Русская школа механики машин. Наука о машинах возникла подобно другим прикладным наукам в результате промышленного переворота, начало которого относится.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жуковский Николай Егорович Жуковский Николай Егорович ( ),русский ученый в области механики, основоположник современной гидроаэромеханики. Родился.
Advertisements

Н. Н. Лузин - советский математик, основоположник советской школы теории функций, академик (1929). Лузин родился в Томске, учился в томской гимназии.
Теория механизмов и машин Курс лекций для студентов специальности «Машины и аппараты химических производств» © Г.И. Евдакимов, 2007.
2 марта 2011 года САЧКО Николаю Сидоровичу, заслуженному экономисту Белорусской ССР, доктору экономических наук, профессору, основателю кафедры экономики.
1 ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ Тема 8 А. Н. Евграфов. 2 История механики машин Р L l Исполнительный механизм Рычаг Статика.
Николай Николаевич Лузин (1883 – 1950 гг.) Жизнь, творчество, роль в развитии математики в России Подготовил ученик 5«А» класса МБОУ «Школа 24»г.Рязани.
Математическое творчество И.И.Воровича Подготовила: студентка 1 курса магистратуры Факультета МИиФ (отделение математика) Мурадова Оксана.
1 РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ Тема 8 А. Н. Евграфов. 2 История механики машин Р L l Исполнительный механизм Рычаг Статика.
Выполнила : Авдеенко Илона X «A» класс, лицей Белорусско - Российского университета Учитель физики : Плетнёв Александр Эдуардович Фёдор Иванович Фёдоров.
Математическое творчество Александра Михайловича Ляпунова Подготовил студент 1 курса магистратуры факультета математики, информатики и физики Русанов Андрей.
Д.И. Менделеев Биография. Русский химик Дмитрий Иванович Менделеев родился в Тобольске 27 января 1834 года. Родители Менделеева – чисто русского происхождения.
Вклад в географию Н.Н БаранскогоНиколай Николаевич Баранский ведущий отечественный географ, классик, основатель школы экономической географии (теория географии.
Направление «МАТЕМАТИКА». «Математику, уже потому изучать следует, что она ум в порядок приводит» Ломоносов М.В.
Презентацию выполнил студент группы 2г21: Ваганов А.М. Преподаватель: Тарбокова Т.В.
Белорусский государственный университет Механико-математический факультет Кафедра теоретической и прикладной механики Царева Алина Александровна Кинематическое.
История развития гидромеханики. Первым научным трудом в области гидравлики принято считать трактат древнегреческого математика и механика Архимеда (ок.
Направление «МАТЕМАТИКА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ». Человек, глубоко разбирающийся в математике, способен легко разобраться с любой другой наукой. Обратное,
Исследовательская работа: «Элементы теории вероятностей». Участие в создании работы приняли ученицы 10Б класса Республики Татарстан Ютазинского муниципального.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ.
Транксрипт:

Русская школа механики машин

Наука о машинах возникла подобно другим прикладным наукам в результате промышленного переворота, начало которого относится к 30-м годам 18в. Однако машины уже существовали за две с половиной тысячи лет до этой даты, люди работали с ними, улучшали их, строили новые машины, а следовательно, и думали о них. Поэтому первые мысли, высказанные относительно машин, имеют приблизительно такую же давность, слово «механика» происходит от греческого слова, средневековым латинским вариантом которого является слово machina – «махина», машина. Наука о машинах возникла подобно другим прикладным наукам в результате промышленного переворота, начало которого относится к 30-м годам 18в. Однако машины уже существовали за две с половиной тысячи лет до этой даты, люди работали с ними, улучшали их, строили новые машины, а следовательно, и думали о них. Поэтому первые мысли, высказанные относительно машин, имеют приблизительно такую же давность, слово «механика» происходит от греческого слова, средневековым латинским вариантом которого является слово machina – «махина», машина.

Чебышев П. Л. У истоков русских работ по теории механизмов и машин как, впрочем, и в основе многих иных направлений математики и механики, лежит научное творчество П. Л. Чебышева – основателя Петербургской математической школы. В 1853 г. Чебышев опубликовал(на французском языке) мемуар «Теория механизмов, известных под именем параллелограммов», в котором впервые в мировой литературе для решения задач по теории механизмов применил математические методы. У истоков русских работ по теории механизмов и машин как, впрочем, и в основе многих иных направлений математики и механики, лежит научное творчество П. Л. Чебышева – основателя Петербургской математической школы. В 1853 г. Чебышев опубликовал(на французском языке) мемуар «Теория механизмов, известных под именем параллелограммов», в котором впервые в мировой литературе для решения задач по теории механизмов применил математические методы. Пафнутий Львович Чебышев был воспитанником Московского университета, где учился у Н. Д. Брашмана, талантливого педагога. Пафнутий Львович Чебышев был воспитанником Московского университета, где учился у Н. Д. Брашмана, талантливого педагога. Теория механизмов как самостоятельная отрасль науки возникла на рубеже 18 и 19 вв. Сначала она была наукой описательной, и лишь после работ Чебешева в неё начинают проникать математические методы – элементы анализа, аналитическая, начертательная и проективная геометрия. Теория механизмов как самостоятельная отрасль науки возникла на рубеже 18 и 19 вв. Сначала она была наукой описательной, и лишь после работ Чебешева в неё начинают проникать математические методы – элементы анализа, аналитическая, начертательная и проективная геометрия.

Жуковский Н. Е. Николай Егорович Жуковский был не только великим учёным, но и замечательным педагогом и инженером. Он обладал даром технического предвидения: чувствовал важнейшие направления в развитии прикладных наук и в соответствии с этим ориентировал своих учеников, которых у него было немало. Николай Егорович Жуковский был не только великим учёным, но и замечательным педагогом и инженером. Он обладал даром технического предвидения: чувствовал важнейшие направления в развитии прикладных наук и в соответствии с этим ориентировал своих учеников, которых у него было немало. Вся деятельность Жуковского была связана с Москвой. Осенью 1864 г. он был принят в Московский университет на физико-математический факультет. Николай Егорович ещё на студенческой скамье заинтересовался математикой и механикой. В результате этого, после окончания университета, у Жуковского пробудился интерес к прикладной механике. Вся деятельность Жуковского была связана с Москвой. Осенью 1864 г. он был принят в Московский университет на физико-математический факультет. Николай Егорович ещё на студенческой скамье заинтересовался математикой и механикой. В результате этого, после окончания университета, у Жуковского пробудился интерес к прикладной механике. Основным направлением научной деятельности Жуковского была аэродинамика, которая в значительной степени создана его трудами. Его инженерные интересы привели к созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха. В. И. Ленин недаром назвал его «отцом русской авиации»(впрочем, вклад Жуковского и в мировую авиацию также весьма существен). Основным направлением научной деятельности Жуковского была аэродинамика, которая в значительной степени создана его трудами. Его инженерные интересы привели к созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха. В. И. Ленин недаром назвал его «отцом русской авиации»(впрочем, вклад Жуковского и в мировую авиацию также весьма существен).

Мерцалов Н. И. Николай Иванович Мерцалов был уроженцем Тулы, он в 22 года, в 1888 г., окончил физико-математический факультет Московского университета и уехал в Германию. Здесь он поступил рабочим на машиностроительный завод и одновременно слушал лекции в Дрезденском высшем техническом училище. В 1892 г. возвратился на родину, а в 1897 г. по рекомендации Жуковского Мерцалов был избран адъюнкт- профессором Московского технического училища по кафедре прикладной механики. Николай Иванович Мерцалов был уроженцем Тулы, он в 22 года, в 1888 г., окончил физико-математический факультет Московского университета и уехал в Германию. Здесь он поступил рабочим на машиностроительный завод и одновременно слушал лекции в Дрезденском высшем техническом училище. В 1892 г. возвратился на родину, а в 1897 г. по рекомендации Жуковского Мерцалов был избран адъюнкт- профессором Московского технического училища по кафедре прикладной механики. Курс, прочитанный Н. И. Мерцаловым в МВТУ, явился своего рода событием. В первой его части, озаглавленной «Общая теория механизмов», Мерцалов придерживался систематически механизмов Виллиса, но сделал обширное вступление, в котором привёл общие методы исследования механизмов; при этом он использовал исследования Бурместера, Мора и других учёных. Вторая часть курса «Общая теория машин» состояла из двух частей, посвящённых изучению трения в машинах и динамическому исследованию плоских механизмов. Общая теория машин была совершенно новой дисциплиной и явилась образцом для составителей позднейших курсов. Своего научного значения работа Н. И. Мерцалова не потеряла и в настоящее время. Курс, прочитанный Н. И. Мерцаловым в МВТУ, явился своего рода событием. В первой его части, озаглавленной «Общая теория механизмов», Мерцалов придерживался систематически механизмов Виллиса, но сделал обширное вступление, в котором привёл общие методы исследования механизмов; при этом он использовал исследования Бурместера, Мора и других учёных. Вторая часть курса «Общая теория машин» состояла из двух частей, посвящённых изучению трения в машинах и динамическому исследованию плоских механизмов. Общая теория машин была совершенно новой дисциплиной и явилась образцом для составителей позднейших курсов. Своего научного значения работа Н. И. Мерцалова не потеряла и в настоящее время.

Ассур Л. В. Леонид Владимирович Ассур был студентом Московского университета. Осенью 1897 г. он поступил на физико-математический факультет, где попал под влияние Жуковского. В 1901 г. Ассур окончил университет со званием кандидата и сразу же подал заявление о прёме в МВТУ на 2-ой курс механического отделения. Здесь он слушал прикладную механику у Мерцалова, и последний несомненно оказал на него влияние: Ассур начал заниматься задачами динамики машин, а от них перешёл к проблемам кинематики плоских шарнирных механизмов. Уже с 1908 г. он ведёт педагогическую деятельность. У Ассура вышло классическое произведение «Исследование плоских стержневых механизмов с низшими парами с точки зрения их структуры и классификации», которое публиковалось в Известиях ЛПИ с 1914 по 1918 г. Здесь Ассур развил своё учение о структуре и классификации механизмов, разработал применительно к этой классификации графический метод определения скоростей механизмов.

Малышев А. П. А. П. Малышев начал научную деятельность в Томском технологическом институте, где преподавал сопротивление материалов на кафедре деталей машин, которой руководил известный учёный И. И. Боборыков. В Томске Малышев начал работать в области теории механизмов, опубликовал там работы по кинематике механизмов и по рекомендации Н. И. Мерцалова был приглашён в Москву, чтобы организовать в Текстильном институте кафедру теории механизмов. Одновременно Малышев начал разрабатывать основы теории текстильных машин. Вклад его в теорию механизмов и машин весьма существен – он провёл ряд исследовательских работ по динамике сложных текстильных механизмов и первым показал, что эта наука может быть использована в инженерном проектировании механизмов и машин. Можно сказать, что Малышев разработал новую методику преподавания теории машин и механизмов, поставил вопросы о структуре, классификации и, что ещё более важно, о синтезе механизмов. Он выяснил важность проблем синтеза механизмов для практического машиностроения и пытался их решить.

Г. Г. Баранов Г. Г. Баранов работал на кафедре прикладной механики в Военно- воздушной академии имени Жуковского. Он исследовал вопросы анализа и синтез авиадвигателей. Г. Г. Баранов, который после В. В. Добровольского руководил кафедрой прикладной механики в Военно-воздушной академии, по окончании Нижегородского университета(1925г.) и аспирантуры в МВТУ(1929г.) заведовал кафедрой прикладной механики в Московском авиационном институте, совмещая эту работу с преподаванием в Военно- воздушной академии. Кафедра Добровольского в Военно-воздушной академии была одним из первых примеров коллективной работы в науке. Здесь происходил обмен идеями: под влиянием Добровольского Артоболевский и Баранов начали заниматься вопросами структуры механизмов. И в области этих вопросов, Баранов добился значительных успехов.

С. А. Чаплыгин Сергей Александрович Чаплыгин был хорошим другом Николая Ивановича Мерцалова. В 1936 г. они вошли с ходатайством в Президиум АН СССР о присвоении И. И. Артоболевскому степени доктора технических наук без защиты диссертации. Представление зачитал Чаплыгин, затем Мерцалов дал оценку работ Артоболевского, особо остановившись на его исследованиях в области теории пространственных механизмов и теории сельскохозяйственных машин; представление было поддержано. Сергей Александрович Чаплыгин был хорошим другом Николая Ивановича Мерцалова. В 1936 г. они вошли с ходатайством в Президиум АН СССР о присвоении И. И. Артоболевскому степени доктора технических наук без защиты диссертации. Представление зачитал Чаплыгин, затем Мерцалов дал оценку работ Артоболевского, особо остановившись на его исследованиях в области теории пространственных механизмов и теории сельскохозяйственных машин; представление было поддержано. В частности, вместе с Чаплыгиным Иван Иванович провёл экспертизу по «шаропоезду» изобретателя Ярмоленко. В частности, вместе с Чаплыгиным Иван Иванович провёл экспертизу по «шаропоезду» изобретателя Ярмоленко. Вообще по словам Мерцалова, Жуковский необычайно высоко ценил С. А. Чаплыгина как учёного: «Если я являюсь поклонником геометрических методов в теоретической механике, - говорил он, - то Сергей Александрович является полной моей противоположностью, он как никто владеет аналитическими методами и для него полученная математическая зависимость заменяет всё: чертёж, график и даже натуральную модель». Вообще по словам Мерцалова, Жуковский необычайно высоко ценил С. А. Чаплыгина как учёного: «Если я являюсь поклонником геометрических методов в теоретической механике, - говорил он, - то Сергей Александрович является полной моей противоположностью, он как никто владеет аналитическими методами и для него полученная математическая зависимость заменяет всё: чертёж, график и даже натуральную модель».

