Вводный урок к курсу « История России с древнейших времен до XVIII в.» Учитель: Годына Г.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности российской цивилизации Русский традиционализм. Часть первая.
Advertisements

Исторические корни славян Цель: ?. План: 1.Точки зрения прародины славян. 2. Нашествия на славян извне. 3.Появление восточных славян. 4. Великое переселение.
Здравствуйте, меня зовут ….. С вами я буду изучать новый для вас предмет.
Присваивающее хозяйство первобытных людей могло прокормить ограниченное число людей Появление земледелия и скотоводства способствовало росту населения.
Что изучает история Древнего мира?
© Жадаев Д.Н., Сформировать у учащихся представление об истории как науке, помогающей узнать далекое прошлое человечества и всей планеты.
Введение в предмет «История России». План изучения новой темы: 1.Ч то такое «История России». 2.П ериодизация истории России. 3.О сновные источники знаний.
6 класс"ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРАДАТА "4" сентября 2013г.
Морозов Дмитрий, 8 «Б». Животный мир России это все представители животного мира, обитающие на территории России. Одних только позвоночных животных насчитывается.
Что такое ИСТОРИЯ? «История – настоящий свидетель времен, свет истины, жизни, памяти, учительница жизни, вестник старины.» Цицерон «Люди сами делают.
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Введение в изучение истории России в 6 классе
1 Домашнее задание Ваша задача дома – Подготовиться к контрольной работе. Повторить все понятия и даты к главам 1, 2, 3.
Цивилизация России- между Востоком и Западом. Цивилизация России- между Востоком и Западом. АВТОРЫ: Иванов И., Петров А., ГОУ СПО КПТ.
Презентация по ГЕОГРАФИИ, по теме: «Влияние погодных условий на жизнь и здоровье человека» Хасянова Регина 8,,Б.
Как Русь начиналась … Окружающий мир 2 класс. История – это… Действительность в её развитии, движении Наука о развитии человеческого общества Ход развития,
Презентацию приготовил студент 1-ого курса ФТД Низаметдинов Имиль.
История (от греч. historia – рассказ о прошлом, об узнанном) Процесс развития природы и общества Процесс развития природы и общества Комплекс общественных.
ДРЕВНЕЙШИЕ НАРОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. ПЛАН УРОКА 1. Предки людей на терр-и России 2. Народы, населявшие терр-ю России в древности А. Греки Б. Скифы.
1 Введение. Язычество. Скорость развития славянской цивилизации Историческое развитие человечества шло неравномерно Это неудивительно: человек в те далекие.
Раздел: Древний Восток Глава: Древний Египет Тема урока: Природа и население Древнего Египта.
Транксрипт:

Вводный урок к курсу « История России с древнейших времен до XVIII в.» Учитель: Годына Г.В.

План План История как наука. История как наука. Почему мы изучаем историю? Почему мы изучаем историю? Влияние различных факторов на историю страны (география, природа, районирование, соседство, роль личности). Влияние различных факторов на историю страны (география, природа, районирование, соседство, роль личности). Домашнее задание: с , вопросы на с. 14, эссе «Россия – евразийская страна?». Домашнее задание: с , вопросы на с. 14, эссе «Россия – евразийская страна?».

«Историю необходимо знать для того, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие» «Историю необходимо знать для того, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие» Н.М. Карамзин. История государства Российского. Н.М. Карамзин. История государства Российского. «Народ, знакомый со своей историей, живет сознательно, чуток к окружающей его действительности и умеет понимать ее» «Народ, знакомый со своей историей, живет сознательно, чуток к окружающей его действительности и умеет понимать ее» С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории. С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества. История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества. Исторический источник – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом. Исторический источник – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом. Археология – наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей. Археология – наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей.

Исторические дисциплины: Исторические дисциплины: - генеалогия - генеалогия - археология - археология - нумизматика - нумизматика - бонистика - бонистика - этнография - этнография - хронология - хронология - всеобщая история и история отдельных стран. - всеобщая история и история отдельных стран.

Исторические источники: Исторические источники: - письменные (появились около 5 тыс. лет назад) - письменные (появились около 5 тыс. лет назад) - вещественные - вещественные а) реликвии – вещи, обладающие исторической памятью а) реликвии – вещи, обладающие исторической памятью б) раритеты – редко встречающиеся, исключительные в плане изготовления вещи б) раритеты – редко встречающиеся, исключительные в плане изготовления вещи - УНТ (мифы, легенды, песни, былины) - УНТ (мифы, легенды, песни, былины)

Муза – покровительница истории, дочь Зевса и богини памяти Мнемозины – Клио, которую изображают со свитком в руках. Муза – покровительница истории, дочь Зевса и богини памяти Мнемозины – Клио, которую изображают со свитком в руках. Отец истории – Геродот, живший в гг. до н.э.. Главный труд «История», посвящен греко-персидским войнам. «История» начинается знаменитыми словами о необходимости всестороннего изучения прошлого: «Здесь Геродот из Фурий (город в Южной Италии, где жил историк) излагает то, что ему удалось узнать, дабы дела человеческие не были подвергнуты в забвение временем и дабы великие, дивные деяния, совершенные как эллинами, так и варварами не утратили своей славы». Отец истории – Геродот, живший в гг. до н.э.. Главный труд «История», посвящен греко-персидским войнам. «История» начинается знаменитыми словами о необходимости всестороннего изучения прошлого: «Здесь Геродот из Фурий (город в Южной Италии, где жил историк) излагает то, что ему удалось узнать, дабы дела человеческие не были подвергнуты в забвение временем и дабы великие, дивные деяния, совершенные как эллинами, так и варварами не утратили своей славы».

Фукидид гг. до н.э., «История» (в 8 кн.) Фукидид гг. до н.э., «История» (в 8 кн.) Ксенофонт Афинский гг. до н.э., «Греческая история» Ксенофонт Афинский гг. до н.э., «Греческая история» Полибий гг. до н.э. «Всеобщая история» в 40 кн. Полибий гг. до н.э. «Всеобщая история» в 40 кн. Диодор Сицилийский гг. до н.э. «Историческая библиотека» в 40 кн. Диодор Сицилийский гг. до н.э. «Историческая библиотека» в 40 кн. Факторы, влияющие на формирование цивилизаций: Факторы, влияющие на формирование цивилизаций: Природно-климатический (почвы, климат, ландшафт, реки, леса, горы, степи) Природно-климатический (почвы, климат, ландшафт, реки, леса, горы, степи) История территории (на пустом или обжитом месте?) История территории (на пустом или обжитом месте?) Этнический (из каких этносов складывается культура) Этнический (из каких этносов складывается культура)

Ландшафт Российский историк Пантин считает, что российская цивилизация создавалась в зоне повышенного исторического риска. Литератор Лев Анниский отмечал: «Сравнить с Европой. Самые «нерусские» в ней народы – англичане, французы, датчане, итальянцы. Там живущие, где морем, либо горами, либо реками – ограничено пространство» Российский историк Пантин считает, что российская цивилизация создавалась в зоне повышенного исторического риска. Литератор Лев Анниский отмечал: «Сравнить с Европой. Самые «нерусские» в ней народы – англичане, французы, датчане, итальянцы. Там живущие, где морем, либо горами, либо реками – ограничено пространство» «У русских не было ни твердого места, ни древнего корня» «У русских не было ни твердого места, ни древнего корня»

Версия 1 Заняв местность между Уралом и Карпатами, славяне не были затронуты Великим переселением народов, которое как бы обогнуло их. Заняв местность между Уралом и Карпатами, славяне не были затронуты Великим переселением народов, которое как бы обогнуло их.

Версия 2 Славянский мир был «проходным двором», через земли славян шли различные кочевые племена (гунны, готы, тюрки). Славянский мир был «проходным двором», через земли славян шли различные кочевые племена (гунны, готы, тюрки). Славянские племена перемешивались, взаимодействовали с финно-угорскими племенами на Севере и иранскими (потом тюркскими) на Юге Славянские племена перемешивались, взаимодействовали с финно-угорскими племенами на Севере и иранскими (потом тюркскими) на Юге

Почва На Северо-Востоке Руси, где складывалась российская цивилизация, - неплодородные почвы – 15 см плодородного слоя против 70 см на Юге Руси. Почва здесь хуже, чем в Прибалтике. На Северо-Востоке Руси, где складывалась российская цивилизация, - неплодородные почвы – 15 см плодородного слоя против 70 см на Юге Руси. Почва здесь хуже, чем в Прибалтике. Низкая урожайность – 3-5 ц с га. Русские земледельцы веками были заложниками природы. Древние греки и римляне такие территории не заселяли. В XV в. были годы, когда урожайность составляла 0,6-0,9 ц с га, т.е. собирали меньше, чем сажали. Кормили скот и прогоняли по полю. Это и было удобрение полей. Низкая урожайность – 3-5 ц с га. Русские земледельцы веками были заложниками природы. Древние греки и римляне такие территории не заселяли. В XV в. были годы, когда урожайность составляла 0,6-0,9 ц с га, т.е. собирали меньше, чем сажали. Кормили скот и прогоняли по полю. Это и было удобрение полей.

