Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС. Основная школа 2013 г. Муниципальное образовательное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Advertisements

Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп» методическое объединение педагогов-психологов ОУ Психолого-педагогические условия реализации ФГОС.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Школьная модель индивидуально ориентированного психолого- педагогического сопровож- дения обучающихся начальной школы при освоении ими основной образовательной.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Роль психологической службы в реализации стандартов нового поколения Связь универсальных учебных действий с учебными предметами 9 февраля 2011 г.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
Школьная модель индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровож- дения обучающихся начальной школы при освоении ими основной образовательной.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет О ЗАДАЧАХ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОМ.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Транксрипт:

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС. Основная школа 2013 г. Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г. Гаврилов-Ям Ярославская область

Обновление образовательных стандартов Разработка и внедрение системы поддержки талантливых детей Развитие учительского потенциала Создание современной школьной инфраструктуры Сохранение и укрепление здоровья школьников Ключевые направления развития общего образования

Актуальность разработки модели Основная школа-особый этап в жизни ребёнка предполагающий развитие способности проектирования собственной учебной деятельности овладение коммуникативными средствами и способами кооперации и сотрудничества формирование научного мышления моральное развитие

стремительные изменения в обществе и экономике Смена парадигмы образования (от цели усвоения ЗУН к цели развития личности) Универсализация и интеграция знаний Сохранение единства образовательного пространства Актуальность введения ФГОС

Методологические основы культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский) системно-деятельностный подход ( Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. и Запорожец А.В.)., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. учение о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б.) учение о структуре и динамике психологического возраста (Выготского Л.С.) и периодизация психологического развития ребенка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин) теория «задач развития» (Р. Хевигхерст) концепция универсальных учебных действий, разработанная под руководством Асмолова А.Г.

Опора на теоретические подходы А.Г. Асмолова, А.С. Границкой, Б.С. Прилунского, И.В. Кузьминой, А.А. Кирсанова, Г.К. Селевко, И.Унт, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской, М. Герфиной, М.А. Акимовой Методологическая и теоретическая основа эксперимента

Практико-ориентированные подходы индивидуализации, разработанные Е.А. Александровой, М.А. Алешиной, В.К. Дьяченко, А.Г. Ривиным, А.У. Тубельским

Структура личностных УУД

Структура регулятивных УУД

Структура коммуникативных УУД

Структура познавательных УУД

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования являются (п. 25 Стандарта): обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса; обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

общая психологическая культура общения организация работы в группах, парах организация урока в деятельностной парадигме особенности работы с различными категориями детей психология и физиология детей типология детских проблем совместная деятельность с другими участниками образовательного процесса

Условия и механизмы развития УУД Технологии: Проблемное обучение Метод проектов Портфолио Кейс-технологии Игровые технологии ТРКМЧП ИКТ-технологии Исследовательский метод обучения

Технология проблемного обучения Личностные УУД Смыслообразование. Формирование познавательного интереса Формирование адекватной самооценки Формирование основ действий нравственно-этического оценивания (при решении проблемных задач, связанных с решением моральной дилеммы и др.) Познавательные УУД 1) исследовательские действия (поиск информации, исследование) 2) выбор наиболее эффективных способов решения проблемы 3) логические УУД Коммуникативные УУД - умение слушать и вступать в диалог - участвовать в коллективном обсуждении - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации - умение разрешать конфликты -умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и др. Регулятивные УУД Формируются умения связанно с целеполаганием, планированием, контролем и оценкой деятельности по решению проблемной задачи или ситуации. Проблемное обучение Функция: побуждение решать проблемные задачи, проблемные ситуации, создание интеллектуальных затруднений

Формы организации деятельности обучающихся «Учить ученика учиться в общении» Совместная деятельность Разновозрастное сотрудничество Проектная деятельность Дискуссия Тренинги Совместная деятельность Разновозрастное сотрудничество Проектная деятельность Дискуссия Тренинги Совместная деятельность Разновозрастное сотрудничество Проектная деятельность Дискуссия Тренинги Совместная деятельность Разновозрастное сотрудничество Проектная деятельность Дискуссия Тренинги

