ДИСТАНЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ СООБЩЕСТВА БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ Дельцова И.А. Крайнова М.В. г. Иваново
Одной из первых задач, решаемой в регионах в связи с реализацией проекта «Дистанционного обучения детей- инвалидов», является задача открытия Центра ДО. Однако по начальному опыту работы в нашем городе, можно отметить, что настоящая образовательная жизнь стала ощущаться не в стенах Центра, а в процессе создания КАЖДЫМ участником проекта (руководителем, учителями, детьми) своего кирпичика в здании нашей Дистанционной школы «Дом-Школа.ru» в Учительской Ивановской области ( edu.ru/course/view.php?id=771). edu.ru/course/view.php?id=771 Изначально предполагалось, что «Курс: Ивановская область. УМС и ИОП» станет рабочим пространством для учителей. В процессе нашего развития возникла необходимость расширения его для ВСЕХ участников дистанционного обучения. Таким образом, учительская превратилась в Дистанционное пространство для сообщества близких людей (ДПС близких людей).
Уже на первых этапах «обживания пространства» (Корсак Н.Е.) была определена цель нашего будущего проекта: создание виртуального пространства для эффективного взаимодействия субъектов дистанционного образования. Первоначальный опыт дистанционного взаимодействия учителя и ученика у наших коллег был небольшим, поэтому основой для проектирования стал опыт работы в общеобразовательных школах, реализующих личностно-деятельностные технологии обучения.
Существенный момент, связанный с развитием ДПС и заслуживающий отдельного внимания, - это четкое определение его целевой функции, т.е. цели деятельности. На наш взгляд, в образовательной среде Сайта ДО обозначенное пространство должно быть ориентировано прежде всего на выполнение личностно-значимых функций, лежащих в плоскости ожиданий субъектов дистанционного образовательного взаимодействия. Реально выполнять личностно-значимые функции в процессе своего становления ДПС может лишь в том случае, если этот длительный процесс изначально планируется с позиций каждой группы, составляющей образовательное сообщество. Именно эти группы образуют подсистемы, интегрированные на основе общих целей и способные выполнять определенную часть функций законченной системы.
учителяродители ученики Информаци онные задачи Регулирующ ие задачи Контролиру ющие задачи Эмоциональ ные задачи Цель: эффективное взаимодействие участников дистанционного процесса Вышесказанное позволило нам выстроить следующую модель:
Итак, Учительская (ДПС) должна обеспечить решение четырех групп задач: 1. Информационные задачи связаны с рядом вопросов: кто является участником данного образовательного процесса? что происходит в дистанционном обучении? как работают учителя и методические, психологические и технические службы для обеспечения эффективного дистанционного обучения? 2. Регулирующие задачи ориентированы на механизм взаимодействия между участниками образовательного процесса и решение проблем (обучающих; технических; психологических и др.) 3. Контролирующие задачи обеспечивают создание банка данных для мониторинга результатов взаимодействия между участниками образовательного процесса, корректировки и планирования дальнейшей работы Центра 4. Эмоциональные задачи направлены на стимулирование образовательной активности между субъектами дистанционного взаимодействия.
В соответствии с обозначенными задачами нами была выстроена структура Учительской, представленная в таблице 1. (См. документ, прикрепленный в сообщении форума) Итак, наша Учительская представляет собой гибкую структуру, отражающую динамику развития Центра, и это является свидетельством ее жизнеспособности. Несмотря на то, что на данный момент не представляется возможным обозначение каких-либо универсальных требований для проектирования ДПС, отметим существенную деталь. Главным положительным моментом нашего ДПС является ее совершенствование через установление более тесных связей между учителями, учениками и их родителями. ДПС Ивановской области стало местом, где сходятся общие интересы и решаются проблемы каждого из участников образовательного процесса.