СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА Доц. Антропова М.Ю.. ПЛАН 1.ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ. 2. ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ. 3. ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ. 4. ЛИНЕЙНЫЕ (СЕГМЕНТНЫЕ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Advertisements

Чем определяются акустические, артикуляционные и функциональные отличия гласных и согласных звуков речи?
1 Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации,
Классификация звуков речи Вопросы 1.Принципы классификации звуков речи. Артикуляционные и акустические различия гласных и согласных звуков. 2.Классификация.
Фонетика. Гласные звуки Урок русского языка в 5 классе.
СЛОГ СЛОГОДЕЛЕНИЕ СЛОГ СЛОГОДЕЛЕНИЕ. 1. Понятие о слоге 2. Состав слога 3. Законы слогораздела в русском языке.
Фонетика как лингвистическая дисциплина Вводная лекция.
Фонетические единицы языка.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Профиль артикуляции звука.. Как произносятся звуки "С" и "З". Характеристика звука "С": согласный, глухой, твердый, щелевой. Парный мягкий -С', парный.
Парадигматические отношения Это отношения между элементами языка, объединяемые в сознании или памяти говорящего некими ассоциациями, которые связывают.
Фонетика (от греч. phonetikos – звуковой, голосовой, от phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка: звуки человеческой.
Лекция двенадцатая. Звучащая речь, как сложное материальное явление, реализуется в единстве его важнейших аспектов: артикуляционного (анатомо- физиологического),
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Фонетика Расшифровка опорного конспекта. Автор: Попков С.И., учитель русского языка МОУ СОШ 112 города Уфы Данная презентация предназначена для самостоятельной.
ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Содержание Что такое звуки речи Звуки речи и речевой аппарат Три части периферического речевого аппарата Как образуются звуки речи?
Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.
Фонетика изучает звуки речи (выделяются квадратными скобками), ударение и слоги. Произнесём звук П Какие органы участвовали в образовании звука? Произнесём.
Фонетика (от греч. phonetikos – звуковой, голосовой, от phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка: звуки человеческой.
Транксрипт:

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА Доц. Антропова М.Ю.

ПЛАН 1.ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ. 2. ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ. 3. ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ. 4. ЛИНЕЙНЫЕ (СЕГМЕНТНЫЕ) И НЕЛИНЕЙНЫЕ (СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ) ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ. 5. ВОКАЛИЗМ. 6. КОНСОНАНТИЗМ.

ФОНЕТИКА. ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ Термин восходит к fonetikos (греч.) – «звуковой, голосовой». Фонетикой называется раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Центральное место в фонетике занимает учение о звуках, их - артикуляционной, - акустической и - функциональной характеристиках.

Кроме того, в фонетике изучаются звуковое строение слогов и слов (силлабика); ударение (акцентология); интонация (интонология). Особым разделом фонетики является орфоэпия, в котором описывается совокупность норм литературного произношения. К фонетике примыкают графика и орфография. Графика изучает написание (начертание) букв, а также соотношение между буквами алфавита и обозначаемыми ими фонемами. Орфография – это совокупность правил написания слов.

ПЛАН 1. Членение звуковой речи.1. Членение звуковой речи. 2. Основные фонетические единицы.2. Основные фонетические единицы. 2. Линейные (сегментные) и нелинейные (суперсегментные) фонетические единицы.2. Линейные (сегментные) и нелинейные (суперсегментные) фонетические единицы.

- это сложившаяся исторически в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь представлена в 3-х формах: а) устная в) внутренняя б) письменная

- представляет собой звуковой поток, который распадается на звенья. Они (звенья) являются фонетическими единицами языка и следуют один за другим. Ими являются: ТЕКСТ;ТЕКСТ; ФРАЗА;ФРАЗА; РЕЧЕВОЙ ТАКТ (СИНТАГМА);РЕЧЕВОЙ ТАКТ (СИНТАГМА); ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО;ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО; СЛОГ.СЛОГ.

1.ТЕКСТ - это исходная единица членения, которая носит в основном не фонетический, а коммуникативный характер. Текст ограничен в речи заметными паузами, а в некоторых случаях можно заметить интонационный рисунок, в котором прослеживаются вступление, кульминация и завершение.

2.ФРАЗА - 2-я по величине фонетическая единица. Она вычленяется из текста при помощи 2-х средств: а) пауза, б) интонация, которая нужна, или мелодика речи чтобы сделать вдох (обычно законченная интонация).

Интонация объединяет слова и речевые такты в единую фразу. Ср.: Удивительнее всегО | в этих местАх | был вОздух || В нём была пОлная и совершенная чистотА || Здесь звуковая цепь членится на две фразы. ФРАЗА – это фонетическая единица. Одна и та же фраза может состоять из нескольких предложений, а предложение может быть разложено на несколько фраз. * Предложение – это грамматическая единица.

3.РЕЧЕВОЙ ТАКТ (СИНТАГМА) - это фонетическая единица, произносимая как непрерывный ряд звуков, имеющий незаконченную интонацию и ограниченный небольшими паузами. Членение фразы на синтагмы определяется прежде всего значением, которое говорящий вкладывает во фразу. Ср.: Казнить нельзя | помиловать. Казнить | нельзя помиловать.

