расчете значений комплексной оценки показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия большое значение имел уровень удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления. Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» ежегодно проводит социологические опросы населения. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления в 2012 году в среднем по муниципальным образованиям составила 68,9 процентов. Механизм оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия позволяет точно и взвешенно определять и поощрять муниципальные образования, достигшие наилучших значений показателей, а также создает дополнительные стимулы для муниципальных образований по повышению уровня и качества жизни населения. ВВЕДЕНИЕ

I.РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ 1.1 Экономическое развитие 1.2 Дошкольное образование 1.3 Общее и дополнительное образование 1.4 Культура 1.5 Физическая культура и спорт 1.6 Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем 1.7 Жилищно-коммунальное хозяйство 1.8 Организация муниципального управления 1.9 Энергосбережение и повышение энергетической эффективности II. ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ НАСЕЛЕНИЯ III. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ 6

Влияние органов местного самоуправления на уровень и темпы экономического развития муниципальных образований заключается, в первую очередь, в создании условий и стимулов для привлечения инвестиций, в поддержке предпринимательской активности, в развитии малого и среднего бизнеса, в формировании необходимой для этого инфраструктуры, создании условий для снижения безработицы и административных барьеров. В 2012 году объем валового регионального продукта Республики Мордовия (по оценке) составил 135,9 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года на 1,0 процент. Наибольший удельный вес в структуре валового регионального продукта традиционно занимают промышленность, строительство и сельское хозяйство (соответственно 28,9%, 12,5 и 12,7%). Индекс промышленного производства составил 101,2 процента. Во многом этому способствовала работа по модернизации производственных мощностей предприятий, их техническому перевооружению, внедрению новых производств и технологий. Валовая продукция сельского хозяйства в 2012 году составила более 38,8 млрд. рублей. Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций составил 81,6 процента. В 2012 году оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями составил 94810,8 млн. рублей и увеличился по сравнению с 2011 годом на 13,5 процента. В 2012 году объем инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств, составил 34,9 млрд. рублей при 32,8 млрд. рублей в 2011 году. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека увеличился с 35,8 тыс. рублей в 2010 году до 39,6 тыс. рублей в 2011 году и до 42,5 тыс.рублей в 2012 году. В структуре инвестиций по источникам финансирования в 2012 году собственные средства предприятий и организаций занимали 33,6%, привлеченные средства, за исключением бюджетных, – 28,1%, из них ресурсы коммерческих банков – 9,5%, заемные средства других организаций и средства внебюджетных фондов – 6,6 процентов. По направлениям вложений наибольшая часть всех инвестиций приходилась на транспорт и связь, обрабатывающие производства, сельское и лесное хозяйство, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. В течение 2012 года продолжалась реализация перспективных высокотехнологичных инвестиционных проектов: создание производства оптического волокна (ЗАО «Оптиковолоконные системы»), создание промышленного производства энергосберегающих световых приборов на основе мощных светодиодов, организация производства нового поколения оптических кабелей, встроенных в грозозащитный трос, и оптических кабелей по технологии «оптическое волокно» в дом (ООО «Оптикэнерго»), производство точечных светодиодных светильников (ООО «НЕПЕС РУС»), строительство завода по производству сшитого полиэтилена пероксидной сшивки (ЗАО «Лидер-Компаунд»), строительство нового отделения помола цемента на Старо-Алексеевском цементном заводе (ОАО «Мордовцемент»), реконструкция кирпичного завода производительностью 40 млн. шт. в год (ООО «Дубенский кирпичный завод»), модернизация и расширение действующего производства кондитерских изделий до 50 тыс. тонн в год (ОАО «Ламзурь»), реконструкция сахарного завода по увеличению мощности переработки сахарной свеклы до 8500 тонн в сутки (ООО «Ромодановосахар»). Начата реализация проектов по освоению массового производства энергоэффективных световых приборов нового поколения (ЗАО «Ксенон»), вводу 2-ой очереди организации производства пероксидно-сшиваемого изоляционного компаунда для кабелей среднего напряжения до 35 кВ (ЗАО «Лидер-Компаунд»), строительству птицефермы по выращиванию бройлеров и мясоперерабатывающего комплекса по переработке птицы в Чамзинском районе Республики Мордовия (ООО «Юбилейное»), строительству товарной свинофермы на 4800 свиноматок (ООО «Мордовский племенной центр») и других. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в республике в 2012 году составила 15186,6 рублей, темп роста к уровню 2011 года составил 114,1 процентов. В 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения составили 103,3 процента. Их рост обусловлен увеличением номинальной заработной платы (114,1%), в том числе за счет реализации инвестиционных проектов предприятий в реальном секторе экономики и повышения уровня оплаты труда в бюджетной сфере; пенсий (на 1 января 2013 г. – 110,5%) при снижении обязательных платежей и взносов и поддержании относительно низких темпов инфляции в республике (104,7%). Реальная заработная плата составила 109 процентов. Положительная динамика в базовых отраслях экономики способствовала позитивным изменениям на рынке труда, созданию новых рабочих мест и росту спроса на рабочую силу. Уменьшилась численность граждан, занятых неполное время, сократились показатели безработицы. Уровень общей безработицы снизился с 5,2% в 2011 году до 4,9% в 2012 году. Повышению занятости населения и снижению уровня общей и регистрируемой безработицы способствовала реализация мероприятий, предусмотренных Республиканской целевой программой содействия занятости населения Республики Мордовия на гг. и Программой дополнительных мероприятий на рынке труда на 2012 год. 7 I.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

