Лекция 2 История культурологической мысли Автор – к.ф.н., доц. Толстикова И.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия истории Лекция 7 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии.
Advertisements

ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 10 класса «А» Васильченко Елена Руководитель: к.ф.н. Гутлин.
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ План 1. Представления об истории в эпоху Античности. 2. Христианская философия истории. Провиденциализм. 3. Философия истории Просвещения.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Культура и цивилизация Тема:. Вопросы: 1.Понятия культуры и цивилизации. Типология культур. 2.Цивилизационный подход к истории человечества. 3.Система.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
1.Основные идеи эволюционизма. 2.Эволюционная концепция культуры Г. Спенсера. 3.Культурологическая теория Э.Тайлора 4.Направления внутри эволюционизма.
Немецкая классическая философия Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Личность и общество Урок 19. План 1.Проблема свободы и её социальный аспект. 2.Аксиология и её основные проблемы. 3.Понятие «ценность». Социальная функция.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Культурология в России От идеалогии западно- ервопейского Просвещения до дискуссии «Западная Европа – Россия»
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 10 класса «А» Васильченко Елена Руководитель: к.ф.н. Гутлин.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ (в т.ч. Эстетика) Литература: 1. Учебно-методический комплекс «Культурология». - Минск, МИУ, Учебно-методический комплекс «Культурология.
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Транксрипт:

Лекция 2 История культурологической мысли Автор – к.ф.н., доц. Толстикова И.И.

План лекции 1. Проблема культуры в истории европейской культурологической мысли 2. Культурологическое знание второй половины ХIX в. 3. Проблема типологии культур 4. Культурологическая мысль ХХ в.

Антиномии культуры и природы в античной философии Отпpaвной точкой в формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу "Тускуланские беседы", принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону ( до н.э.). Именно здесь Цицерон не просто описывает ряд явлений, но пытается понять, в чем суть культуры, что и отличает теорию от обыденных представлений.

Софисты - так условно, от греч. sophisma-sophia – рассудительность, мудрость, обозначала себя группа древнегреческих мыслителей второй половины V - первой пол. IV в. до н.э. киники (IV до н.э.), одна из так называемых сократических школ Древней Греции. Антисфен и Диоген Синопский римский стоицизм - конец IV до н.э. антиномия (от греч. anti - против и nomos - закон; противоречие закона самому себе, аntinomia – противоречие в законе) природного и нравственного, которая в сущности идентифицировалось с культурным.

Эпикуреизм - конец IV-нач. III вв. до н.э. Культуркритические мотивы входили неотъемлемым элементом в духовную атмосферу, в которой развивалась раннехристианская общественная мысль. Софисты, киники, стоики и эпикурейцы разрабатывали в конечном счете антиномии культуры и природы.

Теологическое понимание культуры. Провиденциализм Бог и культура Теологическое понимание природы можно назвать провиденциализмом (от лат. providentia – провидение). Развитое Августином Блаженным провиденциалистское понимание культурного и исторического процесса как пути к эсхатологическому (от греческого eschaton – конец во времени и пространстве, предел, конечная цель и logos – учение) "царству божию" легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.

Постижение культуры в эпоху Возрождения

Культура Возрождения знаменовала собой поворотный пункт в истории Европы, после которого путь к новой цивилизации был предопределен. Гуманизм – великое открытие этой культуры.

Итальянское, французское, немецкое просвещение и понятие "культура" Совокупность идей, выдвинутых европейскими философами XVII- XVIII вв., называют идеологией просвещения. ядро - акцентирование свободы и суверенности человеческого разума. натурализм, рационализм, исторический оптимизм, вера в прогресс.

Выдающиеся деятели эпохи Просвещения Джамбаттиста Вико Мари Франсуа Аруэ Вольтер Дени Дидро Шарль Луи де Монтескье Жан Жак Руссо Мари Жан Антуан де Кондорсе Иоган Готфрид Гердер Иммануил Кант

Культура как точка разрыва с природой

Культурологические воззрения Г.В.Ф. Гегеля ( ) Культура у Гегеля есть реализация, инобытие мирового духа. только в культуре происходит осознание человеком самого себя. культура как целостная система выделяет прежде всего высокую и низкую культуры, а также теоретическую, практическую, нравственную, моральную, интеллектуальную и культуру высказываний.