Следовательно, в основе членения фразы на синтагмы лежит смысл, и само это членение служит выражению смысловых отношений, напр.: На другой день вЕчером | он поехал к ТУркиным | делать предложение (А.П.Чехов). Следовательно, фраза может члениться на речевые такты (синтагмы), которые в свою очередь состоят из одного или нескольких фонетических слов.

4.ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО - это отрезок звуковой цепи, объединяемый одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному знаменательному слову или знаменательному слову со стоявшим с ним ближайшим служебным словом.

Напр., во фразе: По вечерам во всём городе | ни в одном окне | не светилось огня (А.И.Куприн) - 12 лексем, которым соответствуют 7 фонетических слов. Одно фонетическое слово образую сочетания по вечерам, во всём, ни в одном, не светилось. Фонетическое слово делится на слоги, а слоги на звуки.

5.СЛОГ - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с другими. ЗВУК – простейшая, далее не делимая фонетическая единица. В слоге один звук слоговóй, составляющий ядро, вершину слога, к нему примыкают неслоговые звуки. Подчинённость, иерархия звуков и создаёт слог, имеющий свои границы – начало и конец.

В фонетике выстраивается такая линейная последовательность единиц, образующих сегменты речи: звуки, слоги, фонетическое слово, речевой такт, фраза. Эти фонетические единицы расположены в линейной последовательности и называются ЛИНЕЙНЫМИ, или СЕГМЕНТНЫМИ. Они последовательно идут друг за другом.

СУПЕРСЕГМЕНТНЫМИ единицами являются такие, которые характеризуют не отдельные звуки и слоги, а более крупные единицы – слова и фразы. Суперсегментные единицы обеспечивают звуковую целостность слов. Такими единицами являются УДАРЕНИЕ и ИНТОНАЦИЯ.

- это система гласных звуков. Гласными называются звуки, состоящие из голоса. При образовании их воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая преграды.

Гласных звуков в современном русском языке – 6: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. При классификации гласных учитывается: 1) участие или неучастие губ; 2) степень подъёма языка при движении его по вертикали; 3) место подъёма языка, связанное с движением его по горизонтали.

1. Участие или неучастие губ = ЛАБИАЛИЗАЦИЯ. Лабиализованные гласные (огубленные): [о],[у]. Все остальные гласные – нелабиализованные (неогубленные): [а], [э], [и], [ы].

2.По степени подъёма языка При классификации по признаку подъёма языка учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в вертикальном направлении, – это характеристика гласных по степени подъёма языка.

2.По степени подъёма языка 1) гласные верхнего подъёма 2) гласные среднего подъёма 3) гласные нижнего подъёма

3.По месту подъёма языка При классификации по ряду учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в горизонтальном направлении, – это характеристика ПО МЕСТУ ПОДЪЁМА ЯЗЫКА.

3.По месту подъёма языка 1)гласные переднего ряда 2) гласные среднего ряда 3) гласные Заднего ряда

[и] [ы] [у] [э] [о] [а]

это система согласных звуков. СОГЛАСНЫМИ называются звуки, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума. Шум образуется в полости рта, где выдыхаемый воздух встречает разные препятствия.

Русские согласные классифицируются по 4 признакам: 1) по месту образования; 2) по способу образования; 3) по участию в их образовании тона и шума (голоса и шума); 4) по наличию или отсутствию палатализации (по твёрдости / мягкости);

Основными признаками согласных являются место и способ образования. Определить место образования – это значит указать, в каком месте речевого аппарата происходит сближение или смыкание активного органа с пассивным. Определить способ образования – это значит указать, каким образом создаётся преграда и как она устраняется.

1. По соотношению голоса и шума согласные делятся на: а) шумные – [б], [д], [ж] и др., б) сонорные – [н], [м], [л] и др. По участию голоса шумные делятся на: а) звонкие - [б], [в], [г] и др., б) глухие - [п], [ф], [к] и др.

2. По способу образования (по характеру преграды на пути воздушной струи) согласные делятся на: а) Смычные. При их образовании органы речи смыкаются, образуя преграду на пути воздушной струи. Среди смычных выделяются: - взрывные, у которых смычка заканчивается взрывом - [б], [п] и др., - аффрикаты, у которых смычка без взрыва переходит в щель - [ч ʼ ], [ц]. б) Щелевые. При их образовании органы речи сближаются, образуя щель, через которую с трением проходит воздушная струя - [в], [ф], [ж], [ш].

в) Смычно-проходные. При их образовании одни органы речи образуют смычку, а другие - проход для воздушной струи. К ним относятся носовые, при образовании которых часть воздушной струи проходит через полость носа, например [н], [м]; боковые, при образовании которых проход возникает по бокам языка – [л]. г) Дрожащие. При их образовании смычка периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается. Речевой орган колеблется в струе проходящего воздуха - [р].

3. По месту образования (по активному действующему органу) согласные делятся на: а) Губные, среди которых выделяются: - губно-губные, при образовании которых преграда создается сближением нижней и верхней губы - [б], [п], [м], - губно-зубные, при образовании которых преграда создается сближением нижней губы с верхними зубами - [в], [ф] и др. б) Язычные, среди которых выделяются: - переднеязычные -[д], [т], [с], [н]),[ж], [ш]); - среднеязычные - [j]; - заднеязычные - [г], [к], [х].

4. По дополнительной артикуляции согласные могут быть: - палатализованными - [п], [р], [с], - веляризованными, а также - назализованными, - лабиализованными.