место 1. Городской округ Саранск 2. Чамзинский муниципальный район 3. Рузаевский муниципальный район 4. Атяшевский муниципальный район 5. Лямбирский муниципальный район 6. Ромодановский муниципальный район 7. Ичалковский муниципальный район 8. Краснослободский муниципальный район 9. Старошайговский муниципальный район 10. Инсарский муниципальный район муниципальное образование 11. Ельниковский муниципальный район 12. Дубенский муниципальный район 13. Ардатовский муниципальный район 14. Кочкуровский муниципальный район 15. Большеберезниковский муниципальный район 16. Кадошкинский муниципальный район 17. Темниковский муниципальный район 18. Зубово-Полянский муниципальный район 19. Торбеевский муниципальный район 20. Теньгушевский муниципальный район 21. Большеигнатовский муниципальный район 22. Ковылкинский муниципальный район 23. Атюрьевский муниципальный район место муниципальное образование Рейтинг муниципальных образований Республики Мордовия в сфере «Экономическое развитие» за 2012 год Муниципальные образования – лидеры Муниципальные образования - аутсайдеры городской округ Саранск1Большеигнатовский21 Чамзинский2Ковылкинский22 Рузаевский3Атюрьвский23 Атяшевский4 Лямбирский5

Важным условием повышения уровня экономического развития территорий является создание условий и стимулов для привлечения инвестиций, поддержки предпринимательской активности, в том числе в развитии малого и среднего бизнеса, формирования необходимой для этого инфраструктуры, создания условий для снижения безработицы и административных барьеров. На 1 января 2013 года в республике действовало субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе малых и микропредприятий, 117 средних предприятий, индивидуальных предприятий, 667 крестьянских (фермерских) хозяйств. За 2012 год оборот средних предприятий составил около 22,8 млрд. рублей, малых и микропредприятий – более 44,8 млрд. рублей, число работников списочного состава (без внешних совместителей) средних предприятий достигло 13,7 тыс. человек, малых и микропредприятий – 41,1 тыс. человек. Среднемесячная заработная плата работников средних предприятий составила 14545,5 рубля, малых – рубля (включая микропредприятия). Основная часть субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточена в городском округе Саранск – единиц, наименьшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточено в Теньгушевском районе – 183 и Кадошкинском районе –181. Для повышения доступности информационно-консультационных услуг для субъектов предпринимательства и обеспечения оперативного доступа к информации, необходимой для осуществления предпринимательской деятельности, в 5 муниципальных районах (Ардатовском, Атяшевском, Рузаевском, Торбеевском, Чамзинском) организованны и действуют центры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-центры). Во всех муниципальных районах республики разработаны и реализуются муниципальные программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, которые предусматривают формирование благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и увеличение его вклада в производственную и социальную сферы экономики территории. Муниципальные программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства тесно взаимоувязаны с мероприятиями Комплексной программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на годы, программами содействия самозанятости населения, программами по поддержке малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве. В рамках реализации комплексной программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия на годы в 2012 году на муниципальном уровне оказана поддержка по следующим направлениям: - субъектам малого и среднего бизнеса выдано 428 микрозаймов на общую сумму 260,7 млн. рублей. Больше всего микрозаймов выдано субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Саранск – 56,3% от общего количества выданных микрозаймов и 60,1% от общей суммы выданных микрозаймов. В муниципальных районах этот показатель не превышает 10% на один район; - АУ «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия» предоставлены поручительства по банковским кредитам 40 субъектам на общую сумму 161,0 млн.рублей, из них субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах 10,6 млн.рублей (6,6 % от общей суммы), в городском округе Саранск 150,4 млн.рублей (93,4% общей суммы). 47 субъектов малого и среднего предпринимательства получили субсидии на общую сумму 34,9 млн.рублей на реализацию проектов в сфере производства товаров, грузовых перевозок, строительстве, торговле. Из них субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах предоставлено субсидий на сумму 10,3 млн.рублей (39% от общей суммы предоставленных субсидий), в городском округе Саранск – в размере 24,6 млн.рублей (61 % общей суммы). 9 Развитие малого и среднего предпринимательства