Срок полевых работ в Европейской России – 130 дней, а на полную обработку одной десятины пашни уходит от 30 до 50 человеко-дней, только в этом случае удается получить урожай в 3-6 ц с га, гарантирующий сносный прожиточный минимум, но не дающий сколько-нибудь значимых излишков, в подобной ситуации крестьянская семья из четырех человек едва успевает обработать3 десятины, но и это потребует чрезвычайного напряжения сил, приходится «навалиться всем миром». Срок полевых работ в Европейской России – 130 дней, а на полную обработку одной десятины пашни уходит от 30 до 50 человеко-дней, только в этом случае удается получить урожай в 3-6 ц с га, гарантирующий сносный прожиточный минимум, но не дающий сколько-нибудь значимых излишков, в подобной ситуации крестьянская семья из четырех человек едва успевает обработать3 десятины, но и это потребует чрезвычайного напряжения сил, приходится «навалиться всем миром».

Острота проблем выживания. Особенности трудового процесса. Острота проблем выживания. Особенности трудового процесса. Плотность населения: более 50% территории (север, Сибирь) – 1 человек на км Плотность населения: более 50% территории (север, Сибирь) – 1 человек на км Труд на пашне крестьяне называли страдой, от слова «страдание». Трудиться надо быстро, торопиться до холодов. За рабочих дней русский крестьянин должен был сделать то, что западноевропейский крестьянин, за 40 дней. Следствием становилось способность к крайнему напряжению концентрации сил в очень краткий период, за который, не щадя ни себя, ни других, наверстывая упущенное за месяцы «безделья»; человек привыкал, что вознаграждение за труд (если оно вообще последует) отдельно по времени от самого труда. Воспитывались такие черты, как «расторопность», «проворность», «поворотливость». Труд на пашне крестьяне называли страдой, от слова «страдание». Трудиться надо быстро, торопиться до холодов. За рабочих дней русский крестьянин должен был сделать то, что западноевропейский крестьянин, за 40 дней. Следствием становилось способность к крайнему напряжению концентрации сил в очень краткий период, за который, не щадя ни себя, ни других, наверстывая упущенное за месяцы «безделья»; человек привыкал, что вознаграждение за труд (если оно вообще последует) отдельно по времени от самого труда. Воспитывались такие черты, как «расторопность», «проворность», «поворотливость». Таким образом, жизнь общества во многом определялась низкой урожайность. И высокими затратами труда, что являлось следствием специфики природно-климатических условий. Таким образом, жизнь общества во многом определялась низкой урожайность. И высокими затратами труда, что являлось следствием специфики природно-климатических условий.

Последствия: Культура бедности Культура бедности Экстенсивный путь развития хозяйства Экстенсивный путь развития хозяйства Крепостничество Крепостничество Этнический фактор Этнический фактор

Формирование российской цивилизации затронуло множество этносов. Славяне пришли на территорию, где уже обитали угро-финны, кочевники. Происходило этническое слияние. Формирование российской цивилизации затронуло множество этносов. Славяне пришли на территорию, где уже обитали угро-финны, кочевники. Происходило этническое слияние. Версия 1. Ассимиляционная Версия 1. Ассимиляционная В дальнейшем большинство угро-финских племен растворилось в составе народа. Версия 2. Вытеснительная Версия 2. Вытеснительная Финно-угорские племена были не ассимилированы славянами, вытеснены в леса на северо-восточных окраинах Руси

Тест: 1. Российская цивилизация: первичная. 2. периферийная. 3. вторичная. 4. древнейшая. первичная. 2. периферийная. 3. вторичная. 4. древнейшая. 2. российская федерация может быть определена как: конфуцианская конфуцианская мусуотманско-испанская мусуотманско-испанская русско-провославная русско-провославная протестанско-католическая протестанско-католическая 3.окончательное оформление российской цивилизации относится к 1. IXв. 2. X в. 3. XVI в. 4. XVIII в. 1. IXв. 2. X в. 3. XVI в. 4. XVIII в. 4. перечислите факторы, влиявшие на складывание русской цивилизации 5.Вставьте нужное слово: природно-климатический фактор повлиял на складывание ___________ (интенсивного, экстенсивного)отношению русских к природным ресурсам 6. продолжите фразу 7.Пословица «русский мужик долго запрягает, да быстро едет» связвнв со следующими особенностями трудовой деятельности: