Арсентьевский филиал ГБОУ СОШ с.Волчанка м.р. Красноармейский Самарской области Презентация к реферату по ИЗО «Деревянное зодчество России» Подготовил:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наиболее распространенный вид жилых домов на Руси – русская изба. Бытует несколько типов изб. Самый распространённый – это брус. Называется он так потому,
Advertisements

Презентацию подготовил Тимченко Игорь. Материал Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длинною.
Сколько лет русской избе?. Цель работы: Узнать, сколько лет существует русская изба.
ДЕРЕВНЯ Деревянный мир Жизнь человека всегда была связана с природой. Люди в древности жили по берегам рек и озёр в окружении леса. Характер природы формировал.
Деревянное зодчество русского севера Учитель изобразительного искусства ГОУ СОШ 141 Чилингарова Татьяна Тихоновна.
Известно, что Россия «деревянная страна». Ни в одной другой стране мира нет такого количества памятников деревянного зодчества.
Деревянное зодчество Древней Руси. Работа выполнена ученицей 6 «Б» класса Коммунарского лицея. Казаковой Екатериной год.
Заселение славянами территорий Восточной Европы проходило постепенно. Но именно благодаря тому, что вокруг первопроходцев лес.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 п. Березайка» «Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный.
Презентацию подготовили учащиеся 4 «А» класса МОУ СОШ 6 город Киржач 2009 год.
Русские народные промыслы. Русь деревянная Урок изобразительного искусства Учитель: Е.С. Карелина.
Говорят, что архитектура это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и.
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ. История Бревенчатая рубленая изба – символ Руси. Использование дерева обусловлено особым климатом страны. Леса занимали.
Выполнила Выполнила Сугоняк Анжела Сугоняк Анжела Ученица 10 класса МОУ «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа». Целинного района Алтайского.
КИЖИ Кижи это один из тысячи шестисот пятидесяти островов Русского Севера находящихся в Онежском озере.
Древне-скандинавский стиль. Подготовила : Студентка 3-го курса Группы ДД Пляка Валентина 2017 г.
ГБОУ Гимназия 1520 и м. Капцовых Исследовательский проект «Россия-мое Отечество 2012» Традиционная русская изба и дом, который построю я. Автор проекта.
Симметрия в окружающем пространстве Работа Кочубей Виктории и Гришиной Людмилы, учениц 7 «В» класса ГОУ СОШ 164 Учитель Морозова Н.А.
КОСТРОМСКОЙ КРАЙ. Достопримечательности Костромского края.
Презентация к уроку окружающего мира по программе «Гармония» 3 класс.
Транксрипт:

Арсентьевский филиал ГБОУ СОШ с.Волчанка м.р. Красноармейский Самарской области Презентация к реферату по ИЗО «Деревянное зодчество России» Подготовил: уч-ся 9 класса Шишулин Сергей Сергеевич Руководитель: учитель ИЗО Махова А.Б год

Деревянное зодчество России «Куда ни глянь - вода, камни, леса. Низко, над самой водой, стелются чайки. Вечер. В озере едва колышутся отражения багряных облаков. Легкий ветерок доносит терпкий запах замшелых валунов, сосновой хвои…А когда загорелась утренняя заря и омытое чистой росой светило снова поднялось над озерной гладью, глазам предстало удивительное зрелище: высоко в небо взметнулось стройное и сильное здание, словно рожденное единым росчерком великого художника.» (Г.Островский)

Деревянное зодчество России Издавна русский человек селился по богатым лесом берегам озер и рек. Лесные чащи давали ему приют, кров, пищу. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города и крепости. От одной деревни к другой, от города к городу шли артели плотников с топорами за поясом. Они и создавали удивительные памятники архитектурного и строительного искусства. Имена их, как правило, неизвестны, ведь строили не бояре и воеводы, не заезжие прославленные зодчие, а простые русские мужики. Народ - тот самый, что испокон веков жил на этой земле, пахал и защищал ее, орошал своим потом и кровью, слагал о ней песни.