Цель создания модели Создание необходимых условий для профессионального, грамотного психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса основной школы

Ведущие принципы деятельности школы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса Принцип субъектности Принцип природосообразности Принцип интеграции Принцип системности Принцип преемственности

Цель Цель психолого-педагогического сопровождения в основной школе создание социально-психологических условий для развития личности учащихся, их успешного обучения, оказание помощи в решении экзистенциальных проблем(самопознание, достижение личной идентичности, развитие временной перспективы, способности к целеполаганию

Задачи 1.Создание системы управления психолого-педагогическим сопровождением, развитие компонентов данной системы 2. Разработка комплекса мер по повышению профессионализма педагогических кадров (предполагает развитие компетентностей педагогов в соответствии с требованиями ФГОС) 3. Организация внеурочной и внеучебной деятельности в школе, позволяющей удовлетворить интересы, образовательные запросы учащихся и родителей. 4. Совершенствование системы мониторинга и контроля развития ключевых компетентностей учащихся, уровня сформированности УУД, а также повышение эффективности деятельности различных компонентов системы 1.Сохранение психического здоровья детей, создание психологически безопасной и комфортной среды в школе, индивидуализация образования 2. Поддержка и формирование умений учиться 3.Выявление и предупреждение школьной дезадаптации 4. Развитие познавательной и учебной мотивации 5. Исследование мотивов и причин, обуславливающих аномальное развитие и поведение детей, коррекцию отклоняющегося поведения 6. Психологическое сопровождение одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья 7.Повышение уровня психологической компетентности субъектов образования 8.Психологическое обеспечение преемственности образовательного процесса (содержания, форм) по отношению к начальному и среднему образованию с учётом психофизиологического развития детей. 1.Оптимизация взаимодействия с партнёрами, участниками образовательного процесса. 2. Изучение особенностей интересов, способностей детей, помощь в их реализации 3. Поддержка социально-значимых инициатив учащихся 4. Забота о здоровье учащихся 5.Осуществление контроля проявления негативных тенденций в развитии учащихся 6.Сплочение коллектива класса и др. 7.Организация просветительской работы среди родителей 8.Поддержка индивидуальности ребёнка Управленческий компонент (заместитель директора по УВР) Психолог Педагоги

Деятельность педагога-психолога по психолого- педагогическому сопровождению участников познавательного процесса Заместитель директора по воспитательной работе Психолог Классный руководитель Функции 1.Координационная 2.Контролирующая 3.Диагностическая 4.Прогностическая 5.Конструктивная 6.Коммуникативная 7.Организационная 8.Обучающая 1.Диагностическая 2.Прогностическая 3.Проектировочная 4.Конструктивная 5.Коммуникативная 6.Организационная 7.Обучающая (просветительская) 8. Консультационная 9. Психотерапевтическая 10.Коррекционная 11.Экспертно- аналитическая 1.Диагностическая 2.Прогностическая 3.Проектировочная 4.Конструктивная 5.Коммуникативная 6.Фасилитационная 7.Обучающая 8.Консультационная 9.Коррекционная 10.Аналитическая

Роль УМК в формировании УУД «Биология. Введение в биологию» Автор Сонин Н.И., Плешаков А.А. Ценностное отношение к здоровью, экологическое сознание Через систему взаимодополняющих тем, идей, положений Целостное представление о мире За счет прослеживания связи биологии с другими науками (химия, медицина) Формирование адекватной самооценки Включены вопросы на развитие самооценки Пример: Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым? (ст.152 вопрос 5) Познавательная мотивация Способствует практико- ориентированная направленность материала (материал о правилах оказания первой доврачебной помощи) п.31 Материал по гигиене и профилактике заболеваний (с.63, вопрос 8) Разноуровневая подача материала: Учебник содержит как обязательный таки дополнительный материал, вопросы разноуровневой сложности

