Психолого- педагогические основы проблемного обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технологическая схема цикла проблемного обучения..
Advertisements

Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда обучающийся систематически включается в поиск решения новых для него проблем.
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
Презентация Проблемное обучение на уроках математики Презентация Проблемное обучение на уроках математики МБОУ –средняя общеобразовательная школа 7 города.
Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я.
Закаблук О. В. АОУ Лицей 19, г. Королев, МО. Слово « технология » происходит от греческих techne – искусство, мастерство и logos – учение. Термин « педагогическая.
МАДОУ «Детский сад 6» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
Проблемное обучение Модель организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную.
Проблемное обучение как средство развития мыслительных способностей учащихся Тематический педсовет 2010 год.
Инновационные технологии в дошкольном образовании.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
Трофимова Елена Вячеславовна Учитель начальных классов СКО, г.Тайынша ГУ «СШ 2»
Проблемное обучение «Мышление начинается с проблемной ситуации» С. Л. Рубинштейн.
Автор проекта: Водынина Оксана Ивановна учитель русского языка и литературы.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила:Атмурзаева З.М..,Муз. руководитель.
Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети. И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете. С.Я. Маршак "Мышление начинается.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Транксрипт:

Психолого- педагогические основы проблемного обучения

Методология Дьюи Джон ( ) американский философ-праг­матик, психолог и педагог. Предлагал всё обучение построить как самостоятельное решение проблем. В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли A.M. Матюшхин, М.И. Мах-мутов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и др.

Родственные термины и понятия: проблемный подход (Т.И. Шамова), принцип про- блемности (В.Т. Кудрявцев, А.М. Матюшкин), требующие обязательной организации проблемной ситуации; проблемные методы (В. Оконь) как пути и способы решения педагогических задач; проблемное обучение как тип обучения (М.И. Мах- мутов, М.Н. Скаткин), если рассматривать его как относи­ тельно самостоятельную дидактическую систему.

Проблемное обучение организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащих­ся под руководством учителя проблемных ситуаций и орга­низацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творчес­кое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и раз­витие мыслительных способностей (СУД).

Суть проблемного обучения Перед учениками ставится проблема, познавательная задача, и ученики (при непосредственном участии учителя или самостоятельно) исследуют пути и способы ее решения. Они строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Сюда относятся, например, задачи на самостоятельное «открытие» правил, законов, формул, теорем (самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, открытие способа доказательства геометрической теоремы и т.д.).

Характеристики традиционного и проблемного обучения (по В. Оконю) Сообщающее обучениеПроблемное обучение 1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание, прежде всего на программу. 2. В устной подаче материала или через учебник возникают пробелы, преграды и трудности, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса. 3. Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабых учащихся. 4. Контроль школьных достиже­ний только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью. 5. Отсутствует возможность обес­печения всем учащимся стопро­центных результатов; наибольшую трудность представляет приме­нение информации в практике. 1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоре­тических и практических проблем. 2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все труд­ности, его активность и самостоя­тельность достигают здесь высо­кого уровня. 3. Темп передачи сведений зави­сит от учащегося или группы учащихся. 4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной про­верки результатов. 5. Результаты преподавания отно­сительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полу­ченные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности

Основные понятия проблемного обучения Условием реализации цели обучения является проблемность, присущая любому «жизнеспособному» объекту и субъекту, которая может существовать в скрытом и выраженном виде, т.е. быть внутренней и внешней. Способом создания проблемности является проблемная ситуация, фиксирующая момент присвоения субъектом объекта, содержащего проблемность. Средством создания проблемной ситуации может явиться проблемная задача, формализованная в текстовых данных. Механизмом, вскрывающим проблемность, является проблематизация объекта и субъекта, т. е. процесс вскрытия внутренних и внешних противоречий, присущих объекту, проблем.

Основные понятия проблемного обучения Единицей процесса является проблема скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального мира. Проблемность главное условие развития объекта (мир) и субъекта (человек) может быть рассмотрена как диалектическая категория, рядоположенная с другими, или как главный признак данных категорий в развитии, или как главный принцип их действия, деятельности, или как необходимость действовать. Проблемная ситуация способ вскрытия объективно существующей проблемности, которая проявляется как психическое состояние интеллектуального затруднения при взаимодействии субъекта и объекта. Проблемная задача средство создания проблемной ситуации имеет оболочку, материализованную в ее формулировке (устной или письменной), ориентирована на потребности и возможности субъекта. Проблематизация механизм, лежащий в основе вскрытия проблемности объекта субъектом, материализованной в данной проблемной задаче. Проблема противоречие единица содержания и процесса движения в материальном и идеальном пространстве, порождаю­щая процесс развития мира и человека и порождаемая развитым человеком. Этот процесс непрерывен.

Основное в проблемном обучении создание проблемной ситуации

Правила создания проблемной ситуации (А.М. Матюшкин) Перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала. Проблемными заданиями могут быть: а) усвоение, б) формулировка вопроса, в) практические задания. Однако не следует путать между собой проблемные задачи и проблемные ситуации. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеперечисленных правил. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

Способы создания проблемных ситуаций 1. Столкновение учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения. 2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий. 3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. 4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, сталкивающих их с противоречиями между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах. 5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка. 6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение. 7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. 8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы 9. Организация межпредметных связей

Проблемная учебная задача Учебная задача может вызвать умственную активность при определенных условиях: а) ее условия не подсказывают способа ее решения; б) прошлый опыт ученика не содержит никакой готовой схемы решения, которую можно было бы применить в данном случае; школьник ставится перед необходимостью создать новую, не имеющуюся в его опыте схему решения.

Уровни проблемности в обучении Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении учениками. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение. Учитель направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения (частично- поисковый метод). Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает. Учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Этапы проблемного обучения 1 этап постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью различных вербальных и технических средств. 2 этап перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задаёт наводящие вопросы и т.д. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение психологической проблемной ситуации акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подходов.

Этапы проблемного обучения 3 этап поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь. 4 этап появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся 5 этап реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. 6 этап отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог); ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские); формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения и др.).

Урок Логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер (одно-, двух-, трёхлинейный), а более сложный спиралеобразный, «криволинейный» вид. Логика учебного процесса такова: если в начале урока, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на её разрешение, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.

« …..чем больше ученики стремят­ся в ходе своей работы попасть на тот путь, по которому идет исследователь, тем лучше достигаемые результаты» В. Оконь

Литература 1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВР. М.: НИИ школьных технологий, с. 2. В.А. Ситаров Дидактика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А, Сластенина. – 2 е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», – 368 с. 3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учебн. Пособие для студент. Высш. Учеб. Заведений / Сергей Дмитриевич Смирнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», с.