С. Н. Кожевников Первой попыткой практического применения классификации Ассура явились исследования Н. Г. Бруевича в области кинематики и кинетостатики плоских механизмов, выполненные в 1935 г. Уже в ближайшие 2-3 года они начали «явочным» порядком проникать в высшую техническую школу. В 1937 г. доцент Московского авиационного института С. Н. Кожевников прочёл в Московском институте повышения квалификации инженеров курс по структурному, кинематическому и кинетостатическому анализу плоских механизмов, который несколько позже(в1938 г.) был издан на стеклографе. Кожевников указал, в частности, что отличие этого курса от иных курсов по теории механизмов заключается в том, что он излагает общие методы кинематики в применении к конкретным механизмам, тогда как обычно акцент делается на частных механизмах, а общие методы вообще не излагаются. В этом курсе Кожевников рассмотрел не только механизмы, образованные наслоением двухповодковых групп, но и более сложные, в состав которых входят трёхповодковые группы. При написании курса он использовал как свой опыт, так и опыт других преподавателей кафедры теории механизмов Московского авиационного института. Первой попыткой практического применения классификации Ассура явились исследования Н. Г. Бруевича в области кинематики и кинетостатики плоских механизмов, выполненные в 1935 г. Уже в ближайшие 2-3 года они начали «явочным» порядком проникать в высшую техническую школу. В 1937 г. доцент Московского авиационного института С. Н. Кожевников прочёл в Московском институте повышения квалификации инженеров курс по структурному, кинематическому и кинетостатическому анализу плоских механизмов, который несколько позже(в1938 г.) был издан на стеклографе. Кожевников указал, в частности, что отличие этого курса от иных курсов по теории механизмов заключается в том, что он излагает общие методы кинематики в применении к конкретным механизмам, тогда как обычно акцент делается на частных механизмах, а общие методы вообще не излагаются. В этом курсе Кожевников рассмотрел не только механизмы, образованные наслоением двухповодковых групп, но и более сложные, в состав которых входят трёхповодковые группы. При написании курса он использовал как свой опыт, так и опыт других преподавателей кафедры теории механизмов Московского авиационного института.

Артоболевский И. И. Иван Иванович Артоболевский родился 9 октября 1905 г. в семье преподавателя Московского коммерческого училища Ивана Алексеевича Артоболевского. Иван Иванович Артоболевский родился 9 октября 1905 г. в семье преподавателя Московского коммерческого училища Ивана Алексеевича Артоболевского. В Лихоборах Иван Иванович Артоболевский поступил в Единую трудовую школу 2-й степени. Учиться ему было легко, но ходить в школу удавалась не всегда, так как надо было «подрабатывать». В Лихоборах Иван Иванович Артоболевский поступил в Единую трудовую школу 2-й степени. Учиться ему было легко, но ходить в школу удавалась не всегда, так как надо было «подрабатывать». В 1923 г. Иван Иванович начал слушать лекции Н.И. Мерцалова; с этого времени, по- видимому, и началось его самоопределение, как ученого. Мерцалов был очень интересным человеком, который заинтересовал Иван Ивановича в науке. В 1923 г. Иван Иванович начал слушать лекции Н.И. Мерцалова; с этого времени, по- видимому, и началось его самоопределение, как ученого. Мерцалов был очень интересным человеком, который заинтересовал Иван Ивановича в науке. В 1924 г. состоялось знакомство с Высшим техническим училищем. У Артоболевского появился серьезный интерес к теории механизмов, и оба его учителя, Н.И. Мерцалов и В.П. Горячкин, поощрительно отнеслись к его желанию специализироваться в этой отрасли знания. Н.И. Мерцалов познакомил Ивана Ивановича со своими сотрудниками в МВТУ – М.И. Фелинским, Л.П. Смирновым. И Артоболевский начал серьёзную работу в области теории машин и механизмов. В 1924 г. состоялось знакомство с Высшим техническим училищем. У Артоболевского появился серьезный интерес к теории механизмов, и оба его учителя, Н.И. Мерцалов и В.П. Горячкин, поощрительно отнеслись к его желанию специализироваться в этой отрасли знания. Н.И. Мерцалов познакомил Ивана Ивановича со своими сотрудниками в МВТУ – М.И. Фелинским, Л.П. Смирновым. И Артоболевский начал серьёзную работу в области теории машин и механизмов.