Деревянное зодчество России "Страной зодчих" назвал Россию художник Игорь Грабарь. Народные постройки - от крестьянской избы до плетня у околицы, от премудроверхого храма до малой часовенки - удивительно ладны и красивы. Каждая деталь и каждая линия в них осмысленны. Плотники издревле владели на Руси "всеми хитростями своего художества, срубая в правило (по линейке) не только прямоугольные стены и кровли своих зданий, но и обделывая лесной материал в кружало (по циркулю), как требовалось при устройстве всякого рода лодок и морских судов". Чтобы проникнуть в потаенную суть народного деревянного зодчества, надо понять его.

Деревянное зодчество России Существующее с незапамятных времён русское деревянное зодчество, развивавшееся на протяжении многих веков и пришедшее в упадок в последнее время, на фоне достижений научно- технического прогресса представляется явлением старозабытым и неперспективным. Однако в отношении строительства индивидуальных загородных домов традиционное деревянное зодчество нисколько не устарело, а напротив, приобретает в наше время все большую привлекательность благодаря своим несомненным достоинствам. Это и экологичность, и красота, и связь с вековыми традициями, и ценные технические свойства (сборность- разборность и возможность перевозки, высокая ремонтопригодность, хорошая теплоизоляция и экономичность в обслуживании).

Деревянное зодчество России На протяжении всего своего существования человек стремился создать свое жилище, обустроить его, защитить от холода и непогоды. Отличительной чертой русского народного деревянного зодчества является, отношение к дереву не только как к строительному материалу, но и как к материалу искусства. Дереву на Руси издревле был почёт. К нему, как к живому, обращались в самых разных случаях: "Свято дерево, помоги". И дерево, внимая просьбе-мольбе, помогало. Сельские поселения и города, крестьянские, посадские и княжеские дворы – все строилось из дерева. Лишь два отрицательных качества дерева как строительного материала – его недолговечность и горючесть – не позволяют заглянуть в древнейшие периоды развития русского деревянного зодчества. Поэтому редкие жилые дома имеют возраст свыше 100 лет, а неотапливаемые храмы – более 300 лет. Археологические раскопки, проведенные в наиболее древних русских городах, полностью подтвердили ранее сложившийся взгляд, что все строительство на Руси до Х века велось исключительно из дерева.

Русское деревянное зодчество – это народное искусство, достигшее высот, поистине сказочное, явившее немало шедевров мировой архитектуры. Построенный в 17 веке дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском современники называли восьмым чудом света, а удивительный архитектурный ансамбль Кижского погоста ежегодно привлекает тысячи туристов со всего мира.

Что же такое русское деревянное зодчество? Цель данной работы - изучение сущности деревянного зодчества России как культурно- исторического явления. Задачи : Раскрыть смысл понятия «деревянное зодчество». Показать основы работы русских плотников с деревом на примерах строительства жилья, церковных и защитных сооружений. 3.Рассмотреть символичность орнамента при строении зданий. 4. Установить связь между строительством деревянного зодчества и современностью.

Исторический экскурс по памятным сооружениям Облик древних деревянных сооружений – жилых, хозяйственных и культовых – мы можем предположительно восстановить по различным историческим источникам: летописям, писцовым книгам, миниатюрам, иконам, описанием и зарисовкам иноземных путешественников. Из старинных "рядных записей" известно, что в древние времена деревянным строительством занимались специальные артели плотников, ими руководили опытные талантливые мастера, чьи имена иногда включались в тексты надписей на выстроенных ими зданиях. Они нередко возводили очень сложные в композиционном и конструктивном отношении общественные сооружения, опираясь на опыт и прекрасное знание свойств древесины.

