РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ФГОС: ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ЧАСТЬ 2 доктор педагогических наук, профессор Института стратегических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ Родительское собрание.
Advertisements

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ПЕДСОВЕТ Бондаренко Татьяна Николаевна заместитель директора, учитель начальных классов МБОУ «Начальная.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Нормативные документы в системе образования России -Государственная программа «Развитие образования» на годы. -НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ Обучающий семинар Барышникова Надежда Ивановна, заместитель директора по УВР.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования март 2012 года.
Кировская область. Стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Кировской области 4 декабря 2012 года.
Концепция развития долгосрочной комплексной программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Свердловской.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Транксрипт:

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ФГОС: ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ЧАСТЬ 2 доктор педагогических наук, профессор Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования ВАГНЕР Ирина Владимировна

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ФГОС И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ НАЧАЛО 1990-х СТРАТЕГИЯ РАЗРУШЕНИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ 1980-е1990-е

Из книги Президента РАО Никандрова Н.Д.: «на рубеже 1980-х – 1990-х годов была практически и сознательно разрушена система советского воспитания без адекватной ее замены…», «…стало неясным, что же воспитывать, каким мы хотим видеть россиянина в наших специфических условиях переходного периода и в ближайшей перспективе» Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – М.: Педагогическое общество России, – С

ИЗ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА ГОДЫ (УТВЕРЖДЕНА приказом Минобразования России от 18 октября 1999 г. 574) …. реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. …негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей 1

ИЗ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА ГОДЫ (УТВЕРЖДЕНА приказом Минобразования России от 18 октября 1999 г. 574) Угрожающие масштабы приобрела безнадзорность, беспризорность детей. Быстро растет число не обучающихся и не работающих подростков. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании… Высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности 2

ИЗ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА ГОДЫ (УТВЕРЖДЕНА приказом Минобразования России от 18 октября 1999 г. 574) Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности; неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива. Огромный ущерб нанесен социальной инфраструктуре для детей. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется… 3

Данные государственного доклада О положении детей в Российской Федерации 2001 года Более 39 тысяч детей и подростков находились в федеральном или местном розыске. Ежегодно выявлялось свыше 100 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За период с 1993 по 2001 гг. уровень распространения наркомании среди детей до 14 лет возрос в 13 раз, у подростков лет – в 10 раз, в юношеской группе (18-19 лет) – в 14 раз. В 2001 году наркологическими учреждениями страны зарегистрировано 155 тыс. больных в возрасте до 17 лет Число детей больных алкоголизмом по сравнению с 1994 годом в 2001 году увеличилось почти в 2 раза.

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР современной воспитательной ситуации Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года ИЗ ТЕКСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА ГОДЫ

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР современной воспитательной ситуации ИЗ ТЕКСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА ГОДЫ

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения… По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. ИЗ ТЕКСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА ГОДЫ

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время. ИЗ ТЕКСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА ГОДЫ

С 1 сентября 2012 года вступил в силу Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР современной воспитательной ситуации

Низкими темпами сокращается число детей- инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения. Согласно данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положениинаходятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей. ИЗ ТЕКСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА ГОДЫ

СТАНДАРТ И ЛИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ И ОЦЕНКА

Статья «Воспитание идеального электората». «Новая» газета «Каким образом школа сможет воспитать «идеального человека» и по каким критериям будут выставлять оценки за патриотизм или измерять степень ответственности за создание будущей семьи, в стандарте не говорится» Корреспондент Виктория Работнова ДИСКУССИИ О СТАНДАРТИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ

Заголовки других статей: «В школах предлагают ввести оценку за патриотизм» (портал «Новости мира образования») «Оценка по духовно- нравственному воспитанию» (портал «Методисты») Оценка за патриотизм? (интернет-журнал «Лицей») ДИСКУССИИ О СТАНДАРТИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ

Принципиальное значение воспитательного компонента ФГОС : После разрушительных тенденций 1990-х воспитание официально возвращено в школу. За школой закреплена воспитательная функция, что будет способствовать формированию условий для воспитательной деятельности. Воспитательный компонент приблизил современную школу к лучшим традициям отечественной культуры. Российская школа – всегда была и должна остаться школой воспитания, школой личностного становления подрастающих поколений.

О сущности воспитания Воспитание – многоуровневое понятие Воспитание как социокультурный феномен – процесс трансляции культуры, передачи опыта от поколения к поколению Воспитание как педагогический процесс – создание условий для духовно - нравственного становления личности, ее гармоничного развития

О сущности воспитания Воспитание ( взъпитание ) – возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное » В. И. Даль

Личность – НЕ предмет стандартизации « Как это ни странно, но именно непохожесть сближает, схожесть, одинаковость, стандартность оставляют нас равнодушными... Можно полюбить некрасивое лицо, но нельзя полюбить стандартное лицо, лицо, отштампованное массовым тиражом » Дмитрий Лихачев Портрет выпускника – НЕ модель для оценки

Примеры школьных сайтов 1 Модель выпускника начальной школы У выпускника начальной школы будут сформированы: «внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы… Регулятивные качества: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач» «строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет»

«Социально адаптивный, востребованный в современном обществе; способный свободно налаживать межнациональные контакты; имеющий сформированную систему гуманистических ценностей; владеющий информационными технологиями; свободно владеющий литературным, деловым, разговорным и техническим английским языком». Примеры школьных сайтов 2 Модель выпускника школы с углубленным изучением английского языка

Примеры моделей выпускника 3

Примеры моделей выпускника 4 - 7

Бюрократизация внедрения ФГОС работает против воспитания ПРИМЕР СО ШКОЛЬНОГО САЙТА. Названия документов и объединений, созданных в связи с введением ФГОС. Это: координационный Совет по введению новых ФГОС общего образования, 3 рабочих группы по введению ФГОС на каждой ступени общего образования, положения о координационном совете и рабочих группах; на каждой из 3-х ступеней: проект модернизации образовательной системы в соответствии с ФГОС; план-график введения ФГОС; система контроля хода работ по введению ФГОС, план-график ВШК система мониторинга процесса введения ФГОС. В плане-графике введения ФГОС, есть строка: «Организация деятельности рабочей группы. – По отдельному графику» 102 стр. положений, приказов, графиков, протоколов заседаний рабочих групп за 7 мес. в одной школе !!!

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ВОСПИАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ФГОС Применительно к процессу воспитания категория «оценка» всегда приобретает педагогический смысл, так как механизмы и содержание оценки оказывают воспитывающее влияние на участников воспитательного процесса, должны разрабатываться и применяться не столько как управленческий, сколько как педагогический инструментарий.

Применительно к процессу воспитания управленческие технологии не могут быть механически отделены от педагогических, лишены педагогического смысла. Оценка и контроль являются неотъемлемой частью воспитательного процесса и должны реализовываться на основе заложенных в воспитательном компоненте ФГОС гуманистических, демократических ценностей, соответствовать поставленным целям ФГОС, содействовать повышению эффективности процессов воспитания, социализации, духовно-нравственного развития личности. ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ВОСПИАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ФГОС

Принципиально важно различать понятия «оценка результатов внедрения воспитательного компонента ФГОС» и «оценка эффективности воспитательного процесса». В результате внедрения воспитательного компонента ФГОС должен, прежде всего, повышаться воспитательный потенциал образовательного пространства, должны быть созданы условия для эффективности процессов воспитания, социализации и духовно-нравственного развития ребенка. Оценка эффективности воспитательного процесса – второй ряд, ряд личностных результатов реализации воспитательного компонента ФГОС, оснований для обязательного осуществления которого нет, так как в стандарте нет ни прямого требования оценки уровня достижения планируемых результатов, ни нормативов, которые должны были бы быть достигнуты детьми, если бы такое требование имелось. В стандарте нет нормативов и нет требования измерять результаты воспитания на личностном уровне, так как результаты воспитания на личностном уровне измерять нельзя, так как нельзя установить стандарт на личность, ее духовно-нравственное развитие. ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ВОСПИАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ФГОС

Е.В.Бондаревская автор педагогической концепции воспитания ребенка как человека культуры, личностно-ориентированного подхода Главным субъектом, центральным элементом личностно ориентированного воспитательного процесса Е.В.Бондаревская считает личность ребенка. Исходя из этого, результатом воспитания является не некая «модель», а свободная духовная личность, ориентированная на ценности мировой и художественной культуры, творческую самореализацию, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде.

Рожков М.И. раскрывает оценочный компонент как часть воспитательного процесса. Утверждает, что эффективность воспитательного процесса определяется самими участниками педагогического процесса с учетом целей и задач воспитательной деятельности и является инструментом для самоанализа и самооценки. С помощью различных диагностик изучается направленность личности (взгляды, убеждения, ценностные ориентации), уровень развития коллектива и сложившихся в нем эмоциональных, психологических и деловых отношений, организационные аспекты воспитательной деятельности, направленные на определение наиболее эффективных педагогических средств и выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия.

Г.К.Селевко Главной целью считает воспитание активного, инициативного самостоятельного гражданина, полноценного культурного человека, семьянина и мастера в своем деле, способного к постоянному самосовершенствованию

ОЦЕНКА УСЛОВИЙ, А НЕ ЛИЧНОСТИ Мы считаем необходимым и достаточным для оценки результативности реализации воспитательного компонента ФГОС в общеобразовательном учреждении ограничиться оценкой условий, созданных в соответствии с требованиями ФГОС для воспитания, социализации и духовно- нравственного развития личности.

В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова предлагают разделить критерии и показатели эффективности воспитания на две группы. Первая из них – критерии факта: упорядоченность жизнедеятельности школы; наличие единого коллектива; интегрированность воспитательных воздействий в комплексы. Вторая группа – критерии качества (уровень развития и эффективности воспитательной системы): степень приближенности системы поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы; общепсихологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфортность; уровень воспитанности выпускников школы.

Социокультурный опыт детей 1) опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора; 2) опыт наблюдения позитивных образцов самореализации личности в социально и личностно значимой деятельности; 3) опыт успешной самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности (познавательной, творческой, игровой); 4) опыт реализации различных уровней социально-нравственной позиции в коллективной деятельности (позиций активного участника, организатора, консультанта и др.);

5) опыт применения полученных в ходе учебного процесса знаний, умений и навыков в социально значимой деятельности; 6) опыт анализа, оценки поведения людей в различных жизненных ситуациях, отражающего их личностные качества и опыт самооценки, сверяемой с оценками взрослых и сверстников; 7) опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми; 8) эмоционально-чувственный опыт и опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности; 9) опыт общения и ролевого взаимодействия; 10) опыт самоорганизации, проектирования собственной деятель­ности, прогнозирования и последующего анализа ее результатов Социокультурный опыт детей