1 Самая значительная доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в Большеберезниковском.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СВОДНЫЙ ДОКЛАД Республики Бурятия о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных.
Advertisements

Планы мероприятий «Дорожные карты» Окружной администрации города Якутска.
КОМПЛЕКС МЕР ПО РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД 2012 – 2015 гг. ПРОЕКТ.
Реализация Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования на территории Малышевского ГО Реализация Реализация комплекса мер по модернизации.
Э.Б. Поцелуева, заместитель главы г. Райчихинска по социальным вопросам - начальник управления образования.
Гридасова Татьяна Алексеевна, начальник отдела общего и дошкольного образования, воспитания.
«О формировании бюджетной заявки по отрасли «Образование» в условиях подготовки доклада о результатах и основных направлениях деятельности» Комитет общего.
О подходах к формированию комплекса мер по модернизации системы общего образования Нижегородской области на годы Министерство образования Нижегородской.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Дошкольное отделение с. Ярково Дошкольное отделение с. Усалка.
Реализация проекта «Модернизация региональных систем общего образования» МРСОО Совещание руководителей образовательных учреждений 22 сентября 2011 года.
Об итогах реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования.
Обеспечение условий для реализации ФГОС общего образования в рамках модернизации системы образования г. Петровска-Забайкальского.
Комитет по образованию администрации МО Ломоносовский муниципальный район Конференция работников системы образования и родительской общественности 1 февраля.
1 Об исполнении органами местного самоуправления полномочий в сфере образования Чебаркульский городскойокруг г.Чебаркуль, 2014 год.
БЫСТРЯКОВА Татьяна Евгеньевна, директор департамента образования и науки Костромской области.
1 Управление образования администрации Киржачского района Итоги реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Киржачского района.
О ходе реализации мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в Орловской области в 2013–2015 годах Коростелева Ирина Валентиновна.
Комплекс мер по модернизации региональной системы общего образования в Республике Карелия на 2013 год и далее до 2020 года Т.В.Васильева, заместитель министра.
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
1 Министерство образования Ставропольского края 2012 г. «Об итогах реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Ставропольского.
Транксрипт:

1 Самая значительная доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в Большеберезниковском (100%) и Кадошкинском (100%) муниципальных районах. Более 90% автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечают нормативным требованиям в Старошайговском, Дубенском, Зубово- Полянском, Темниковском, Ковылкинском муниципальных районах. В большинстве муниципальных районов (в 12) доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, составляет от 50 до 80 процентов. Самая низкая доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в городском округе Саранск – 9,8 процентов, а среди муниципальных районов в Ичалковском (54,2%), Лямбирском (58,7%) и Краснослободском (60,2%) муниципальных районах. Увеличилась доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в 7 муниципальных районах, снизилась - в 14. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, % Муниципальные образования – лидеры Муниципальные образования - аутсайдеры городской округ Саранск9,8 %Большеберезниковский100 % Кадошкинский100 % Улучшили значения показателя Значения показателя остались на уровне 2011 года 7 14 Ухудшили значения показателя 2

2 В Ардатовском, Атяшевском, Дубенском, Зубово-Полянском, Рузаевском муниципальных районах и в городском округе Саранск охват населения регулярным автобусным и железнодорожным сообщением составляет 100 процентов. Менее 1% населения проживает в населенных пунктах, не имеющих регулярного транспортного сообщения в Инсарском (0,2%), Теньгушевском (0,3%), Чамзинском (0,4%), Ичалковском (0,5%) и Большеберезниковском (0,8%) муниципальных районах. В 8 муниципальных районах доля населения, не имеющего регулярного транспортного сообщения с райцентром, составляет от 1 до 5 процентов. Значительная доля населения не имеет регулярного транспортного сообщения в Атюрьевском (32,5%), Большеигнатовском (14,5%), Краснослободском (10,3%) и Ельниковском (10%) муниципальных районах. Основная причина низкого охвата населения регулярным автобусным и железнодорожным сообщением в отдельных муниципальных районах является отсутствие развитой транспортной инфраструктуры (отсутствием дорог с твердым покрытием) и отсутствием устойчивого пассажиропотока (малочисленность жителей в населенных пунктов) являющегося основным условием для открытия регулярных маршрутов. Низкий уровень охвата населения регулярным транспортным сообщением является также отсутствие в Большеигнатовском, Ельниковском, Краснослободском и Атюрьевском муниципальных районах пассажирских автопредприятий. Обслуживание жителей указанных муниципальных районов производится автопредприятиями ГУП РМ «Мордовавтотранс», ООО «Ковылкинское АТП» и ОАО «Зубово-Полянское АТП». Снизилась доля населения не имеющего регулярного транспортного сообщения в 9 муниципальных районах. Наилучшую положительную динамику по снижению доли населения, проживающего в населенных пунктах не имеющих регулярного транспортного сообщения с райцентром, к уровню 2011 года можно отметить в Большеигнатовском (снижение на 2,4 п.п.) и Атюрьевском муниципальных районах (снижение на 1 п.п.). В 15 муниципальных образованиях доля населения, не имеющего регулярного транспортного сообщения осталась на уровне 2011 года. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения, % Max - Большеигнатовский – на 2,4 п.п. Улучшили значения показателя Значения показателя остались на уровне 2011 года 9 14

3 Органам местного самоуправления для решения проблем в сфере дорожного хозяйства и транспорта необходимо: - продолжить работу по контролю за качеством и своевременностью ремонта муниципальных дорог; - организовать системный контроль за соблюдением порядка на территориях, непосредственно прилегающих к автомобильным дорогам; - необходимо ежегодно предусматривать в бюджете муниципального образования средства на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения; - поставить на контроль вопросы организации пассажирских перевозок и оптимизации существующей маршрутной сети пассажирского транспорта.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в республике в 2012 году увеличилась к уровню 2011 года на 14,1% и составила 15186,6 рубля, реальная заработная плата составила 109 процентов. Реальные располагаемые денежные доходы населения составили 103,3% (104,2% в среднем по России). Денежные доходы в расчете на душу населения в среднем за год составили 12912,2 рублей в месяц. Особое внимание администрации муниципальных районов республики на протяжении последних лет уделяют контролю за своевременной выплатой заработной платы, проводится индивидуальная работа с предприятиями – должниками. Соотношение между максимальным и минимальным значением среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций среди территорий составило 1,9 раза (максимальное значение в Чамзинском районе 19313,3 руб., минимальное – в Большеигнатовском – 9930 руб.). В 17 муниципальных районах среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций находится в интервале от до рублей. Относительно уровня 2011 года более чем на 20% выросла среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций в Ичалковском, Лямбирском, Краснослободском, Темниковском, Ардатовском и Дубенском муниципальных районах. Самые незначительные темпы роста заработной платы (менее 10%) сложились в Кадошкинском, Большеигнатовском и Кочкуровском муниципальных районах. В республике принимаются меры по повышению заработной платы работников бюджетной сферы, в системе социального партнерства на основе коллективных договоров и тарифных соглашений развивается система регулирования заработной платы. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» приняты меры по обеспечению роста заработной платы в сфере образования. Постановлением Правительства Республики Мордовия от г. 58 принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях. 4 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций Максимальное значениеМинимальное значение 19313,3 руб. – Чамзинский муниципальный район 9930 руб. - Большеигнатовский муниципальный район 18876,4 руб. – городской округ Саранск 18242,2 руб. – Рузаевский муниципальный район Доходы населения Среднемесячная начисленная заработная плата работников СфераМаксимальное значениеМинимальное значение Дошкольное образование8,5 тыс. руб. - Лямбирский муниципальный район6,1 тыс. руб. - Дубенский муниципальный район Образование13,2 тыс. руб. - Лямбирский муниципальный район9,3 тыс. руб. - Краснослободский муниципальный район Культура10,5 тыс. руб. – городской округ Саранск5,4 тыс. руб. - Торбеевский муниципальный район Физическая культура и спорт13,6 тыс. руб. - Рузаевский муниципальный район6,5 тыс. руб. - Большеигнатовский муниципальный район Несмотря на фактический рост расходов на оплату труда работников во всех отраслях социальной сферы, соотношение заработной платы ряда отраслей бюджетной сферы и заработной платы в экономике остается очень низким

5 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогического персонала (без совместителей) дошкольных образовательных учреждений в 2012 году составила 8345 руб. (в 2011 году – 6517,6 руб.), что в 2,3 раза ниже, чем в целом по экономике. В 2012 году самая высокая среднемесячная заработная плата работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений сложилась в Лямбирском (8511,3 руб.), Ельниковском (8391,6 руб.) муниципальных районах, а самая низкая – в Дубенском (6102 руб.). Самое высокое значение отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций сложилось в Ельниковском муниципальном районе (71,4%). Напротив, самое низкое значение данного показателя сложилось в Торбеевском (36,7%), Чамзинском (38,3%), Рузаевском (38,6%) муниципальных районах. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций, % Оплата труда в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений Максимальное значениеМинимальное значение 8511,3 руб. – Лямбирский муниципальный район 6102 руб. - Дубенский муниципальный район 8391,6 руб. – Ельниковский муниципальный район

