Конкурс инновационных продуктов «Петербургская школа 2020» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Учебно-методический комплект (комплекс) к циклу интерактивных музейно-педагогических занятий по разделу музейной экспозиции "Выбери здоровье!". Авторский коллектив: Руководитель - Еремеева Елена Юльевна, к.п.н. Сабельникова Марина Юрьевна, к.м.н. Тимофеева Людмила Геннадьевна Кутина Анна Вячеславовна, к. м. н. Тематика: "НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ": переход от задачи "разнообразие в неформальном образовании" к задаче "воспитание неформальным образованием".
Цикл состоит из трех тем: Здоровое тело (рассказ об организме человека, его органах, о том, как они работают и что можно сделать, чтобы сохранить их здоровыми) Окружающая среда и наше здоровье (путешествие по городским джунглям в поисках безопасного уголка) Есть, чтобы жить (секреты здорового питания) Учебно-методический комплект (комплекс) - это удобный инструментарий к циклу интерактивных музейно-педагогических занятий по разделу музейной экспозиции.
Для каждого темы цикла предлагается отдельный полностью сформированный транспортируемый кейс чемодан методических материалов. УМК скомпонован по принципу мобильной музейной экспозиции
Единая структура УМК к мобильным музейным экспозициям
необходимостью активизации процесса обучения, эмоционально-ценностного погружения обучающихся в проблемы здоровья человека усилением воспитательного результата процесса познания. Актуальность УМК "Выбери здоровье!" определяется: востребованностью темы "Здоровье" для российских школьников; новыми образовательными возможностями формата музейного занятия;
1. Шестикомпонентный «цветок здоровья» (определение ВОЗ), где каждый компонент - это один из аспектов здоровья: физический; психо-эмоциональный; интеллектуальный; личностный; социальный; духовный. 2. Новаторская идея мобильной музейной экспозиции («Музей в чемодане»), которая позволяет: Вести просветительскую работу на неподготовленной площадке; Разворачивать компактно свернутую экспозицию перед аудиторией. Концептуальные основы содержания и структуры продукта:
Тема: Здоровое тело (рассказ об организме человека, его органах, о том, как они работают и что можно сделать, чтобы сохранить их здоровыми) Знакомство обучающихся: с общими принципами устройства человеческого тела; с органами, системами органов и их взаимным расположением; с примерами патологии; с некоторыми наиболее часто встречающимися методами исследования организма человека возможностями человека по сохранению собственного здоровья. Способствует формированию ценностей здорового образа жизни.
Тема: Есть, чтобы жить! (секреты здорового питания) Рассматриваются принципы здорового питания: Разнообразие; Регулярность; Адекватность энерготратам; Безопасность; Удовольствие. Каждый принцип обосновывается и насыщается примерами в совместной деятельности с обучающимися.
Тема: «Окружающая среда и наше здоровье» (путешествие по городским джунглям в поисках здоровья) Раскрываются основные угрозы здоровью человека со стороны городской окружающей среды: загрязнение воздуха; загрязнение воды; физическое загрязнение среды; опасные материалы для строительства, отделки помещений, изготовления мебели и одежды; синтетические средства бытовой химии; мусор. Совместно с обучающимися последовательно рассматриваются пути преодоления отчуждения человека от окружающей урбанизированной среды
* Основные целевые группы и пути использования инновационного продукта представлены на схеме * Службы здоровья образовательных учреждений
уникален, так как основан на синтезе музейных технологий, "методе проектов" и опыте дополнительного образовании детей; универсален по степени проработанности и комплексности предлагаемого материала; технологичен, так как имеет апробированную структуру методического сопровождения музейного занятия любой направленности; удобен в использовании (транспортируемый кейс); инновационен, так как представляет новый тип передвижного музея; снабжен подробными методическими комментариями; способствует повышению квалификации педагогов; доступен для освоения и реализации педагогическими работниками разных категорий. ВЫВОД. Предлагаемый инновационный продукт: