Урок гимнастики в школе План 1. Задачи обучения гимнастике в школе 2. Виды уроков по гимнастике 3. Требования к уроку гимнастики 4. Структура построения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса Автор: Поваляева Людмила Викторовна учитель физической культуры учитель физической культуры.
Advertisements

Малыгина Татьяна Сергеевна, учитель физической культуры с.п.Кенай.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Подготовлено с использованием материалов учебного пособия.
Применение метода «круговой тренировки» на уроках физической культуры.
Педагогический анализ урока физической культуры. Физическая культура.
Подготовительная медицинская группа. В соответствии с «Положением о врачебном контроле над лицами, занимающимися физической культурой и спортом» учащиеся,
МБОУДОД Детский оздоровительно – образовательный (профильный) центр «ЮНИОР» города Томска «ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»
Стандарт начального общего образования по физической культуре Изучение физической культуры на ступени начального общего образования направлено на достижение.
Педагогический анализ урока физической культуры..
В.А Сухомлинский Цель: определение положительной динамики при проведении подвижных игр.
Системно-деятельностный подход на уроках физической культуры.
Движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.
ОТКРЫТЫЙ УРОК по физической культуре в 11 «д» классе Тема: «Методологические основы применение средств круговой тренировки для развития скоростно – силовых.
Художественная гимнастика для девочек самый подходящий вид спорта для физического и эстетического развития. Гимнастика у воспитанниц воспитывает эмоциональную.
«Укрепление опорно-двигательного аппарата старших дошкольников посредством фитбол-гимнастики» Коршунова Елена Валерьевна – инструктор по физическому воспитанию.
Общеразвивающие упражнения и их характеристика. ПЛАН 1. Характеристика общеразвивающих упражнений. 2. Классификация общеразвивающих упражнений. 3. Правила.
Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни несовершеннолетнего г. Канск СРЦН «Канский» 2013 г.
* Обобщение опыта по теме самообразования: * Учитель физкультуры 1 квалификационной категории * Мунгалов Дмитрий Александрович * Место работы: * МКОУ СОШ.
Уроки физической культуры в школе: специфика содержания и организации обучения в условиях ФГОС ОО МКОУ «Частоозерская сош» Карпова Ирина Петровна Учитель.
Особенности проведения уроков физической культуры с детьми, отнесенными по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу.
Транксрипт:

Урок гимнастики в школе

План 1. Задачи обучения гимнастике в школе 2. Виды уроков по гимнастике 3. Требования к уроку гимнастики 4. Структура построения урока по гимнастике 4.1. Подготовительная часть урока Основная часть урока 4.3. Заключительная часть урока 5. Способы организации учебной работы на уроке 6. Дозирование нагрузки на уроке 7. Организационные аспекты урока

Какие задачи решает любой урок физкультуры в школе?

укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения прикладным упражнениям; формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга; обучение простейшим способам самоконтроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности. 1.Задачи обучения гимнастике в школе Общие задачи:

К образовательным задачам относятся формирование у учащихся теоретических знаний, практических умений и навыков в процессе занятий; К оздоровительным задачам относятся укрепление здоровья учащихся, формирование правильной осанки, содействие их физическому развитию и др. Кондиционные задачи связаны с развитием физических качеств учащихся (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости); К воспитательным задачам следует отнести воспитание эстетических (чувство опрятности в одежде, красоты человеческого тела и движений и др.), нравственных (добросовестного отношения к учебному труду, чувства товарищества и взаимной поддержки, честности, открытости и др.) и волевых качеств (смелости, решительности, настойчивости, терпеливости и др.). Также у учащихся воспитываются привычки, регламентирующие любую деятельность (ответственность, самодисциплину, организованность, исполнительность и др.).

2. Виды уроков по гимнастике Вводные уроки. Проводятся в начале учебного года, в начале четверти, а также при переходе к изучению нового раздела программы. Уроки изучения нового материала. На них основное внимание уделяется виду движений, впервые предлагаемых ученикам. Учетные уроки. Проводятся после прохождения определенного учебного материала, с целью подведения итогов усвоения пройденного. Уроки повторения. Они направлены на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений. Комбинированные (смешанные) уроки имеют наибольшее распространение в школе и сочетают изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений. Контрольные уроки проводятся в конце изучения темы или раздела программного материала и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся.

