1. Этногенез. * В настоящее время основная масса шорцев занята в сельском хозяйстве (земледелие, животноводство, пчеловодство, а также традиционных промыслах.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коренные народности севера: история, культура, быт.
Advertisements

Хакасский народ принадлежит к алтайской языковой семье, тюркской группе. «Современные хакасы представлены южно-сибирскими и урало-алтайскими антропологическими.
9 класс Тема « Дальний Восток ». Эвэнк ( самоназвание ), народ в Российской Федерации (29,9 тыс. чел.). Живут от побережья Охотского моря на востоке до.
Манси Презентация приготовлена 9 «Б» классом. Происхождение этнонима Манси - самоназвание, означает "человек". Внешнее название «вогулы» происходит от.
«ТАТАРЫ» Татары проживают в Республике Татарстан столица её Казань. Татарстан расположен в центре Российской Федерации в месте слияния двух крупнейших.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Трубачевская СОШ » Быт и обычаи народов Сибири Автор: Горковенко Ирина Дмитриевна Учитель истории,
Тофалары Выполнила ученица 10 «а» класса МОУ СОШ 15 Исаченко Инесса.
Автор: учитель географии Миронов Владимир Викторович.
Культура мира Нгуен Нгок Лан
Хозяйственный уклад у бурят Романенко светы 10 б.
Заочная экскурсия. Моя малая родина. Тема: «Моя малая родина». Тема: «Моя малая родина». Автор работы: :Живетьева Надежда, ученица 5 В класса«МОУ СОШ 56».
Население Европейского Юга. Население Северного Кавказа составляет 18 млн. человек (12% от общероссийского). Р азмещено население крайне неравномерно.
ВИКТОРИНА «Знаешь ли ты свой край?» Подготовила: Белова Лариса Сергеевна, учитель начальных классов МОУ ООШ 7 города Белово.
В России 26% населения проживает в сельской местности, хотя век назад этот показатель был в три раза больше. Плотность сельского населения выше там, где.
Сибирь обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока водораздельными хребтами у.
Народы России. Нанайцы. Нанайцы - коренной малочисленный народ Дальнего Востока Хабаровского края, проживающий по берегам Амура и его притоков.
Кузнецкий Алатау Шахта «Распадская» Кузедеевский липовый остров Город Кемерово Горная Шория Горнолыжные комплексы в городе Междуреченске Кузнецкая крепость.
КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА
НАРОДЫ МИРА УЗБЕКИ. Узбеки – самый многочисленный народ в Центральной Азии. Узбеки являются основным и коренным народом Узбекистана. Большое количество.
Коренное население края - финно-угорские племена: ИЖОРА, ВОДЬ, ВЕПСЫ.
Транксрипт:

1. Этногенез.

* В настоящее время основная масса шорцев занята в сельском хозяйстве (земледелие, животноводство, пчеловодство, а также традиционных промыслах охота, рыболовство, сбор кедровых орехов). Важнейшей проблемой для современных шорцев является отсутствие рабочих мест и структуры сельского образования в сельских территориях. Многие шорцы заняты в городах (Таштаголе, Шерегеше, Новокузнецке), некоторые из них работают на обслуживании туристской сферы на горнолыжном курорте Шерегеш. Шорцы, живущие на селе, официально считаются безработными, несмотря на то, что большинство этих «безработных» заняты в сельском хозяйстве и традиционными для шорцев промыслами.сельском хозяйствеземледелиеживотноводствопчеловодствоохотарыболовствокедровых 2. Динамика численности и современная численность в городской и сельской местности. Численность шорцев в Российской Федерации: 1926 г. - 12,6 тыс. чел г. - 16,3 тыс. чел г. - 14,9 тыс. чел г тыс. чел г. - 15,2 тыс. чел г. - 15,7 тыс. чел., в т.ч. в Кемеровской области - 12,6 тыс. чел. Общая численность 16,6 тыс. чел.

* 3. Показатели воспроизводства. Сегодня общая численность шорцев в России составляет 16,6 тыс. человек. В Кемеровской области (12,6 тыс. человек), а также в Хакасии (1,2 тыс. человек) и Республике Алтай и др.

