Сравнение содержания исследования TIMSS по предметам естественнонаучного цикла с контрольными измерительными материалами государственной итоговой аттестации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Окружающий мир -развитие умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; -освоение.
Advertisements

Подходы к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Примерная программа учебного предмета «Естествознание»
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии и химии Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Куровская гимназия»
Разделы 1.Первоначальные сведения о строении вещества (15%) 2.Взаимодействие тел (35%) 3.Давление твердых тел, газов, жидкостей (35%) 4.Работа, мощность,
Компетентностный подход в преподавании химии Компетентностный подход в преподавании химии.
Международное исследование математической и естественно- научной подготовки учащихся.
Педагогические измерительные материалы БИОЛОГИЯ. Педагогические измерительные материалы включают Кодификатор, который составлен на базе федерального компонента.
Разделы 1.Тепловые явления (20%) – Нагревание (охлаждение) вещества – Сгорание топлива 2.Изменение агрегатных состояний вещества (16%) – Плавление (кристаллизация)
Изменение экзаменационной модели ЕГЭ по химии в 2016 году и итоги апробации новых экзаменационных моделей Заседание Ученого совета ФГБНУ «Федеральный институт.
Педагогические измерительные материалы ХИМИЯ Варганова Ирина Вячеславовна, и.о. зав. кафедрой естественно-математических дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО, доцент.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ВО ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ ПО ХИМИИ Богданова Н.Н., ст.преподаватель кафедры методики преподавания.
Автор: учитель биологии и химии МБОУ СОШ 17 Манукян Эмилия Завиковна.
Компетенции инженера и ЕГЭ по физике Кургаева Наталья Евгеньевна МПГУ, Москва, Малая Пироговская ул., 1, Ткачева Татьяна.
Вера Евгеньевна Зайцева Елена Васильевна Чудинова Вера Евгеньевна Зайцева Елена Васильевна Чудинова Особенности методики изучения строения и жизненных.
«Государственная (итоговая) аттестация выпускнитиков IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2013 год Баширова Эльза Владимировна.
Творческая мастерская ЕГЭ по биологии: методика изучения трудных тем курса «Биология. Общие закономерности» Щеголькова Е.Ю
Подготовка педагогических измерительных материалов по физике, используемых при аккредитации общеобразовательных учреждений Шахматова Валентина Васильевна,
Презентация на тему: «Результаты ЕГЭ по химии и биологии в 2018 году» Подготовила: учитель химии МБОУ СОШ 3 Кукло Е.В.
Транксрипт:

Сравнение содержания исследования TIMSS по предметам естественнонаучного цикла с контрольными измерительными материалами государственной итоговой аттестации за основное общее образование МИОО, доцент кафедры методики преподавания биологии, к.п.н. Рохлов В.С.

(TIMSS) Сравнение ГИА9 и (TIMSS) ГИА 9TIMSS Форма Экзамен по одному или двум естественнонаучным курсам (физика, химия, биология, география) Тестирование по всему естественнонаучному блоку (физика, химия, биология, география) Сроки 9 класс8 класс Кто участвует? Учащиеся всех ГБОУ, по выборуУчащиеся выборочных ГБОУ некоторых районов РФ Цель Итоговая аттестации (закон «Об образовании») Отбор в профильные классы Отбор в учреждения начального и среднего профессионального образования Оценка качества естественнонаучной подготовки учащихся различных стран мира Проекция на дальнейшее образование Преемственность с КИМ ЕГЭ-

Государственная итоговая аттестация в новой форме за основное общее образование Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ГИА-11 Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ГИА-11 (ЕГЭ) (ЕГЭ) Важнейшим принципом, учитываемым при разработке КИМ ГИА, является их преемственность с КИМ ЕГЭ, которая обусловлена едиными подходами к оценке учебных достижений учащихся по химии в основной и средней школе. Реализация данного принципа обеспечивается: единством требований, предъявляемых к отбору содержания, проверяемого заданиями ГИА, сходстве структур экзаменационных вариантов, использованием аналогичных моделей заданий, а также идентичностью систем оценивания заданий аналогичных типов, используемых как в ГИА так и в ЕГЭ. (пример)

Что сравнивать? Группы заданий, проверяющие различные виды деятельности Типы заданий

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды учебно-познавательной деятельности (TIMSS) Фактические знания (терминов, понятий, фактов и процедур); Применение, понимание, использование терминов, понятий, фактов; Рассуждение, объяснение (установление причинно-следственных связей) и анализ (включая оценку и решение проблем). Соотношение 35 : 35 : 30