Исторический экскурс по памятным сооружениям Наибольшая устойчивость народных традиций в деревянной архитектуре присуща районам Русского Севера, благодаря историческим условиям: незатронутости монголо- татарским нашествием в XIII – XV вв., отсутствию крепостничества в XVIII – XIX вв., удаленности от промышленно развитых районов - поэтому и уцелели не только отдельные памятники народной архитектуры, но даже целые селения в относительно хорошо сохранившейся природной среде.

Лучшие из памятников с 1958 года перевезены в Кострому, в музей деревянного зодчества. Церковь 1552г. с.Холм Галиченского района Дом Ершова 18 в Церковь 1628г. с. Спас-Вежи Церковь с.Фоминское 17 в.

Основа строений – лес, топор да плотник Естественными строительными материалами на Руси издавна служили дерево и глина – их было в изобилии. Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длинною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев ведь было множество на Руси. Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили и особую форму деревянных сооружений. Бревно - его толщина - стала естественной единицей измерения всех размеров постройки.

Основа строений – лес, топор да плотник На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу. Дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну, делали топором затесы (ласы) - снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. По стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили просмоленную сосну. Позже рубить нельзя - гнить начнет.

«Сруб» Основной формой сооружения являлся сруб, собранный из горизонтально положенных бревен- венцов, которые по углам связывались врубками с небольшими выпусками - "в обло" и без выпусков - "в лапу".

«Клеть» Срубы, подготовленные для эксплуатации, назывались «клетьми». Клети ставились прямо на землю, только на углах подкладывались валуны.

Перекрытия делались главным образом плоскими и разделялись на теплые и холодные: жилые дома и "теплые" церкви имели утепленные полы и потолки, а холодные церкви, хозяйственные постройки, крепостные башни - однорядные перекрытия. Клети обычно покрывались высокими двускатными крышами.

«Срубить избу» Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу". И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

Все крестьяне - плотники Еще совсем недавно, лет сто, двести назад, плотниками были практически все крестьяне. Подросток начинал постигать его с обычного топорища. Сделать топорище - значит, сдать первый экзамен. Дед, отец или старший брат подавал мальчишке свой топор и сухую березовую плашку из лучинных запасов. Далеко не с первого раза получалось настоящее топорище. Так жизнь еще в детстве и отрочестве приучала будущего плотника к терпению и последовательности. Умение незаметно переходит от старшего к младшему прямо в семействе, углублялось и развивалось в артели… Уже в первый сезон артельной работы подросток постигал один-два способа рубить угол, учился прирубать косяки, обзаводился собственным инструментом. Просить у кого-либо инструмент, особенно топор, считалось дурным тоном.

«Чувство дерева» Мастерство плотника начиналось с " чувства дерева". Человеку, не ощущающему характер дерева, лучше не садится на угол. Но в том-то и дело, что плотничать должны были все взрослые мужики! Чувствуешь ты дерево или нет, слушается ли тебя топор или не слушается - все равно ты будешь плотничать. Стыдно не быть плотником. На том и стояло плотницкое мастерство. Интересно то,что в плотницком деле никогда не было профессиональных секретов, знание считалось общенародным: постигай, черпай, насколько хватает ума и таланта. Хорошему плотнику никогда не мешала богатырская сила. Пословица "Сила есть - ума не надо" родилась в плотницком мире в насмешку над тупоумием и горячностью. Настоящие плотники экономили силу. Были неторопливы. Без однорядок-рукавиц не работали, бревна катали, а не волочили. Время на точку топоров не жалели.

Бытовой орнамент Ярко и самобытно описывает русскую деревянную избу крестьянина с ее узорами, орнаментами русский поэт С. Есенин в статье "Ключи Марии «Если б хоть кто-нибудь у нас понял в России это таинство орнамента, которое совершает наш бессловесный мужик». "Избяной литургией", называется язык символов, коими были всегда полны деревянные дома, начиная от резных полотенец, ставень, до внешнего украшения дома. Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок - небесному своду, а матица - Млечному Пути

«Конек на крыше» Одно из ярких описаний коньков на крышах тоже принадлежит перу С. Есенина: "... в греческой, египетской, римской так и русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице".