6 В 2012 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в образовании увеличилась по отношению к уровню 2011 года на 31,9% и составила рублей. Заработная плата учителей в среднем по республике составила руб. (рост к уровню 2011 года на 34,4%). Самая высокая заработная плата в образовании сложилась в Лямбирском муниципальном районе – 13191,2 руб., а самая низкая в Краснослободском – 9289,5 рублей. Заработная плата в образовании относительно уровня 2011 года выросла во всех муниципальных образованиях республики. С 2011 года по Указу Главы Республики Мордовия осуществляются выплаты дифференцированных ежемесячных надбавок к заработной плате учителям со стажем работы до 5 лет, работающим в городской и сельской местности, от 2000 до 4500 рублей. Реализация данных мер позволяет сделать профессию педагога более привлекательной для молодежи, поднимает статус и престиж учительской профессии. В школы республики с 1 сентября 2012 года пришли 210 выпускников вузов, доля молодых педагогов со стажем работы до 5 лет за последние 3 года выросла до 7,5 процентов. Значение отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных общеобразовательных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций выше 100 % сложилось в Зубово-Полянском и Большеигнатовском муниципальных районах. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных общеобразовательных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций, % Оплата труда в общеобразовательных учреждениях Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений Максимальное значениеМинимальное значение 13191,2 руб. – Лямбирский муниципальный район9289,5 руб. - Краснослободский муниципальный район 12864,7 руб. – Чамзинский муниципальный район9797,7 руб. – Ковылкинский муниципальный район 12438,5 руб. – Рузаевский муниципальный район 9997,8 руб. – Большеберезниковский муниципальный район 12345,8 руб. – Ичалковский муниципальный район 12258,7 руб. – городской округ Саранск

7 Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей муниципальных общеобразовательных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций, % Оплата труда учителей Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений Максимальное значениеМинимальное значение 17087,8 руб. – Чамзинский муниципальный район 11330,2 руб. - Краснослободский муниципальный район 15768,2 руб. – Ичалковский муниципальный район 15376,9 руб. – Лямбирский муниципальный район 15294,8 руб. – Ельниковский муниципальный район В 2012 году самая высокая среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей сложилась в Ельниковском, Ичалковском, Лямбирском, Чамзинском муниципальных районах (выше рублей). В Дубенском, Зубово-Полянском, Инсарском, Ромодановском муниципальных районах и в городском округе Саранск среднемесячная заработная плата учителей сложилась выше средней заработной платы по республике (13761 рублей). Самая низкая среднемесячная заработная плата учителя (ниже рублей) сложилась в Ардатовском, Большеберезниковском, Кочкуровском, Краснослободском, Темниковском, Торбеевском муниципальных районах. Это связано, в основном, с большим количеством малокомплектных школ (по состоянию на г школ из 405 школ, или 60,7% от общего количества школ) и, соответственно, большим количеством учителей, работающих на неполную ставку. В большинстве муниципальных районов (в 14) значение отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций сложилось выше 100 процентов, а в Большеигнатовском и Ельниковском муниципальных районах выше 130 процентов. В годах будет продолжена работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений, их штатов, высвобожденные в результате средства будут направляться в фонды стимулирования учреждений для проведения выплат по результатам труда, что скажется на росте заработной платы работников образования.

8 Самая высокая среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства сложилась в городском округе Саранск (10498,4 руб.) и в Рузаевском муниципальном районе (9235,7 руб.). В большинстве муниципальных районов (в 17) заработная плата в муниципальных учреждениях культуры и искусства не превышает 7000 рублей. Самая низкая заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства сложилась в Торбеевском (5374,5 руб.) и Теньгушевском (5580 руб.) муниципальных районах – практически в 2 раза ниже чем в городском округе Саранск. Значения отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений культуры и искусства к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций не превышают 64%, а в Лямбирском, Чамзинском, Торбеевском не превышают 40 процентов. Оплата труда в муниципальных учреждениях культуры и искусства Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений культуры и искусства к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций, % Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства Максимальное значениеМинимальное значение 10498,4 руб. – городской округ Саранск5374,5 руб. - Торбеевский муниципальный район 9235,7 руб. – Рузаевский муниципальный район5580 руб. – Теньгушевский муниципальный район