Фактические знания (терминов, понятий, фактов и процедур) БиологияГеографияФизикаХимия - определять среду обитания первых живых организмов на Земле; - по схематическому изображению определять ядро клетки; - выбирать, из числа предложенных, продукт питания с наибольшим содержанием углеводов; - называть одну из функций матки млекопитающих; - находить схему, правильно описыва- ющую процесс дыхания. - выбрать причину приливов и отливов; назвать естественную причину изменения почвы; - выбрать причину низкой температуры воздуха за бортом самолета; - определить процессы, участвующие в круговороте воды в природе; - указать, причину землетрясений; - выбрать причину изменения формы Луны в течение месяца. - выбрать наилучшее объяснение тому, почему два полосовых магнита притягиваются друг к другу; - узнать, какое из повседневных устройств работает как рычаг; - указать направление силы тяжести, действующую на подброшенный вверх мяч; - определить название энергии, которой обладает сжатая пружина; - указать, почему газы легче сжать, чем жидкости и твердые тела. - выбрать формулу углекислого газа из числа предложенных; - определить реакцию нейтрализации по описанию изменения окраски индикатора; - описать не менее двух признаков, указывающих на протекание химической реакции в описанных условиях; - определить число атомов каждого вида, входящих в состав серной кислоты.

БиологияГеографияФизикаХимия - приводить пример необходимый для выживания инфузории- туфельки; - сравнивать жизненные циклы изображенных на рисунке птицы и лягушки; - объяснить, почему важно, чтобы фермер удалял сорняки; - указывать на необходимые условия прорастания семян; - понимать многоплановость организмов (например, саранчи в пищевой цепи) в естественных и искусственных экосистемах. - определить по рисунку направление течения реки; - описать круговорот воды в природе; - использовать зависимость давления столба воды от глубины для сравнения давлений; - объяснить, как и почему различается вес на Луне и на Земле - использовать зависимость скорости вращения планеты вокруг своей оси для сра- внения продолжительности светового дня по имеющи- мся данным. - определить, что при перегорании одной из двух параллельно включенных ламп, вторая продолжает гореть; - рассчитать сопротивление по известным значениям тока и напряжения; - использовать зависимость давления столба воды от глубины для сравнения давлений; - объяснить, почему молния видна раньше, чем слышен гром. - использовать модели для объяснения строения молекулы воды; - понимать, что при изменении формы предмета атомы и молекулы не изменяются; - описать наблюдаемый признак реакции, свидетельствующий о том, что данная реакция экзотермическая; - объяснить, почему надувается воздушный шарик при обработке соды уксусом Применение, понимание, использование терминов, понятий, фактов

БиологияГеографияФизикаХимия - выявлять биотические связи, складывающиеся между организмами в естественной среде (саду); - объяснить результаты опыта, в котором демон- стрируется влияние интенсивности света и кон- центрации углекислого газа на скорость фотосинтеза; - применить знаний теории эволюции для объяснения изменений в размере шеи жирафа; - описать, используя данные представленные в графическом виде, результаты многолетних наблюдения изменения численности особей в популяциях кролика и лисы; - проводить анализ изобра- жений геологических слоев, содержащих ископаемые остатки с их описанием. - определить возможное направление течения реки по плану местности с обо- значением высот рельефа; - применить знания о зави- симости формирующегося природного комплекса от соотношения тепла и влаги; - сделать вывод о сравне- нии расстояния между Солнцем, Землей и гипоте- тическими планетами на основании табличных данных; - объяснить преимущества растений, имеющих длин- ные корни, по сравнению с растениями, имеющими ко- рни в верхнем слое почвы, на основании анализа схе- мы почвенного разреза; - описать, как на основе изучения ископаемых оста- тков можно делать выводы о движении материков. - сравнить яркости горения ламп в смешанном соединении; - применить закон сохранения энергии к ситуации падения и последующего отскока мяча от земли; - сделать вывод о сравнении скоростей звука в разных средах на основании табличных данных; - объяснить результаты опыта, в котором демонстрируется влияние температуры на скорость диффузии; - описать опыт, который нужно поставить, чтобы отличить пресную воду от соленой (по температуре кипения). - сделать вывод о принадлежности вещества к металлам на основании сравнения табличных данных, описывающих физические свойства веществ; - объяснить результаты опыта, в котором демонстрируется влияние температуры на растворимость сахара в воде, представленные в виде графиков; - описать опыт, который нужно поставить, чтобы определить, что выданное вещество – металл и объяснить свой выбор. Рассуждение, объяснение (установление причинно-следственных связей) и анализ (включая оценку и решение проблем)

КИМ ГИА9 ПО БИОЛОГИИ Разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих умений и видов деятельности: 1. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; 2. Распознавать: основные части клетки; грибы; органы цветковых растений, растений разных отделов; органы и системы органов животных, а также животных разных таксонов; 3. Описывать биологические объекты; 4. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; 5. Сравнивать биологические объекты: клетки, ткани, органы и системы органов и организмы разных таксонов; 6. Знать особенности организма человека, его строения; 7. Распознавать на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; 8. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и для соблюдения мер профилактики; 9. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для оказания первой помощи; 10. Описывать и объяснять результаты опытов; 11. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды; 12. Проводить самостоятельный поиск биологической информации.