Н. И. Левитский Н. И. Левитский был учеником И. И. Артоболевского. Они вместе «расшифровывали» модели механизмов, которые сделал Чебышев. И в результате всей серии работ, посвящённых исследованию творчества Чебышева, исходным был их совместный доклад, зачитанный на заседании семинара в декабре 1944 г.(опубликован в 1947г.) «П. Л. Чебышев и русская теория механизмов». В следующем, 1945 г. был издан второй выпуск научного наследия Чебышева, который содержал исследование его механизмов. Н. И. Левитский был учеником И. И. Артоболевского. Они вместе «расшифровывали» модели механизмов, которые сделал Чебышев. И в результате всей серии работ, посвящённых исследованию творчества Чебышева, исходным был их совместный доклад, зачитанный на заседании семинара в декабре 1944 г.(опубликован в 1947г.) «П. Л. Чебышев и русская теория механизмов». В следующем, 1945 г. был издан второй выпуск научного наследия Чебышева, который содержал исследование его механизмов. Обычно в русской и зарубежной литературе имя Чебышева связывают с синтезом направляющих механизмов, однако работы Артоболевского и Левитского показали, что диапазон его творчества в этом направлении был значительно шире. Обычно в русской и зарубежной литературе имя Чебышева связывают с синтезом направляющих механизмов, однако работы Артоболевского и Левитского показали, что диапазон его творчества в этом направлении был значительно шире.

Ф. Л. Литвин Общую теорию пространственных зацеплений на базе винтового исчисления и теории матриц развил Ф. Л. Литвин. В 1954 г. он дал в аналитической форме теорию червячного зацепления, имеющего переменное передаточное отношение и переменное межосевое расстояние, в 1956 г. в монографии «Некруглые зубчатые колёса» изложил вопросы геометрии и синтеза некруглых колёс, а также методы их производства и контроля их точности. Общую теорию пространственных зацеплений на базе винтового исчисления и теории матриц развил Ф. Л. Литвин. В 1954 г. он дал в аналитической форме теорию червячного зацепления, имеющего переменное передаточное отношение и переменное межосевое расстояние, в 1956 г. в монографии «Некруглые зубчатые колёса» изложил вопросы геометрии и синтеза некруглых колёс, а также методы их производства и контроля их точности. Ряд работ Ф. Л. Литвина был посвящён исследованиям режима движения машины при силах, зависящих от положений и от скорости звена приведения. Также, в этом направлении работали и многие другие учёные. Ряд работ Ф. Л. Литвина был посвящён исследованиям режима движения машины при силах, зависящих от положений и от скорости звена приведения. Также, в этом направлении работали и многие другие учёные.

А. С. Шашкин Шашкин Анатолий Степанович профессор кафедры транспортных машин Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Шашкин Анатолий Степанович профессор кафедры транспортных машин Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Создал теорию проектирования зубчато-рычажных механизмов регулируемого и нерегулируемого типа. Автор трёх монографий в этой области науки. Общий объём составил более 40 печатных листов. Под его руководством, на кафедре создана лаборатория теории механизмов и машин, материаловедения, основ взаимозаменяемости. Создал теорию проектирования зубчато-рычажных механизмов регулируемого и нерегулируемого типа. Автор трёх монографий в этой области науки. Общий объём составил более 40 печатных листов. Под его руководством, на кафедре создана лаборатория теории механизмов и машин, материаловедения, основ взаимозаменяемости. Также был заведующим кафедры деталей машин с 1966 г. по 1981 г. Также был заведующим кафедры деталей машин с 1966 г. по 1981 г.