Специальное коррекционное образование в городе Москве. Инклюзивное образование: образовательная политика и практика. Москвичева О.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в образовательных учреждениях: результаты городского мониторинга.
Advertisements

Чернова Надежда Владимировна заместитель директора по УР МАОУ «СОШ 2» г. Колпашево.
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ» п. Навля 2014.
Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации РУКОВОДИТЕЛЬ ГРЦ ИПИО МГППУ, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
начальное общее образование 4 чел. (легкая степень умственной отсталости) ; обучаются по 1-2 человека в общеобразовательном классе основное общее образование.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Докладчик: Москвичева О.А. Начальник отдела по защите прав участников образовательного.
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
Роль ОПМПК в определении специальных условий для получения образования детьми с особыми образовательными потребностями Цыганкова О.П., методист МЦ.
Организация образовательной деятельности для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Новое в образовании особого ребенка Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
«Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ в рамках введения ФГОС ДО»
1 Инклюзивное образование Инклюзивное образование: понятие, принципы, варианты реализации в дошкольных образовательных организациях.
Подготовка педагогов для инклюзивного образования В.В. Рубцов ректор ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
КАКИЕ ЕСТЬ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ? Презентация студенток второго курса магистратуры Пенсаковой.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Транксрипт:

Специальное коррекционное образование в городе Москве. Инклюзивное образование: образовательная политика и практика. Москвичева О.А.

МИРОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ Всемирная декларация по образованию для всех (Джомтьен, Таиланд, 1990 г.)- общее видение инклюзивности. Всемирная конференция по образованию детей с особыми потребностями. (Саламанка, Испания, 1994 г.)- « Инклюзивное образование требует крупной реформы обычной школы». Всемирный Форум по образованию (Дакар, 2000 г.) – устранение проблемы исключения групп детей из образования и внутри образования. Конвенция о правах инвалидов, ст.24, 2006 г. «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

КОНЦЕЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Инклюзивное образование – это динамически развивающийся процесс В основе лежит идея «включающего общества», адаптация среды и условий. Основная задача - обеспечить право на отличие. Принципы участия и принятия.

В СВЕТЕ ЗАКОНА В июне 2012 г. Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов (2006 г. ) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» Инклюзивное образование – совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений. (пункт 3, ст. 2, Закон г. Москвы от "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" ) Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (пункт 27 ст. 2, Федеральный закон от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«)

Федеральный закон 273-ФЗ от «Об образовании в РФ» ст 2. п.27 Основные понятия, касающиеся лиц с ОВЗ: обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Организация обучения детей – инвалидов и детей с ОВЗ в Москве Дистанционное образование Реализация образовательных запросов и обеспечение доступности образования Колледжи и высшие учебные заведения, включенные в программу инклюзивного образования Центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции Служба ранней помощи Лекотеки Вариативные формы образования От IBO От особых образовательных потребностей к неограниченным образовательным возможностям Сеть специальных коррекционных образовательных учреждений Школы надомного обучения Инклюзивные образовательные учреждения

Организация обучения детей – инвалидов и детей с ОВЗ в Москве Городская ПМПК 10 окружных психолого-медико-педагогические комиссий Реализация образовательных запросов и обеспечение доступности образования Колледжи и высшие учебные заведения, включенные в программу инклюзивного образования 55 центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции 5 санаторно-лесных школ 62 специальных коррекционных образовательных учреждений От IBO 5 санаторных школ - интернатов 14 школ надомного обучения Дистанционное образование в Центре образования Технологии обучения Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья из них (2011г- 6476)

Организация обучения детей – инвалидов и детей с ОВЗ в Москве В стационарах города Москвы для 2264 детей-инвалидов, находящихся в течение длительного периода времени в больницах города, организован учебный процесс Обучение на дому, в семье, в том числе с использованием дистанционных технологий получают ( ) детей с инвалидностью. в 2012 году из регионального бюджета были израсходованы средства в размере , 46 тыс. рублей на реабилитацию и социализацию детей - инвалидов

Образование детей с инвалидностью и ОВЗ в условиях инклюзии (Москва, мониторинг состояния среды, осень 2012 г.) В системе московского инклюзивного образования 316 образовательных учреждений : 143 ДОУ и 173 СОШ (Москва, мониторинг состояния среды, осень 2012 г.)