Деятельность по достижению планируемых результатов усвоения личностных УУД Требования в соответствии с ФГОС Планируемые результаты к концу 9 класса Комплекс мер по достижению планируемых результатов 3. Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания 1) Уважительное отношение другим народам России и мира, принятие их, толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству 2)Уважение личности другого человека, доброжелательное отношение к окружающим 3)Проявление нетерпимости к любым видам насилия, готовности им противостоять 4)Умение вести диалог на основе равноправных отношений 5)Умение конструктивно разрешать конфликты 6)Проявление эмоциональной отзывчивости в поведении (сочувствие, сопереживание, оказание помощи) 7)Проявление конструктивного взаимодействия со сверстниками 8)Проявление конструктивного взаимодействия со взрослыми 9)Имеет опыт социальной и межкультурной коммуникации Организация целенаправленной деятельности по формированию межэтнической толерантности введение курсов (реализация программы) «Толерантность – закон жизни» целенаправленное введение в содержание урока материала, способствующего формированию межэтнической толерантности повышение роли уроков иностранного языка, обществознания, ИЗО, музыки, литературы в формировании толерантного поведения взаимодействие с центром немецкой дружбы по вопросам формирования межэтнической толерантности взаимодействие с организациями и учреждениями социального окружения по профилактике агрессивного поведения детей, развитию толерантности, умение конструктивно взаимодействовать подростков с окружающими людьми психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска организация участия подростков в медиапроектах по проблемам толерантности, взаимопонимания Примечание: Использование для формирования доброжелательного, уважительного отношения к другому человеку дополнительных ресурсов Программы воспитания и социализации Программы внеурочной деятельности Программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Организация работы СОШ 1 по достижению планируемых результатов усвоения обучающимися познавательных УУД в соответствии с требованиями Стандарта Требования Стандарта УУД к концу 9 классаКомплекс мер, направленных на достижение планируемых результатов 1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач Умение создавать и преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область Целенаправленная работа по организации образовательного процесса на основе: o Создания ситуации разрыва в знаниях o Проблематизации учебного содержания o Задачной подачи материала Организация проектно-исследовательской деятельности (выполнение групповых и индивидуальных проектов), проведение исследований Целенаправленное использование в образовательном процессе o разных средств информационного поиска o дискуссий (как устной так и письменной) o работы с текстами разных жанров и стилей o работы с моделями o общего приема доказательств Организация разновозрастного сотрудничества (освоение роли учителя способствует формированию познавательных УУД) Интеграция предметного содержания Ориентация учащихся на осмысленное чтение Организация предметных кружков и факультативов o Спецкурс «Юный исследователь»(5 класс) o Экологический клуб «Юный исследователь» (5-6 класс) o Мастерская «Интеллект» (5-6 класс) o Курс по выбору «Шахматы», «Основы логики» o Курс «Информатика» Целенаправленная организация рефлексии мыслительных процессов Удовлетворение познавательной потребности детей Дифференциация и индивидуализация содержания обучения 2. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета для решения учебных и жизненных задач Умение сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из разных источников Умение представлять информацию в таких формах как: схема, график, конспект

Содержание деятельности Описание планируемых результатов и типовых заданий по формированию Познавательных УУД Планируемые результаты формирования УУД на конец 6 класса Планируемые результаты формирования УУД на конец 9 класса Примеры типовых заданий, используемых для достижения планируемых результатов 1. Осуществлять поиск необходимой достоверной информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, электронных дисков, в открытом информационном пространстве, в том числе в контролируемом пространстве Интернет 1. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет для решения учебных и жизненных задач Использование заданий на нахождение лишней информации при изучении темы Подготовка вопросов по теме Составление плана текста, заполнение таблиц, составление схем по тексту, графиков, конспектов Работа со словарями Нахождение источников информации на заданную тему Задания исследовательского характера Выполнение проектов Выполнение творческих заданий с использованием ИКТ Работа с деформированными таблицами, текстами. Аргументация недостоверности найденной информации Сопоставление информации, полученной из разных источников 2. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников 2. Сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников 3. Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план) 3. Представлять информацию в таких формах как схема, график, конспект 4. Создавать модели и схемы с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространстве в графической или знаково- символической форме 4. Создавать и преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область Составление моделей к правилу, выводу и т.д. Задания на преобразование моделей с целью выявления общих законов Работа с готовой моделью, схемой, рисунком, чертежом Выбор соответствующей модели к заданию