Бытовой орнамент Свидетельство этому наш не поясненный и не разгаданный никем бытовой орнамент. Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Размахивая крыльями все петушки и голуби, как бы хотят влететь в душу того, кто опустил свою стопу на ступень храма-избы и как бы хочет сказать: "Преисполнясь мною, ты постигнешь тайну дома сего", - и действительно, только преисполнясь, можно постичь мудрость этих избяных заповедей, скрытых в искусах орнамента.

Типы строений Самый распространенный вид жилых домов на Руси – русская изба. Его архитектура, постоянно обновлявшаяся, рождала все строительные и композиционные приемы деревянного зодчества. Бытует несколько типов изб. Самый распространённый – это брус. Называется он так потому, что в ней все помещения, жилые и хозяйственные, спланированы в один длинный, вытянутый прямоугольный сруб, перекрытый общей двускатной кровлей. Обширные сени разделяют такую избу на две неравные части. Меньшая часть – жилая, выходит на главный фасад, а большую часть занимает крытый хозяйственный двор, уходящий на задворки.

Типы русской избы Дома с двухрядной связью, перекрытые единой двускатной или реже двумя разделенными крышами (народное название "кошель"

Типы русской избы дома с однорядной связью, где жилье, сени и двор, примыкая друг к другу по одной ширине здания, образовали сильно вытянутый прямоугольник (носят название "бруса")

Типы русской избы Дома с усложненной конфигурацией объема, где жилая и дворовая части образуют в плане Г- или Т-образную форму и перекрыты разноскатными крышами

Церкви. Колокольни. Часовни Наивысшего расцвета русское деревянное зодчество достигло в церковном строительстве, где зодчие имели большие строительные возможности.Человеку присуще чувство красоты, и если при возведении простой избы мастера- плотники стремились как можно красивее ее украсить, то при создании храма они получали более широкое поле для художественных поисков и создавали великолепные произведения искусства.

Церкви. Колокольни. Часовни Выразительность церковной архитектуры достигалась не столько декоративными приемами, сколько пропорциональными соотношениями объемов и их частей, тесной связью с окружающим пейзажем. Обычно церкви воздвигались одиночно или же в ансамбле, при этом места выбирались с расчетом на хорошее обозрение не только с близкого, но и с дальнего расстояния. Если церковь сооружалась в селе, то для нее отводилась главная площадь селения, если же это был погост, то ее обычно ставили на эффектном живописном берегу озера, реки или по соседству с лесным массивом.

Церкви. Колокольни. Часовни В основе плана деревянных церковных зданий заложены определенные геометрические формы, зависящие от строительных свойств дерева, - это квадрат, прямоугольник, восьмигранник, реже шестигранник.

Церкви. Колокольни. Часовни Древнерусские церкви – это для нас, прежде всего, памятники искусства, памятники национальной культуры. «Божий храм» сплошь да рядом был архитектурным и смысловым центром города или деревни, служил сторожевой башней. Большие церкви были, как правило, только на погостах или в центрах прихода, а часовни – почти в каждой деревне.

Церкви. Колокольни. Часовни Интересную группу представляют собой ярусные церкви, встречающиеся главным образом в средней полосе России. Основой их композиции служат уменьшающиеся, поставленные один на другой срубы.

Вершиной древнерусского деревянного зодчества стали многоглавые церкви

Крепостные сооружения Город в Древней Руси – это, прежде всего крепость. На протяжении многих столетий страна не знала покоя. Русские крестьяне и посадские люди брались за топор, рубили лес и городили крепости: города, кремли, остроги. Само слово «город» означало тогда укреплённое место. На заре русской государственности были построены деревянные города- крепости: Новгород, Полоцк, Белозёр, Ростов Великий и др.