Элементы успешной практики инклюзии Ранняя помощь, поддержка семьи (с 0 лет) Ресурсное обеспечение (Центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции и СКОУ) Естественное распределение Связь Медико-социальной экспертизы с психолого-медико- педагогической комиссией Специальные образовательные условия в образовательных учреждениях Адаптация СРЕДЫ (Универсальный дизайн) Адаптация ПРОГРАММЫ Адаптация методов обучения и оценки результатов Вертикаль инклюзии Учитель и его подготовка

Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ Это условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

АДАПТАЦИЯ СРЕДЫ Цель: создание безопасной адаптивной образовательной среды для ребенка с ОВЗ Наличие% ДОУ% СОШ Санузел17,568,8 Лифт6,312,7 Входной пандус 58,786,7 Наименование оборудования из рекомендованного перечня Зрительные ориентиры Оборудованная игровая зона Массажный кабинет Лечебный кабинет Дополнительное освещение доски Кабинет ЛФК «Бегущая строка» Подъемники для пересаживания Поручни для передвижения в коридорах Таблички с названиями кабинетов по Брайлю Функциональное ортопедическое кресло Ридеры, наушники (для восприятия аудиотекстов) Дополнительное освещение рабочего места Средства альтернативой коммуникации Специальные ручки и канцелярия, приспособленная для детей с ДЦП Звуковые ориентиры Тактильная дорожка в коридоре Оборудование для альтернативного управления компьютером

АДАПТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ Консультации и поддержка Реализация ИОП ребенка и ответственность Включенность в образовательное поле Родительский ресурс

Для детей: - более высокий уровень социального взаимодействия в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах; - широкий выбор образовательных услуг в непосредственной близости к месту проживания; - развитие социальной компетенции и навыков коммуникации детей с инвалидностью; - обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в классе. Для учителей: - повышение профессионального уровня - возможность овладения новыми технологиями - формирование команды профессионалов - единомышленников Для родителей: -максимальное удовлетворение образовательных потребностей всех членов семьи в рамках одного учреждения; -доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов -безопасность детей, Для образовательного учреждения: -увеличение финансовых ресурсов (коэффициенты), -расширение спектра образовательных услуг и возможностей; -обеспечение преемственности всех ступеней образования; рост конкурентоспособности и востребованности. Преимущества инклюзивного образования

ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ С ОВЗ Фестиваль «Надежда» для детей с ОВЗ 2012г. – участвовало 4500 детей из них 3500 дети с ОВЗ На 8 % больше, чем 2011г. Московская олимпиада по математике и информатике среди учащихся с ОВЗ. «Интеллектуальный марафон для высокомотивированных учащихся с ОВЗ 2012 г УЧАСТНИКОВ Цель Олимпиады поддержка обучающихся, имеющих высокую познавательную мотивацию. Задачи Олимпиады: - популяризация олимпиадного движения на основе внедрения материалов, позволяющих использовать творческие подходы к выполнению конвергентных заданий; Цель Фестиваля поддержка творческих инициатив обучающихся,. Задачи Фестиваля: развитие творческого потенциала учащихся

Учитель- золотое сечение инклюзии Учитель - главное условие успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощение в педагогическую практику. Ключевой проблемой является профессиональная и психологическая готовность учителей массовых школ к включению детей с ОВЗ в обычный класс.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Московские педагогические ВУЗы ведут подготовку кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 7 программ повышения квалификации (МИОО) 3 магистерские программы (МГППУ, МГПУ) 3 программы стажировок