РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 13 имени академика М.К.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Advertisements

Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
… Учителя-логопеды: И.Г. Кучерова, Кожина Е.В.. Что делают логопеды? Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ.
«Детское речевое творчество - как условие полноценного общения» «Детское речевое творчество - как условие полноценного общения» Обобщение опыта работы.
Психолого- педагогические условия формирования и развития речевого творчества у дошкольников Составила учитель-логопед д/с 162 Савченко Ирина Александровна.
Семинар «Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход» Проводят учитель-логопед Буданова А.А. и старший воспитатель Шабельникова И. В. МБДОУ.
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Ребёнок достаточно активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно.
МБДОУ – детский сад «Алые Паруса» Подготовила: учитель-логопед Зеленина Е.К.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие связной.
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. Игра -
Ушакова Оксана Семеновна Развитие речи детей дошкольного возраста.
Готов ли Ваш ребенок к поступлению в школу?. Что же это значит и как определить, готов ли ваш малыш учиться?. Для чего вообще знать это? Может, стоит.
СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОУ «ГИМНАЗИЯ 76» ТАНЦЕВА Н.А. Речевая готовность детей к школе.
Звуковая сторона речи Заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе.
Транксрипт:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 13 имени академика М.К. Янгеля» Учитель-логопед: Белка Наталья Викторовна

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА Словарный запас дошкольника расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Объем словаря во многом зависит от того, какие возможности для раз­вития речи были предоставлены ребенку. Если малышу читали много книг, беседовали с ним на прогулках в лесу, на даче, учили быть на­блюдательным и пытливым, называли ему все новые предметы, попа­дающие в поле его внимания, давали возможность выполнять с этими предметами действия, трогать их, то словарный запас его все время пополнялся.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Главное направление в работе по развитию грамматического строя речи детей после пяти лет помочь им начать относиться осознанно к грамматике. До сих пор они овладевали практически грам­ матической системой, не подозревая, что склоняют, спрягают, изменяют по родам и числам слова различных частей речи, употребляя при этом сложные и простые предложения. Многое пока и останется тайной, но уже в дошкольном возрасте можно познакомить детей с понятием «пред­ложение», «слово»; показать, что речь состоит из предложений, а пред­ложения из слов.

Игра «НАПИШЕМ ПИСЬМО». Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства. Ход игры. Для игры надо заготовить длинные полоски, обозна­чающие предложения, и короткие полоски для выкладывания слов. Ведущий произносит предложение, дети выкладывают длинную по­лоску - «пишут кукле письмо». Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько ко­ротких полосок, сколько слов в предложении. Затем так же анали­зируется второе и третье предложения. После «записи» можно попросить кого-нибудь «прочитать» первое предложение, второе и так далее, чтобы развивать непроизвольную память. Примерные схемы предложений

Игра«ЧТО Я ВИДЕЛ, И ЧЕГО НЕ СТАЛО?» Цель: различение в речи форм винительного и родительного паде­жей неодушевленных существительных, развитие кратковременной зри­тельной памяти. Ход игры. Перед ребенком на столе располагают 56 предметов или игрушек. Какое- то время он их рассматривает, затем закрывает гла­за. Одну игрушку убирают и разрешают ребенку открыть глаза: Он дол­ жен заметить, какая игрушка убрана, и назвать ее, используя такую кон­струкцию: «Я видел мяч. Сейчас я не вижу мяча».

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Основные виды связного высказывания рассказ и пересказ. При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец; дана композиция текста, речевой материал грамматически пра­вильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка - запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Самостоятельный рассказ высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно построить высказывание с точки зрения логики события, о котором рассказывается.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Оба вида связной речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ из диалога по поводу событий из личного опыта ребенка. Собственно монологической речью дети начинают овладевать, если их к этому будут побуждать. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослых должна прослеживаться огромная заинтересованность в развитии данного вида речи и желание осваивать вместе со своим малышом все этапы этого развития.

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка, разговаривая с малышом по поводу прочитанных ему книг. Первоначально это будут беседы по содержанию текста, предполагающие ответы на вопросы. Внимательно и заинтересованно выслушивайте любые ответы детей, поощряйте их попытки рассуждать, высказывать свое отношение к персонажам сказок или рассказов. Умение ставить нужные вопросы придет к тому, кто захочет, чтобы ребенок правильно понял содержание. Добивайтесь понимания прочитанного вами текста, иначе зачем вы и читаете его ребенку?

ОБУЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ После пяти лет дети должны уметь связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы. Основные задачи, которые ставят взрослые при обучении детей рассказыванию: * УЧИТЬ детей правильно строить рассказ: начинать с начала, соблюдать логическую последовательность повествования; * учить связывать части рассказа в нужной временной последовательности; * учить рассказывать живо, выразительно, высказывая свое отношение к содержанию повествования; * развивать образную речь детей; * учить использовать точные слова для называния предметов, действий, признаков; * учить грамматически правильно строить предложений.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК Научить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно с помощью серийных картинок. Ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение, и вместе они соединяются в связный рассказ.

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПЕРЕПУТАННЫХ СЮЖЕТОВ Поиск ошибок можно вести не только на картинках-нелепицах, изображающих то, чего в жизни не бывает. Есть картинки- перепутаницы, на которых известные сказочные герои находятся не в своих сказках. Такие картинки являются своеобразными викторинами, проверяющими осведомлённость ребенка, знание им сказочных сюжетов, и в то же время они очень подходят и для развития умения рассуждать. Пусть малыш докажет вам, вспоминая сказку, что художник ошибся, нарисовав со стрелой на болоте не лягушку, а курочку Рябу, например.

СРАВНЕНИЕ КАРТИНОК Еще один важный вид работы с сюжетными картинками, дающий возможность развивать не только речь детей, но и внимание, воспитывать усидчивость; улучшать работоспособность сравнение двух похожих картинок с целью нахождения отличий. Материал для сравнения можно найти во многих детских журналах. Играя с ребенком в поиск отличий, дайте ему образец применения сложносочиненного предложения: «На левой картинке у кота на шляпе узкая ленточка, а на правой картинке широкая ленточка».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ РЕБЕНКА Работа по развитию мелкой моторики руки состоит из занятий, развивающих тактильные ощущения, из пальчиковых игр, а также из упражнений по раскрашиванию картинок, лепке из пластилина, бисероплетению и других занятий рукоделием. В пальчиковых играх и упражнениях отрабатывают статические и динамические движения. Для таких игр хорошо подобрать или сочинить небольшие сказки или рассказы, содержание которых можно проиллюстрировать с помощью движений пальцев, тогда детям будет интереснее выполнять движения. С другой стороны, тексты лучше запомнятся, если их рассказывание сопровождается показом дви­ жений, так как последовательное выполнение движений будет являться как бы планом текста.

РАСКРАШИВАНИЕ КАРТИНОК Картинки для раскрашивания пора подбирать с мелки­ми деталями, с большим разнообразием оттенков цветов. Интересно сочетать упражнения в раскрашивании с выполнением заданий типа «Отыщи всех животных, которые спрятались на картинке».

РАСКРАШИВАНИЕ КАРТИНОК Еще один увлекательный тип раскраски раскрашивание по обозначенным цифрам. Картинка начинает проступать только тогда, когда правильно закрасишь все фрагменты согласно указаниям: 1 желтый, 2 оранжевый, 3 красный, 4 голубой, 5 зеленый, 6 черный, 7 розовый.