3. Требования к уроку Каждый урок должен иметь определенную учебную цель, которая выражается в общих задачах, стоящих перед уроком. Уроки между собой должны обладать преемственностью, с постепенным нарастанием сложности обучаемых движений и увеличением нагрузки на организм учащихся В школьной программе указаны, в основном, образовательные задачи. При этом имеется в виду, что широкий круг оздоровительных, кондиционных и воспитательных задач должен решаться учителем самостоятельно, из урока в урок. Поэтому, на уроке необходимо стремится к соблюдению единства и взаимосвязи между этими задачами. Урок должен быть хорошо продуман и организован. К каждому уроку необходимо подбирать упражнения и методы обучения им, устанавливать дифференцированную норму нагрузки, исходя из уровня физической подготовленности, половых различий учащихся, состояния их здоровья и другое.

1. Сколько частей выделяют в структуре урока? 2. Какая основная цель каждой из частей урока? 3. Какая часть урока является наиболее важной?

4. Структура построения урока Подготовительная часть. Цель подготовительной части урока – организовать класс и обеспечить психофизиологическую подготовку организма учащихся к предстоящей учебной работе. Основная часть. В этой части урока решаются важнейшие задачи урока - изучение и совершенствование упражнений, развитие физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости), совершенствование деятельности функциональных систем организма. Заключительная часть. Назначение заключительной части урока - завершение учебной работы учащихся, снижение нагрузки и приведения их организма в относительно спокойное состояние, подведение итогов урока и ориентирование учащихся на последующую деятельность.

4.1. Подготовительная часть урока Цель подготовительной части урока – организовать класс и обеспечить физиологическую подготовку организма учащихся к предстоящей учебной работе. Организация класса сводится к построению учащихся, проверки явки на уроках, объяснение основных задачи и содержания предстоящего урока. Построение является началом взаимоотношений между учителем и занимающимися. Объяснение задач урока и построения должно пробуждать у учащихся интерес к занятиям, а также повышать их деятельность и сознательность, активность. Необходимо, чтобы оно было кратким, ясным и понятным. Проверку явки на урок нужно максимально упростить, с тем, чтобы сохранить время для учебной работы. ВР 1, 3.

Средства подготовительной части: построения и перестроения; различные виды ходьбы и бега; прыжки и подскоки; танцевальные упражнения; способы преодоления препятствий; упражнения на внимание; общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, на снарядах (стенка, скамейка); упражнения с заданием на быстроту и точность реакции, на координацию; различные подвижные игры. Продолжительность подготовительной части урока колеблется от 7 до 12 минут.

4.2. Основная часть урока В этой части урока решаются важнейшие задачи урока - изучение и совершенствование упражнений, развитие физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости), совершенствование деятельности функциональных систем организма и психомоторики школьников. Основная часть урока служит для формирования у учеников знаний о технике изучаемых двигательных действий и влиянии выполняемых упражнений на организм занимающихся, для формирования знаний о мерах безопасности, приёмах страховки и самостраховки, для обучения учеников прикладным упражнениям и упражнениям на снарядах, для совершенствования у них двигательных качеств и воспитания этических и волевых качеств ВР 1, 3, 4

Средства основной части урока: прикладные упражнения; упражнения на гимнастических снарядах; акробатика; опорные прыжки; упражнения для развития физических качеств; подвижные игры; эстафеты; полосы препятствий. Продолжительность основной части зависит от продолжительности урока в целом. В школьном уроке продолжительностью в 45 мин, основная часть составляет от 28 до 35 мин.

4.3. Заключительная часть урока Назначение заключительной части урока - завершение учебной работы учащихся, снижение нагрузки и приведения их организма в относительно спокойное состояние, подведение итогов урока и ориентирование учащихся на последующую деятельность. Подведение итогов урока обычно сводится к оценке его основного содержания, поведения учащихся, выставлению оценок, рекомендациям ученикам и заданию на дом. Продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности подготовительной и основной части и колеблется от 3-х до 5 минут. Средства заключительной части урока: Упражнения на расслабление или внимание, упражнения на развитие гибкости, игры на внимание, ходьба с упражнениями на дыхание, танцевальные шаги и др. ВР 2, 3

5. Способы организации учебной работы на уроке 3 способа: Фронтальный, групповой и индивидуальный. Фронтальный способ заключается в одновременном исполнении всеми занимающимися упражнений. Чаще всего используется в подготовительной и заключительной частях урока. Групповой способ применяется, как правило, в основной части урока. Суть его состоит в том, что занимающиеся делятся на группы (отделения) по полу, уровню физической или гимнастической подготовленности. При индивидуальном способе каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно или под наблюдением педагога на отведенном ему месте. Задание дается с учетом функциональных возможностей организма, развития двигательных, психических способностей и личностных свойств.

