Структура и содержание пособия. Аннотация В книге представлен анализ психологической и педагогической литературы, посвящённой рассмотрению возрастных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология развития и возрастная психология Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Е. Б. Мельник.
Advertisements

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
ГУ им.Шакарима г.Семей СРО По возрастной психологии. На тему: Развитие личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Подготовила: ученица.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
1 2 Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
возраст второго рождения личности. Представление о себе, как не о ребенке. 13 – 14 лет.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КОЛЕСНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ 11-Б КЛАСС.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
ИСТОКИ примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Педагог-психолог КГКОУ Детский дом 22 О.А.Панченко.
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности,
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Влияние установок толерантного сознания на реагирование в конфликте Тема 22.
Транксрипт:

структура и содержание пособия

Аннотация В книге представлен анализ психологической и педагогической литературы, посвящённой рассмотрению возрастных особенностей становления личности. Характеристика всех возрастных этапов в жизни человека – от зачатия до старости и смерти, соотнесена с учением о человеке в православной традиции мировосприятия. Книга адресована социальным педагогам, может быть использована психологами, социальными работниками, студентами педагогических и духовных учебных заведений, родителями, специалистами служб семьи, священнослужителями. Рассмотрение с психолого-педагогических позиций всех возрастных этапов в жизни человеческой личности может быть востребовано всеми, кто пытливо вглядывается в человеческую жизнь

Глава 1. Основные положения возрастной психологии 1.1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки Исторический очерк исследований проблем возрастного развития Категория развития Теории психического развития Источники, движущие силы и условия психического развития Механизмы развития личности ребенка и взрослого: общее и особенное Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис Основные положения православной антропологии в курсе психологии развития 51

Глава 2. Условия и факторы, влияющие на развитие личности 2.1. Проблема периодизации психического развития Дальнейшие исследования психологических детерминант морального сознания Понятия «возраст» и «развитие», их трактовка в различных теориях развития Взаимосвязь обучения и развития в онтогенезе Отклонения в психическом развитии Развитие личности в трудных жизненных ситуациях и экстремальных условиях Развитие личности в условиях депривации Понятия сенситивности и возрастного кризиса 130

Глава 3. Психология детских возрастов 3.1. Начало жизни человека Становление и развитие систем пренатального воспитания Первый возраст жизни Психическое развитие в младенчестве Психическое развитие в раннем детстве Психологическая характеристика дошкольного возраста Кризис семи лет Кризис семи лет и проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе Психологическая характеристика младшего школьного возраста Психологические особенности подростка Психология юности Понятие воли в психологии, педагогике и богословии. Возрастные кризисы как опорные точки воспитания воли у детей Влияние религиозной культуры на становление самосознания в детском возрасте 285

Глава 4. Развитие личности в возрастах взрослости 4.1. Молодость Кризис середины жизни миф или реальность? Зрелый возраст Психология старости Смерть «последняя стадия роста» Работа с людьми, пережившими смерть близкого человека 328

Структура самосознания личности По мысли Л.С.Выготского целостное становление структуры самосознания личности, как правило, завершается к концу подросткового возраста. Способность к самосознанию связана с овладением человеком рефлексией. Рефлексивные качества психики в основном оформляются в возрасте после 7 лет (о чем более подробно в главе «Младший школьный возраст»).

Развитие теории структуры самосознания В работах В.С.Мухиной выявлено, каким образом в процессе психического развития ребёнка им присваивается сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций, позволяющая воспринимать себя одновременно социальной единицей и уникальной личностью.

Структура самосознания личности обеспечивает её целостность, предполагающую сохранение основных смыслов и значений для человека ценности его существования состоит из пяти базовых звеньев, которые начинают постепенно оформляться с момента рождения человека, но полноты своего раскрытия достигают к завершению возраста детства

Звенья структуры самосознания представления о своём имени и теле, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности социальное пространство личностных отношений

Значение религиозного воспитания для развития самосознания личности Традиционным для отечественной психологии является рассмотрение развития психики ребёнка в контексте той культуры, которую он воспринимает из своего окружения и в связи с той деятельностью, которая доступна ребёнку в сотрудничестве с взрослым.