9 Самая высокая среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта сложилась в Рузаевском (13617,1 руб.), Ромодановском (11286,9 руб.) муниципальных районах и в городском округе Саранск (12315,7 руб.). В большинстве муниципальных районов (в 16) заработная плата в муниципальных учреждениях физической культуры и спорта не превышает рублей. Самая низкая заработная плата работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта сложилась в Большеигнатовском муниципальном районе – более чем в 2 раза ниже чем в Рузаевском муниципальном районе. Значения отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций не превышают 91%, а в Торбеевском, Ковылкинском, Чамзинском и Лямбирском муниципальных районах не превышают 60 процентов. Оплата труда в муниципальных учреждениях физической культуры и спорта Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта Максимальное значениеМинимальное значение 13617,1 руб. – Рузаевский муниципальный район 6530 руб. - Большеигнатовский муниципальный район 12315,7 руб. – городской округ Саранск 11286,9 руб. – Ромодановский муниципальный район Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций, %

В республике создаются условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Сохраняется и развивается сеть дошкольных образовательных учреждений. На начало 2013 года в Республике Мордовия функционировало 235 дошкольных образовательных учреждений, из них 103 (43,8%) – в сельской местности. Дошкольные учреждения посещали 29,9 тыс. детей (84,4% - дети в возрасте 3 года и старше). Абсолютное большинство детских дошкольных образовательных учреждений находятся в муниципальной собственности - 98,7 процентов. С 2001 года в республике идет внедрение вариативных форм дошкольного образования. Самая распространенная из них – группы кратковременного пребывания детей. Наиболее востребованными являются группы развития и подготовки детей к школе. В 2012 году на базе школ сельских населенных пунктов, где нет детских дошкольных учреждений, функционировала 201 группа дошкольного образования. Подготовку к школе в группах кратковременного пребывания проходили 2244 человека. Есть также адаптационные, прогулочные, группы выходного дня (в основном в городской местности). В целях ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения детей в республике разработана нормативная правовая база: реализуется Республиканская целевая программа развития дошкольного образования в Республике Мордовия на годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 2 мая 2012 г. 167; разработана и реализуется Поэтапная программа («дорожная карта») по устранению очередности в дошкольные образовательные учреждения республики, утвержденная приказом Министерства образования Республики Мордовия от 16 июля 2012 г. 911; разработан и реализуется План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Республике Мордовия» (утвержден Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 г. 62). Реализуются мероприятия, направленные на создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. За последние пять лет в республике построено и реконструировано 17 зданий дошкольных образовательных учреждений. Только в течение 2012 года в республике капитально отремонтированы 18 зданий дошкольных образовательных учреждений в 13 муниципальных районах. Ведется строительство трех зданий детских садов в столице и районах республики общей мощностью 555 мест. Всего в течение г.г. за счет строительства, реконструкции и эффективного использования имеющихся площадей дополнительно введено 2758 мест. В 2012 году за счет капитального ремонта (реконструкции), возврата в систему дошкольного образования используемых не по назначению зданий дошкольных образовательных учреждений, а также эффективного использования имеющихся помещений создано 1731 дополнительное место в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия. Это позволило в целом увеличить охват детей дошкольным образованием в 2012 году до 63,9 процентов. За последние годы в системе дошкольного образования востребованными стали платные дополнительные образовательные и оздоровительные услуги. Особенно большим спросом пользуются кружки и секции художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направления. Особое значение для развития системы образования в муниципальных районах имеет фактор доступности дошкольного образования для различных слоев населения. Доступность и стабильно высокое качество дошкольной услуги позволит сформировать у детей равные стартовые возможности при поступлении в начальную школу. В соответствии с республиканским законодательством родителям на содержание детей в муниципальных дошкольных учреждениях предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации части расходов. Вместе с тем, в отдельных районах республики встает вопрос о закрытии дошкольных образовательных учреждений из-за малого контингента детей. Другой проблемой в некоторых районах республики является недоступность услуг дошкольного образования в связи с закрытием малочисленных общеобразовательных школ и соответственно – групп кратковременного пребывания при них. Для решения проблемы необходимо рассмотреть возможность организации семейных воспитательных групп, организации подвоза детей старшего дошкольного возраста для предшкольной подготовки на базе общеобразовательных учреждений. 10 I.2 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

