Подготовка к сжатому изложению. Какое изложение мы называем сжатым? Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Advertisements

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «КОЛЮБАКИНСКАЯ СОШ» ТУМАНОВА НАТАЛИЯ ЮРЬЕВНА Работа с текстом – основной метод подготовки к сжатому изложению.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НОВОЙ ФОРМЕ. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приёмам компрессии текста.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Приёмы сжатия текста Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
Т ЕМА УРОКА : ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ «Коротко и ясно, оттого и прекрасно». пословица.
Несколько советов к написанию сочинения. Прочтите текст 2 -3 раза О чем идет речь? Что об этом думает автор? Разделяете ли вы мнение автора текста?
Урок русского языка в 9 классе Федичкина Ю.С., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ имени С.Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской.
Грызя гранит науки неустанно, Давая пищу здравую уму, Опять очередное испытанье Нам выдержать бы вопреки всему !
С1. Сжатое изложение по тексту публицистического или научного стиля.
Как готовить домашние задания Памятка ученику. Работая на уроке ты экономишь время Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.
Способы сжатия текста (компрессия текста). Готовимся к ГИА. Автор: Лебедева С.Н.- учитель русского языка и литературы МОСШ 3.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
ПОДГОТОВКА К ГИА Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Методика обучения сжатому изложению Ресурсный центр.
Методика обучения изложениям разных видов Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 40 города Твери Королева Ирина Ивановна.
Транксрипт:

Подготовка к сжатому изложению

Какое изложение мы называем сжатым? Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.

Назовите главные задачи, которые стоят перед вами для успешного написания сжатого изложения. 1) умение воспринимать, обрабатывать информацию на слух; 2) запоминать текст как структуру, организованную по определённым логическим законам: понять, сколько в нём смысловых частей, какой логике подчиняется их взаимное расположение, какими логическими переходами они соединены; 3) излагать информацию кратко и связно; 4) чем проще и яснее будет текст для слушателя, тем легче пересказать его сжато.

Памятка 1. При сжатии любого текста обычно опускаются: - диалоги, - пространные описания природы, - описания чувств, настроений. 2. При этом сохраняются - ключевые слова и обороты речи, - наиболее характерные изобразительно- выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.

3. Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.

4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста: - уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст; - определение стиля исходного текста; - определение типа речи; - анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части); - выполнение чернового варианта; - проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.

Текст 1 Прочитайте текст, сократите его. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв).

Любовь к родному краю, культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к людям.

Текст 2 Самостоятельная работа. Прочитайте текст и определите, какой прием сжатия текста целесообразнее использовать. По подсчетам ученых, в библиотеке Пушкина было не менее 10 тысяч книг. Какие книги собирал Пушкин? Во-первых, те, которые связаны с русской историей и литературой. Во-вторых, словари и энциклопедии, справочники и грамматики разных языков. Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански. Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах. Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.

Сжатый текст В библиотеке Пушкина было 10 тысяч книг. Поэт собирал книги, связанные с историей и литературой. Пушкин владел многими языками, поэтому у него были произведения всех выдающихся писателей разных стран и эпох.

Текст 3 Запишите вступление, которое отразит информацию, общую для двух высказываний. РОЛЬ ЗНАНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (А) Паустовский пишет о жажде знаний, о пытливости, любознательности, о том, насколько это важно в жизни человека мечтать о путешествиях, об ином мире, неведомом и прекрасном. (В) Нельзя не понимать, что только серьёзный и длительный труд может дать человеку глубокие знания, в том числе и о других людях, но при этом жизнь пытливого человека наполнена счастьем, ожиданием чуда постижения неведомого.

Ответ Каждый человек получает знания, как умеет. В своих воспоминаниях К. Паустовский рассказывает о том, как он в юности изучал мир по воображаемым «путевым дневникам».

Текст 4 Прочитайте текст, выделите в нём тезисы и примеры, разбейте текст на абзацы, найдите вступление, главную часть, заключение. РОЛЬ ЗНАНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Каждый человек получает знания, как умеет. В своих воспоминаниях К. Паустовский рассказывает о том, как он в юности изучал мир по воображаемым «путевым дневникам». Он пишет о жажде знаний, о пытливости, любознательности, о том, насколько это важно в жизни человека мечтать о путешествиях, об ином мире, неведомом и прекрасном. Я думаю и в этом трудно не согласиться с писателем, что только по-настоящему увлечённый человек может воплотить свою мечту в жизнь. Так, юноша-Паустовский мечтал о путешествиях, буквально бредил ими. Вначале он «исследовал» географические карты, научные доклады, сти­хи, но потом, когда стал взрослым, сравнивал свои представления о тех или иных уголках Земли с реальными картинами природы. И несходство их толь­ко расширило его знания о мире. Нельзя не понимать, что только серьёзный и длительный труд может дать человеку глубокие знания, в том числе и о других людях, но при этом жизнь пытливого человека наполнена счастьем, ожиданием чуда постижения неведомого.

Правильно выполненное задание выглядит так: РОЛЬ ЗНАНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (В.) Каждый человек получает знания, как умеет. В своих воспоминаниях К. Паустовский рассказывает о том, как он в юности изучал мир по вообража­емым «путевым дневникам». (Г. ч.) Он пишет о жажде знаний, о пытливости, любознательности, о том, насколько это важно в жизни человека мечтать о путешествиях, об ином мире, неведомом и прекрасном. Я думаю (1 аргумент) и в этом трудно не согласиться с писателем, что только по-настоящему увлечённый человек может воплотить свою мечту в жизнь. Так, юноша-Паустовский мечтал о путешествиях, буквально бредил ими. Вначале он «исследовал» географические карты, научные доклады, сти­хи, но потом, когда стал взрослым, сравнивал свои представления о тех или иных уголках Земли с реальными картинами природы. И несходство их толь­ко расширило его знания о мире. (3.) Нельзя не понимать, (2 аргумент) что только серьёзный и длительный труд может дать человеку глубокие знания, в том числе и о других людях, но при этом жизнь пытливого человека наполнена счастьем, ожиданием чуда постижения неведомого.

Домашнее задание. 1) Повторить теоретический материал урока.

ЖЕЛАЮ УСПЕХА