Учет возрастных особенностей в процессе усвоения традиций Православной культуры в детстве имеет двойную ценность постижение богодухновенной культуры на каждом этапе онтогенеза способствует более глубокому и разностороннему развитию детской психики и знакомству ребёнка с такими видами человеческой деятельности, которые недоступны в десакрализованной культуре (молитва, пост, покаяние) учёт психологических особенностей личностного развития детей в процессе обучения культуре религиозной жизни обуславливает становление гармоничного образа мировосприятия у ребёнка, что в конечном итоге формирует к концу детства устойчивое мировоззрение

Представление о своём имени. «Имя – личное название человека, даваемое ему прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определённому социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу» (52, с.387). Психологи подчёркивают, что в условиях современной жизни имя теряет для человека остроту мифологического отношения, сохраняя при этом мощное значение и смысл для его носителя. Имя позволяет ребёнку познавать собственную сущность, так как очень быстро соединяется в сознании с «Я», употребляемого также для обозначения себя самого.

Представление о своем имени Православная традиция наречения ребёнку при крещении имени святого даёт дополнительный параметр самоидентификации ребёнка с личностью его небесного покровителя, у которого, как правило, есть жизнеописание (житие), каноническое изображение (икона) и особая форма личностного обращения к нему (молитва святому). Такого рода личностное обращение ребёнка с носителем его имени обеспечивает сакральное восприятие собственного имени, даёт возможность поддержать в ребёнке его чувство самоуважения, что повышает уровень самооценки.

Представление о своем теле Отношение к собственному телу ребёнок формирует посредством отношения к нему близких взрослых людей, отношение к человеческому телу вообще он усваивает через культурные ориентации ближайшего окружения и бытующие в нём традиции

Представление о своем теле Христианская культура имеет глубокую и самобытную концепцию представлений о телесной сущности человека, как о природе человеческой личности. Отличительной особенностью православного воспитания представлений о человеческом теле и его предназначении является стремление к сохранению телесного и духовного целомудрия. Православная аскетика – наука о сохранении телесной и духовной целостности, учит тому, какими способами человек может научиться управлять своим телом и мыслями, каким образом он может выстроить отношения с другими людьми и Богом.

Потребность в признании является сущностной характеристикой человека. Взрослый человек реализует эту потребность в своей деятельности, признание ребёнка первоначально осуществляется в атмосфере его семейного принятия и любви.

Потребность в признании Специалистами подчёркивается, что ребёнку важно чувствовать свою уникальность и неповторимость, его нельзя путать с другим. Для нормального психического развития ребёнка ему предстоит усвоить своё имя, лицо и тело, неслучайность своего появления в этом мире, автономную ценность его существования. Все названные условия способствуют формированию психической устойчивости, субъективного ощущения себя счастливым и любимым ребёнком.

Половая идентификация растущего ребёнка обеспечивается также в основном в его семейном воспитании. К концу раннего возраста дети устанавливает для себя свою половую принадлежность, а в течение первых семи лет интенсивно осваивают поведенческие формы, интересы и ценности своего пола, проявляя различные эмоциональные реакции на сверстников своего и противоположного пола. Необходимость гендерного подхода в воспитании обоснована современной психологией и педагогикой (Мудрик А.В.). Однако, методы полового воспитания, предлагаемые секулярной педагогикой и психологией, в большинстве своём далеки от сохранения целостности детской психики.

Половая идентификация Для православного воспитания проблема полового воспитания в настоящее время заключается в недостатке современных христианских целомудренных программ воспитания детей и юношества в сфере отношения полов.

Психологическое время личности Позволяет адекватно реагировать на свой жизненный путь во времени, представленном прошлым, настоящим и будущим, и переживать в нём своё физическое и духовное изменение. Чем младше ребёнок, тем большее участие в формирование его жизненной перспективы принимает взрослый. Именно взрослый закладывает основы субъективной картины жизненного пути у ребёнка, учит соотносить себя не только с образами прошлого, но и будущего, причём прошлого и будущего, как отдельной личности, так и целой нации и государства.

Психологическое время личности Где я был, когда меня не было? Что будет со мной, когда я умру?

Социальное пространство личности представляет собой условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей, в сферу деятельности и общения. В качестве таких условий В.С.Мухина называет – место, где протекает жизнь человека, стиль и содержание общения, обусловленные принадлежностью к определённой культуре (культурам), внутреннюю позицию самого человека по отношению к истории своего народа. Освоение социального пространства ребёнком происходит посредством накопления представлений о самом себе и своём окружении.

Социальное пространство личности «Ребёнок… выделяет значимые для себя опоры, от которых он отталкивается как «от печки»… При этом ребёнку необходимо знать и чувствовать, что он не случаен в этой жизни, не одинок, как все живое на Земле. Конечно, он появился на свет от мамы и папы, а не путём клонирования, как пресловутая овечка Долли. У него есть живущие на этом свете родственники, у него есть предки, далёкие и близкие»