Технологии Заместитель директора по УВР ПсихологПедагог Информационно- коммуникативные Игровые Организация проектной деятельности педагогов и учащихся Индивидуальное сопровождение профессионального развития педагога Проектирование индивидуальной траектории Портфолио Информационные Здоровьесберегающие: социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии Игровые Активные методы и формы работы: тренинги, аутотренинги, практикумы, дискуссии, разбор конкретных ситуаций Портфолио Игровые Информационные Метод проектов Здоровье сберегающие учебно- воспитательные технологии

Основные направления психолого-педагогического сопровождения Сохранение и укрепление психологического здоровья Мониторинг возможностей и способностей обучающихся Психолого- педагогическая поддержка участников олимпиадного движения Выявление и поддержка одарённых детей Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни Развитие экологической культуры Дифференциация и индивидуализа ция обучения Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников Поддержка детских объединений и ученического самоуправления

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего образования Уровни психолого-педагогического сопровождения ИндивидуальноеГрупповоеНа уровне классаНа уровне ОУ Основные виды деятельности Консультирование Развивающая работа Профилактика Просвещение Экспертиза Диагностика Коррекционная работа

Поддержка детских объединений и ученического самоуправле- ния Консультирование членов актива по возникшим проблемам Консультации педагогов, классных руководителей по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления Развитие Занятие в школе конфликт- менеджеров Занятия по программе «Лидер» Тренинги развития коммуникативных навыков, командообразован ия, формирования лидерских качеств (организаторских, стрессоустойчиво сти, инициативности) Выявление лидерских, организаторских способностей детей Психологическая диагностика. Выявление лидерских, организаторских способностей детей. Психологическое просвещение Тематические педсоветы, семинары по вопросам организации и поддержки ученического самоуправления направлениеиндивидуальноегрупповоеНа уровне классаНа уровне школы

Психолого- педагогическая поддержка участников олимпиадного движения Консультации по проблемам высокое психологическое напряжение формирование навыков самоорганизации Коррекция и развитие Профилактика Тренинги с целью повышения эмоциональной устойчивости, развития навыков самоконтроля, саморегуляции, релаксации. Аутотренинги. Развивающие занятия по формированию умения эффективно работать с информацией Тематические семинары для педагогов направлениеиндивидуальноегрупповоеНа уровне класса На уровне школы

Мониторинг и аналитическая деятельность Адаптация учащихся в школе Динамика развития мотивационной сферы Жизненные цели, ценности, пути их достижения Уровень профессиональной зрелости, уровень самоактуализации Уровень учебных достижений учащихся Уровень знаний родителей об особенностях психологии подростка Уровень сформированности УУД Уровень удовлетворенности уровнем образовательного процесса Исследование затруднений педагогов Мониторинг профессиональной компетентности педагогов

Адаптация учащихся в основной школе Анкетирование Социометрия Методика Филипса «Уровень школьной тревожности» Методика «Неоконченные предложения» Тест Люшера Модифицированная Прихожан А.М. методика Дембо-Рубинштейна «Самооценка личности» Мотивация учения. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой Методика изучения мотивации обучения школьников М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»

Уровень учебных достижений учащихся Тесты Срезовые работы Комплексные работы Уровень удовлетворенности обучением в школе Анкетирование Опрос …. Уровень знаний родителей об особенностях психологии подростков Тесты Анкетирование Опрос