место 1. Чамзинский муниципальный район 2. Кадошкинский муниципальный район 3. Рузаевский муниципальный район 4. Атяшевский муниципальный район 5. Городской округ Саранск 6. Инсарский муниципальный район 7. Большеигнатовский муниципальный район 8. Ичалковский муниципальный район 9. Атюрьевский муниципальный район 10. Ардатовский муниципальный район муниципальное образование 11. Большеберезниковский муниципальный район 12. Ковылкинский муниципальный район 13. Старошайговский муниципальный район 14. Темниковский муниципальный район 15. Зубово-Полянский муниципальный район 16. Теньгушевский муниципальный район 17. Дубенский муниципальный район 18. Лямбирский муниципальный район 19. Ельниковский муниципальный район 20. Кочкуровский муниципальный район 21. Торбеевский муниципальный район 22. Ромодановский муниципальный район 23. Краснослободский муниципальный район место муниципальное образование Рейтинг муниципальных образований Республики Мордовия в сфере «Дошкольное образование» за 2012 год Муниципальные образования – лидеры Муниципальные образования - аутсайдеры Чамзинский1Торбеевский21 Кадошкинский2Ромодановский22 Рузаевский3Краснослободский23 Атяшевский4 городской округ Саранск5

12 Проблема обеспечения общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан решается также за счет создания дополнительных мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях. В 2012 году за счет капитального ремонта (реконструкции), возврата в систему дошкольного образования используемых не по назначению зданий дошкольных образовательных учреждений, а также эффективного использования имеющихся помещений создано 1731 дополнительное место в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия. В плане охвата детей дошкольным образованием муниципальные районы республики неоднородны. Доля детей в возрасте от 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в общей численности детей в возрасте от 1-6 лет наиболее высока в городском округе Саранск (79,2%), Чамзинском (64,6%) и Рузаевском (62,1%) муниципальных районах. Проблемная ситуация с вовлеченностью детей в процесс получения дошкольного образования наблюдается в Большеигнатовском (28,8%) и Кочкуровском (29,3%) муниципальных районах. Доля охвата детей дошкольным образованием относительно 2011 года выросла в 18 муниципальных образованиях, в том числе более чем на 12 п.п. в Ельниковском, более чем на 8 п.п. в Атюрьевском, более чем на 6 п.п. в Темниковском муниципальных районах, за счет введения новых вариативных форм (групп кратковременного пребывания в общеобразовательных учреждениях при сельских школах, центров игровой поддержки ребенка комбинированного вида, открытие групп семейного воспитания). Отрицательная динамика по данному показателю сложилась в Большеигнатовском, Дубенском, Кадошкинском, Инсарском, Теньгушевском муниципальных районах, при этом наиболее значительная в Инсарском - на 8,4 п.п. В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере дошкольного образования необходимо развивать в Республике Мордовия новые формы и структуры, осуществляющие дошкольное образование. Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, % Муниципальные образования – лидеры Муниципальные образования - аутсайдеры городской округ Саранск79,2 %Большеигнатовский28,8 % Чамзинский64,6 %Кочкуровский29,3 % Рузаевский62,1 % Max - Ельниковский – на 12,2 п.п. Max - Инсарский – на 8,4 п.п. Улучшили значения показателя Ухудшили значения показателя 18 5

Наиболее значительна доля детей, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в Краснослободском (28%) муниципальном районе. В 4 муниципальных районах доля детей, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения составляет от 15 до 20%, в 6 – от 10 до 15%, в 5 от 2 до 10 процентов. Самая незначительная доля детей, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в Рузаевском муниципальном районе – 0,5 процентов. В 6 муниципальных районах (Большеигнатовском, Кадошкинском, Кочкуровском, Старошайговском, Теньгушевском и Чамзинском) нет детей, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения. К уровню 2011 года доля детей, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, увеличилась в 11 муниципальных районах, более на 10 п.п. в городском округе Саранск, Ичалковском и Ельниковском муниципальных районах. Снизилась доля детей, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в 8 муниципальных районах – Атюрьевском, Атяшевском, Зубово-Полянском, Краснослободском, Лямбирском, Рузаевском, Теньгушевском и Чамзинском. В 2013 году планируется ввести 2005 дополнительных мест, в том числе 1405 мест за счет строительства и 600 мест за счет реконструкции зданий дошкольных образовательных учреждений. Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6 лет, % 13 Max - Теньгушевский – на 8 п.п. Улучшили значения показателя Значения показателя остались на уровне 2011 года 11 8 Max - городской округ Саранск – на 14,9 п.п. Ухудшили значения показателя 4