10 Муниципальные образования – лидеры Муниципальные образования - аутсайдеры городской округ Саранск449 ед.Зубово-Полянский140 ед. Теньгушевский155 ед. Торбеевский167 ед. Ардатовский188 ед. Max - городской округ Саранск – на 10 ед. Max - Кадошкинский – на 141 ед. Улучшили значения показателя Ухудшили значения показателя 2 21 В 2012 году значение показателя «Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения» в среднем по Республике Мордовия составило 316 единиц. По сравнению с уровнем 2010 г. значение данного показателя увеличилось на 12 единиц, или на 3,9 %, но по сравнению с 2011 г. значение показателя сократилось на 22 единицы, или на 6,5 процентов. Снижение числа субъектов малого и среднего предпринимательства было вызвано значительным сокращением в 2012 г. количества индивидуальных предпринимателей – на 2351 единицу, или на 11,4 процентов. В то же время количество малых предприятий (включая микропредприятия) увеличилось на 284 единицы, или на 4,2 процентов. Количество средних предприятий увеличилось на 3 единицы, или на 2,6 процента. Также возросло количество крестьянских (фермерских) хозяйств на 58 единиц, или на 9,5 процентов. К числу основных причин такого резкого сокращения количества субъектов малого и среднего предпринимательства можно отнести изменения в законодательстве, которые привели к существенному увеличению суммы отчислений во внебюджетные фонды, что отразилось прежде всего на индивидуальных предпринимателях. В 2012 году наибольшее число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел. населения наблюдается в городском округе Саранск (449 ед.), Краснослободском (295 ед.), Чамзинском (289 ед.) муниципальных районах, а наименьшее значение - в Зубово-Полянском (140 ед.), Теньгушевском (155 ед.), Торбеевском (167 ед.), Ардатовском (188 ед.) муниципальных районах. Значение рассматриваемого показателя в остальных районах Республики Мордовия колеблется в пределах 203 – 273 единиц. Анализ показателей показал, что снижение данного показателя в абсолютном выражении произошло практически во всех муниципальных районах Республики Мордовия. Исключение составили лишь городской округ Саранск и Рузаевский муниципальный район, где рост составил 10 единиц и 1 единицу соответственно. Наиболее значительное снижение числа субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения по сравнению с 2011 годом в абсолютном выражении произошло в Кадошкинском (-141 единица), Большеигнатовском (-135 единиц), Атюрьевском (-121 единица), Ардатовском (-113 единиц), Атяшевском (-102 единицы) муниципальных районах. В остальных районах число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения сократилось менее чем на 100 единиц. Наименьшее снижение произошло в Лямбирском (-10 единиц), Чамзинском (-14 единиц), Зубово-Полянском (-18 единиц) муниципальных районах. В период гг. рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства планируется достичь за счет реализации в муниципальных районах и городском округе Саранск муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, а также реализации на республиканском уровне мероприятий Комплексной программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на годы. Число субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц на 10 тыс. чел. населения