Уровень сформированности УУД Личностные УУД Усвоение норм школьного поведения, нравственно-этических норм Эмоциональное благополучие Методикасамооценки и уровня притязаний. Дембо- Рубинштейн, Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой Методика Гинзбурга М.Р. «Изучение учебной мотивации» Регулятивные УУД Целеполагание Самоконтроль Александровская Э.И., Громбах Ст. «Схема наблюдения за адаптацией» Личностный опросник Кеттелла в модификации Ясюковой(волевой самоконтроль, Активность в общении) … Познавательные УУД Учебная активность Усвоение знаний Методика Александровской Методика авт. Переслени Л.,, Фотекова Т «Определение уровня словесно- логического мышления» Л.А. Ясюкова «Оценка сформированности навыков чтения. Оценка самостоятельности мышления». Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 кл. Коммуникативные УУД Взаимоотношения с одноклассниками Методика Александровской Социометрия Личностный Кеттелл …. Активность в обучении. Потребность в общении

Консультирование Учащиеся Индивидуальное и групповое консультирование учащихся различной тематики Формирование ИОП Оформление портфолио Затруднения в учебной деятельности Педагоги Индивидуальное и дифференцированное обучение, развитие учебной мотивации Разработка ИОП Использование современных форм, методов организации учебной деятельности Разработка учебных программ с учетом познавательного профиля класса Формирование УУД Родители Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам связанным с переходом ребенка на новый образовательный уровень, поддержки самостоятельной деятельности обучающихся при подготовке домашних заданий Участие в разработке современных проектов

Коррекция Коррекция индивидуального образовательного плана Проведение психолого-педагогических консилиумов Организация занятий по психолого-педагогической поддержке учащимся, испытывающим трудности в учебе

Просвещение Педсоветы, семинары, лекции по вопросам Индивидуализации и дифференциации По вопросам перехода на новый образовательный уровень «Как помочь пятиклассникам», «Возрастные и индивидуальные особенности подростков, их учет в организации образовательного процесса», «Причины и пути преодоления дезадаптации»

Развитие (учащиеся) Развивающие занятия направленные на развитие психологических процессов, универсальных учебных действий (смыслообразование, познавательные, регулятивные УУД) «Увлекательное путешествие по миру знаний», «Мир логики», «Основы логики», «Развитие познавательных способностей подростка» Циклы классных часов, бесед «Гимнастика ума», «Азбука учебного труда», «учись учиться» Спецкурс «Юный исследователь» Мастерская «Интеллект»

Развитие (родители) Семинары-тренинги Практикумы Разбор конкретных ситуаций Круглый стол

Развитие (педагоги) Тренинги личностного рост Аутотренинги (соотношение собственной профессиональной позиции с целями и задачами ФГОС) Семинары Практикумы Деловые игры Игры коммуникативной направленности Защита проектов «Идеальный педагог современной школы» Разбор конкретных ситуаций

Модель «идеального учителя» Знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся Высокий уровень владения методикой преподавания предмета Креативность, общая информированность Внимательность и рефлексивность Требовательность в сочетании со справедливостью Коммуникабельность, контактность, чувство юора, открытость Быстрое реагирование на изменяющуюся ситуацию Позитивное восприятие себя и других людей Принятие себя, вера в себя Открытость внутреннему опыту переживаний, конгруэнтность, адекватное представление о себе Внутренний локус оценивания Гибкость, способность меняться Творческая адаптивность Принятие и понимание ученика Любая ситуация обучения должна восприниматься учителем как личнозначимая

Развитие Формирование УУД средствами УМК СОТ в контексте реализации ФГОС Проектирование метапредметного занятия Организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций Проектная деятельность как средство развития УУД Метапредметные технологии в практике работы Психологический анализ урока Особенности использования модульно-рейтинговой оценки учебных достижений обучающихся

Экспертиза Экспертиза образовательных программ, учебников, используемых в основной школе, технологий обучения (с точки зрения влияния их на здоровье учащихся, значимости в решении задач достижения планируемых результатов обучения)