* 4. География расселения. Основная территория обитания шорцев (Горная Шория) бассейн среднего течения Томи и ее притоков. В административном отношении в настоящее время она входит в состав Таштагольского, Междуреченского и Новокузнецкого районов Кемеровской области. Часть шорцев живет в Аскизском и Таштыпском районах Хакасии. Территория расселения шорцев за последние сто лет изменилась мало. Произошла лишь концентрация населения в более крупных населенных пунктах. По состоянию на г. шорцы проживали в 77 селах и поселках области, а также в городах Кемерово, Новокузнецк, Междуреченск, Мыски и др. В большинстве поселений они живут совместно с другими народами. Бурная индустриализация Кемеровской области в годы советской власти, создание новых городов и рабочих поселков стимулировало процессы урбанизации и миграции шорского населения. В настоящее время на исконных родовых землях проживает только 56,3 % шорцев. Наибольшими приверженцами своей родовой территории являются представители родов Кереш, Себи, Тарткын и Аба. За последние 20 лет исчезли многие населенные пункты Акколь, Бал-бынь, Тутуяс и др. Есть поселения, где живут либо одиночные семьи шорцев, либо пенсионеры.

Рис. 2. География расселения шорцев на карте России.

5. Конфессиональная принадлежность. Языкшорскийшорский, русскийрусский Религияшаманизмшаманизм, анимизм, пра вославиеанимизмпра вославие Расовый типзападносибирская расазападносибирская раса,южносибирская расаюжносибирская раса Входит втюркитюрки: хакасская группа /северноалтайска я группа :коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерациихакасская группасеверноалтайска я группакоренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Родственные народыалтайцыалтайцы, чулымцы, хака сы,киргизычулымцыхака сыкиргизы

* Сегодня наблюдается постепенное исчезновение традиционной шорской культуры. Происходит это в силу всё большего нарастания урбанистической культуры. Вместе с тем начиная с 1985 г. возобновляются традиционные праздники шорцев праздник прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, а также спортивными состязаниями.Ольгудека * У горно-таежных (южных) шорцев преобладали охота, рыболовство, кедровый промысел; у лесостепных (северных) - кочевое скотоводство. Выплавка и ковка железа была развита у всех групп шорцев, но у северных несколько больше (отсюда наименование, данное шорцам русскими - кузнецкие татары и название г. Кузнецка). Подсечно-огневое мотыжное земледелие было распространено в горных районах. С приходом русских поселенцев получило развитие пашенное земледелие как в горных, так в степных районах, изменился и состав культивируемых растений: если раньше преобладал ячмень, то с ХVII - ХVIII вв. - пшеница; изменилась форма скотоводства - на смену кочевому пришло оседлое (стойловое содержание скота), в составе стада преобладающим стал крупный рогатый скот.

* Традиционная одежда * Мужская и женская одежда состояли из рубахи, штанов и халата с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали несколько халатов. Обувью служили кожаные сапоги с длинными голенищами. Женщины носили платки, мужчины шапки. * Традиционные поселения и жилища * Поселения шорцев (улусы на севере и аилы на юге) были небольшими. Они состояли из нескольких низких четырехугольных срубных домов (юрт) с берестяной крышей. Они отапливались глинобитным очагом типа чувала. Временным жилищем служили: летом одаг, коническая постройка из бревен, жердей или из молодых деревьев и веток, прислоненных к дереву, крытая берестой; зимой агыс, каркасное жилище в форме усеченной пирамиды из бревен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с очагом в центре. В настоящее время шорцы живут в срубных домах, сохраняются охотничьи жилища, юрты используются как летние кухни. * Пища * Первоначально основными продуктами питания шорцев были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. С развитием земледелия распространилась мука и крупа из ячменя. Степные шорцы употребляли молочные продукты.

* Духовная культура и традиционные верования * Верующие шорцы официально считались православными христианами (и носили русские, т.е. христианские имена), но наряду с православием у них прочно сохранялись традиционные верования: культы духов (хозяев) природы гор, рек, промысловый культ, почитание верховных божеств Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей. Сохраняли свое значение в жизни шорцев шаманы (камы), была развита мифология. С середины 1980-х годов идет процесс возрождения духовной культуры шорцев, которое подчас выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, в праздновании особых «национальных» праздников - праздника мифологического прародителя Ольгудека, весеннего Пайрама и др., сопровождаемых исполнением эпоса.

Традиционная одежда шорцев.