Философия культуры немецкого романтизма Немецкие романтики основывали свое понимание культуры не на разуме, а на интуиции. Истинная жизнь, а, следовательно, и истинная культура достигаются для них в спонтанном творческом акте – в философском созерцании и художественном озарении.

Философия культуры немецкого романтизма Август Вильгельм Шлегель Фридрих Шлегель Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг Фридрих фон Харденберг Новалис

Национальные формы романтизма весьма самобытны: немецкий романтизм, серьезный и мистический, разрабатывал эстетику романтизма, одновременно рождая шедевры в музыке, литературе (А. В. Шлегель ( ), Ф. Шлегель ( ),Ф. В. Й. Шеллинг ( ), Ф. Новалис ( ), Л. ван Бетховен ( ); французский романтизм, порывистый и свободолюбивый, проявил себя в жанровой живописи и романистике (А. Гро ( ), Э. Делакруа ( ), Ж. Санд ( ), А. Л. де Сталь ( ); английский романтизм, сентиментальный и чувственный, видел возвышенное в простых, обыденных вещах (У. Блейк ( ), У. Тернер ( ), Дж. Г. Байрон ( ).

Культурологическое знание второй половины XIX-XX вв. Критика классического образа культуры. Кризис рационализма. (А. Шопенгауэр, Р. Вагнер, Ф. Ницше, К. Маркс) В осмыслении феномена культуры в XIX в. впервые напрямую столкнулись три подхода:

Артур Шопенгауэр ( ) Фридрих Ницше ( )

Искусство представляется Ницше как дополнение и завершение бытия. Аполлоническое начало - рациональное; золотая середина; иллюзорно- оптимистическое, состояние покоя; индивидуальность Дионисическое начало - иррациональное; безмерное буйство; трагико-героическое; нарушение покоя, беспокойность, неудовлетворенность; уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство

Понятие культуры в марксизме Карл Маркс ( ) культура - это прежде всего процесс творения человеком самого себя. общественно-трудовая деятельность является основным источником культуры и творцом самого человека. положение о двух формах культуры - материальной и духовной. детерминирующая роль принадлежит материальной культуре

Неокантиантство Вильгельм Виндельбанд( ) Генрих Риккерт ( ) различие между культурой как органической целостностью и цивилизацией как формой механического и утилитарного отношения к миру.

Классический эволюционизм Основные черты этого подхода: идея единства человеческого рода и единообразия развития культур; прямая однолинейность этого развития от простого к сложному, очень часто обязательность выделенных стадий развития для всех обществ; идея общественного прогресса и исторического оптимизма; просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур; психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития обществ из психических свойств индивида.

Э.Б. Тайлор ( ) - основатель антропологии в Англии, автор знаменитой книги "Первобытная культура" (1871). Определение культуры Тайлора считается первой дефиницией в англоязычной антропологии

"Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества« (Определение из книги "Первобытная культура").

Типология культуры Типология культуры - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания или сопоставления. При этом в научном сообществе существуют как более или менее равноправные различные основания для типологии культуры.

Схема истории представляет собой не однонаправленный линейный процесс (концепции Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, Л. Фробениуса, А. Тойнби и др.). В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (концепции Вольтера, Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, И.Г. Гердера, В. Соловьева, К. Ясперса и др.).

Основными логическими параметрами культурологической типологии являются диахрония - синхрония и линейность - дискретность.