6. Дозирование нагрузки на уроке. Физическая нагрузка – это мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Она характеризуется объемом и интенсивностью выполняемых упражнений. Дозирование нагрузки проводится путём изменения её объема и интенсивности. Объем нагрузки определяется и регулируется количеством выполненных упражнений, весом отягощений, длиной преодоленной дистанции и другое. Чем больше эти показатели, тем большим считается объём нагрузки. Интенсивность нагрузки характеризуется временем, затраченным на выполнение конкретного объема работы. Чем меньше время, затраченное на конкретную работу, тем считается выше её интенсивность

Способы дозирования нагрузки: 1.Изменение числа повторений упражнения. 2.Изменение способов и условий выполнения упражнений путем: - применения отягощений, использования сопротивлений амортизаторов или партнёра; - изменения темпа выполнения; - изменение техники выполнения упражнения; - применения поточного способа выполнения; - выполнения упражнения в соединении с другими упражнениями; - изменение исходного положения; - использования других мер, изменяющих трудность выполнения упражнения (ограничение пространства, зрительных ориентиров, времени выполнения и др.).

Для всесторонней оценки урока прибегают к его хронометражу и определению реакции организма на предложенную нагрузку (пульсометрии). С этой целью, под наблюдение берется средний ученик. До начала урока у него замеряется исходная ЧСС. Со звонком, к началу урока включается секундомер и не останавливается до конца урока. Хронометраж. Для проведения хронометража проводится наблюдение за выбранным учеником на протяжении всего урока и фиксируются его учебная деятельность. Наблюдающий последовательно записывает в специально подготовленный протокол все действия, в которых принимает участие выбранный им ученик. В протоколе сначала записываются показания секундомера, потом в соответствующей графе - очередное действие. Время, затраченное на каждое действие, определяется путем вычета предыдущего показателя секундомера, от очередного показателя.

Действия преподавателя на уроке можно условно разделить на целесообразные и нецелесообразные. К целесообразным (педагогически оправданным) действиям относятся: выполнение школьниками физических упражнений; участие в демонстрации; слушание педагога, наблюдение выполнения задания учителем и товарищами; анализ выполнения движений; взаимное обучение, оценивание, обсуждение; раздача и сбор инвентаря и учебных пособий; подготовка мест занятий, установка и перемещение снарядов; отдых после выполненного упражнения и другое

К нецелесообразным действиям можно отнести: неоправданные задачами и содержанием урока построения и перестроения; подготовку мест занятий без дальнейшего их использования; организационные и воспитательные «промашки» педагога, повлекшие дезорганизацию действий учеников в процессе урока; неудачные попытки обучения, в том числе, связанные с недоучетом психофизиологического состояния занимающихся; долгие и нудные разговоры на уроке о «смысле жизни»; затягивание окончания урока и другое.

Все нецелесообразные затраты на работу и отдых определяются сразу по ходу хронометрирования и записываются в графу со знаком «минус», а целесообразные затраты времени - записываются в графу со знаком «плюс». После окончания урока время граф суммируется по вертикали, и эти данные служат для определения плотности занятия. Плотность занятия определяется в процентах путем соотношения суммы времени, затраченного рационально (графа со знаком «+») на все виды деятельности, ко времени всего урока (45 мин).

Протокол плотности урока Задачи урока: 1.Закрепить технику лазания по канату в 3 приема. 2. Закрепить технику прыжка ноги врозь через козла. пп ДЕЙСТВИЯ Время окончания действия Умственная по преимуществу работа Двигательная по преимуществу работа Отдых Нецелесообразные затраты времени Примечание Построение, рапорт 2,45"--1,45"--1,00" 2.Слушание задач 3,05"20" Ходьба 4,30"-1,25" Слушание задания 4,45"15" Выполнение задания 1 5,15"--30" Слушание указаний 6,00"20"25" Повторно бег, ходьба, перестрое. 8,15"--2,15"----

43.Отдых, ожидание очереди38,10" " 44.1-я попытка лазания38,30"--20" Отдых, ожидание очереди40,25"---30"1.25" я попытка лазания40,40"--15"" Отдых, ожидание очереди42,00"---"20"1,00'- 48.Слушание замечаний43,40"40"1,00'-" Уборка снарядов, построение, уход 45,00"--1,40'--- Сумма затраченного времени по видам действий 10,106,0015,101, , Далее, на основании протокола хронометража (расчета плотности урока) и пульсометрии, идет полный анализ урока, выводы и рекомендации по уроку. (см. Шитикова Г.Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания//Учебно-методическое пособие. – СПб: ГАФК им.П.Ф.Лесгафта, – 43 с.