Здания всех муниципальных дошкольных образовательных учреждений, находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта в Теньгушевском муниципальном районе. Значительна доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в Ардатовском (75%), Лямбирском (60%) и Ромодановском (60%) муниципальных районах, 50% - в Ельниковском, Зубово-Полянском, Кочкуровском, Краснослободском муниципальных районах. Незначительна доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в городском округе Саранск (10,3%), Атяшевском (7,7%) и Дубенском (11,1%) муниципальных районах. В Большеигнатовском, Инсарском и Кадошкинском муниципальных районах отсутствуют муниципальные дошкольные образовательные учреждения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта. К уровню 2011 года увеличилась доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в 4 муниципальных районах, наиболее значительно на 20 п.п. в Ромодановском. Снизилась доля данного показателя в Атюрьевском (на 33,4 п.п.), Ельниковском (16,7 п.п.), Большеигнатовском (на 50 п.п.) и Старошайговском (на 40 п.п.) муниципальных районах. В большинстве муниципальных районов (в 15) значение данного показателя осталось на уровне 2011 года. В течение 2012 года в республике капитально отремонтированы 18 зданий дошкольных образовательных учреждений в 13 муниципальных районах. В настоящее время ведется строительство трех зданий детских садов в столице и районах республики общей мощностью 555 мест. 14 Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений, % Max - Большеигнатовский – на 50 п.п. Улучшили значения показателя Значения показателя остались на уровне 2011 года 4 4 Max - Ромодановский – на 20 п.п. Ухудшили значения показателя 15

Основные проблемы системы дошкольного образования в Республике Мордовия: не полностью удовлетворяются потребности населения в услугах дошкольного образования, в первую очередь для детей раннего возраста; наличие очередности в дошкольные образовательные учреждения; недостаточный уровень развития конкурентной среды при предоставлении услуг дошкольного образования. В целях повышения эффективности деятельности системы дошкольного образования органам местного самоуправления муниципальных районов и городского округа рекомендуется: принимать участие в реализации мероприятий республиканской целевой программы развития дошкольного образования в Республике Мордовия на годы; реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности по зачислению детей в дошкольные образовательные учреждения, расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях; создание дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, в том числе за счет строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений, возврата ранее переданных зданий детских садов, а также рационального использования имеющихся зданий; разработка мероприятий по поддержке предпринимателей, организующих деятельность частных дошкольных организаций; внесение изменений в муниципальные программы (подпрограммы) развития дошкольного образования в части финансирования мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий дошкольных образовательных учреждений; создавать условия для внедрения моделей реализации программ дошкольного образования в условиях изменения их организационно – правовой формы, проводить работу по уменьшению очерёдности для определения в муниципальные дошкольные учреждения за счёт открытия групп кратковременного пребывания; создавать условия для улучшения медицинского обслуживания воспитанников дошкольных учреждений за счёт оснащения медицинских кабинетов оборудованием и инструментарием в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами; продолжить работу по открытию групп предшкольной подготовки детей в возрасте 5-6,5 лет и разновозрастных групп кратковременного пребывания детей на базе дошкольных и общеобразовательных учреждений; сохранять и развивать сеть дошкольных учреждений различных видов с учетом потребностей населения. 15

В Республике Мордовия реализуется Республиканская целевая программа развития образования в Республике Мордовия на годы. Из года в год в республике увеличивается количество современных школьных зданий, строятся новые и реконструируются старые школы. Создано 155 базовых школ, 24 ресурсных центра профильной подготовки, где сконцентрированы лучшие кадровые и материальные ресурсы, ведется целенаправленная работа, позволяющая обеспечить предоставление качественных образовательных услуг. В базовые школы, ресурсные центры ежедневно подвозится 4560 школьников. На начало 2012/2013 учебного года в Республике Мордовия функционировали 419 дневных общеобразовательных учреждений, в которых обучалось 67,9 тыс. учащихся. Сельские школы республики составляют порядка 80% от общего числа школ, в них обучается около 24 тысяч детей. За последние годы сеть общеобразовательных школ значительно оптимизирована: с 585 в 2007 году до 416 в 2012 году, что позволило увеличить наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях до 15,4 чел.: в городской местности – до 23,5 человек, в сельской местности – до 8,9 человек. Однако при этом 60% школ остаются малокомплектными. Повышена транспортная доступность образовательных услуг современного качества для учащихся школ, расположенных в сельской местности, труднодоступных территориях. Приобретено 256 транспортных единиц для подвоза учащихся, из них в 2012 году – 26. В рамках федерального проекта модернизации общего образования продолжено создание в школах республики современных условий. Отремонтирована 131 школа. В 2012 году приобретено 1482 единицы учебно-лабораторного оборудования, 103 единицы учебно-производственного оборудования, на 2,5 тысячи единиц пополнился и обновился компьютерный парк. За последние 3 года с 5 до 24 увеличилось количество ресурсных центров. 42% школ в 19 муниципальных районах перешли на электронный дневник, журнал и электронную учительскую. Ведется поэтапный переход на обучение по новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования. 80% обучающихся общеобразовательных учреждений питаются в современных столовых. Но нерешенным остается вопрос организации медицинского обслуживания сельских малокомплектных школ и обеспечения соответствия ряда сельских общеобразовательных учреждений санитарным нормам и правилам в связи с введением новых федеральных образовательных стандартов. С 2006 года реализуется подпрограмма «Сельский школьный автобус». Организован подвоз школьников из реорганизованных образовательных учреждений в ресурсные центры и базовые школы, отвечающие современным требованиям к организации и содержанию образовательного процесса. Продолжается развитие профильного обучения в школах республики. На практике реализуются четыре модели профильного обучения: модель многопрофильного обучения, однопрофильная модель, индивидуальный учебный план, сетевое взаимодействие. В Мордовии укрепляется система поддержки талантливых детей. Активно развивается межрегиональный лицей – Центр для одаренных детей, занявший в 2012 году 4 место в общероссийском рейтинге инновационных школ по результативности участия в олимпиадах физико- математического и естественнонаучного направлений. В 2013 году из 26 (впервые за последние 5 лет) призовых мест заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников – 18 у обучающихся Центра. В школах создается и совершенствуется система оценки качества образования, в рамках которой результативно работающий учитель может получать более высокую заработную плату за успехи своих учеников. В частности, педагогам, подготовившим победителей и призеров предметных олимпиад республиканского, российского и международного уровней, ежемесячно выплачивается надбавка от 5 до 50 тысяч рублей. Сегодня в республике таких учителей 86. Подобной формы поддержки учителей в других регионах страны нет. Ежегодно 25 лучшим учителям вручается Премия Главы Республики Мордовия в размере 50 тыс. рублей. Проводится конкурсный отбор образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, на присуждение Премии Главы Республики Мордовия. 16 I.3 ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