Самая высокая доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций сложилась в Темниковском (55,5%) и Теньгушевском (50,5%) муниципальных районах. От 40 до 50% значение данного показателя наблюдается в 7 муниципальных районах. В большинстве муниципальных образований (8) значение данного показателя колеблется от 24 до 30 процентов. Основная масса работников малых предприятий сконцентрирована в организациях оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. Самые низкие значения данного показателя в Атюрьевском (24,4%), Большеигнатовском (26,5%), Лямбирском (26,5%) и Ковылкинском (26,9%) муниципальных районах. В 12 муниципальных образованиях наблюдается стабильное увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, что связано в основном с увеличением численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства. Наиболее значительно выросла доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в Лямбирском и Ковылкинском муниципальных районах более чем на 5 п.п. Это является следствием реализации муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Основными задачами которых являются: обеспечение поддержки начинающих предпринимателей, увеличение количества малых и средних предприятий, увеличение количества работающих на частных предприятиях, рост оборота на предприятиях малого и среднего бизнеса. Снизилась доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций в 11 муниципальных районах. Наиболее значительное снижение сложилось в Ардатовском (на 17,2 п.п.) и Атюрьевском (на 10,5 п.п.) муниципальных районах – в связи с тем, что в данных муниципальных районах произошло самое значительное снижение числа субъектов малого и среднего предпринимательства. 11 Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, % Муниципальные образования – лидеры Муниципальные образования - аутсайдеры Темниковский55,5 %Атюрьевский24,4 % Теньгушевский50,5 % Большеигнатовский26,5 % Лямбирский26,5 % Ковылкинский26,9 % Max - Лямбирский – на 6,7 п.п. Max - Ардатовский – на 17,2 п.п. Улучшили значения показателя Ухудшили значения показателя 12 11

12 Анализ показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства свидетельствует о том, что в большинстве муниципальных районов наблюдается тенденция снижения числа субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тысяч человек населения. В целях развития малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления необходимо: - продолжить активное взаимодействие с представителями малого и среднего предпринимательства с целью содействия развитию занятости населения; - обеспечить финансирование мероприятий муниципальных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в полном объеме; - создавать и развивать инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства; - активизировать работу по созданию бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, научных парков, инновационно- технологических центров и иных объектов, относящихся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; - оказывать информационную, консультационную и методическую помощь субъектам малого предпринимательства при организации и ведении бизнеса; - поддерживать развитие молодежного предпринимательства.

13 Муниципальные образования – лидеры Муниципальные образования - аутсайдеры Чамзинский154904,6 руб.Атюрьевский27,2 руб. Инсарский53814,9 руб.Темниковский1217 руб. Max - Чамзинский – на 30612,5 руб. Max - Старошайговский – на 9971,1 руб. Улучшили значения показателя Ухудшили значения показателя Улучшение инвестиционной привлекательности Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя, рублей В республике сформирована благоприятная нормативно-правовая база для осуществления инвестиционной деятельности. Действуют законы «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия», «О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия», «О залоговом фонде Республики Мордовия» и другие. Реализуется Программа повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия на 2011 – 2015 годы. Сформирован Региональный фонд смешанных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства, функционирует ЗПИФ «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия». Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в среднем по республике в расчете на одного жителя в 2012 году составил рублей. Лидером в данном направлении является Чамзинский муниципальный район, где на 1 жителя объем инвестиций в основной капитал составил ,6 руб. (в 3,8 раза выше среднереспубликанского уровня). Данный результат достигнут за счет реализации крупных инвестиционных проектов: строительство нового отделения помола цемента на Старо-Алексеевском цементном заводе и строительство комплекса по переработке древесной щепы. Выше среднереспубликанского уровня объем инвестиций также в Инсарском муниципальном районе – 53814,9 руб. на 1 жителя, за счет строительства сыроваренного завода ООО «Cыроваренный завод «Сармич» по производству твердых сыров. В остальных муницпальных образованиях объем инвестиций в расчете на 1 жителя ниже среднереспубликанского уровня, хотя можно отметить неплохие результаты у городского округа Саранск (30717,7 руб.), Лямбирского (26867 руб.) и Дубенского (26181 руб.) муниципальных районов. В 16 муницпальных районах объем инвестиций колеблется от 4000 до рублей. Наиболее низкий объем инвестиций в расчете на 1 жителя сложился в Атюрьевском (27,2 руб.) и Темниковском (1217 руб.) муниципальных районах. В 10 муниципальных районах сложилась положительная динамика по данному показателю к уровню 2011 года, при этом более чем на 30 тыс. руб. вырос объем инвестиций в Чамзинском, на 11 тыс. руб. в Инсарском муниципальных районах. Рост объема инвестиций в муниципальных районах связан с реализацией в сельском хозяйстве проектов по строительству, модернизации и реконструкции животноводческих комплексов. В 2012 году введены в эксплуатацию молочные комплексы в СПК «Ключ-Сузгарьевский» на 800 фуражных коров, СХПК «Созидание» – на 240 коров, ООО АПО МТС «Ромодановская» – на 300 голов коров с беспривязным содержанием; в свиноводстве в ООО «Селищинское» – комплекс производственной мощностью 1248 тонн свинины в год; в мясном скотоводстве в ООО «Игнатово» – комплекс по откорму быков на 5 тыс. голов. Введен мясоперерабатывающий комбинат «Норовский» производственной мощностью 5 тыс.тонн в год. Снизился объем инвестиций в расчете на одного жителя и не произошло заметного повышения активности по созданию необходимых условий для привлечения инвестиций в целях дальнейшего развития территорий в 13 муниципальных образованиях, при этом наиболее значительно в Старошайговском муниципальном районе – более чем на 9000 тыс. рублей.

14 В целях активизации инвестиционной деятельности органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов рекомендуется: - проводить активную работу по созданию благоприятного инвестиционного климата, в частности, своевременно проводить комплекс землеустроительных работ, постановку сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет, регистрацию прав на земельный участок, подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры; - поставить на особый контроль процессы расширения инвестиционных портфелей, увязав его с формированием муниципальных программ и документами территориального планирования; - разработать и принять муниципальные программы, направленные на улучшение инвестиционного климата и привлечение инвестиций; - наладить конструктивное взаимодействие с инвесторами, работающими на территориях муниципальных образований; - разработать муниципальные правовые акты, предусматривающие предоставление инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, льгот и преференций; - содействовать предприятиям в привлечении инвестиций; - проанализировать свободные земельные участки, которые могут быть предложены инвестору для строительства промышленных предприятий, и возможность перевода этих земель в земли промышленности.

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района), % 15 Муниципальные образования – лидеры Муниципальные образования - аутсайдеры Рузаевский85,2 %Ельниковский31,7 % Чамзинский 84 % Теньгушевский46,2 % Инсарский48,2 % Max - Зубово-Полянский – на 7,1 п.п. Улучшили значения показателя Значения показателя остались на уровне 2011 года 18 5 Земельные участки, предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование, облагаются земельным налогом, являющимся одним из главных источников пополнения местного бюджета. Самая значительная доля земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, сложилась в Рузаевском муниципальном районе – 85,2 процентов. Значительна доля площадей земельных участков, являющихся объектом налогообложения земельным налогом - в Чамзинском (84%), Атюрьевском (78%), Атяшевском (76%), Ромодановском (75,1%), Ардатовском (75%) и Старошайговском (74,5%), Лямбирском (74%) муниципальных районах и в городском округе Саранск (75,7%). В 11 муниципальных районах от 50 до 70% площадей земельных участков являются объектами налогообложения. Очень низкая доля земельных участков оформлена в собственность в Ельниковском (31,7%), Теньгушевском (46,2%) и Инсарском (48,2%) муниципальных районах. Это свидетельствует о том, что в данных муниципальных районах разъяснительная работа с населением по вопросам оформления земельных участков ведется неудовлетворительно. Увеличение доли площадей земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом к уровню 2011 года наблюдается в 18 муниципальных образованиях за счет предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, в т. ч. на 7 п.п. в Зубово-Полянском, на 5 п.п. в Чамзинском, на 4 п.п. в Ковылкинском, Лямбирском, Темниковском муниципальных районах. На уровне 2011 года осталась доля площадей оформленных земельных участков в Ардатовском, Атяшевском, Ельниковском, Ичалковском, Краснослободском муницпальных районах. Из анализа данного показателя следует, что большинство земельных участков на территориях муниципальных районов находится в виде земельных долей, не вовлеченных в земельный оборот это связано прежде всего: с отсутствием необходимых средств у местных администраций на проведение кадастровых работ; со сложной процедурой изъятия земельных участков, используемых не по назначению. Серьезными проблемами для органов местного самоуправления в сфере земельных отношений остаются признание права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, межевание и кадастровый учет земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности граждан. Полноценно распорядиться земельной долей органы местного самоуправления вправе только после того, как выделят ее в натуре. Для этого необходимо провести собрания собственников долей, утвердить проект границ земельного участка, провести кадастровые работы, поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности. Это связано с большими материальными затратами и длительной организационной работой.

16 Агропромышленный комплекс – один из основных приоритетов экономической политики Республики Мордовия. В республике реализованы экономически значимые отраслевые целевые программы «Развитие мясного скотоводства Республики Мордовия на годы» и «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Мордовия на годы». С 2012 года реализуются целевые программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Мордовия на годы» и «Поддержка начинающих фермеров в Республике Мордовия на годы». Для участия в программах в 2012 году конкурсной комиссией отобрано 26 крестьянских (фермерских) хозяйств и 122 начинающих фермера. Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составила более 38,8 млрд. рублей, или 99,4% к уровню 2011 года. Зерна собрано 876,3 тыс. тонн (в первоначально-оприходованном весе) – 78,1% к уровню предыдущего года, сахарной свеклы – 985,5 тыс. тонн, что на 15,1% больше уровня 2011 года. Хозяйствами всех категорий произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 145 тыс. тонн (109,8% к 2011 году), молока – 467,5 тыс. тонн (98,2%), яиц – 1323,5 млн. штук (104,6%). Производство мяса скота и птицы в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличилось на 15,2%, молока – на 3,1%, яиц – на 4,5 процента. По объему производства скота и птицы, молока, яиц в расчете на одного жителя республика сохраняет лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе (по молоку и яйцу – 1 место, по скоту – 2 место). Прибыль сельскохозяйственных организаций (по кругу крупных и средних предприятий) за 2012 год увеличилась к уровню 2011 года на 255,6 млн. рублей и составила 1900,9 млн.рублей. Удельный вес прибыльных крупных и средних предприятий в 2012 году составил 81,6% от их общего числа. Заработная плата работников сельского хозяйства в 2012 году составила 11883,2 рублей и выросла к уровню предыдущего года на 15,5 процентов. За период реализации национального проекта «Развитие АПК» и Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на годы привлечено 14,7 млрд. рублей инвестиционных кредитов, ежегодно привлекается от 5 до 7 млрд.рублей краткосрочных кредитов, малыми формами хозяйствования привлечено 8,3 млрд.рублей. Реализован 131 инвестиционный проект по строительству и реконструкции животноводческих комплексов. В республике осуществлялась реализация инвестиционных проектов по строительству, модернизации и реконструкции животноводческих комплексов. В 2012 году введены в эксплуатацию молочные комплексы в СПК «Ключ-Сузгарьевский» на 800 фуражных коров, СХПК «Созидание» – на 240 коров, ООО АПО МТС «Ромодановская» – на 300 голов коров с беспривязным содержанием; в свиноводстве в ООО «Селищинское» – комплекс производственной мощностью 1248 тонн свинины в год; в мясном скотоводстве в ООО «Игнатово» – комплекс по откорму быков на 5 тыс. голов.Введен мясоперерабатывающий комбинат «Норовский» производственной мощностью 5 тыс.тонн в год. В целях стимулирования муниципальных образований ежегодно проводится республиканское трудовое соперничество работников агропромышленного комплекса Республики Мордовия, в котором предусмотрено поощрение муниципальных районов и сельских поселений в целях повышения эффективности производства, улучшения качества производимой продукции в сельскохозяйственных предприятиях. Для муниципальных районов предусмотрены номинации в отрасли растениеводства, в отрасли животноводства, за эффективное ведение сельскохозяйственного производства, за достижение наилучших результатов в развитии малых форм хозяйствования. Муниципальные районы – победители награждаются Дипломами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Мордовской республиканской организации профсоюза работников агропромышленного комплекса и денежной премией. Среди сельских поселений победителем признается сельская администрация, обеспечившая наибольший закуп молока и мяса от личных подворий граждан, а также принявшая активное участие в реализации Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Мордовия на годы» по направлению «Развитие малых форм хозяйствования». Победитель награждается Дипломом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Мордовской республиканской организации профсоюза работников агропромышленного комплекса и денежной премией. Сельское хозяйство

