Оценка исследовательской компетентности учащихся на уроках биологии Учитель биологии МАОУ «СОШ 104 с углубленным изучением предметов культурологического профиля» Т.П.Поваляева
Компетентность – интегральная способность личности действовать в нестандартных ситуациях
Исследовательская компетентность определяется универсальными учебными действиями.
Универсальные учебные действия. Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные
Личностные УУД действие смыслообразования, действие самоопределения, включая личностное и профессиональное действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
Регулятивные УУД целеполагание; планирование ; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка.
Познавательные УУД Общеучебные Знаково-символические Логические
Общеучебные познавательные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Логические познавательные УУД сравнение ; опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс); анализ; синтез; сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию; классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака; обобщение; доказательство; подведение под понятие ; вывод следствий ; установление аналогий.
Знаково-символические познавательные УУД моделирование; преобразование модели.
Коммуникативная компетенция планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.
Технология обучения. Встроенная диагностика. Ситуация разрыва Ситуация «УСПЕХА» М3 М2 М1 Общий способ (понятие) Постановка задачи Моделирование (поиск решения задачи)
Структура курса биология живое Структура и функции структур живого Размножение и развитие живого Размножение и индивидуальное развитие живого Историческое развитие Взаимоотношен ия организмов
Трахеи насекомых и легкие пауков Кожа земноводных Жабры двустворчатых моллюсков
Уровни освоения способов действия Функциональ- ный(ресурсный) Содержательный (рефлексивный) Формальный(репродуктивный) Пройденная часть учебной программы
1 уровень сложности Энергетический обмен Пластический обмен Энергия Этапы Сопровождается реакциями
2 уровень сложности Вы составляете суточный рацион для больного, страдающего ожирением, с целью добиться снижения массы тела. Его суточные энергозатраты составляют 2500 ккал. В составленном Вами рационе имеется белков – 150 г, углеводов – 600 г, жиров – 200 г. Будет ли достигнута Ваша цель?
Физиологические процессы в животном организме. кислород пища Углекислый газ Вредные вещества вода Е Непереваренные остатки Запас веществ
Определите организм, которому свойственны физ.процессы. Улекислый газ вода кислород вода Е Новые вещества Запас веществ кислород Улекислый газ
Мониторинг Компетентность Развивающие эффекты обучения Предметные знания и умения учащихся Проектные задачи Тематические предметные обучающие ПЗ Итоговые предметные ПЗ Межпредметные (интегративные) разновозрастные ПЗ Формирование теоретического мышления Формирование учебной деятельности Формирование контрольно- оценочной и учебной самостоятельности Предметный результат Система «ядерных» понятий
Задание Какие закономерности вы можете обнаружить, опираясь на данную диаграмму? Постройте график зависимости ……. Предположите, какая ситуация в Вашем городе? Как это проверить? Сформулируй цель исследования. Предложите план исследования.
Показатель Умение видеть проблему Выдвижение гипотезы Формулировка цели исследования Выбор способа действия (метода) по ситуации Планирование исследования Рефлексия хода и результатов исследования. Рефлексивный лист.