место 1. Инсарский муниципальный район 2. Большеберезниковский муниципальный район 3. Атяшевский муниципальный район 4. Дубенский муниципальный район 5. Ельниковский муниципальный район 6. Ардатовский муниципальный район 7. Краснослободский муниципальный район 8. Старошайговский муниципальный район 9. Ичалковский муниципальный район 10. Ромодановский муниципальный район 11. Рузаевский муниципальный район 12. Городской округ Саранск 13. Теньгушевский муниципальный район 14. Большеигнатовский муниципальный район 15. Чамзинский муниципальный район 16. Торбеевский муниципальный район 17. Лямбирский муниципальный район 18. Атюрьевский муниципальный район 19. Ковылкинский муниципальный район 20. Кадошкинский муниципальный район 21. Темниковский муниципальный район 22. Кочкуровский муниципальный район 23. Зубово-Полянский муниципальный район Рейтинг муниципальных образований Республики Мордовия в сфере «Общее и дополнительное образование» за 2012 год муниципальное образование место муниципальное образование Муниципальные образования – лидеры Муниципальные образования - аутсайдеры Инсарский1Темниковский21 Большеберезниковский2Кочкуровский22 Атяшевский3Зубово-Полянский23 Дубенский4 Ельниковский5

Результаты ЕГЭ Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших ЕГЭ по данным предметам, % Ключевым механизмом реформирования общего образования является совершенствование контроля за его качеством. Экспериментальной формой контроля качества образования выступил единый государственный экзамен. В республике сложилась определенная система работы с учениками не только старшей ступени, но и с учениками основной школы: вводится профильное обучение, быстрыми темпами осуществляется информатизация образовательного процесса, улучшается материальная база общеобразовательных учреждений, наблюдается профессиональный рост педагогических кадров, все большее количество учителей проходят повышение квалификации, тем самым, повышая уровень преподавания, создаются современные условия для получения качественного образования. Сдали ЕГЭ по русскому языку и математике все выпускники, участвующие в ЕГЭ по данным предметам в 14 муниципальных районах – Атюрьевском, Атяшевском, Большеберезниковском, Большеигнатовском, Дубенском, Ельниковском, Инсарском, Кадошкинском, Кочкуровском, Краснослободском, Лямбирском, Ромодановском, Старошайговском и Теньгушевском. Напротив, значительна доля лиц, не сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике, в 2012 году в Торбеевском (3,5%) и Чамзинском (3,8%) муниципальных районах. Увеличилась доля лиц, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике, в 9 муниципальных районах - Ельниковском, Кочкуровском, Большеберезниковском, Старошайговском, Большеигнатовском, Ковылкинском, Ромодановском, Теньгушевском и Рузаевском. Обоснование положительной динамики объясняется целенаправленной работой по усилению контроля за качеством образования на всех уровнях (Министерство образования, муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, общеобразовательные учреждения). Во всех общеобразовательных учреждениях введены дополнительные часы на подготовку к ЕГЭ за счет вариативной части учебного плана учреждения. Снижение доли лиц, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике, наблюдается в Ардатовском, Зубово-Полянском, Торбеевском, Ичалковском, Темниковском и Чамзинском муниципальных районах. 18 Улучшили значения показателя Значения показателя остались на уровне 2011 года 6 9 Max - Чамзинский – на 2,6 п.п. Ухудшили значения показателя 8 Max - Ельниковский – на 5 п.п.