17 Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в 2012 году в среднем по республике составила 81,6% от их общего числа, и к уровню 2011 года снизилась на 2,7 п.п.. В 12 муниципальных образованиях доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе выше среднереспубликанского уровня. В 5 муниципальных образованиях доля прибыльных сельскохозяйственных организаций составила 100% (Инсарский, Кочкуровский, Лямбирский, Чамзинский муниципальные районы и городской округ Саранск), в двух - более 90% (Атяшевский, Старошайговский), в 4 муницпальных районах (Ичалковский, Торбеевский, Большеберезниковский, Ромодановский) - выше 80 процентов. В Ельниковском муниципальном районе доля прибыльных сельскохозяйственных организаций составляет всего 31 процент. Это самый низкий результат. В 5 муниципальных районах доля прибыльных сельскохозяйственных предприятий выросла к уровню 2011 года, при этом более чем на 10 п.п. в Кочкуровском, Теньгушевском, Инсарском. В целом положительные результаты в развитии АПК достигнуты за счет мер, принимаемых органами местного самоуправления по созданию конкурентоспособного агропромышленного производства на основе модернизации технологической базы, за счет реализации перспективных инвестиционных проектов, развития инноваций, перевода сельхозпредприятий на новые ресурсосберегающие агротехнологии. Во многом это обусловлено усилением внимания органов местного самоуправления к реализации Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на годы и реализации программ развития мясного и молочного скотоводства. В 12 муниципальных районах отмечено сокращение доли прибыльных сельскохозяйственных предприятий, наиболее значительное в Ельниковском (на 46 п.п. за счет того, что с убытками сработали СПК «Рассвет» и ООО «Слобода») и Рузаевском (на 30 п.п., за счет того, что с убытками сработали ООО «Авангард», ООО «ВКМ - Сельхозпродукт») муниципальных районах. Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе, % Муниципальные образования – лидеры Муниципальные образования - аутсайдеры Инсарский100 %Ельниковский31 % Кочкуровский100 % Лямбирский100 % Чамзинский100 % городской округ Саранск100 % Max - Кочкуровский – на 16,7 п.п. Улучшили значения показателя Значения показателя остались на уровне 2011 года 12 5 Max - Ельниковский – на 46 п.п. Ухудшили значения показателя 6

18 Органам местного самоуправления муниципальных районов в целях развития сельского хозяйства рекомендуется: - продолжить работу по стимулированию развития сельских территорий, занятости и уровня жизни сельского населения; - обеспечить условия формирования конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе повышения финансовой устойчивости и модернизации сельскохозяйственного производства, а также ускоренного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства; - активизировать работу по привлечению новых инвесторов и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса; - принимать меры по повышению квалификации работников сельского хозяйства; - продолжить работу по созданию условий для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, в частности по улучшению жилищных условий сельского населения и инженерной инфраструктуры села, по строительству и приобретению жилья для молодых семей и молодых специалистов; - развивать рыночную инфраструктуру в АПК – сельскохозяйственные потребительские кооперативы, агротехнопарки, сервисные и информационно - консультационные центры; - вести социальное обустройство сельских территорий; - развивать процессы интеграции и кооперации в сфере производства, заготовки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия; - развивать сельскохозяйственный и несельскохозяйственный малый бизнес на селе с целью увеличения объемов реализации продукции, повышения занятости и доходов сельского населения; - создавать предпосылки для устойчивого развития сельских территорий за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села.