Крепостные сооружения Для своего времени деревянные крепости были грозными сооружениями. Ещё в давнюю, дохристианскую эпоху славяне окружали свои поселения тынами или остроколами – оградами из вертикально поставленных брёвен с заострёнными верхними концами.

Крепостные сооружения Основным элементом крепости были башни. День и ночь наверху стояли дозорные, здесь же устраивались пушки, хранились боеприпасы и вся боевая снасть. Такие башни ставились и по углам крепости, а в центральной – надвратной, или проезжей части- устраивались мощные и хорошо защищенные въездные ворота.

Современное деревянное домостроение Появление в последние годы российских выставок по деревянному домостроению с большим количеством фирм-участников является прочным подтверждением возросшему интересу к теме деревянного зодчества. В начале, в середине 50-х гг. XIX века, этот интерес был как возрождение национального духа. В строящихся деревянных домах обязательно присутствовали элементы народного деревянного зодчества. После разрухи, вызванной Гражданской и Великой Отечественными войнами, в первую очередь, начало налаживаться более дешевое, по сравнению с каменным строительством, строительство из бревен, бруса, деревянных сборных конструкций.

Современное деревянное домостроение Проводились конкурсы на проект "улучшенной крестьянской избы", а с двадцатых годов XX века ленинградские строители начали изготавливать дешевые сборные деревянные домики по типу из деревянных щитов по образцу производства Финляндии и Швеции. Потому и называл народ такие деревянные дома - "финскими"

Современное деревянное домостроение Позже народный интерес акцентировался на деревянных постройках в связи с выделением соток для дачного строительства. Новая "волна" деревянного домостроения коснулась многих. Дерево, как самый недорогой вариант в те годы, использовалось повсеместно. Только значительно позже по своей дешевизне на смену дереву пришли бетонные блоки, ставшие применяться в строительстве загородных домов. Но то было, как быстрое дуновение ветра, не получившее столь массовое распространение, какое получило деревянное строительство и которое достаточно быстро уступило место привычному, использовавшемуся веками натуральному и привычному нам материалу - натуральному дереву, такому "живому", уютному, позволяющему "дышать" полной грудью единением с природой и отдыхать, расслабляясь, как бы подпитываясь, у самой природы энергетическими ресурсами.

Современное деревянное домостроение В наши годы деревянное домостроение сродни хоромному домостроению. Это уже не просто деревянные срубы, это многоэтажные постройки, полностью индивидуальные, выражающие стиль, образ жизни хозяев. Это "родовые гнезда" часто бывших горожан. В таких домах живут, наслаждаясь, люди, растут дети. То есть сейчас практика деревянного домостроения использует лучшие мировые технологии по обработке дерева и работе с ним и позволяет превращать деревянные срубы в сказочные, прочные и красивые, уютные и добротные, натуральные жилища.

Выводы: Русское деревянное зодчество – это культурно- историческое явление, воплотившее в себе вкусы и воззрения русского народа. Это народная, не стилевая архитектура, для которой характерно следование традиции, единство материала, отношение к строительному материалу – дереву – как к материалу искусства, целостность и выразительность форм, гармония с природой, слитность пользы и красоты, конструктивности и эстетики, надежность и долговечность, а также возможность разборки и транспортировки построек.

Выводы: Леса покрывали большую часть земель это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения Руси.

Выводы: Все типы построек, соответствовавших русскому бытовому укладу, первоначально сложились в дереве, а многие из них, в частности постройки сельских поселений (жилые дома, амбары, бани, мельницы, и др.), возводятся по сей день

Выводы: Появление в последние годы российских выставок по деревянному домостроению с большим количеством фирм- участников является прочным подтверждением возросшему интересу к теме деревянного зодчества. Современные деревянные дома обустроены по последнему слову техники. То есть сейчас практика деревянного домостроения использует лучшие мировые технологии по обработке дерева и работе с ним и позволяет превращать деревянные срубы в сказочные, прочные и красивые, уютные и добротные, натуральные жилища.