КИМ ГИА9 ПО ФИЗИКЕ КИМ ГИА по физике разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности: Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики. – Знание и понимание смысла понятий. – Знание и понимание смысла физических величин. – Знание и понимание смысла физических законов. – Умение описывать и объяснять физические явления. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями. Решение задач различного типа и уровня сложности. Понимание текстов физического содержания.

КИМ ГИА9 ПО ХИМИИ Разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности: 1.Знать/понимать химическую символику, важнейшие химические понятия и их характерные признаки, существование взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями, а так же основные законы и теории химии. 2.Уметь: а) называть химические элементы и изученные неорганические вещества; б) объяснять закономерности изменения свойств веществ и протекания химических реакций; в) характеризовать свойства веществ и взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ; г) определять/классифицировать состав вещества по его формуле, принадлежность к определенному классу, возможность протекания и типы химических реакций; д) составлять схемы строения атомов, формул веществ изученных классов и уравнений химических реакций; е) обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; ж) распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; з) проводить вычисления по формуле и определять массовую долю растворенного вещества. 3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: - безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни; - объяснения отдельных фактов и природных явлений; - критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

КИМ ГИА9 ПО ГЕОГРАФИИ Разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности: Знать/понимать, в том числе: - основные географические понятия и термины. различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; - географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;. - географическую зональность и поясность; - природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. Уметь, в том числе: - определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; - выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений; - описывать существенные признаки географических объектов и явлений; - объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - приводить примеры природных ресурсов, их использования и охраны - находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, экологических проблем; - анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, экологических проблем. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Анализ демонстрационных вариантов КИМ ГИА г. БиологияГеографияФизикаХимия Число заданий – 32. Первая группа (фактические знания) – 20. Вторая группа (применение, понимание, использование) – 9. Третья группа (рассуждение, объяснение и анализ) – 3. Число заданий – 30 Первая группа (фактические знания) – 5. Вторая группа (применение, понимание, использование) –21. Третья группа (рассуждение, объяснение и анализ) – 4. Число заданий – 27. Первая группа (фактические знания) – 10. Вторая группа (применение, понимание, использование) – 10. Третья группа (рассуждение, объяснение и анализ) – 7. Число заданий – 22. Первая группа (фактические знания) – 7. Вторая группа (применение, понимание, использование) – 10. Третья группа (рассуждение, объяснение и анализ) – 5.

Сравнение демонстрационных вариантов КИМ ГИА9 с заданиями TIMSS

Распределение заданий по видам познавательной деятельности

ТИПЫ ЗАДАНИЙ

Распределение заданий по отдельным предметам в соответствии с их типом для исследования TIMSS ПредметКоличество заданий с закрытым ответом Количество заданий со свободно-конструируемым ответом Всего Биология Физика Химия22 44 География181331

Структуру контрольных измерительных материалов ГИА ПредметВыбор ответаКраткий ответРазвернутый ответ Всего Биология Физика Химия География189330

Сравнение групп заданий разного типа исследования TIMSS и КИМ ГИА по предметам естественнонаучной цикла

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 1. Сравнение содержания КИМ ГИА по проверяемым видам деятельности в соответствии с требованиями исследования TIMSS показывает существенные различия между предметами. Наиболее близкое к требованиям TIMSS демонстрируют измерительные материалы по физике. По биологии наблюдается существенный «перекос» в сторону проверки фактических знаний, а по географии и химии основной акцент приходится на блок применения знаний. 2. Обратить существенно большее внимание на проверку умений, связанных с освоением методологии научного познания. 3. Приоритетное использование заданий с закрытым ответом не позволяет в полной мере обеспечить проверку сложных умений, относящихся к группе «рассуждения, установление причинно-следственных связей». 4. Современные тенденции требуют увеличения числа заданий со свободно- конструируемым ответом. На данный момент количество таких заданий ограничивает практика бланкового тестирования и числом вариантов. 5. Согласно международным тенденциям, следует увеличить значимость проверки умений группы «рассуждать», расширить диапазон конкретных проверяемых умений этой группы;