Актуальность проблемы Современная ситуация предъявляет новые требования к содержанию образования и эти требования не количественного, а качественного характера Единицей содержания образования в XXI веке становится «компетентность» Новые представления о содержании образования требуют изменения организации образования Базовым процессом изменения школы является изменение позиций субъекта обучения – ученика, изменение меры его свободы и ответственности за результаты обучения Изменения, которые должны произойти в школе возможны при внедрении СОТ, новых форм организации образовательного процесса

В школе будет создана аналитико-диагностическая база, позволяющая определить особенности сформированности личностных сфер учащихся Организационные формы, технологии, методы, средства индивидуализации будут носить вариативный характер, учитывать особенности детей Образовательное пространство школы будет организовано таким образом, чтобы каждый ученик мог реализовать себя

Модель индивидуализации образования в основной школе на основе дифференциации Внутриклассная дифференциация Элективная дифференциация Индивидуальная образовательная программа

Структурно-организационные формы Элективная дифференциация Проектная деятельность Факультативы Кружки Исследовательская деятельность Спортивные секцииСтудии

Внутриклассная дифференциация Основание для классификации Ведущие методы обучения Индивидуальные особенности Логика раскрытия учебного материала Индуктивные (от частного к общему) Дедуктивные (от общего к частному) Психофизические особенности Характер познавательной деятельности Репродуктивный Творческий Рациональность Иррациональнность Способ управления деятельностью Индивидуально В группе Интроверты Экстраверты

Индивидуализация обучения предполагает создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий каждым учеником с учетом его способностей и особенностей индивидуального развития

Основным функциональным элементом, меняющим меру свободы и ответственности ученика за результаты обучения, является разработка индивидуальной образовательной программы

Структура индивидуальной образовательной программы Информационно-аналитический блок («Интервью с самим собой») Цели и задачи («Мои ближние и дальние цели») Организационно-исполнительский блок («Мои шаги к успеху») Блок мониторинга и коррекции («Самоконтроль») Права и обязанности учащегося по выполнению индивидуальной образовательной программы

Динамическая структура индивидуализации образовательного процесса 1 этапДиагностический Индивидуальные возможности Познавательные потребности 2 этапДифференциации Создание групп с близким уровнем учебных возможностей 3 этапЭтап вариативного позиционирования Определение индивидуальной траектории 4 этапПрактически- диагностический 5 этапАналитический 6 этапПрогностически- целевой

Технология индивидуализации учебной деятельности в соответствии с этапами учебного занятия Выявление сильных и слабых сторон учащегося перед изучением нового материала Подготовка учащегося к изучению нового материала Индивидуальный подход на этапе первичного восприятия Индивидуальный подход при первичном закреплении и применении знаний Индивидуальные домашние задания Индивидуальные задания Повторение нужного к уроку материала перед изучением темы

Дидактические средства индивидуализации Самоанализ и самооценка деятельности Взаимооценка Совместный с учеником анализ результатов его учебной деятельности Совместное определение целей и задач урока Создание ситуации выбора Домашние задания по выбору Создание ситуации успеха Задания, требующие проявления творчества Задания, создающие возможность проявить себя в разных ролях Разработка проектов Проведение исследований Групповая творческая работа Задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации Ситуации добровольного самооценивания Задания на проработку своих учебных перспектив ПРИЕМЫПРИЕМЫ

Показатели эффективности деятельности школы по психолого-педагогическому сопровождению учеников Понимание учащимися важности познания себя, своих индивидуальных особенностей Готовность к продолжению образования Имеют достаточный уровень коммуникативной культуры Готовность выбора профиля на основе учета объективных и субъективных условий Отсутствие фрустрации в отношении выбора дальнейшего маршрута обучения Развитие собственного видения и способа решения проблем, поиск адекватных способов поведения Самоидентификация, благополучная самооценка, самопринятие, самоуважение Согласованная иерархия ценностей Сформированность личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД в соответствии с требованиями ФГОС Писхолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса Достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогического работника, родителей, администрации Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения