СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Применение технологии проблемного обучения.. Цель: изучить приёмы проблемного обучения в преподавании истории и обществознания. Задачи: - познакомиться.
Advertisements

Круглый стол. Вопросы: В современной школе я больше всего ценю… В современной школе я не принимаю… Какой учитель, по вашему мнению, соответствует современной.
Технология как способ развития качества образования.
ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ тематический педагогический совет 17 ноября 2009 года Из выступления Коршуновой ВВ, зам. Директора по НМР.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Технологии в образовании Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Толковый словарь.
1 Интегрированное обучение в школе Выполнила: Панькова Екатерина Петровна Учитель Частинской средней общеобразовательной школы Частые, 2010.
«Педагогические технологии в начальной школе» Три постулата идеологии новой школы: Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа является.
"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Зам. директора по УВР М.В. Мажирина.
Инновационные педагогические образовательные технологии.
26 января 2011 года Единый методический день Хафизов В.М., заместитель директора Сигаевской школы.
Метод проектов Отдел ресурсного обеспечения АРЦДО АО ИППК РО, 2011.
Иващенко Галина Николаевна, учитель физики МКОУ «Новокрасненская СОШ»
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
Ключ к знаниям, ключ к сердцу ребёнка, ключ к успеху.
Технологии воспитательной работы со студентами: постановка проблемы.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Педагогический совет г.. Технология – teche - искусство, ремесло, наука + logos - понятие, учение.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Транксрипт:

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами. 1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Структура технологической карты урока Ф.И.О. учителя: Класс: Предмет: Тема урока: Место урока в изучаемой теме: Тип урока: Цели урока: Дидактическая цель – Образовательные цели - Развивающие цели - Воспитательные цели – На уроке будут созданы условия для … Образовательное пространство урока: Ожидаемые результаты: Форма проведения урока:

Оформление технологической карты урока Этап урока Деятель- ность учителя Деятель- ность учащихся Формируе мые предмет- ные умения Предмет- ные резуль- таты образова- ния Формируемые универсальные учебные действия Метапред метные резуль- таты образова- ния Личнос тные УУД Регуля ти- вные УУД Позна- вате- льные УУД Комму ни- кативн ые УУД Описание приемов обучения на данном этапе Решаемые учебные задачи УУД «вырастают» из предметных умений за счет усложнения характера учебных задач Описывают как минимум базовый уровень освоения Описывают «универсальные» результаты как деятельности

Результаты обр.Цели урокаУчебные задачиУчебный материал Учащийся научится: Базовый уровень: - знание понятия прилагательного, - отличие прилагательного от других слов. Дидактическая цель: Формирование: понятия «имя прилагательное», предметных умений: - отличать имя прил-ное от др. частей речи, выделять прил-ное в устной и письменной речи, способов деятельности: - употреблять прил-ные в устном высказывании. Коллективная работа: - «вспоминание», чтение, прогова- ривание, запоминание и воспроиз- ведение определения им. прил-го. Фронтальная работа: - составление кластера «Зима». - определение предметов по называемым признакам. Индивидуальная работа: - характеризование предмета с помощью слов-прилагательных. Репродуктивный характер деятельности Схема на доске «Имя прил-ное». Текст определения на слайде. Словесные ряды по теме «Зима». Фрагментированные предложения, короткие загадки на зимнюю тематику. Дидактическая подборка слов- номинаций растений и животных. Учащийся научится: Повышенный уровень: Создание словос-й и предл-й с исполь- зованием прил-х. Выделение прил-х в тексте-описании. Построение речевого высказывания с использованием прил-х. Образовательные цели: Формирование -умений строить с прил-ми словосочетания и предложения, -описывать предмет с использованием прилагательных. Развивающие цели: Формирование: -умений выделять прилагательные в тексте-описании, -строить речевое высказывание с употреблением прилагательных. Воспитательные цели: Формирование: - умения выразить свое отношение к чему-л. с помощью прил-х, - осознанного понимания значения прил-х в речи как средства описания. Групповая работа: работа с текстом-описанием : - выделение прилагательных, -составление словосочетаний «прил.+сущ.», -составление связных предл-й- описаний животного, растения. Коллективная работа: - Составление коротких фрагментов- описаний (зимнего месяца). Индивидуальная работа: - прослушивание аудиозаписи («Щелкунчик», П.И. Чайковский), представление образа снежинок, словесное рисование, зарисовка образа. Описание отличительных характеристик зимы в сравнении с другими временами года с использованием прилагательных. Репродуктивно-продуктивный характер деятельности Наглядно-иллюстративный материал: зарисовки животных и растений, книги «В. Бианки и В. Пришвина. Речевой материал: фольклорные загадки (снежные месяцы). Дидактический раздаточный материал для групп: -тексты-описания раст. и жив., -вырезные предметы одежды, фигурки девочки и мальчика. Индивидуальный раздаточный материал: снежинки, «окошки» для разрисовывания. Аудиоматериал: музыкальный фрагмент на тему «Зима» (П.И. Чайковский «Щелкунчик»). Визуальный материал: слайды - зимняя одежда (валенки, шубки и т.д.), зимняя природа (репродукции картин, фото села), животные (заяц, лиса, барс, лось и др.). Уча-ся получит возможность научиться: Создавать текст- описание с исполь- зованием прил-х. На уроке будут созданы условия для: -Создания собственных фрагментов текстов-описания, -Речевого творчества с использованием прилагательных.

Образовательные технологии Технология коллективной мыслительной деятельности. Технология развития критического мышления. Технология инновационной оценки «портфолио». Технология проведения дискуссий. Технология обучения в сотрудничестве. Технология проектного обучения. Технология проблемного обучения. Технология развивающего обучения. Модульно-блочные технологии. Технологии разноуровневого обучения. Технологии использования игровых методов. Технологии лекционно-семинарских занятий в старшей школе.

Определение «образовательной технологии» Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из: некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

«Модельный метод обучения» (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок- суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция) Пусть это будет урок химии по теме «Производство серной кислоты». Ситуация вводится учителем, ведущим пресс-конференцию, так: в некоторой местности планируется строительство комбината по производству серной кислоты и ее производных. Ответственные лица и ведущие специалисты будущего производства устраивают пресс- конференцию, чтобы подготовить благоприятное общественное мнение. В ходе пресс- конференции звучат многочисленные вопросы, ответы на которые дают полную и ясную картину изучаемого материала. Скажем, в ответ на вопрос газеты «Первозданная красота» о вредном воздействии производства на природу специалист по охране окружающей среды рассказывает о системе защиты от выбросов вредных веществ, а главный технолог об особенностях технологического процесса. По просьбе тележурналистов специалист по общественным связям о количестве создаваемых рабочих мест и выгодах, которые получит за счет налогов и отчислений местный бюджет. Для журналистов научно- популярного альманаха еще раз объясняются химические реакции, лежащие в основе технологического процесса. Для радиостанции транспортников раскрываются источники сырья, география сбыта продукции и перспективы развития системы коммуникаций. И так далее. Таким образом, мы видим, что, играя свои роли, ученики моделируют профессиональную деятельность, задавая самостоятельно начальные условия, возвращаясь к ним и уточняя.

Метод проектов Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.)

Этапы работы над проектом Поисковый этап. Поиск и анализ проблемы. Выбор темы проекта. Планирование проектной деятельности по этапам. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Конструкторский этап. 1. Поиск оптимального решения задачи проекта. 1.1 исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна. 1.2 выбор технологии изготовления 1.3 экономическая оценка, 1.4. экологическая экспертиза. 2. Составление конструкторской и технологической документации. Технологический этап. 1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования. 2. Выполнение запланированных технологических операций. 3. Текущий контроль качества. 4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию. Заключительный этап. 1. Оценка качества выполнения проекта. 2. Анализ результатов выполнения проекта. 3. Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация)

Технология развития критического мышления. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Этапы: «Вызов» (актуализация субъектного опыта) «Осмысление» «Чтение с пометками» «Рефлексия» «Домашнее задание» Этапы: «Вызов» (актуализация субъектного опыта) «Осмысление» «Чтение с пометками» «Рефлексия» «Домашнее задание»

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: Оценка (Где ошибка?) Диагноз (В чём причина?) Самоконтроль (Каковы недостатки?) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?) Прогноз (Постройте прогноз).

Технология интегрированного обучения Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Методика интегрированного урока. Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов. Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: 1.планирование, 2. организация творческой группы, 3. конструирование содержания урока, 3.репетиции. Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. Может быть в виде - увертюры. В заключительной части урока необходимо 1.обобщить всё сказанное на уроке, 2.подвести итог рассуждениям учеников, 3.сформулировать чёткие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие. Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки.

Американская образовательная технология техника «послушать сговориться обсудить»: Учитель задает вопрос, предлагает продумать ответ, сказать соседу и после согласования с ним общее мнение предложить всему классу для обсуждения. Рассматриваются разные варианты, предлагаемые парами учеников. Вопрос, конечно, должен быть таким, чтобы ответ предполагал размышления, анализ, сравнение. Запись ответа до его проговаривания усиливает эффект.

Пример. Взгляните еще раз на эпиграф к роману «Анна Каренина» (из Писания: «Мне отмщение и Аз воздам»). Подумайте, кого из четырех основных героев романа он в наибольшей степени характеризует. Скажите это своему соседу. Выскажите Ваше общее мнение всему классу. Эта техника имеет очевидные преимущества: способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. При этом внешний рисунок поведения учащихся одинаков, что также способствует гуманизации обучения. Столь же заметны и ограничения этой техники: прием удобен для работы над отдельными деталями, фрагментами знаний, но увлечение им может привести к разрушению целостной картины, к бессистемности содержания.