Плотность урока Она определяется в процентах путем соотношения полезно затраченного на уроке времени ко времени всего урока (45 мин). Различают 2 вида плотности – общую и моторную (двигательную). Под общей плотностью урока понимается полезное время, использованное на уроке учениками (слушание объяснений учителя, просмотра и выполнения упражнений, различных других заданий) ко всему времени урока: где: Р об - общая плотность, Т - общее время урока; t - время, затраченное с пользой.

Моторная плотность - это время, затраченное в уроке на активные полезные движения, ко времени всего урока. Она определяется по следующей формуле: где: Р мот. - моторная плотность урока; Т - общее время урока; t - время, затраченное на полезные активные движения

Способы повышения моторной плотности урока Необходимо создавать условия, при которых ученикам удается выполнять упражнения наибольшее количество раз, например: - использование фронтального способа проведения занятий, при котором упражнения выполняются одновременно всеми учениками; - использование несколько мест занятий одновременно, когда ученики в своих группах занимаются на 3-4-х снарядах одновременно; - использование многопролетных снарядов: - наименьший состав учеников в группе на одном снаряде; - использование дополнительных мест для выполнения подводящих и подготовительных упражнений; - использование дополнительных заданий между основными; - обеспечение инвентарем каждого ученика; - подготовка мест занятий и инвентаря до урока; - краткость объяснений, замечаний, обсуждений.

Пульсометрия. Первый замер пульса проводится до начала урока по физкультуре и считается нормой, второй - на четвертой минуте и так далее, последний - после окончания урока. Каждые четыре минуты показатели ЧСС того же ученика записываются в протокол. Частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока. В последнем случае вычерчивается "кривая нагрузки". После окончания урока, полученные десятисекундные показатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока - его "кривая«.

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. По высоте кривой условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади между кривой и горизонтальной проекцией от исходного пульса - о ее объеме. Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой урока должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах - не совпадают. Изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. В этой связи, относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения.

Пульсометрия урока Интенсивность Объём

Интегральный показатель нагрузки - ЧСС. (для учащихся основной медицинской группы) Высокая нагрузка - ЧСС уд/мин (возможны случаи и до 200 уд/мин.) Средняя нагрузка - ЧСС уд/мин, и Низкая нагрузка уд/мин. В каждое занятие рекомендуется включать 2-3 коротких «пика» нагрузки, продолжительностью до 2-х мин, при ЧСС % от максимальной.

Внешние признаки, по которым можно определить чрезмерность нагрузки на ученика и срочная необходимость предоставления ему отдыха: значительное покраснение или, наоборот, побледнение кожи лица; одышка; обильное потоотделение; дрожание конечностей; нарушение координации движений; вынужденные позы с опорой; покачивание при походке; затруднительная речь; расфокусированное зрение.

7. Организационные аспекты урока Подготовка учителя: тщательное планирование урока с учетом условий, в которых он будет проходить, внешний вид учителя Подготовка инвентаря и оборудования: перед началом урока учитель проверяет их наличие, исправность, удобно располагает инвентарь в зале. Подготовка учащихся заключается в своевременности и готовности их к началу урока в зависимости от условий, в которых будет проходить занятие. Распределение и сбор мелкого инвентаря могут осуществляться: а) самим учителем; б) специально назначенным учеником; в) каждым учащимся самостоятельно. Место учителя выбирается с таким расчетом, чтобы он мог видеть всех учеников, наблюдать за действиями каждого из них. Помощники учителя подбираются им для себя из наиболее подготовленных в гимнастике, дисциплинированных и ответственных учеников

Меры безопасности: Для предупреждения травматизма на уроке учителю необходимо предпринимать следующие действия: ознакомить занимающихся с правилами поведения в зале и техникой безопасности при выполнении упражнений; проверять внешний вид учащихся (особенно в холодный или жаркий периоды); проверять исправность снарядов, инвентаря, правильность их подготовки и расположения; обеспечивать страховку и помощь при выполнении упражнений; следить за дисциплиной и правильным расположением занимающихся; осуществлять контроль за психофизиологическим состоянием занимающихся; соблюдать принципы обучения и другое.

Статья 118 Уголовного Кодекса РФ Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности п.2. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. п.4. Причинение средней тяжести вреда здоровью по неосторожности совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Литература 1. Аллахвердиев Ф.А. Урок гимнастики в школе // Учебно-метод. пособие. – СПб, ФГОУ ВПО «НГУ им.П.Ф.Лесгафта, СПб». – с. 2. Гимнастика: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб.заведений//Под ред. Журавина М.Л., Меньшикова Н.К. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» с. 3. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе // Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС с. 4. Шитикова Г.Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания // Учебно-метод. пособие. - СПб, ГАФК им.П.Ф.Лесгафта. – с.