Особое значение для стабилизации экономической ситуации в муниципальных образованиях имеет развитие транспортной инфраструктуры. В республике активно реализуются мероприятия республиканской целевой программы «Совершенствование и развитие дорожной сети Республики Мордовия на период до 2015 года». Дорожно-транспортная инфраструктура муниципальных образований Республики Мордовия представлена автомобильными дорогами общего пользования местного значения, общая протяженность которых по состоянию на 1 января 2013 года составляет 7135,7 км, из них 2088,4 км – дороги с твердым покрытием, что составляет 29,3% от общей протяженности дорог, 857,3 км – дороги с усовершенствованным покрытием (41,1% от общей протяженности дорог с твердым покрытием). Протяженность дорог, не отвечающих нормативным требованиям, составляет более 70% (5043,5 км.) от общей протяженности дорог. В целях увеличения протяженности автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием, отвечающим нормативным требованиям, Правительством Республики Мордовия принято решение, согласно которому из средств Дорожного фонда муниципальным образованиям предоставляются субсидии: на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования; на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов; на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов; на развитие уличной и дорожной сети. По всем видам субсидий местным бюджетам выделено в 2012 году 143,5 млн. рублей. Несмотря на предоставление субсидий из республиканского бюджета бюджетам поселений на развитие уличной и дорожной сети в 2012 году отрицательная динамика данного показателя в общем сохраняется, в связи с недофинансированием отрасли дорожного хозяйства в 2012 году. В текущем году планируется снижение доли автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям на 1-5 % к уровню 2012 года. В годах долю протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения предполагается снизить за счет средств муниципальных Дорожных фондов, создаваемых с года. Уровень удовлетворения потребностей населения в транспортных услугах отражает степень эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере транспорта и дорожного хозяйства. В настоящее время на территории Республики Мордовия осуществляют пассажирские перевозки на городских, пригородных и межобластных маршрутах 21 пассажирское автопредприятие, из которых: одно является республиканским государственным унитарных предприятием, одно муниципальное предприятие (МП городского округа Саранск «Горэлектротранс»), 13 предприятий – общества с ограниченной ответственностью, 5 предприятий – открытые акционерные общества, одно - закрытое акционерное общество. Пригородные пассажирские перевозки жителей муниципальных районов осуществляют 19 автопредприятий 251 автобусами, что крайне недостаточно для транспортного обеспечения всех населенных пунктов республики. Наряду с нехваткой автобусов, на низкий уровень охвата населения регулярным транспортным сообщением влияет тот факт, что количество автобусов со сроком эксплуатации от 5 до 15 лет составляет 191 транспортных единиц или 76% от всего подвижного состава данных предприятий. К числу основных проблем, препятствующих улучшению качества обслуживания пассажиров и развития транспортной инфраструктуры, помимо выше перечисленных относятся необходимость реконструкции действующих и строительства новых автовокзалов, оптимизации маршрутной сети. 19 Дорожное хозяйство и транспорт

Значительная доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта в Кадошкинском и Атюрьевском муниципальных районах – свыше 50 процентов. Незначительна доля значения данного показателя в Ардатовском и Инсарском муниципальных районах – менее 10 процентов. В большинстве муниципальных районов (в 12) доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, составляет от 10 до 30 процентов. В Большеберезниковском муниципальном районе нет зданий муниципальных общеобразовательных учреждений, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта. К уровню 2011 года увеличилась доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в 6 муниципальных районах, наиболее значительно более чем на 37,5 п.п. в Атюрьевском муниципальном районе. Снижение доли муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, зафиксировано в 12 муниципальных образованиях, значительное - более чем на 40 п.п. в Большеигнатовском, более чем на 30 п.п. в Ельниковском, более чем на 20 п.п. в Теньгушевском, Ковылкинском, Лямбирском муниципальных районах. В 2013 году планируется сократить долю муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, за счет выделения дополнительных средств на ликвидацию аварийности школ и на проведение капитального ремонта из федерального и республиканского бюджета. 20 Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений, % Max - Большеигнатовский – на 41,7 п.п. Улучшили значения показателя Значения показателя остались на уровне 2011 года 6 12 Max - Атюрьевский – на 37,5 п.п. Ухудшили значения показателя 5 Max - Большеигнатовский – на 41,7 п.п. Улучшили значения показателя Значения показателя остались на уровне 2011 года 6 12 Max - Атюрьевский – на 37,5 п.п. 5 Муниципальные образования – лидеры Муниципальные образования - аутсайдеры Ардатовский4,3 %Атюрьевский56,2 % Инсарский6 %Кадошкинский50 %