Концепция Николая Яковлевича Данилевского ( ) "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо- Романскому" (1869) – первый вариантом широко распространенной впоследствии в западной философии истории концепции локальных цивилизаций

Тринадцать культурно - исторических типов 10 - египетская культура, китайская культура, ассирийско-вавилонско- финикийская, халдейская (древнесемическая), индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская, или европейская культура. 2 - мексиканская и перуанская культуры 1 - славянский тип

Данилевский выделяет направления культурной деятельности человека: религиозная, культурная, политическая, общественно-экономическая деятельности и различает следующие культурные типы: культуры первичные (египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская культуры, заложившие основы последующего развития); одноосновные (еврейская, греческая, римская); двухосновные (германо-романская, или европейская); четырехосновные (славянская ).

Освальд Шпенглер ( ) "Закат Европы" (1914). Полное название книги - "Закат Европы". Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность". Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших своего завершения: китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную (греко-римскую) или "аполлоновскую", арабскую, или "магическую", западноевропейскую, или "фаустовскую", культуру народа майя. В особый тип, находящийся на стадии возникновения, О.Шпенглер выделял "русско-сибирскую" культуру.

Концепция культуры Н. Бердяева ( ) "Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся … Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия". Основные сочинения: "Смысл творчества" (1916), "Смысл истории" (1923), "Философия неравенства" (1923), "Новое средневековье" (1924), "О назначении человека" (1931), "Самопознание" (1949).

Питирим Сорокин ( ) "Социальная и культурная динамика" теория культурных суперсистем базовым принципом культуры является ценность. три основных типа культуры: идеациональный, идеалистический, чувственный (сенситивный).

Концепция круговорота «локальных цивилизаций» Арнольда Джозефа Тойнби «Постижение истории» - фундаментальный 12-томный труд. Типология цивилизаций Тойнби насчитывает 21 цивилизационную систему. В настоящее время, как считает Тойнби, существуют только 8 (западная, византийская ортодоксальная, русская, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская). Идея "вызова-и-ответа" - основная мысль учения Тойнби о развитии цивилизаций.

Концепция "идеальных типов" Макса Вебера ( ) Идеальный тип – это методологический инструмент социального познания, построенный на основе наблюдений и исследовательского воображения; это образ культуры, который накладывается на изучаемую реальность. различает три "чистых" типа власти: рациональный, традиционный и харизматический. "Протестантская этика и дух капитализма".

Концепция "осевого времени" Карла Ясперса ( ) «Смысл и назначение истории» - предлагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. 4 периода в генезисе культуры: 1. «прометеевская» эпоха; 2. эпоха «великих культур древности»; 3. эпоха "духовной основы человеческого бытия"- "осевое время" - (между 800 и 200 гг. до н.э.); 4. эпоха развития техники

Психоаналитическая концепция культуры Зигмунда Фрейда( )

"Тотем и табу" Культура у З.Фрейда выступает в качестве системы норм и запретов, которой присущ психологический конфликт между устремлениями к индивидуальной свободе и сдерживающими (во имя интересов социума) эти устремления культурными нормами.

Игровые концепции культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе) Йоханн Хейзинга ( )- «Осень Средневековья» и «Homo ludens» Хосе Ортега-и-Гассет ( ) – «Восстание масс». Герман Гессе ( ) – «Игра в бисер»

Учение Альберта Швейцера ( ) о культуре «Культура и этика» (1923 г.) проблема этического содержания современной западной культуры идея спасения гибнущей культуры требование преклонения, благоговения перед жизнью.

Структурализм. Концепции Клода Леви- Строса, Юрия Михайловича Лотмана С точки зрения структуралистов, разного рода социокультурные явления представляют собой специфические языки, содержательно отражающие тот или иной феномен культуры. Цель структурализма - анализ культуры на строго научной базе с использованием точных методов естественных наук (математического моделирования, формализации и т.п.) Образцом стала методология структурного анализа, используемая в лингвистике и литературоведении. Другим источником стал психоанализ и, прежде всего, юнговское понятие коллективного бессознательного.

Постмодернизм Where is the Life we have lost in living? Where is the wisdom we have lost in knowledge? Where is the knowledge we have lost in information? T.S. Eliot. Chorus from "The Rock", I. T.S. Eliot