Результаты ЕГЭ Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, % Министерством образования Республики Мордовия предпринимаются дополнительные меры по усилению контроля за соблюдением Порядка проведения ЕГЭ и объективностью результатов. Получили аттестат о среднем (полном) образовании все выпускники муниципальных общеобразовательных учреждений Атюрьевского, Атяшевского, Большеберезниковского, Большеигнатовского, Дубенского, Ельниковского, Инсарского, Кадошкинского, Кочкуровского, Краснослободского, Лямбирского, Ромодановского, Старошайговского и Теньгушевского муниципальных районов. Значительная доля выпускников не получили аттестат о среднем (полном) образовании в Чамзинском (3,7%), Торбеевском (3%), Ичалковском (2%), Темниковском (2%) муниципальных районах. В большинстве муниципальных образований (в 10) наблюдается положительная динамика - доля выпускников, не получивших аттестат, снизилась относительно уровня 2011 года – на 3,9 п.п. в Кочкуровском, более чем на 2 п.п. – Краснослободском, Большеберезниковском и Ромодановском муниципальных районах. Увеличилась доля выпускников, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в Чамзинском (3,2 п.п.), Ичалковском (на 2 п.п.), Темниковском (на 2 п.п.), Торбеевском (на 1,2 п.п.), Ардатовском (на 0,3 п.п.), Зубово-Полянском (на 0,06 п.п.). Планируется, что в результате работы Министерства образования Республики Мордовия и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, по усилению контроля за качеством образования, число выпускников, не получивших аттестат, будет уменьшаться. 19 Улучшили значения показателя Значения показателя остались на уровне 2011 года 6 10 Max - Чамзинский – на 3,2 п.п. Ухудшили значения показателя 7 Max - Кочкуровский – на 3,9 п.п.

20 Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений, % Муниципальные образования – лидеры Муниципальные образования - аутсайдеры городской округ Саранск93,6 %Атюрьевский12,5 % Рузаевский83,3 %Кочкуровский14,3 % Кадошкинский83,3 %Теньгушевский15,3 % Большеигнатовский17 % Ковылкинский17,7 % Max - Ромодановский – на 36,5 п.п. Улучшили значения показателя Значения показателя остались на уровне 2011 года 20 3 В ходе реализации мероприятий проекта модернизации системы общего образования Республики Мордовия за последние годы проведена значительная работа по увеличению доли общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения. В связи с этим наблюдается значительный рост значения данного показателя более чем на 20 п.п. в следующих муниципальных образованиях: Ромодановском, Ельниковском, Инсарском, Атяшевском, Ардатовском, Рузаевском муниципальных районах и в городском округе Саранск. В целом увеличилась доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в 20 муниципальных образованиях. На прежнем уровне осталась доля общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, – в Атюрьевском, Кадошкинском и Старошайговском муниципальных районах. Самый высокая доля общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, – более 80%, сложилась в городском округе Саранск (93,6%), Рузаевском и Кадошкинском (по 83,3%) муниципальных районах. Напротив самое низкое значение данного показателя – менее 20% зафиксировано в Атюрьевском (12,5%), Кочкуровском (14,3%), Теньгушевском (15,3%), Большеигнатовском (17%), Ковылкинском (17,7%) муниципальных районах. В 14 муниципальных районах доля общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, составляет от 20 до 50 процентов. В рамках государственной программы «Доступная среда» формируется сеть базовых общеобразовательных учреждений по обеспечению совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Сегодня таких школ 16: 10 в городском округе Саранск и 6 в муниципальных районах республики. Продолжается работа по дистанционному обучению детей-инвалидов. 173 учащихся, в том числе 98 из сельских населенных пунктов, обучаются посредством видео-уроков с использованием сети Интернет. Для этих целей получено современное оборудование на общую сумму 51,3 миллиона рублей. В целом благодаря реализации всех мероприятий доля школьников, обучающихся в современных условиях, составляет в учебном году 95%, что на 6 % выше по сравнению с 2011 годом.